Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Речемыслительная деятельность автора и реципиента.
Двунаправленность текста как результата деятельности (для автора) и как материала для деятельности (для читателя) таит в себе многие секреты организации текста и его функционирования. В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Так рождается взаимосвязанная триада: автор (производитель текста) - текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) - читатель (интерпретатор). Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора). Любой текст рассчитан на чье-либо восприятие. Отсюда и двунаправленность текста: на автора-создателя (может быть, и коллективного) и на воспринимающего читателя. В рамках элементарной коммуникативной цепочки (автор—текст—реципиент) будем различать два вида речемыслительной деятельности: речемыслительную деятельность автора (РМДа) и речемыслительную деятельность реципиента (РМДр). Основным содержанием речемыслительной деятельности автора является преобразование «мысль—текст», а основное содержание речемыслительной деятельности реципиента составляет.преобразование «текст—мысль». Хотя оба эти вида речемыслительной деятельности включают целый ряд тождественных, либо, во всяком случае, весьма близких ментальных и моторных актов, между ними есть существенные различия, обусловленные прежде всего их взаимообратной направленностью. Продуктом РМДа, как правило, является текст—устный или письменный, отчуждаемый1 от субъекта на ее заключительном этапе. Таким образом, РМДа есть совокупность латентных и внешних процессов, охватывающих ряд ментальных и моторных актов индивида (автора), начиная от речевой интенции и кончая фонацией/написанием внешнего текста. Внутри обоих видов РМД можно выделить более узкий этап—этап речевой деятельности (РД)—применительно как к автору (РДа), так и к реципиенту (РДр). Основным отличительным признаком речевой деятельности является обязательное наличие вербальных операций, то есть ментальных или моторных (в том числе артикуляционных) актов, связанных непосредственно с использованием средств языка в процессе порождения/восприятия текста. Речевую деятельность автора можно определить как объективацию мысли средствами языка, то есть ее вербализацию. Речевая деятельность реципиента определяется как процесс восприятия знаков текста внешними рецепторами и экстрагирование содержательно-фактуальной информации текста2. Дальнейший процесс преобразования этой информации в концептуальной системе реципиента протекает в рамках его речемыслительной деятельности, а затем и процессов мышления. Необходимо отметить, что если РДа представляет собой заключительный этап его РМД, то РДр, напротив, является началом его РМД. Речемыслительная деятельность является средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц, поэтому в любом тексте проявляется специфика мышления коммуникантов, их позиции, а также субъективное использование языка. Соответственно в речемыслительной деятельности выделяются мыслительные категории, характеризующие, во-первых, индивидуальное знание коммуникантов о мире и, во-вторых, их представление об экстралингвистических условиях акта коммуникации и языковые категории, связанные с закономерностями и свойствами языка в их субъективном использовании. Мыслительные категории не имеют в тексте непосредственных формальных признаков. Эти категории не могут быть обнаружены в тексте путем внутрисистемного анализа, а идентифицируются при взаимодействии текста с концептуальной системой коммуникантов. В отличие от мыслительных, языковые категории речемыслительной деятельности имеют в тексте формальное выражение. Проявление в тексте языковых категорий необходимое, но не достаточное условие его осмысленности. Языковые средства служат основным условием экспликации автором и воссоздания реципиентом семантической структуры текста.
Порождение текста В самом общем плане порождение речи есть операция перехода «смысл —> текст», причем это соотношение встраивается в более' широкую схему. Отправной точкой этого процесса выступает взаимодействие. В традиционной синтаксической теории принято считать, что при построении высказывания человек отбирает слова из словаря и затем комбинирует их по правилам грамматики данного языка. Однако эта схема плохо согласуется с положением об уровневом характере речевой деятельности. Процесс построения высказывания управляется семантическим уровнем, на котором представлена основная смысловая структура будущего высказывания. Что верно в порождении речи, очевидно, верно и в отношении процесса порождения текста как письменно зафиксированного результата речевой деятельности. По-видимому, модель порождения текста в принципе аналогична модели порождения речи, поскольку здесь тоже есть этап семантического планирования и этап вербальной реализации замысла. В то же время естественно предположить, что порождение текста носит более сложный характер в силу ряда причин. Прежде всего более упорядоченный характер носит этап планирования текста: латентный период его подготовки значительно превышает период, предшествующий порождению высказывания. Кроме того, если при порождении устного высказывания возможен пропуск этапа внутренней речи, то в процессе порождения текста (особенно письменного) от практически неизбежен. Такое развёрнутое монологическое высказывание, как текст, должно обладать законченностью в плане выражения замысла. Оно должно быть также представлено структурно в виде отдельных более или менее самостоятельных групп высказываний, связанных между собой на формально-грамматическом и семантическом уровнях. Поэтому за этапом вербализации следует этап совершенствования речевой продукции—редактирование, правка, поправки и переработки. Но основное отличие высказывания от текста состоит в том, что если порождение речевого высказывания включено, как правило, лишь в отдельную(нередко достаточно простую) невербальную ситуацию, то порождение текста включено в деятельность более широкого плана. Мотив создания текста может выходить и за пределы реально существующей ситуации и отражать разнообразные представления автора текста о затекстовой ситуации. Выявление мотивов художественного текста представляет собой особо сложную проблему. Художественный текст, как и любой другой текст, предназначен прежде всего для того, чтобы с помощью языка отражать действительность. Но в реальности семантика художественного текста многомерна: художественный текст отражает и «мир человека чувствующего, мыслящего, действующего, всесторонне связанного с окружающим его миром». Как известно, одно и тоже событие допускает чрезвычайно многообразную его реализацию в тексте. При разных пересказах одного и того же события происходит различная его интерпретация, в результате чего возникают нетождественные тексты. В силу этого наличие не разнообразия в семантике художественных текстов обусловлено не только обращением авторов к разным сферам реальности, но и возможности их неоднозначного истолкования. Если автору научного текста необходимо придерживаться в описании реального состояния дел, истолковывать действительность объективно, то писателю можно выходить за пределы достоверного в область нереального, вымышленного. Тем самым в создании художественного текста особую роль приобретает субъективный фактор. Действительно, различные особенности автора как личности могут оказывать большое влияние на содержание и форму художественного текста. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2682; Нарушение авторского права страницы