Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.
Лекция №6 от 18.02.2015 Предмет: История Церкви Лектор: отец Анатолий Черногор Тема 1: Пятый Вселенский Собор Предпосылки созыва Собора После 4 Вселенского Собора византийские императоры пытались всеми средствами воссоединить мнофизитов с православными. В 476 году император Василиск издает свое послание, в котором осуждает 4 вселенский Собор и стает на сторону монофизитов. Это стало причиной его свержения с трона. Его приемник Зенон также издает свое послание «Энотикон» где умалчивает о теме одной или двух природ во Христе. С приходом к власти Юстиана І Великого (527-565) попытки воссоединения стали проводится еще активнее. Отметим, что его жена Феодора была тайной монофизиткой. И с ее инициативы придворные епископа Феодор и Донициан предложили такой путь воссоединения с монофизитами: необходимо осудить Федора Мапсуестийского, а так же писания блаж.Феодорита Кирского и Иву Эдесского. Однако, если бы это произошло то Церковь противоречила бы своей собственной воле, потому что двое последних лиц были признаны православными на 4 Вселенском Соборе. Юстиниан І понял опасность данной идеи. Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Для Юстиниана вопрос не состоял, как для нас, в определении отношений «между Церковью и государством» как между двумя различными социальными структурами. Для него, народ Божий должен был быть ведом двумя различными иерархиями: · одна — несущая ответственность за внешний порядок, безопасность, благосостояние и управление; · другая — ведущая народ Божий в сакраментальное предвкушение Царства Божия. Юстиниан Великий. Это один из самых великих и образованных императоров Византии. Он в совершенстве знал не только философию и право, но и так же богословие. Он написал гимн «Единородный сыне». Он создал свой кодекс права «Кодекс Юстиниана», был так же автором идеи «симфонии» — сотрудничество церковной и светской власти. И так же был великим храмостроителем. Конечно, самое главное творение Юстиниана — это собор Св. Софии. Главная базилика имперской столицы, посвященная Христу — Премудрости Божией (1 Кор., 1: 24), была впервые построена Констанцием. Она сгорела в 404 г. во время волнений, связанных с ссылкой св. Иоанна Златоуста, и была вновь отстроена Феодосием II, но во время восстания «Ника» в 532 г. полностью сгорела. Новый, великолепный храм был отстроен за 5 лет (532-537) архитекторами Артемием Тральским и Исидором Милетским и освящен на Рождество 537 г. Наполненный светом громадный интерьер Великой церкви завершался гигантским куполом, символизировавшим нисхождение Неба на Землю. Стены были украшены золотыми мозаиками и разноцветными мраморными плитами. Массивные колонны были свезены с разных концов Империи, в том числе даже из разрушенного храма Зевса в сирийском городе Баалбеке. Надпись на золотом престоле гласила: «Твоя от Твоих Тебе приносяще рабы Твои император Юстиниан и Феодора». Впечатление, производимое собором (самым большим в христианском мире до XII в., когда началось сооружение гигантских готических соборов на Западе), было таковым, что до самого падения Константинополя в 1453 г. он оставался духовным центром всего восточного Православия. Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Он был эмоциональным человеком, необычайно трудолюбивым (как мы бы сказали сегодня, workaholik) — в придворных кругах говорили: «Император никогда не спит», — вникавшим в каждую мельчайшую деталь правления. Он почти никогда не покидал своего дворца и никогда не выезжал из Константинополя. При всей роскоши своего двора он вел весьма аскетическую жизнь. Страстью его жизни было богословие. Кроме мнения что Феодора была монофизиткой бытует и другое мнение: Все любят рассказывать историю про то, как после смерти Феодоры Юстиниан случайно забрел на женскую половину дворца и обнаружил там скрывающегося монофизитского патриарха Александрийского Феодосия, ο чем он, якобы, ничего не знал. На самом деле такая картина неверна: Юстиниан и его двор никогда не отступали от халкидонской веры. Скорее всего, императрица была глубоко убеждена, что монофизиты круга Севира были чрезвычайно близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор. С согласия и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с монофизитскими лидерами, предоставляла им убежище в нужные времена и активно участвовала в политических интригах направленных на их примирение с официальной Православной Церковью. Феодора с Юстинианом были очень дружной и слаженной парой и всегда действовали сообща: тут налицо была продуманная политика кнута и пряника. Православные считали ее ведьмой, а монофизиты его — тираном. В результате они могли оказывать влияние на обе стороны. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы