Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство.



Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство.

Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.

Лекция №6 от 18.02.2015

Предмет: История Церкви

Лектор: отец Анатолий Черногор

Тема 1: Пятый Вселенский Собор

Предпосылки созыва Собора

После 4 Вселенского Собора византийские императоры пытались всеми средствами воссоединить мнофизитов с православными.

В 476 году император Василиск издает свое послание, в котором осуждает 4 вселенский Собор и стает на сторону монофизитов. Это стало причиной его свержения с трона. Его приемник Зенон также издает свое послание «Энотикон» где умалчивает о теме одной или двух природ во Христе.

С приходом к власти Юстиана І Великого (527-565) попытки воссоединения стали проводится еще активнее. Отметим, что его жена Феодора была тайной монофизиткой. И с ее инициативы придворные епископа Феодор и Донициан предложили такой путь воссоединения с монофизитами: необходимо осудить Федора Мапсуестийского, а так же писания блаж.Феодорита Кирского и Иву Эдесского.

Однако, если бы это произошло то Церковь противоречила бы своей собственной воле, потому что двое последних лиц были признаны православными на 4 Вселенском Соборе.

Юстиниан І понял опасность данной идеи.

Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Для Юстиниана вопрос не состоял, как для нас, в определении отношений «между Церковью и государством» как между двумя различными социальными структурами.

Для него, народ Божий должен был быть ведом двумя различными иерархиями:

· одна — несущая ответственность за внешний порядок, безопасность, благосостояние и управление;

· другая — ведущая народ Божий в сакраментальное предвкушение Царства Божия.

Юстиниан Великий.

Это один из самых великих и образованных императоров Византии. Он в совершенстве знал не только философию и право, но и так же богословие. Он написал гимн «Единородный сыне». Он создал свой кодекс права «Кодекс Юстиниана», был так же автором идеи «симфонии» — сотрудничество церковной и светской власти. И так же был великим храмостроителем.

Конечно, самое главное творение Юстиниана — это собор Св. Софии. Главная базилика имперской столицы, посвященная Христу — Премудрости Божией (1 Кор., 1: 24), была впервые построена Констанцием. Она сгорела в 404 г. во время волнений, связанных с ссылкой св. Иоанна Златоуста, и была вновь отстроена Феодосием II, но во время восстания «Ника» в 532 г. полностью сгорела. Новый, великолепный храм был отстроен за 5 лет (532-537) архитекторами Артемием Тральским и Исидором Милетским и освящен на Рождество 537 г. Наполненный светом громадный интерьер Великой церкви завершался гигантским куполом, символизировавшим нисхождение Неба на Землю. Стены были украшены золотыми мозаиками и разноцветными мраморными плитами. Массивные колонны были свезены с разных концов Империи, в том числе даже из разрушенного храма Зевса в сирийском городе Баалбеке. Надпись на золотом престоле гласила: «Твоя от Твоих Тебе приносяще рабы Твои император Юстиниан и Феодора». Впечатление, производимое собором (самым большим в христианском мире до XII в., когда началось сооружение гигантских готических соборов на Западе), было таковым, что до самого падения Константинополя в 1453 г. он оставался духовным центром всего восточного Православия.

Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Он был эмоциональным человеком, необычайно трудолюбивым (как мы бы сказали сегодня, workaholik) — в придворных кругах говорили: «Император никогда не спит», — вникавшим в каждую мельчайшую деталь правления. Он почти никогда не покидал своего дворца и никогда не выезжал из Константинополя. При всей роскоши своего двора он вел весьма аскетическую жизнь. Страстью его жизни было богословие.

Кроме мнения что Феодора была монофизиткой бытует и другое мнение:

Все любят рассказывать историю про то, как после смерти Феодоры Юстиниан случайно забрел на женскую половину дворца и обнаружил там скрывающегося монофизитского патриарха Александрийского Феодосия, ο чем он, якобы, ничего не знал. На самом деле такая картина неверна: Юстиниан и его двор никогда не отступали от халкидонской веры. Скорее всего, императрица была глубоко убеждена, что монофизиты круга Севира были чрезвычайно близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор. С согласия и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с монофизитскими лидерами, предоставляла им убежище в нужные времена и активно участвовала в политических интригах направленных на их примирение с официальной Православной Церковью. Феодора с Юстинианом были очень дружной и слаженной парой и всегда действовали сообща: тут налицо была продуманная политика кнута и пряника. Православные считали ее ведьмой, а монофизиты его — тираном. В результате они могли оказывать влияние на обе стороны.

Человек, отпадая от Бога, оказывается рабом своих страстей, самого себя и, в конечном счете, сатаны. Поэтому для св. Максима человек был воистину свободен только тогда, когда он следовал своей природной воле, которая предполагала сотрудничество с Богом, творчество, согласное с Божественной премудростью, причастие и жизнь в Боге.

«Природная воля» есть тяготение природы к тому, что ей подобает, это сила, объемлющая все природные свойства. Природа в естественном своем состоянии, то есть в состоянии, не искаженном грехом, может желать только добра, поскольку она — «природа разумная», то есть устремленная к Богу. Воля совершенной природы воспринимает добро и, следовательно, принадлежит добру. Но грех затемнил и затуманил это восприятие, и теперь естество часто стремится к вещам «противоестественным», его желания погрязают в грехе. Однако у человека есть другая движущая сила, которая определяется не природой, но каждой человеческой испостасью, каждым человеком в отдельности. Это свобода выбора, или личное суждение каждого человека, которым он судит природную волю, принимая ее или отвергая и направляя к иной цели, и, очищая ее от греха, превращает ее в подлинную природную волю. Однако свобода выбора может быть и свободой восстания, бунта, движения против природы и, следовательно, саморазрушения. Адам и Ева в грехопадении воспользовались именно этим аспектом избирательной воли, который после изгнания из рая был закреплен их «природным» существованием. «Выбор» не является необходимым условием свободы: Бог волит и действует в абсолютной свободе, но именно Он никогда не колеблется и никогда не выбирает. Выбор предполагает раздвоенность и неясность, т. е. неполноту и слабость воли. Только грешная и немощная воля может колебаться и избирать.

Итак, император Констант II после смерти Максима направился в Рим. Он думал было перенести столицу из оказавшегося под ударами арабов Константинополя в Сиракузы, но был убит в этом сицилийском городе в результате дворцового переворота (668 г.). Императором стал его сын Константин IV Погонат (Бородатый) (668-685). Его царствование началось с отражения наступления арабов. Начиная с 663 г. в течение 15 лет арабы совершали ежегодные набеги на Малую Азию. К 678 г. арабский флот был разгромлен, и остатки его бесславно убрались из византийских вод. Арабы вынуждены были заключить 30- летний мир с Византией. Трудно переоценить всю важность победы византийцев в 678 г. Впервые победоносное шествие ислама было остановлено. Все силы арабов были направлены на овладение Константинополем, который был последней дамбой, сдерживавшей мусульманский потоп, — но Константинополь выстоял.

Но главное значение решений, принятых в 680-681 гг., — не столько в словах или формулах, сколько в видении воплощения, явленном в богословии преп. Максима. Итак, на этом в основном, можно сказать, была завершена эпоха христологических споров. Преп. Максим оказался достойным завершителем дела своих великих предшественников, ибо именно его богословие послужило основой для формулирования православного учения о воплощении и для торжества Православия.

Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь