Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы с применением затрудняющих условий ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. Метод временных ограничений. Методосновывается на учете существенного влияния временнó го фактора на умственную деятельность обучаемого (впрочем, не только на умственную). Как правило, при неограниченном времени решения какой-либо задачи студенты могут находить несколько вариантов ответов, продумывать в деталях свои действия и т.д. При лимитированном времени студент или ограничивается использованием того материала, который он лучше всего знает (скажем, применение шаблонного варианта), или решение в какой-то степени деформируется. Разные группы студентов могут по-разному реагировать на временные ограничения: одни в период временнó го ограничения активизируются и достигают результатов выше, чем в «спокойной» обстановке; другие – при лимитированном времени снижают свои результаты и не всегда достигают конечного решения; третьи - приходят в замешательство, поддаются панике и отказываются от решения задачи. 2. Метод внезапных запрещений, заключающийся в том, что на каком-то этапе обучающемуся, запрещается использовать в своих действиях какие-то механизмы (детали и т. д.), устоявшиеся штампы, хорошо известные типы и конструкции. Применение этого метода на занятиях будет способствовать выработке умения менять свою деятельность в зависимости от конкретных обстоятельств. 3. Метод новых вариантов. Суть его заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые пути его выполнения, когда уже имеется несколько вариантов решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск. Стоит отметить, что этот методический прием можно применять на любом этапе обучения - не обязательно только после того, как студент выполнил задание полностью. 4..Метод абсурда- заключается в том, что студентам предлагается решать заведомо невыполнимую профессиональную (конструкторскую) задачу (вроде построения вечного двигателя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современный этап развития высшей школы характеризуется устойчивой тенденцией к технологизации образовательного процесса. Реализация образовательной модели подготовки компетентных специалистов наилучшим образом возможна в образовательной технологии, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Направленность образовательных технологий на практику обучения, диагностичное целеполагание, гарантированное достижение результатов, воспроизводимость позволяют решать проблемы, непосредственно связанные с повышением качества образования. Поэтому задача современного преподавателя – не только предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками сбора необходимой информации, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и предоставлять результаты своей работы.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Балыкина Е. Н. Технологии становления профессиональной компетентности будущего педагога (на примере проектного обучения) / Альманах института гуманитарных проблем, Днепропетровск; Днепропетровск: Національний гірничий університет, 2006 2. Белоусова, Н. Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [Электронный ресурс] / Н. Д. Белоусова. – Режим доступа: http: //festival.1september.ru/2003_2004/index.php? member=103801 3. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин/модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 4. Глузман, А. В. Инновационные технологии обучения в системе университетского педагогического образования. [Электронный ресурс] / А. В. Глузман. - Режим доступа: http: //iee.org.ua/files/conf/conf_article39.pdf. 5. Гричиненко, Т. В вузах города деловая игра – занятие серьезное. [Электронный ресурс]/ Т. Гричиненко. – Режим доступа: http: //nshf.sfedu.ru/press/articles/game.doc.
6. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие/сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009. 7. Кравченко А.И «Основы социологии» - Москва: Академический проект, 2002. 8. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html 9. Метод Дельфи [Электронный ресурс] // Эконом. сл. – Режим доступа: http: //economy.polbu.ru/metod_deljfi.htm. 10. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе /В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. –М.: Изд-во МГУ, 2007 11. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения /Т.П. Афанасьева, Е.Н.Караваева, А.Ш. Канукоева, В.С. Лазарев, Т.В. Немова. - М.: Изд-во МГУ, 2007 12. Методы активного социально-психологического обучения: методические рекомендации. - Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. 13. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие/ сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. 14. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010. 15. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. – Режим доступа: http: //www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm 16. Юлдашев З.Ю., Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. Учебное пособие. – Режим доступа: http: // imookpi01_ru.pdf/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерные темы деловых игр при обучении по гуманитарным университетским направлениям подготовки[3] В рамках направления «Филология»: 1. Справочная служба русского языка. Игровая ситуация: двое «дежурных»-филологов по телефону отвечают на вопросы, связанные с русским языком (произношение, значение слов, правописание, правильность употребления и сочетаемости слов и т.п.), остальные участники (до 10 человек) готовят вопросы и активно реагируют на ответы (демонстрируют непонимание, несогласие, благодарность за ответ и т.д.). «Дежурные» могут пользоваться справочной литературой и компьютером, обращаться к игроку-«консультанту». 2. Лингвистическая экспертиза в суде. Игровая ситуация: две спорящих стороны (по 2 и более участников с каждой стороны: истец, ответчик и их адвокаты) пытаются истолковать текст документа (договор, закон и т.д.) в свою пользу, опираясь на анализ текста с помощью словарей и справочников. Документ заранее готовится преподавателем. 3. Подготовка года русского языка в районе или городе. Игровая ситуация: нескольким конкурирующим организациям предлагается выиграть проект по празднованию года русского языка (с выделением финансов). Проекты оцениваются группой, играющей роль чиновников администрации, представителей населения, специалистов (юрист, экономист). Группы могут предлагать (изображать) плакаты, листовки, передачи на радио и телевидения, городские конкурсы, приглашения именитых гостей, интервью со специалистами и т.д. 4. Литературоведческая экспертиза текста. Игровая ситуация: преподаватель предлагает малоизвестный текст знаменитого писателя. Несколько конкурирующих групп студентов выявляют авторство текста, аргументируя свои выводы с применением методов литературоведения. Специальные призы предусмотрены и для тех, кто не угадал, но показал знания и умения. 5. Речи на праздничном мероприятии. Игровая ситуация: моделируется ситуация торжества (юбилей школы, открытие фирмы, нового факультета и т.д.). Распределяются роли между участниками (руководитель предприятия, приглашенный гость из дружеской организации, представитель городской администрации, старейший работник, представитель населения). Каждый произносит речь в соответствующей манере. После этого участники, зрители и преподаватели совместно обсуждают, указывают на ошибки и т.д. 6. Журналистский репортаж с места события. Игровая ситуация: группа студентов разыгрывает сценку (пожар, крушение поезда, выступление политика, открытие магазина). Участники, изображающие журналистов, ведут репортажи, каждый в манере своей газеты (радиостанции, телеканала). Это могут быть официальная газета (радиостанция, телеканал), отражающая точку зрения властей, оппозиционное издание, «бульварное» издание, «глянцевый» журнал, молодежное издание, рекламное издание, интернет-издание. В рамках направления «Философия»: 1. Философский анализ текста. Игровая ситуация: нескольким группам студентов выдается малоизвестный текст / тексты авторитетного философа (один и тот же или разные). Требуется определить его авторство, принадлежность автора к определенной школе, направлению, эпохе, цивилизации, опираясь на историко-философский анализ. Предусмотрены призы и для тех, кто ответил неправильно, но проявил знания, оригинальность мысли, умение аргументировать. 2. Защита диссертации по философии. Игровая ситуация: между студентами распределяются роли диссертанта, официальных оппонентов (2 человека), членов ученого совета (5–6 человек), присутствующих коллег (5–6 человек). «Диссертант» зачитывает небольшой текст в виде тезисов, «оппоненты» выступают с критикой этих тезисов, «коллеги» задают вопросы, «диссертант» отвечает на критические замечания и вопросы (сразу на все после того, как они высказаны). «Ученый совет» принимает решение (путем голосования), потом его аргументирует. 3. «Средневековый философский диспут». Игровая ситуация: каждая из двух групп студентов отстаивает свою точку зрения, совпадающую с точкой зрения направления средневековой философии (например, номиналисты и реалисты, сторонники и противники онтологического аргумента). Возможно использование соответствующего реквизита (муляжи средневековых книг, мантии, академические шапочки, плакаты с латинскими девизами и т.д.). Причем один в группе – ведущий оратор, выступающий с речью, остальные – задают вопросы, поддерживают своего оратора, опровергают противника. Специально выбранное жюри из студентов следит за соблюдением правил диспута (выявляя и запрещая логические ошибки, отход от сути вопроса, «переход на личности»). Далее жюри принимает решение о победе той или иной команды и аргументирует его. 4. Философские «знатоки». Игровая ситуация: моделируется телеигра «Что? Где? Когда? », в которой все вопросы относятся к области философии. Один студент играет роль ведущего, группа (5–6 человек) – «знатоки», остальные – «зрители» (5–6 человек) готовят и задают вопросы, по ответам на которые присуждаются очки. 5. Диспут на современные темы. Выбирается современная актуальная тема (проблема эвтаназии, взаимоотношений церкви и государства, клонирования, смертной казни, «гуманитарных интервенций» и т.д.). Студенты разделяются на группы, каждая из которых отстаивает точку зрения какой-либо современной философской школы (неотомисты, марксисты, фрейдисты, экзистенциалисты и т.д.). Ведущий следит за регламентом. Преподаватель может вмешиваться и объяснять разницу в терминах философских направлений, их точки соприкосновения, аргументы и т.д. Решение о победе той или иной команды принимают зрители (выражая свое мнение через опрос или поднятие карточек определенного цвета).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пример кейса «Либо я, либо он»[4] В крупной производственной компании ведущий инженер Владимир Петров разработал концепцию создания нового инновационного продукта. Он рассказал об этом своему непосредственному начальнику – заведующему лабораторией новых разработок Васину. Тому идея понравилась. Он сказал, что сможет под эту идею пробить бюджет, дополнительные ресурсы и т.д., но автором идеи будет считаться он, Васин, а не Петров. Тот останется формально только исполнителем, а фактически будет воплощать эту идею в жизнь, так как только он знает, как это сделать, но маленький нюанс: при этом текущие обязанности с него никто не снимает, и зарплата его останется без изменений. Петрову предложение начальника не понравилось. И он обратился к заместителю генерального директора Градовой со своей идеей. Градова была человеком новым в компании, поэтому не хотела ни с кем ссориться. Она выбрала самый простой путь: вызвала Васина и спросила его мнение о Петрове. Когда Васин понял, в связи с чем его расспрашивают о подчиненном, то быстро сориентировался: стал критиковать его работу, личные качества и требовать его увольнения. «Либо я, либо он» - резюмировал Васин. Назревал серьезный конфликт. Градова вызвала HR-a Петухову и поручила ей разобраться в ситуации. Петухова, отдавая должное изобретателю Петрову и признавая его незаурядные таланты и то, как он много сделал для компании, посоветовавшись с генеральным директором, предложила Петрову пока уйти в бессрочный отпуск. А там дальше видно будет. Через месяц сотрудник уволился и устроился на работу в компанию, где ему предоставили возможность реализовать его проект. Сейчас он успешно работает в качестве руководителя в новой компании, а предыдущие его работодатели еле сводят концы с концами. Вопрос: Что, на ваш взгляд, можно было сделать в данной ситуации, чтобы сохранить ценного сотрудника и не потерять потенциал, которым он обладал?
Пример кейса «Строим башню»[5] Кейс «Строим башню» - кейс, который вскрывает управленческие проблемы любой кампании. Этот кейс учит не экономить время на планировании и бюджетировании, составлять расчеты прежде, чем заняться деятельностью. Участникам предлагается разделиться на команды по 3 человека и придумать способ строительства башни из листов бумаги формата А4. Цель – построить башню с минимальной прибылью. На прибыль влияют время, затраченное на строительство, высота башни и количество использованных листов бумаги. Участники вместе с бумагой на строительство получают графики, по которым они могут рассчитать оптимальное время, высоту и количество листов – это несложно. Однако, по опыту, никто этого не делает. Все устремляются быстрее завершить разработку технологии – как строить башню, чтобы она не падала. Наиболее опытные участники также распределяют обязанности внутри группы – кто что будет делать во время строительства. А вот расчет, т.е. бюджетирование почти никто не делает. Одна кампания, в которой этот кейс выполняли управляющие отделениями, вскрыла свою проблему – построенные убыточные башни показали участникам, т.к. они в своей реальной практике привыкли все новые проекты и мероприятия поскорее запустить в работу, и доделывать их уже в процессе реализации. Они о выполнения этого кейса были уверены, что практика – критерий истины. Поэтому практика лучше всех проектов покажет, как работать с проектом. Как результат – все проекты были сырыми, отнимали кучу времени и вносили дезорганизацию в работу. На момент работы с кейсом в кампании наметилась устойчивая тенденция среди управляющих негативно относится к любым новым проектам. Работа с кейсом показала им возможность иного подхода - необходимости более тщательных расчетов и проектирования. А ведь на каждый новый проект можно составить кейс и в моделируемой ситуации посмотреть, как будет работать проект, какие проблемы порождать, какие ресурсы нужны для их решения. Вопрос: Изменится ли отношение сотрудников кампании (начнут ли они позитивно относится к изменениям) при введении кейс-метода при рассмотрении новых проектов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примеры электронных образовательных проектов, созданных студентами старших курсов Белорусского госуниверситета по специальности «Историческая информатика»[6]: 1. Мультимедийная поддержка урока «Великие путешественники»: тестовый, иллюстративный и картографический материал с дикторским текстом и музыкальным фоном (статьи, энциклопедическая справка), закрепление материала по подтемам в игровой форме (головоломки), несколько вариантов самоконтроля с невербальной поддержкой, анимированные модели важнейших экспедиций. 2. Электронное учебное пособие «Ледовое побоище»: текстовые, визуальные и Internet-ресурсы, тематическая галерея, набор карт, план-схема и анимированная реконструкция сражения; тест-тренинг и игра-тренинг по вербальному и невербальному материалу, тест-контроль. 3. Электронный Образовательный Проект «Итальянское Возрождение»: электронные лекции, приложение (медиатека, словарь терминов, картинная галерея, список литературы), закрепление материала и контроль (кроссворды в 5 вариантах, тесты – в 3 вариантах, тренинг и контроль).
[1] Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html
[2] Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие/сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009.
[3] Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А.А. Шехонин. –М.: Изд-во МГУ, 2007 [4] Бизнес-кейсы. Режим доступа: www. e-xecutive.ru/education/cases. [5] Юлдашев З.Ю., Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. Учебное пособие. – Режим доступа: http: // imookpi01_ru.pdf/ [6] Балыкина Е. Н. Технологии становления профессиональной компетентности будущего педагога (на примере проектного обучения) / Альманах института гуманитарных проблем, Днепропетровск; Днепропетровск: Національний гірничий університет, 2006
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1730; Нарушение авторского права страницы