Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ассортимент и виды трикотажных изделий



Приступая к художественному проектированию моделей различной одежды, дизайнер должен прежде всего иметь исчерпывающее представление об общих требованиях, предъявляемых к этому виду одежды, ассортименте одежды, о видах стилевых решений любых форм одежды, назначении и использовании одежды, т.е. зависимости формы одежды от человека, его деятельности и окружающей обстановки, о том, кто будет носить одежду, где, когда, какие материалы и отделку можно использовать для ее изготовления, для чего предназначена модель: для внедрения в производство, показа на выставке, для демонстрации и т.д.

Ассортимент трикотажных изделий составляют прежде всего собственно ддехда (бельевая, верхняя, детская, спортивная, для отдыха и т.д.) и штуч-цуе изделия — различные дополнения.

Бельевые изделия прежде всего должны отвечать гигиеническим требованиям. Все бельевые изделия делят по сезонам, а также на дневные и ночные (для сна). Кроме того, некоторые дневные изделия по своему назначению могут быть выделены в особую группу изделий, выполняющих роль чехла. Халат как одежда для вечернего и утреннего туалета по своему композиционному решению должен быть увязан с бельем, на которое он надевается.

Дневное белье, предназначенное для осени и зимы, должно обладать утепляющими качествами и быть спокойным по решению полотна, форме и отделке. Пышные формы, широкие кружева, рюши будут в таком случае неуместны, должен присутствовать колорит сдержанных тонов. К этому белью (для сна) относят ночную сорочку и пижаму. Конструкция этих изделий не должна стеснять движений человека. Для них характерен свободный силуэт разной формы. Бельевые изделия изготовляют с рукавами (длинными или короткими), из непрозрачного полотна, гладкого или рисунчатого (иногда с начесом), пестровязаного или с набивкой, но светлых нежных тонов. Отделкой для таких изделий служат узкие и широкие бейки в цвет или в тон основному полотну, а иногда и контрастирующие с ним, а также кружева и др.

Дневное белье, предназначенное для весны и лета, изготовляют из легких и устойчивых полотен. Силуэт его должен соответствовать модному силуэту, принятому для одежды. К дневному белью относят комбинации и трусы (обычные и укороченные) разнообразных форм и конструкций и нижние юбки. Все изделия изготовляют из полотен гладких, ажурных, прозрачных и непрозрачных, одноцветных и пестровязаных, набивных. Отделкой для таких изделий служат различные бейки, кружева, плиссированное полотно, рюши, дйкора-гивная резинка и др.

Такие изделия носят обычно под непрозрачную одежду. Белье может быть самых разнообразных цветопластических решений. В качестве белья я сна Используют ночную сорочку свободного силуэта разной формы. Ее изготовляют из тех же полотен, что и дневное белье. Сорочка может быть с короткими Рукавами или без них, с воротником или без него, с различной формой выреза горловины. Отделка такая же, как и на дневном белье, колористическое Решение отличается большей мягкостью и светлотой, хотя не исключены и Другие варианты.

К изделиям, выполняющим роль чехла, относятся комбинации с широкими бретелями и короткими рукавами, укороченные сорочки и нижние юбки. Эти изделия должны быть одноцветными, гладкими, без декоративных элементов. Обработкой края изделия в этом случае является бейка в цвет изделию. Силуэт должен соответствовать модному силуэту одежды. Одеждой для вечернего и утреннего туалета является халат. Халат может быть с длинными или Короткими рукавами или без них, с воротником или без него, с карманами

или без них. Силуэт свободный, по форме соответствующий белью, на которое надевается халат. Полотна, применяемые для его изготовления, могут обладав утепляющими свойствами или быть легкими, сохраняющими форму после стир, ки. Такими полотнами могут быть начесные, плюшевые, стеганые и др. Они могут быть гладкими, пестровязаными, а также набивными.

Верхняя трикотажная одежда может быть двух видов, а именно: осенняя ц зимняя, весенняя и летняя. Осенняя и зимняя одежда может быть подразделе, на по назначению на ту, на которую надевают другие виды одежды, ту, которую надевают на другую одежду, и самостоятельную. Эта одежда должна быть удобной и обладать утепляющими качествами. К первой группе принадлежат блузки, футболки, джемперы типа рубашки и пуловера, жилеты и свитеры различные формы джемпера и жакета, юбки, платья, сарафаны, брюки, рейтузы и др. Все эти изделия должны быть тонкими, с прилегающими или полуприлегающими силуэтами.

К изделиям второй группы относят джемперы, джемперы типа пуловера, жилеты, жакеты-кардиганы, сарафаны, жакет с юбкой и др. Все эти изделия должны быть более плотными и устойчивыми. Основными для них являются полуприлегающий и свободный силуэты, К самостоятельной группе относят свитеры, джемперы с небольшим вырезом горловины, водолазку типа свитера из тонкой шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, а также из смешанной пряжи. Эти изделия также должны быть более плотными, но могут иметь разные степени прилегания.

Весенняя и летняя трикотажная одежда должна быть легкой и по возможности не требующей глаженья. Основным ассортиментом весенней и летней одежды являются платья, брюки, костюмы, жакеты, сорочки, тенниски, джемперы, жилеты, пуловеры, пиджаки, куртки и др. Все эти изделия могут выполнять самостоятельную роль или сочетаться друг с другом. Они должны быть по переплетениям более облегченными, гладкими, ажурными и рельефными, по колориту более декоративными, светлыми. Силуэт их может иметь разные степени прилегания. Изделия могут быть с длинными и короткими рукавами, с вырезом горловины, открывающим шею. Рукава в трикотажных полурегулярных изделиях применяют как втачные, так и реглан. Окат втачного рукава делают ниже, посадку меньше, поскольку трикотаж не сутюживается, как ткань, форма рукава реглан более простая, прямая, чем в кроеных изделиях. В последних линия реглана несколько выше и более округлой формы. Возможен и рукав-погон.

Трикотажная одежда для детей должна учитывать особенности телосложения, пропорции, психологию ребенка в разные периоды его развития. Детская одежда должна быть прежде всего удобной, гигиеничной и красивой, так как в детском возрасте формируется эстетическое представление личности об одежде; она должна быть декоративной. Степень декоративности детских изделии изменяется с возрастом. Возрастные особенности, телосложение детей определяют форму, силуэт одежды и ее пропорции. Удобство и гигиеничность детской одежды оказывают влияние на физическое развитие и здоровье детей. Красота и декоративность детской одежды связаны с новизной И ясностью композиционного решения формы.

Как и одежда для взрослых, детская одежда подразделяется на группы в зависимости от назначения, целевого использования и сезона (летняя, весенне-осенняя и зимняя). С точки зрения проектирования вся детская одежда из трикотажа может быть классифицирована по следующим группам: ясельная (до 3 лет), дошкольная (от 3 до 6 лет), младшая школьная (от 6 до 12 лет), средняя и старшая школьная, подростковая (от 12 до 16 лет), юношеская (от 16 до 18 лет). Процесс проектирования и формообразования детской одежды ^з трикотажа, принципы построения композиции одежды для детей различного возраста в основном те же, что и одежда для взрослых. При проектировали и детской одежды нельзя копировать формы одежды для взрослых. Необходимо принимать во внимание возрастные особенности групп детей, назначение и целесообразность одежды, материалы и отделку. Каждая группа одежды характеризуется своей цветовой гаммой, рисунками или орнаментом и фактурой полотна. Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции и влияние стилей молодежных субкультур.

Трикотажную одежду для детей ясельной группы подразделяют на одежду для грудных детей и детей, умеющих ходить. К одежде для грудных детей принадлежат распашонки, ползунки, конверты, кофточки и др. К одежде для детей, умеющих ходить, относят майки, сорочки, фуфайки, трусы, панталоны, пижамы, сарафаны, кофточки, джемперы, рейтузы, брюки, юбки, комбинезоны, пальто и т.д. Одежде ясельной группы в целом свойственны нежные, чистые цвета, хотя для изделий, предназначенных детям, умеющим ходить, не исключено применение более ярких цветов. При проектировании этой группы изделий следует избегать излишнего членения одежды различными подрезами, конструктивными и декоративными линиями. Красота одежды этой группы достигается с помощью цвета, рисунка полотна, пропорционального решения деталей и отделки.

Трикотажная одежда для детей дошкольного возраста постепенно усложняется и расширяется ее ассортимент. Дети этого возраста еще большеголовые, живот их выступает, но они начинают много двигаться, появляются новые игры и занятия в детском саду, дети начинают кататься на лыжах, коньках, игры становятся осмысленнее. Для детей этой группы преобладающим является светлый, чистый, красочный колорит. Отделка и рисунок полотна имеют игровые элементы. Масштаб рисунка орнамента некрупный, а сам рисунок несложный по решению, изображение его может быть стилизованным и условным. Трикотажные полотна, рекомендуемые для этого возраста, должны быть мягкими, эластичными, одновременно хорошо сохраняющими форму. Изделия из таких полотен должны легко стираться и по возможности обходиться без глаженья. В связи с особенностью телосложения детей этой группы рекомендуется свободный силуэт, который скрывает живот.

Трикотажную одежду для детей младшей школьной группы получает новые Черты, характерные для данного возраста. Фигура детей в этом возрасте становится стройнее, выпуклость живота исчезает, обрисовывается талия, руки и Ноги удлиняются. С поступлением в школу у детей этой группы появляются Новые занятия и обязанности. Игровые элементы из одежды исчезают, появляется деловитость, спортивность. Ассортимент изделий остается прежним, но Характер его становится более спортивным. Трикотажное полотно для одежды этой группы выбирается более устойчивое, часто с ярко выраженной фактурой. Рисунок орнамента некрупный, спокойный по композиции и формам.

Колорит более глубокий, несколько усложненный. Большое место в оформлении трикотажных полотен занимает геометрический орнамент. Для детей этой группы характерны три основных силуэта с различными зрительными членениями фигуры: для девочек силуэт, расширенный книзу, с завышенной или заниженной линией талии; силуэт с прямым лифом, расширенный книзу юбкой. Для мальчиков два силуэта — свободный прямой и свободный с прилегающим по талии или по бедрам. Пропорции в одежде несколько меняются за счет небольшого приближения к линии талии (при завышении или занижении ее). Появляется желание подчеркнуть стройность фигуры. Количество деталей и материалов становится больше. Уделяется внимание конструктивной и декоративной разработке формы. В отделке кроме строчек, беек, кантов появляется смысловой фактор (эмблема, вышивка или аппликация).

Трикотажная одежда для детей средней и старшей школьной группы или подростковой группы отличается от одежды детей более младшего возраста. Фигуры детей в своем развитии меняют свои пропорции и формы. Для детей этого возраста характерны следующие изменения фигуры: у девочек расширяются бедра и увеличиваются икры, появляется грудь, выявляется талия, а у мальчиков расширяются плечи, таз становится уже. Руки и ноги детей удлиняются. В движении проскальзывает угловатость. В период взросления у старших школьников четко обозначается талия. Пропорции тела приближаются к пропорциям фигуры взрослого человека. Ассортимент одежды продолжает увеличиваться за счет одежды для спорта и отдыха. Большое значение начинает приобретать нарядная одежда.

Силуэты одежды для этой возрастной группы детей те же, что и для детей предыдущей группы, только в одежде для девочек прибавляется прямой свободный силуэт. В композиционном решении одежды для девочек этой возрастной группы можно использовать более разнообразные членения формы одежды, более сложные конструктивные и декоративные линии и детали воротников, карманов и др. Для одежды этой труппы свойственны простота, удобство, спортивный стиль. Характерны светлые и насыщенные, но спокойные цвета, четкая форма, умеренность отделки. Для весны и лета рекомендуются более светлые, чистые и яркие цвета, для осени и зимы — насыщенные, яркие и приглушенные (рис. 10.8).

Принимая во внимание, что в этом возрасте молодежь физически развивается, находится в постоянном движении, наиболее подходящими формами одежды будут формы, решенные в спортивном стиле, приталенные, свободные прямые или расширенные книзу. Для девушек делают подчеркнуто широкие юбки, что выделяет развитие бедер, лиф может быть приталенным или прямым — свободным. Верхняя одежда должна быть более свободного покроя. Широко используются в спортивных костюмах брюки различной длины. Сложно утверждать, что та или иная одежда годится только для той или иной цели использования и что она должна быть выполнена из определенного трикотажного полотна. Девушки и юноши учатся в школе, лицее, техникуме или колледже, работают на производстве и в учреждениях. Поэтому они носят самую разнообразную одежду. Одежда для них должна быть модной, но не утрированной, так как воспитание вкуса молодежи в этом возрасте особенно важно. Молодежь очень восприимчива ко всему новому, поэтому необходимо, чтобы все

Рис. 10.8. Трикотажная одежда для подростков

предназначенное для молодежи было выполнено с большим художественным вкусом. Художественные задачи проектирования трикотажной одежды для подростков и молодежи надо решать в связи с общим развитием современной моды. Молодежь является наиболее активным приверженцем моды, и самые оригинальные решения дизайнеры адресуют молодым.

К штучным трхкв/пвжным изделиям, нля дополнениям трикотажной одежды, относят изделия, не составляющие предмет одежды: головные уборьг, платки, шарфы, кашне, варежки и перчатки, чулки и колготки, гетры, гольфы, носки и др. Одна часть перечисленных изделий может быть предназначена и ДЛЯ мужчин, и для женщин, и для детей, другая же — только для мужчин и Детей или только для женщин и детей. Например, платки, чулки и колготки — в основном изделия для женщин и детей, а носки, кроме спортивных, — для мужчин и детей.

Дополнения могут представлять самостоятельную группу изделий или быть Увязанными с определенной одеждой или ее деталями. Так же как и при моделировании одежды, здесь очень важно учитывать назначение изделий, так как, Занимая по масштабу подчиненное положение, дополнения могут разрушать Целостность костюма или, наоборот, объединять его части, подчеркивать или Изменять характер костюма. Например, одноцветный свитер и юбка с обычными тонкими чулками — костюм повседневный. Эта же одежда с декоративными плотными чулками может стать костюмом для отдыха, а если прибавить декоративную шапочку спортивного характера, шарф и варежки — спортивным и т.д. Носки, чулки или колготки могут быть тонкими, прозрачными. Гадкими и ажурными,, гладкими плотными, фактурными и пестровязаными

Штучные изделия могут представлять самостоятельную группу изделий, например гарнитур (головной убор, шарф и пер. чатки) и т.д., и могут быть рекомендованы для одежды для спорта и отдыха.

Трикотажные изделия спортивного стиля (рис. 10.9) должны быть удобными, гигиеничными, декоративными и соответствовать времени года. Такие изделия, хотя и не предназначены для спортсменов-профессионалов, но могут быть использованы ими. Ассортимент изделий, составляющих костюм для спорта и отдыха, очень разнообразен. Он значительно расширился в связи с применением в трикотажном производстве новых синтетических волокон. Благодаря использованию эластичных капроновых нитей появилась возможность получать на трикотажных машинах полотна, которые имеют красивую поверхность и, что особенно важно, повышенные упругость и эластичность. Именно эти свойства делают указанные полотна незаменимыми при изготовлении различных купальных комплектов и брюк, как летних, так и зимних.

Все изделия для спорта и отдыха можно подразделить на летние и зимние Среди ассортимента летних изделий большое место занимают изделия для купания и пляжа. Для летнего спорта и отдыха трикотажная отрасль выпускает майки, футболки, купальные костюмы, тренировочные костюмы, пляжные халаты, сарафаны в комплекте с шортами и блузками и т.д. При проектировании и дизайне одежды для спорта и отдыха используются яркие насыщенные тона, декоративные сочетания цветов в рисунках. Наиболее часто употребляемым рисунком при оформлении пестровязаных полотен для летних комплектов могут быть полоски, лаконичные по ритму, набивные или жаккардовые рисунки и орнаменты (геометрические, цветочные, растительные). Особенно разнообразно и красочно можно оформлять купальные костюмы, цельнокроеные и состоящие из двух частей (бюстгальтера и плавок — гладких, набивных). В композиции купальных костюмов могут быть использованы сетчатые или ажурные полотна в комбинации с гладкими или фактурными, а также купонное и монораппортное расположение орнамента, отделка контрастными по цвету бейками, аппликации, вышивка, эмблемы.

Рис. 10.9. Трикотажная одежда спортивного стиля

Для зимнего спорта и отдыха используют не только такие классические изделия, как джемперы, свитеры или куртки с брюками, но самые разнооб--язные комплекты, изготовленные из трикотажных полотен с использованием Шерстяной, полушерстяной пряжи и в сочетании с другими видами сырья, из «тепленных материалов, меха и т.п.

Для однотонных и пестровязаных свитеров и джемперов, изготовленных на различных вязальных машинах из натуральной и синтетической высокообъем-рой пряжи, используют орнаментальные композиции из рельефных переплетений среднего и крупного размера с геометрическими рисунками. Наиболее выразительными и модными решениями могут стать классические рельефные рисунки в виде разнообразных косичек под ручное вязание. В композиции, цветовом решении орнаментальных комплектов изделий для спорта и отдыха дизайнеры широко используют национальные мотивы, причем такое использование — не копирование старого, а творческая переработка богатейших сокровищниц народного искусства. И, наконец, если раньше присутствовали достаточно четкие границы, разделявшие повседневную одежду или одежду для спорта и отдыха, то в современной одежде такого четкого разделения нет. Можно встретить разнообразные комбинации использования одного и того же трикотажного полотна и одних и тех же материалов для отделки как в повседневной одежде, так и в одежде для отдыха и спорта.

Комплект трикотажных изделий — это полный набор одежды и предметов, ее дополняющих, отвечающих определенному назначению. Одежда, составляющая комплект, связана между собой единством назначения и художественного решения. Каждая вещь, входящая в комплект, должна быть закончена в своем художественном решении и в то же время должна быть связана с другими вещами, входящими в комплект.

На основе подбора комплектов одежды и ее дополнений можно составить трикотажный костюм определенного назначения и использования. Замена одной из одежд на другую, взятую из комплекта, не должна нарушать его целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, в своем соподчинении должны быть равнозначны между собой и взаимозаменяемы, но обязательно связаны назначением и художественным решением. Так, может быть комплект для пляжа, спортивный комплект, дорожный комплект, нарядный комплект, комплект для подростка и т. д.

При разработке комплекта определенного назначения надо каждую его часть Композиционно решать как законченное произведение, связав при этом все Части между собой. Связи частей комплекта строят на использовании отношений и ритмического повторения по каким-либо составленным элементам фор-" ы: цвету, фактуре, рисунку, орнаменту, линиям, силуэту и др.

Ансамбль в трикотажной одежде — это совокупность и соподчиненность составляющих трикотажный костюм предметов, решенных по определенному Художественному замыслу и дизайну. В ансамбле в отличие от комплекта одежда состоит из нескольких частей и включает в себя собственно одежду, головные уборы, обувь, прическу, макияж, украшения и дополнения, является единым целым и не предполагает никаких изменений.

В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без его нарушения. Ансамбль в трикотажном костюме обязательно имеет какую-то часть главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части также неравнозначны между собой. Ансамбль подразумевает взаимную соптасо-ванность, органичную взаимосвязь, составляющих единое целое, в котором отдельные предметы взаимно связаны между собой по форме, цвету, матера алу, отделке и назначению. Для ансамбля характерны многослойность, обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в соподчинении. Основные средства связи частей трикотажного костюма в ансамбле те же, что и при составлении комплектов: отношения и ритмика элементов формы, отделки составных частей ансамбля и т.д. но обязательно надо знать, что все части ансамбля составляют композиционное единство целого и убрать или заменить какую-либо часть без нарушении ансамбля нельзя. К ансамблям относятся нарядные туалеты, костюм для свадьбы, сценический костюм, костюм для торжественных случаев, костюм специального назначения и др.

Коллекция трикотажных изделий — это систематизированное собрание или серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции, базовой формы и структуры трикотажных полотен, их цветопластического решения. В зависимости от назначения и типа коллекции будут преобладать те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенным может быть единство концепции, стиля и образа, но при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любом случае основной признак любой коллекции - это ее цельность (единая конструктивная основа, или единство формы, или единство цветовой гаммы, или единство фактур трикотажных полотен и др.), что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Цельность коллекции трикотажных изделий обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры трикотажных полотен и материалов, формы, единством образов.

Коллекция может состоять из различных элементов — это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и украшения. Коллекции могут быть перспективными, в которых воплощаются образы будущего человека и концепции моды на будущее; промышленными, предназначенными непосредственно ддя массового производства; авторскими, выражающими творческую концепцию дизайнера, и специального назначения, например коллекция форменной одежды, коллекция школьной одежды, коллекция спортивной одежды, коллекция нарядной одежды и др. При проектировании коллекции трикотажных изделий необходимо учитывать следующие признаки: композиционное построение коллекции; единство стилевого решения коллекции;

единство цветопластического и тонального решения коллекции; единство конструктивного и технологического выполнения изделий.

Композиция головных уборов

 

Мужские шляпы изменялись от колпаков и чепцов в средние века, трубо-образных шляп в XVII в., цилиндров в XIX в. до котелков в 1920-х гг.

Солома и фетр были самыми популярными материалами для шляп. Сначала соломенные шляпы носили только крестьяне, но в XVII в. шляпы из соломки стали популярны и среди высших слоев общества лишь с той разницей, что эти шляпы делались из прекрасной и дорогой итальянской соломки. Позже начали делать имитацию соломки из бумаги, картона, травы, конского волоса. В течение многих веков вначале только для мужских, а позже и для женских шляп использовали фетр. На фетровых и соломенных женских шляпах часто использовались дорогие украшения из искусственных цветов, жемчужин, меха, драгоценных камней, бабочек и перьев. В 1880-х гг. шляпы, украшенные перьями, были так популярны в Европе и в Соединенных Штатах, что потребовалось специальное законодательство, чтобы защитить разные виды редких птиц. В XIX в. женщины самостоятельно украшали фетровые и соломенные шляпы.

11.1. История развития головных уборов

В Древнем Египте головной убор фараона — клафт-ушебти — делался из большого куска полосатой ткани, поперечную сторону которого укладывали горизонтально на лоб, закрепляли лентой, затем надевали сверху обруч с изображением змеи, которая символизировала неограниченную власть. Боковые бороны клафта, опускающиеся на плечи, вырезали полукругом, чтобы спереди ткань имела четкие прямые формы. Материю, ниспадающую сзади, собирали и заматывали лентой. Клафт был желто-синего цвета. Составной частью военного костюма фараона был кожаный шлем, также украшенный змеей и страусовыми перьями.

Рис. 11.1. Головные уборы в Древнем Египте

Египетские воины носили шлемы круглой формы, к которым часто приделывались наушники, украшенные волосяным гребнем. Воины, сражающиеся на колесницах, надевали кожаные шлемы, имеющие металлическую отделку.

Головной убор супруги фараона мог быть сделан из золотых чеканных пластинок круглой формы, символизирующих солнце.

Голову жреца украшали золотые пластины с эмалью (рис. 11.1).

В Ассирии царский головной убор назывался кидарисом. Он был сделан из белого войлока. Украшением кидариса были золотые чеканные пластины — розетки, которые являлись символом солнца. Вверху кидарис завершался золотым шишаком, внизу он был охвачен белой лентой, называвшейся «фотнасл». Фонасл имел большую ширину спереди, сзади лента была более узкой, концы были длинными, украшенными бахромой. Голову царицы покрывали шапочка с фигурным бортиком. Головной убор прислужниц царицы был с гладкими бортиками.

В Древней Персии народ носил головные уборы, сделанные из войлока, материи или кожи (рис. Н.2.). Они напоминали шапочки английских моря' ков, затем формы их становятся различными, но в то время они, вероятна всего, выступали в роли символа принадлежности к сословию. Также носили войлочную высокую шапку с ниспадающими по бокам частями в виде «лопастей». Знаком царского влияния была тиара, или митра, цилиндрической или полусферической формы.

Рис. 11.2. Головные уборы в Древней Персии и Фригии

Головы персидских воинов покрывали повязки или небольшие шапки, иногда они заканчивались остроконечными трубочками, вероятнее всего, это были воинские отличия. Персиянки из знатного рода носили длинные вуали.

Во Фригии, расположенной на западе Малой Азии, основными видами головных уборов были венец, повязка, тиара, митра.

Характерным фригийским головным убором был войлочный колпак — пи-леус, который имел вид прилегающей к голове шляпы без полей, он мог быть самых разнообразных форм: в виде яйца, плоскодонного цилиндра, конической или прямой формы. У пилеуса верх был пригнут наперед, имелись затыльник, по бокам спускавшиеся до плеч наушники. Пилеус стал популярным и в других странах Древнего мира. Например, в Древнем Риме существовал обычай: во время празднеств сатурналий в честь бога Сатурна все надевали пилеусы (и хозяева, и рабы) как символ свободы. Когда раба отпускали на свободу Или продавали, ему также дарили пилеус. Женщины носили фригийскую шапочку, часто с удлиненной затылочной частью (см. рис. 11.2). В Древней Греции Пилеус имел форму колпака с согнутой вперед верхушкой при помощи пришитых ленточек, которые завязывались под подбородком.

В Древней Греции головной убор выполнял чисто утилитарную функцию. Шляпу или шапку надевали в случае необходимости, если приходилось продолжительное время оставаться под палящими лучами солнца, например на работе в йоле, в дороге и т.д.

Можно выделить несколько разновидностей головных уборов.

Кюнэ-шапка получила свое название от материала, из которого изготовлялась, а делали ее из собачьей кожи (затем из любой другой), она имела вид Полушария.

Пета — шляпа обычно с широкими, опущенными вниз круглыми или че. тырехугольными полями, с очень низкой тульей. С помощью прикрепленного ремешка эта шляпа фиксировалась под подбородком или свешивалась на спину, когда ее сбрасывали с головы. Каусия — шляпа, очень похожая на пету. Цвет шляп был коричневый или белый, изготовлялись они из войлока. Пета и кау сия имели общее название «пилос».

Кинэ — меховой или кожаный колпак, который носили пастухи, охранявшие на горных вершинах стада.

Головным убором воинов был шлем. В качестве шлема могла быть кюнеа — «собачья шкура», т. е. то, из чего был головной убор выполнен (затем первоначальный смысл был утрачен и так стали называть вообще головной убор). Это название осталось и тогда, когда шлем стал металлическим, без козырька и султана. Позже этот шлем получил название «корюс». Обычно шлем был украшен шишкой, дужкой и султаном из конского волоса, который мог быть окрашен в красный цвет. Из крепкого ремня был сделан подбородник, с помощью которого шлем поддерживался.

В разных регионах Греции шлемы делались по-разному. Так, коринфский шлем полностью закрывал голову, у него имелись защитная пластина для носа, фиксированные прикрытия для щек. Шлем часто украшался гравировкой; бео-тийский шлем закрывал нос, щеки, имел гребень, украшенный султаном.

Греческие женщины редко выходили из дома, поэтому мало нуждались в головных уборах. В качестве головного убора в городе и дома они использовали вуаль, которой покрывали не только голову, но и лицо (оставляя только глаза), во время разговора ее поднимали левой рукой. Иногда голова покрывалась большим пестрым платком, который обматывался вокруг головы и подбородка, был в употреблении и небольшой платок, покрывавший только волосы. Пользовались еще шляпой, плетенной из соломки, которую прикрепляли сверх покрывала во время летней жары, В дорогу женщины, как и мужчины, надевали легкий петас.

В Древнем Риме ношение головного убора также было вызвано исключительно утилитарной необходимостью — защитить голову от неблагоприятных погодных условий. Они надевали капюшон, петас, греческий пилос или каусию. Зимой надевали галло-римский кукулус.

Использовалась в качестве головного убора и вуаль, которая имела продолговатую форму, по краю могла быть отделана бахромой, но служила скорее украшением головы, чем защитой. Надевали ее в основном во время религиозных обрядов. Существовала еще брачная вуаль, которая была длиннее других и имела буро-красный цвет.

Головным убором римских воинов также был шлем — galea — головная покрышка из кожи, название которой сохранилось и позже, когда шлемы стали металлическими. Шлем из металла назывался cassis. Самый простой вид шлема состоял из круглой гладкой шапки, у которого через темя шел металлический обруч. По краям шапки имелись две пластины: одна для защиты затылка, другая, подвижная, для защиты лба и висков с обоих боков — на-щечники. В гребень шлема втыкались обычно три длинных красных или черных пера, что зрительно увеличивало рост воина. У знаменосцев времен империи шлемы могли быть обтянуты шкурой какого-либо зверя. Более украшенными были шлемы центурионов, в которых имелся посеребренный гребень с султаном из согнутых перьев или из конского волоса белого, черного и красного цветов. Назатыльники и козырьки этих шлемов были шире. Шлемы императоров и полководцев были искусно выполнены, украшены изящными рельефами (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Головные уборы греков (а), римлян (6) и этрусков (в)

В Византии простой народ редко носил головные уборы. Но в дороге, во время работы в поле использовались шапки и широкополые меховые шляпы капюшоны. Вельможи носили расширявшиеся кверху беретообразные плоские шапки. Носили также высокую шапку, напоминавшую фракийскую. В качеств головных уборов и для сохранения причесок византийские женщины использовали шарфообразные повязки и пестрые платки. Знатные византийки носили чепцы с прикрепленными валиками из двухцветных лент. Девушки применяли лобные повязки, сетки.

Императрица надевала венец — стему — символ императорского сана, позднее венцы имели строгую цилиндрическую форму. До VI в. византийские императоры носили коронообразный широкий венец, украшенный жемчугом, по бокам которого были прикреплены две жемчужные нити. Сверху был переплет в виде креста, вскоре под этот крест стали поддевать круглую красную шапочку, позже сзади стали прикреплять в виде платка кусок материи. В преобразованном виде эта корона выглядела как две крестообразно соединенные эмалированные дуги с вертикально укрепленным крестом посередине и зубчатым ободом вокруг.

Головным убором сановников была шапка с широким бортом яйцевидной формы или шляпа с расширенным верхом. У важных лиц духовенства IV—VIII вв. головным убором служил шелковый или полотняный платок продолговатой формы красного или белого цвета, украшенный бахромой с трех сторон, накидывавшийся на волосы так, что концы его свешивались на затылок. Фиксировался этот платок трехдюймовым металлическим обручем. Постепенно он преобразовался в шапку, верх которой посередине был вогнут, нижний край был в виде полосы, расшитой золотом и спускавшейся двумя концами на затылок.

Ко второй половине IX в. появляется архиерейская шапка — митра с двумя рогоподобными выпуклостями по бокам, к XIII в. она стала походить на выпуклую корону, украшенную драгоценными камнями и вышитую жемчугом, увеличивается ее высота (рис. 11.4).

В эпоху раннего Средневековья в Западной Европе самым распространенным мужским головным убором был капюшон, получивший название «куаф» Он имел удлиненный сзади мыс. Другие головные уборы мужчин имели мягкую форму, дающую возможность драпирования на манер восточного тюрбана. Королевский женский убор представлял собой небольшое по размеру покрывало, укутывающее голову и закрывающее шею, сверху которого надевался заменяющий корону парчовый тюрбан, украшенный драгоценными камнями.

Крестьяне в суровую погоду надевали кугель — разновидность шерстяной капюшона с пелериной. Летом носили небольшие чепчики — каль, пастухи укрывали голову, плечи и грудь камалем — головным убором, который был близок по покрою и форме немецкому кугелю (рис. 11.5).

Рис. 11.4. Головные уборы в Византин

Дамы в этот период носили головной убор, сходный по форме с рыцарским шлемом, который надевался поверх небольшого платка.

В эпоху позднего Средневековья в Западной Европе мужчины начинают украшать голову обручами с цветами, которые назывались шапо-де-флер, носят повязки из парчовой ленты — трессуар, дома надевают чепчики с завязками, напоминающие подшлемники рыцарей — дань костюму военных, так как рыцари в этот период играют заметную роль. Эти чепчики — каль — стали очень популярны, их украшали вышивкой и делали из прозрачной ткани. При выходе на улицу на каль надевали шапки различного вида. Ношение чепчиков продолжалось вплоть до XVI в.

Основные головные уборы придворных — это несколько измененная шапе-рон-буреле и различные шляпы с полями. В этот период складывается культ «Прекрасной дамы», женский костюм переживает изменения. Отличительным Цементом женского костюма является труффо-орфовре — головной убор, состоящий из двух отростков над ушами, напоминающих рожки, и золотой чеканной сетки.

Рис. 11.5. Головные уборы в эпоху раннего Средневековья

Рыцарство оказало влияние и на женский костюм, головные уборы также не остаются в стороне; их отделывают множеством полосок, имеющих по краю острые фестоны.

В конце XV в. утрачивается доминантность женского облика, чувствуете итальянское влиян<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь