Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея «избранного народа». Священное Писание
Ещё одно обстоятельство следует признать чрезвычайно важным в ветхозаветной религии: оно заключается в том, что новое слово миру Бог несёт через посредство избранного народа, которым себя считали израильтяне. Идея избранности порождает, в свою очередь, огромную социально-связующую роль новой религии. Религия впервые становится главным и едва ли не единственным социальным «цементом» этнической общности. Этнический признак ¾ не кровное родство, а принадлежность именно к этой вере. Если ты обращён в истинную веру ¾ ты тем самым принадлежишь к избранному народу. Следует заметить, что понятие избранности здесь не означает ни поблажек, ни привилегий: наоборот, ¾ тяжесть ответственности, бремя почти невыносимых испытаний, обязанность исполнять заповеди, нарушение которых грозит немалыми бедами. Знак избранности ¾ ОТКРОВЕНИЕ. Отсюда и огромная роль пророков в жизни древних израильтян. Тексты этих пророчеств, тексты мифов, описание истории еврейского народа от первых патриархов до вавилонского пленения, философские притчи, молитвы и псалмы составляют Священное Писание древних израильтян. Это грандиозное собрание текстов ¾ всего около 40 книг ¾ известно под названием «Ветхого Завета». Впоследствии оно послужило основой для появления двух других мировых религий: христианства и ислама. Тексты Ветхого Завета складывались на протяжении столетий. Именно они стали неиссякаемым источником мудрости для верующих и вечными темами для поэтических, сценических, литературных, музыкальных, живописных сюжетов в произведениях мастеров искусств всего мира. Философская мысль до сих пор вдохновляется притчами и сюжетами Библии. В действиях Бога приоткрывается далеко идущий замысел… Вся жизнь человечества предстаёт, как раскрывающийся в Истории Божественный промысл. Библейское время, вместо многократно возобновляемого круга (как было у язычников) превратилось в развёрнутый линейный процесс, длящийся от сотворения мира к заключительному акту вселенской драмы, означающему конец земной Истории. Впервые в религиозных текстах мировой процесс приобрёл смысл как история спасения человечества: от грехопадения к воссоединению с Богом. В этой Истории активно присутствует Сам Господь, возвращающий человека в Лоно Своё. Сама тема спасения приобретает здесь законченный концептуальный смысл. Последствия духовной революции Каковы же могли быть последствия культурного переворота, совершённого израильскими пророками? Прорыв к монотеизму содержал в себе не только перспективу духовного роста человека, но таил и немало опасностей. Порвать со всеми языческими богами, духами стихий, покровителями земли, воды, домашнего очага, семьи, плодородия, милости которых искал в ту пору весь обитаемый мир! Не только порвать и отречься, но сделаться врагами этих богов, обращаться только к Высшему Невидимому, как к единственному светочу! Это был грандиозный риск, и только безграничная вера могла его оправдать. Новая религия означала, вместе с запретом поклоняться всем духам стихий, окончательный отрыв человека от природы… Право власти человека над бессловесными тварями, провозглашённое уже на первой странице Ветхого Завета [Быт. I: 26], не ограничивалось почти ничем. На страницах Библии природа навсегда лишается мистической силы. Трансцендентность Бога как бы представила всю реальность разделённой на две несоразмерные части: тварный мир, прибежище зла и скорби ¾ и недоступный, непостижимый, непредставимый мир совершенного Божества. Между этими мирами лежала пропасть. Она могла быть заполнена лишь свидетельствами пророков о любви Бога к миру. Эти свидетельства, однако, теряли свою убедительность рядом с бездной человеческих страданий. Проблема теодицеи не могла не возникнуть здесь: слишком трудно было совместить Божье милосердие и мировое зло, всемогущество Творца и несовершенство сотворённого Им мира. Унификация веры означала и то, что отступления от неё должны были расцениваться как ересь, подлежащая истреблению. Пример такого отношения к инаковерующим показал сам Моисей, покаравший смертью 3 тыс. своих соплеменников за поклонение золотому тельцу. Не забудем, что по обвинению в богохульстве, столетия спустя, был осуждён сам Иисус Христос! С языческой веротерпимостью было отныне покончено. Нельзя, однако, не признать, что духовное приобретение израильтян с лихвой перевешивало все эти потери: теперь перед человечеством открывались новые пути и к познанию Бога, и к познанию самого себя. Контрольные вопросы ¾ Кто был первопреемником ветхозаветной религии? ¾ Кто и где получил Десять заповедей? ¾ Каковы главные атрибуты ветхозаветного Бога? ¾ Что означает понятие «трансцендентный»? ¾ Каково содержание Десяти заповедей? ¾ Что означает идея «избранного народа»? ¾ Каков статус человека, по отношению ко всей остальной твари, согласно ветхозаветной религии? ¾ Что представляет собою Священное Писание израильтян? ¾ В чём суть изменения концепции времени при переходе от язычества к ветхозаветному монотеизму?
Тема 8. ХРИСТИАНСТВО КАК ФУНДАМЕНТ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Предыстория Конец I в. до н.э. ¾ рубежное время, когда языческие верования повсюду в цивилизованном мире входят в полосу кризиса. Они более не отвечают ни духовным запросам людей, ни требованиям идейной консолидации народов древних стран вокруг святынь государственной веры. Мы уже говорили о формальном и эклектическом характере древнеримской религии. То же самое, с поправкой на традиции, можно сказать и о вавилонской и о древнеегипетской религиях этого периода. Народы полудикого Востока и Севера Европы ещё во многом находились во власти архаических верований, почитания тотемов, духов стихий и магических обрядов, связанных с календарным циклом. Что касается ветхозаветного монотеизма, то он оставался достоянием «избранного народа», замкнутого на своих культовых традициях и духовно чуждого всему остальному миру, несмотря на то, что иудейские общины уже в ту эпоху активно распространялись по Европе, Северной Африке и Передней Азии. Само время требовало появления Великого Проповедника, деятельность которого могла бы объединить людей в рамках нового учения, ориентированного на этические идеи, и в то же время доступного для понимания повсюду в мире. Такой проповедник появился в Иудее ¾ там, где некогда укрепилась ветхозаветная вера; Его учение выросло на фундаменте именно этой веры, но пошло значительно дальше её установок и, в конце концов, получило общечеловеческий смысл. Основателя новой веры звали Иисус Христос. Родился он в иудейском городе Вифлееме, во времена правления римского императора Октавиана Августа (к началу I в. Иудея была одной из провинций Древнего Рима). По преданию, Он чудесным образом был зачат от Святого Духа; Его матерью была Мария, жена плотника Иосифа. Детство Иисуса прошло в Назарете, в доме матери. О юности Христа мы ничего не знаем. В зрелые годы, после обряда крещения, принятого Им от пророка Иоанна, Христос вёл жизнь бродячего проповедника: обходя города и селения Иудеи, в сопровождении 12-ти учеников (апостолов), являл чудеса, исцелял страждущих, обличал лицемерие иудейских первосвященников (забывших о духе своей религии и отстаивавших лишь букву Писания), проповедовал ученикам и толпам народа. При этом Он постоянно и прилюдно называл Себя Сыном Божьим. Иудейские священники, видя в новоявленном проповеднике своего врага, обвинили Христа в нечестии и святотатстве, добились Его ареста и вынудили римского прокуратора в Иудее Понтия Пилата предать Христа позорной казни: распятию на кресте. Казнь произошла близ Иерусалима, на горе Голгофе. На третий день Христос воскрес из мёртвых, 40 дней являлся (как живой, во плоти) матери и своим ученикам, заповедав им распространять Новую Весть по всему миру, и затем вознёсся на небеса ¾ до будущего Второго пришествия, когда должен наступить конец земной Истории, когда для всех людей, живых и мёртвых, настанет час победы над смертью и перехода в Инобытие ¾ вечную жизнь, и когда Христос, наконец, явится во всём Своём величии и славе, Спасителем страждущего человечества. Так, в общих чертах, повествуют о Христе тексты Нового Завета. Если учесть, что эти тексты начали создаваться много лет спустя после Его смерти, и что Сам Христос не оставил о себе никаких письменных свидетельств ¾ всё это выглядит как миф, поэтому неудивительно, что в исторической науке реальное существование Иисуса Христа долгое время подвергалось сомнению. Но, в конце концов, учёные пришли к выводу об исторической достоверности личности Христа, тем более, что упоминания о Нём встречаются в письменных источниках той поры, у римских историков и писателей, которых отнюдь не заподозришь в принадлежности к христианской вере (Корнелий Тацит, Иосиф Флавий, Плиний Младший). Итак, реально существовал Некто, называемый Христом, учение Которого послужило фундаментом для колоссального здания христианской культуры. Гораздо больше, нежели достоверность личности Христа, нас должна интересовать основа Его учения. Здесь необходимо учесть следующее: за исключением знаменитой «Нагорной проповеди» [Мтф. (V ¾ VII)], мы не располагаем каноническими текстами, которые можно было бы расценить как целостное изложение новозаветного учения. По сути дела, идеология христианства была выработана коллективными усилиями толкователей, иерархов (участников первых Вселенских Соборов) и богословов всевозможного толка, которые отнюдь не всегда могли прийти в согласие друг с другом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы