Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИДЕЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО



ИДЕЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

(на основе анализа глав из «Великой дидактики»)

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

(первые два блока обязательны для выполнения в письменной форме)

Ú

БЛОК №1 (источник №5 основной литературы)

На основе анализа представленного ниже отрывка работы, выделите этапы жизни и педагогической биографии Я. А. Коменского по следующей схеме:

Годы жизни (с… - по…) Название и характеристика этапа Изданные произведения

 

Б. М. Бим-Бад, Г. П. Мельников

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

 

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех немногих личностей, которые являются не просто недюжинными мыслителями, учеными и выдающимися практиками, но создателями, основоположниками, первооткрывателями целых отраслей знаний. Семнадцатый век знал четырех таких людей: Галилей, Декарт, Ньютон и Коменский.

Биография

Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в Моравии - одной из земель Чешского королевства - в семье Мартина Сегеша, жителя города Угерский Брод. Молодой Ян часто подписывался как Нивницкий, фамилию Коменский (по деревеньке Комни, откуда был родом его отец) он стал использовать с 1620-х гг., обозначая ей авторство своих сочинений.

Семья Сегеша пользовалась уважением, ее члены состояли в Общине чешских братьев, наследников гуситского движения и хранителей его традиций. С этой Общиной Ян связал всю свою жизнь и возглавил ее в эмиграции. < …>

Чешские братья создали систему общественного воспитания, добротных школ, огромную литературу на родном языке. < …> Коменский унаследовал традицию образования чешских братьев и развил ее.

Уже в отрочестве Коменский познал трагические превратности жизни. В 1604 г. он осиротел, а в следующем году лишился наследства из-за того, что войска венгерского магната Иштвана Бокаи, боровшегося с Габсбургами за власть, опустошили и сожгли Угерский Брод.

Ян учился в братской школе города Стражнице, затем, в 1608-1611 гг., Пршерова. Здесь он освоил латынь - язык культурного международного общения. < …> В Пршерове Ян взял себе второе имя - Амос - в честь библейского пророка.

В 1611-1613 гг. Ян Амос учится в протестантском университете немецкого города Герборн, где на формирование его взглядов оказывают решающее влияние такие известные ученые, как И. Г. Альштед, И. Фишер (Пискатор), И. Алтузий. < …>

В это время Коменский испытывает также влияние В. Ратке - выдающегося немецкого лютеранского теоретика и практика школьного дела. Моравскому педагогу были близки такие принципы Ратке, как ведущая роль родного языка, а не латыни, на начальной стадии обучения, легкость изучения латинского языка, наглядное изучение вещей, а не только их названий.

Идеи, воспринятые им в юности как в Германии, так и на родине, Коменский будет развивать и совершенствовать всю свою долгую жизнь.

После года учебы в Гейдельбергском университете (1614) Коменский пешком вернулся домой. < …> Затем Коменский поселился в Пршерове и в свои 22 года стал учителем в той самой школе, в которой раньше был учеником. < …> Много занимаясь вопросами улучшения сложившейся практики воспитания и обучения, он начал писать новые учебники. Вначале для себя, для своей школы.

Созданные Коменским учебные пособия отличала энциклопедичность, стремление последовательно использовать принцип наглядности. Они были прекрасно иллюстрированы и давали не только " знание слов", но и " знание вещей" (каждое новое слово сопровождалось соответствующим изображением). Они ориентировались при этом на запросы ребенка, впервые открывающего мир. Коменский стремился к тому, чтобы этот мир открылся ребенку систематически, во всей своей полноте и разнообразии.

В 1616 г. Коменский становится священником Общины чешских братьев, а с 1618 г. руководителем школы и церковной общины в Фульнеке. < …>

Начало творчества Коменского пришлось на эпоху одной из крупнейших трагедий европейской истории - Тридцатилетней войны (1618-1648), в которую оказалось втянуто большинство европейских государств. Война принесла неисчислимые бедствия и опустошения Центральной и Восточной Европе. Она надолго провела черту между странами, где развивались новые, буржуазные отношения, и тем регионом, в котором феодальная система усилилась, приобретя черты крепостного" хозяйства. К этому региону относилась и Чехия. < …>

После битвы у Белой Горы под Прагой в 1620 г. Чехия утратила свою независимость. Австрийские католические завоеватели решили, что лучше превратить страну в пустыню, чем оставить ее жителей " погибать" в своей протестантской " ереси". Началось разрушение богатой, тонкой и глубокой чешской культуры, гонения на лучших ее представителей. В 1621 г. вышел указ об изгнании священников Общины чешских братьев. На Коменского был выписан приказ об аресте. Он вынужден скрываться, оставив семью.

Летом 1622 г. во время эпидемии, вызванной военным опустошением и бедствиями народа, умерли жена и два сына Коменского. Тем временем в Праге враги сжигают все рукописи Коменского. < …>

Несчастья, перевернувшие весь ход жизни Коменского, не сломили его. Дисгармония реального мира лишь усилила энергию ученого для ее преодоления.

Гениальный Коменский написал в 1623 г. одно из величайших произведений всей чешской литературы - " Лабиринт света и рай сердца" (издано в 1631 г.).

" Лабиринт света" - устрашающая картина бесчеловечности мира, в котором, как в лабиринте, блуждает и гибнет человеческая душа. Здесь царствует зло, все исполнено грехами, ложью и ненавистью. Путник - юноша, пробирающийся по лабиринту, бредя во тьме, не находит даже следов совершенства, повсюду сталкивается с бессмыслицей. Однако, познав ужасы мира, молодой человек обретает свет в своем собственном сердце, так как там говорит Христос от имени Любви. " Рай сердца" - это страстное выражение веры в победу разума, культуры, просвещенности сердца над злом, войной и позором порока. Два взаимонаправленных движения - человека к Богу и Бога к человеку - создают подвижную гармонию, придающую смысл земным блужданиям. Этот ранний шедевр Коменского вошел в первый ряд " интеллектуального романа" Нового времени.

На протяжении 1620-х гг. Коменский пишет ряд так называемых утешительных сочинений. < …>

Он женится вторично в 1624 г. на дочери епископа Общины Яна Цирилла, по поручениям которого тайно ездит в Польшу, Бранденбург, Нидерланды в поисках политических союзников среди протестантов и подходящего места для возможной эмиграции Общины.

Учитель народов.

В 1628 г. он навсегда утратил родину. < …> Началась новая эпоха его жизни, принесшая ему европейскую славу, боль утрат и разочарований и многие годы напряженного труда, когда были созданы основные философские и педагогические сочинения.

Коменский поселился в польском городе Лешно, ставшем центром эмиграции чешских братьев. < …> Он преподавал в высшей гимназии чешских братьев, которую в 1638 г. возглавил. В глубокой бедности живя в польском городе Лешно, Коменский отныне навсегда обратил свои взоры к школе: " Когда войны захватили многие страны и вскоре всю Европу, угрожая целиком уничтожить христианский мир, я подумал, что если тут возможно какое-нибудь соработничество человека с Богом, то это только попытаться вырвать юношество из лабиринтов мира и, опираясь на суть вещей, лучше научить их жизни", - значится в одном из его писем.

В 1630 г. он пишет на чешском языке большое педагогическое сочинение (известное как " Чешская дидактика" ), где впервые формулирует свои важнейшие философско-педагогические положения и конкретные мероприятия по реформированию школьного обучения.

Несколько позднее Коменский переработал и еще более систематизировал свои педагогические идеи, изложив их для образованной Европы на латыни в сочинении " Великая дидактика", которое увидело свет только в 1657 г., так как первоначально эти идеи не встретили понимания и одобрения.

Славная судьба была уготована его учебникам. Самый знаменитый из них - " Открытая дверь языков" (1631) - первый в мире учебник с картинками. Это учебник латинского языка, основанный на новаторском принципе соединения самих вещей и их названий. Живое и понятное, наглядное объяснение вещей и понятий способствовало не только лучшему восприятию учебно-языкового материала, но и познанию мира, умению в нем ориентироваться. Этим объясняется его огромная популярность. Он был переведен на многие европейские языки, а в Гейдельбергском университете возник проект перевода его на ряд восточных языков, осуществленный лишь частично. < …>

В 1632 г. Коменский создает " Материнскую школу", сочинение, значение которого для дошкольной педагогики трудно переоценить. Многие его положения актуальны до сих пор. Коменский выявил специфику детского восприятия, требовал уважать личность ребенка и исключить физические наказания.

Педагогические сочинения и учебники, написанные в Лешно, принесли Коменскому широкое общественное признание и славу великого теоретика и практика школьного дела. < …> Слава Коменского достигла Англии, где возник кружок его почитателей во главе с Сэмюэлем Хартлибом (Гартлибом). < …>

В 1641 г. Коменский прибыл в Лондон, где он надеялся надолго поселиться. Но ход английской революции разрушил все его планы. Военные действия между королем и парламентом раскололи ряды поклонников Коменского. Сам он, не отвергавший монархического принципа правления, оказался в изоляции и был вынужден покинуть Англию.

В 1642 г. Коменскому последовало приглашение во Францию от кардинала Ришелье. < …> Хотя Коменскому импонировало это приглашение, он все же отказался, очевидно, не желая способствовать укреплению католической державы. Вместо этого он принял приглашение Швеции возглавить там реформу образования и написать для этого ряд учебников. < …> Он поселился в городе Эльблонге, который хотя и находился на польской территории, но был под юрисдикцией Швеции. По пути в Эльблонг недалеко от Лейдена Коменский встретился с великим Декартом, которого по праву считают основателем современного научного метода. Два ученых мужа расстались, не достигнув взаимопонимания, хотя и сохранив уважение к обширным познаниям друг друга.

В 1642-1648 гг. Коменский живет в Эльблонге, на берегу Балтийского моря.

В 1644 г. Коменский начал писать главный труд своей жизни - " Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором давалась широкая программа преобразований на пути к всеединству. Наиболее интенсивно он будет работать над этим сочинением в последний период жизни.

Коменский решил системно обосновать и изложить общие принципы педагогики как средства достижения человечеством лучшего состояния. Этим проблемам посвящен трактат " Новейший метод языков" (1648), где Коменский применил дедуктивно-аналитический метод, выводя частные положения из общефилософской доктрины. Теоретическая часть этого трактата получила впоследствии название " Аналитическая дидактика". Этот труд и по сей день остается одним из самых глубоких и детализированных изложений теории учения детей, подростков и юношей, а также основ детской психологии. (" Дидактикой" Коменский называл искусство и обучения, и нравственного воспитания. В его время почти не употреблялось слово " педагогика".)

В 1648 г. Коменский вернулся в Лешно, где его избрали главным епископом Общины чешских братьев. Там он встретил печальное для чешских эмигрантов известие о Вестфальском мире, положившем конец Тридцатилетней войне. Статус Чешского королевства как наследственного владения австрийских Габсбургов не был изменен, что разрушало все надежды на возвращение на родину. Отчаяние Коменского усугубилось личной драмой - умерла его вторая жена. < …>

Полагая, что Общину чешских братьев, возможно, придется распустить, Коменский написал небольшое сочинение на чешском языке с характерным названием " Завещание умирающей матери, Общины чешских братьев" (1650). В этом шедевре чешской литературы дается наставление о том, как следует достойно и нравственно жить в эпоху общественного кризиса. Большое внимание уделяется проблемам воспитания и его месту в организации общества. Однако синод Общины решил не распускать ее, и Коменский до конца жизни оставался ее главой.

С 1650 по 1654 г. он работал в Венгрии (в Шарошпатаке), где внедрил прежде не существовавшую, современную, до сего дня сохранившуюся организацию школы. Это - последовательность классов, каждый со своим помещением, со своим учителем и своими учебниками. Это учебные занятия с переменами для игр, выходные дни, каникулы, внутришкольное управление. Все это, вместе взятое, было революцией в школьном деле.

Годы, проведенные в Венгрии, оказались необычайно плодотворными. Коменский создал ряд педагогических сочинений, в которых детально разрабатывал отдельные стороны своей концепции. Это " Пансофическая школа, то есть Мастерская всеобщей мудрости", " О развитии природных дарований", " Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований". А также " Похвала истинному методу", " Воскресший Форций, или как изгнать леность из школ", " Правила поведения" и др. В то же время он создал еще одну широко известную книгу " Школа-игра", собрание школьных пьес, повышающих интерес к школьным занятиям. Прощаясь с Венгрией, Коменский написал политическое сочинение " Счастье народа", где предлагал реформы в Трансильванском княжестве и впервые дал формулировку теории нации, близкую к современным представлениям.

В 1654 г. Коменский вернулся к своей общине в Лешно. Но в ходе войны между Польшей и Швецией этот город был разрушен и сожжен как " еретический". Во второй раз погибли все рукописи Коменского и его огромная библиотека. Погиб его дом, школа, ценный архив, где хранилась переписка с выдающимися деятелями эпохи. Часть утраченных своих трудов он так и не успел восстановить. Община чешских братьев бежала из Лешно.

Пророк пансофии и панпедии. В 1656 г. Коменского пригласили в Амстердам, который стал последним пристанищем " вечного изгнанника". < …> Годы, проведенные в Голландии (1656-1670), были заняты работой над завершением пансофических сочинений, публикацией многих трудов, полемикой с оппонентами и новыми политическими проектами.

К этому времени Коменский был уже так знаменит, что магистрат Амстердама назначил ему содержание, ибо своим приездом он украсил их город. Коменского стали посещать многочисленные путешественники и студенты, чтобы только посмотреть на европейскую знаменитость. Городские власти и семейство де Гер выделили ему деньги на издание его сочинений в специальной типографии. Ему оказала поддержку голландская реформатская церковь.

Эпохальным событием в истории педагогики стал его учебник " Мир чувственных вещей в картинках" (издан в 1656 г.). В нем в доступной форме давалась широкая панорама вещей и явлений, которые должен освоить каждый человек. Каждый предмет и понятие сопровождалось изображением. < …> " Мир чувственных вещей в картинках" являл собой новое слово в организации книжного пространства: тесная связь текста и изображения, их синтез создали видеотекстовое единство, до тех пор не встречавшееся в европейской книжности. < …>

В 1657-1658 гг. Коменский осуществляет грандиозный проект — издание всех своих педагогических сочинений под названием " Opera didactica omnia".. < …> В Амстердаме он много работал над завершением главного труда своей жизни - " Всеобщего совета об исправлении дел человеческих". Основное сочинение Коменского осталось незавершенным и полностью не опубликованным. Его рукопись в 1930-х гг. нашел в германских архивах Дмитрий Чижевский - выдающийся отечественный ученый. После публикации всего сочинения в 1969 г. в Праге научный мир понял, что перед ним одна из величайших утопий человечества с детально и очень подробно разработанной подсистемой - педагогикой.

Часть " Всеобщего совета" составляет " Панпедия" — последнее, универсальное произведение Коменского о законах и процессе воспитания. Здесь Коменский окончательно предстает как создатель совершенно новой, оригинальной науки " панпедии" - теории непрерывного образования личности.

Панпедия означает формирование и развитие целостного и прекрасного человека. Одновременно панпедия — наука об обучении. Об обучении здоровых и больных, молодых и старых, цветущих и умирающих всему, что необходимо для счастья, для жизни и смерти. Об обучении всеми способами и на протяжении всей жизни непрерывно.

Коменский умер 15 ноября 1670 г., похоронен в пригороде Амстердама Нардене. Его могила сейчас - место паломничества всех почитателей великого мыслителя и подвижника.


БЛОК №2. (источник № 1 основной литературы)

Прочтите отрывок из работы Я. А. Коменского «Великая дидактика», выполните задания и ответьте на следующие вопросы.

Как определяет дидактику Я. А. Коменский и какие задачи ставит перед этой наукой?

В чем Я. А. Коменский видит сходство законов, которые действуют в природе, с законами воспитания /принцип природосообразности воспитания/? Дайте свое определение принципу природосообразности воспитания.

Заполните следующую таблицу

Возраст учеников Тип школы Задачи школы Изучаемые предметы (содержание образования)

Я. А. Коменский

Великая дидактика,

содержащая универсальное искусство

учить всех всему,

или

верный и тщательно обдуманный способ создавать

по всем общинам, городам и селам каждого

христианского государства такие школы,

в которых бы все юношество того и другого

пола, без всякого, где бы то ни было,

исключения, могло обучаться наукам,

совершенствоваться в нравах, испол-

­няться благочестия и таким образом

в годы юности научиться всему,

что нужно для настоящей

и будущей жизни

КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,

где для всего, что предлагается,

ОСНОВАНИЯ

почерпаются из самой природы вещей;

ИСТИННОСТЬ

подтверждается параллельными примерами

из области механических искусств;

ПОРЯДОК

распределяется по годам, месяцам, дням и часам,

наконец, указывается

ЛЕГКИЙ и ВЕРНЫЙ ПУТЬ

для удачного осуществления этого на практике.


ПРИВЕТ ЧИТАТЕЛЯМ

1. Дидактика есть теория обучения. В последнее время некоторые выдающиеся мужи, тронутые сизифовым трудом школ, решили исследо­вать эту теорию. Но как начинания их, так и успех были различны. < …>

3. Мы решаемся обещать Великую дидактику, т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, все это мы выясняем а priori, т. е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источ­ника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеоб­щие школы. < …>

7. Итак, с полным правом я требую от моих читателей, больше того — во имя блага человеческого рода — заклинаю всех, кому дано будет познакомиться с этим трудом, во-первых, не считать безрассудством, что находится человек, принимающий решение не только взяться за столь трудное и столь великое дело, но и давать какие-либо обещания, так как они касаются чрезвычайно спаси­тельной цели. Во-вторых, пусть читатели не приходят в отчаяние в самом начале от того, что не удастся сразу первый опыт и заду­манное в наших пожеланиях дело не будет нами доведено до пол­ного совершенства. Ведь прежде всего необходимо, чтобы родились зачатки вещей, а потом уже, чтобы они возрастали по своим сту­пеням. Поэтому, как бы ни было несовершенно это наше начи­нание и хотя бы оно еще не достигало намеченной цели, все-таки само дело покажет, что здесь достигнута высшая ступень, более близкая к цели, чем это имело место до настоящего времени. На­конец, я умоляю читателей, чтобы они приложили к делу такое внимание, старание и не только свободу суждения, но и проница­тельность, какие нужны для самых великих дел. Моим долгом явля­ется указать в немногих словах повод к своему начинанию и в самой простой форме изложить отдельные главные пункты нового начинания, а затем уже одно с полным доверием предоставить благосклонному суждению, а другое — дальнейшему исследованию всех правильно мыслящих людей.

8. Это искусство учить и учиться на той ступени совершенст­ва, до которой оно, по-видимому, стремится теперь подняться, в значительной мере было неизвестно предшествующим векам, и таким образом учебные занятия и школы были полны трудов и гнета колебаний, и самообманов, ошибок и заблуждений, так что более основательного образования могли достигнуть лишь те, кто отличался необычайными дарованиями. < …>

 

Глава VII

И МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ

Сходство человека с растением.

1. < …> Человек и дерево < …> сходны. Ведь плодоносное дерево (яблоня, груша, смоковница, ви­ноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное са­мому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравствен­ности и благочестия, он не может стать существом разумным, муд­рым, нравственным и благочестивым. Теперь нужно показать, что такого рода прививка должна иметь место в то время, когда расте­ние еще молодо.

Формирование человека должно начинаться в раннем возрасте:

Заключение.

9. Итак, поскольку каждому близко к сердцу благо его потом­ства, а руководителям человеческих дел в политическом и церков­ном управлении — благополучие человеческого рода, постольку пусть все своевременно примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезывать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и бла­гочестии.

 

Глава XXVII

I. Четырем временам года.

9. Эти четыре рода школ не без основания можно было бы срав­нить с четырьмя временами года. Материнская школа представ­ляет собой прекрасную весну, украшенную почками и цветами раз­личных ароматов. Школа родного языка представляет собой лето с его спелыми колосьями и некоторыми ранними плодами. Гимна­зия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и виноградников и складывающей это в сокровищницу ума. Ака­демия, наконец, — это зима, дающая собранным плодам различные назначения, чтобы было на что жить во все остальное время жизни.

Глава XXVIII

ИДЕЯ МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЫ

 

Глава XXIX

ИДЕЯ ШКОЛЫ РОДНОГО ЯЗЫКА

I. Классы.

8. Для достижения этих целей должны служить следующие средства:

I. Все ученики школы родного языка, занятия в которой про­должаются шесть лет, должны делиться на шесть классов, зани­мающихся, насколько возможно, в отдельных помещениях, чтобы они не мешали друг другу.

II. Книги.

II. Для отдельных классов должны быть предназначены свои особые книги, которые бы исчерпывали все нужное для этого клас­са (насколько дело касается материала для научного, нравствен­ного и религиозного образования), чтобы ни в каких других кни­гах не было необходимости, пока ученики находятся на данной стадии обучения, но зато уже с помощью указанных книг они безошибочно достигали бы намеченной цели. Необходимо, чтобы эти книги исчерпали весь родной язык, т. е. все названия вещей, которые по своему возрасту способны усвоить дети, и главные, наиболее употребительные обороты речи.<...>

 

Глава XXX

ОЧЕРК ЛАТИНСКОЙ ШКОЛЫ

АКАДЕМИЯ

Почему здесь говорится об академии?

1. На академию, конечно, наш метод не распространяется. Но что мешает нам высказать наши пожелания и по поводу акаде­мии? Мы выше сказали, что академии с полным правом предостав­ляют завершение и дополнение всех наук и все высшие предметы образования.

Три пожелания об академии.

2. Итак, мы предложили бы, чтобы там:

I. Велись действительно все исчерпывающие занятия, чтобы ничего не оставалось в науках и в человеческой мудрости, что не служило бы там предметом изучения.

II. Употреблялись наиболее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда приходит, основательную ученость.

III. Общественными почетными должностями награждались только те, кто успешно достиг намеченной цели и стал достоин и способен к тому, чтобы ему можно было вверить управление чело­веческими делами.

Вкратце отметим, чего, по нашему мнению, требуют эти отдель­ные пожелания.

ИДЕЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

(на основе анализа глав из «Великой дидактики»)

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

(первые два блока обязательны для выполнения в письменной форме)

Ú

БЛОК №1 (источник №5 основной литературы)

На основе анализа представленного ниже отрывка работы, выделите этапы жизни и педагогической биографии Я. А. Коменского по следующей схеме:

Годы жизни (с… - по…) Название и характеристика этапа Изданные произведения

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь