Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Резюме задач «Интегрального города»
Данная книга была написана для всех, кто хочет увидеть город как целостную систему, чтобы понять, как можно оптимизировать свою жизнь. Книга «Интегральный город» задумывалась с жизнеутверждающих позиций. Она основана на целостносистемном мышлении, позволяющем признать ценность влияния города всеохватным и интегрированным образом всеми его жителями и теми, кому нужно оценить его влияние в целом на планету Земля. Концепция интегрального города основывается на идеях устойчивого развития, но выходит за пределы этой дисциплины и учитывает свойства эмерджентной эволюции, то есть она основывается на положении, что условия человеческой жизни представляют собой нескончаемое путешествие, включающее непрерывную адаптацию и изменение. Это порождает и хорошие, и плохие новости: это означает принятие того, что неопределённость и множественность являются нашими неизменными спутниками и мы не можем всего знать, ведь город постоянно развивается. Концепция интегрального города рассматривает город в контексте средового окружения, выступающего фоном для его экономического и социального потенциала. Это означает, что мы признали ценность того, что каждому городу присущи определённые качества своей окружающей среды. Каждый город уникален в своей адаптации к средовым факторам. Этот факт необходимо и уважать, и рассматривать при понимании способности города к развитию, его внутреннего функционирования и потенциала внешнего вклада. Концепция интегрального города осмысляет город с точки зрения глобальной и локальной экологии. В то же время она исследует динамику внутренней человеческой экологии города. Это указывает на напряжение, присутствующее в реальном формировании города. Внутренней человеческой экологии свойственно создавать центробежную силу, которая раздвигает город вовне, во внешний ландшафт, в то время как глобальные и локальные экологии выступают в роли природных центростремительных сил, которые налагают на город ограничения. Концепция интегрального города основывается на положении, что городские структуры и инфраструктуры возникают из естественных систем и взаимосвязаны с ними. Всегда велик соблазн рассматривать архитектуру и инжиниринг города отдельно от природных систем или как нечто налагаемое на них извне. Однако, когда мы исследуем науки о структурах, то можем видеть, что им всегда свойственны те же состояния течения, которые свойственны всем природным системам. Эти явно неживые структуры могут иметь очень медленные состояния течения, может даже казаться, что они застыли, однако они являются такой же частью природных систем, как живые структуры – растения, животные и люди. Аналогичным образом, похоже, что инфраструктуры, которые находятся внутри наших человеческих систем (чудесные творения – наши тела, мозг и сознание), также являются эволюционными системами, подверженными естественному гибкому потоку энергии, материи и информации, начиная с белковых строительных блоков в нашей ДНК и заканчивая высшими уровнями. На самом деле концепция интегрального города осмысляет человеческие системы в контексте гибкого энергетического потока, неотделимого от глобальных энергетических систем. Являясь их неотъемлемой частью, он подобен системе урбанистических энергетических акупунктурных точек. Когда мы ценим город за эту его сетевую структуру, то можем видеть, насколько важную роль он играет в эволюции всех человеческих способностей. Концепция интегрального города утверждает, что города создают динамические энергетические поля, которым свойственны качества резонанса, согласованности и эмерджентности. Мы только пробуждаемся для осознания силы весьма реального энергетического поля, создаваемого коллективными интеллектами, и понимания, что мы можем развить свои врождённые интеллекты в распределённые интенциональные сети. Даже когда мы проникаем в особенности глубинного потенциала человеческого мозга применительно к робототехнике, мы учимся тому, насколько больше мы могли бы получить посредством коллективных сообществ умственной и духовной практики. Кажется, что это нечно из области научной фантастики, но на самом деле концепция интегрального города учит нас тому, что это всего лишь естественная эволюция Homo sapiens sapiens. Концепция интегрального города рассматривает сообщества как путешествие групп людей к целостности и считает, что высокое качество городских сообществ способствует повышению качества городской жизни. Фрактальная природа человеческих систем позволяет нам видеть, что сообщества являются естественными и мощными средствами повышения потенциала человеческих систем. Даже в условиях глобализации городов и всё большей направленности вовне, очевидно, что они могут столько же энергии обратить вовнутрь – на повышение жизненности географических сообществ, групп по интересам и сообществ практики. По всей видимости, принадлежность подобного рода сообществам является чем-то фундаментальным для условий жизни человека. Интегральный город опирается на положение, что эффективному городскому лидерству требуется понимание динамики человеческого развития, которая интегрирована со здоровыми системами здравоохранения, образования и рабочих мест. Эффективные городские лидеры заинтересованы в том, чтобы быть лидерами для себя, других людей, организаций и сообществ на соответствующих уровнях комплексности, – и вкладывают ресурсы в развитие лидерских способностей. Эффективные лидеры демонстрируют лидерские качества, на пол-уровня превосходящие текущий уровень развития масс, предлагая далёкое, но всё же достижимое видение. В концепции интегрального города считается, что человеческие системы представляют собой вложенные холархии, включая и неотъемлемые роли родителей и семей. Эффективные городские лидеры превосходят и включают роли семей и родителей при создании мешворков, которые направлены на решение проблем, создание новых сред и мотивирование людей. Лидеры в каждом фрактальном аспекте города знают, что они не могут добиться роста сообществ без одновременной поддержки родителей и семей, которым необходимо вкладывать свои ресурсы в интегральное биопсихосоциокультурное развитие.
Уроки, извлекаемые из работы мироцентрических лидеров, удивительны и парадоксальны. Кто мог знать, что капитан корабля может обладать навыками, которые могут способствовать управлению городами и городскому лидерству? Речь идёт о капитане, который сказал: «Нельзя чего-то ожидать, не проверяя». Это значит, что нельзя ожидать результата, не проверяя продуктивность деятельности. Таким образом, он выступал за то, чтобы ответственное управление было распределено между всем экипажем корабля. В то же время он ожидал неожиданности. Более всего он ожидал, что экипаж будет наиболее продуктивен в своей способности реагировать на неожиданное. Он подчёркивал реальность нелинейных процессов. Он также использовал циклы изменения, чтобы в периоды затишья и стабильности подготавливать ресурсы, необходимые для того, чтобы справиться с неизбежными штормами, волнениями в море и непредсказуемыми событиями. Подготовка к неожиданному всегда приносила плоды в виде адаптивности, созидательности и чувствительности. Потенциал для применения к реалиям находящегося на суше интегрального города и исследования уроков, извлечённых из функционирования человеческих систем в разных географических пространствах (на море и в космосе), остаётся незатронутым. Что произошло бы, если бы мы объединили морские (и даже аэрокосмические) академии с академией городского управления? Что произошло бы, если бы градоначальники и администраторы устроили диалог с капитанами, инженерами и менеджерами круизных лайнеров (и их коллегами в армии и аэрокосмических силах)? Чему бы мы могли научиться относительно решения проблем городов, если бы переняли решения, разработанные в критических условиях, где нет права на ошибку (в море и космосе)?
Как мы туда доберёмся?
Возможность поупражняться в воображении и представить себе ценность интегрального города за пределами планеты Земля возникла в результате беседы с другим мироцентрическим лидером – членом медицинской команды НАСА. Уроки космоса, которыми тот со мной поделился, напомнили мне, что величайшая возможность для создания новых реальностей появляется не из прошлого, а из будущего. История нас учит тому, где мы были в прошлом и как выживали, адаптировались и регенерировались, чтобы прожить ещё один день. Но именно наше воображение помогает нам вознестись над загрязнёнными городами над осаждённой планетой Земля. Во-первых, с высоты десяти тысяч метров мы можем буквально увидеть целостность, представленную в любом городе. Даже сервис «Google Планета Земля» даёт нам инструмент по увеличению и уменьшению масштаба рассмотрения, что позволяет нам увидеть паттерны и структуры города на разных уровнях. Однако именно с перспективы звёздных расстояний – Луны и солнечной системы – мы можем увидеть планету Земля как целостную систему (даже в её ничтожности по сравнению с галактическим пространством и временем). С этой точки зрения, мы можем по-настоящему удивиться разуму, обитающему на этом маленьком голубом шарике. Мы можем лучше понять, что не только крохотные индивиды, но и города, нами созданные, являются критически важными узловыми точками интеллекта: в буквальном смысле точками света, которые указывают на то, где во Вселенной сконцентрировались интеллект и разум. Но именно направив свой взор в космос и используя свой разум, чтобы определить и проанализировать ресурсы, которые в нём есть, мы можем прийти к пониманию потенциала, лежащего перед нами будущего. Все источники энергии и материальных ресурсов, которые нам нужны, по всей видимости, доступны в изобилии в нашей Солнечной системе и в галактике в целом. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить, как получить доступ и разрабатывать эти ресурсы во благо универсального разума и эволюции. Возможно, ответы возникнут только тогда, когда мы объединим интеллекты суши, моря и воздуха, чтобы оптимизировать потенциал города и разработать первые прототипы космических колоний. Быть может, эти прототипы будут воздвигнуты и на Земле? Город – это наилучший пример того, на что может быть похоже функционирование космической колонии будущего. Однако городу, парящему в безвоздушном космическом пространстве или воздвигнутому на других планетах, потребуется мудрость всех городских голосов (менеджеров, девелоперов, гражданского общества и граждан) и технического ноу-хау капитанов и экипажа судов, а также вклад и воображение аэрокосмических разработчиков. Мы можем лишь вообразить дух и качества этих новаторских инвесторов и девелоперов, обратившись к образу Медичи, профинансировавших Ренессанс (и сотни художников той эпохи), Ротшильдов, финансировавших ранние этапы Индустриальной революции, и Рокфеллеров, финансировавших освоение запада Америки. Где-то среди нас сегодня уже есть новаторы, которые создадут космические колонии, благодаря которым путешествие человеческого вида распространится за пределы планеты Земля и соприкоснётся с тем, что мы сейчас называем «внешним космосом». Однажды этот космос будет столь же доступен, населён и разработан, сколь и часть мира, которая явила себя «за краем света», когда-то ограничивавшимся Гибралтарским проливом. В будущем мы будем оглядываться назад и вспоминать истории о частных инвесторах, которые профинансировали возможность отдыха в космосе на первых частных космических кораблях и создание технологии, которые позволят нам разрабатывать месторождения на метеоритах и по требованию производить водород, кислород и воду. Но к чему бы мы ни стремились в будущем, там мы, скорее всего, обнаружим себя (со всеми своими биопсихосоциокультурными реалиями, которые сформируются вокруг нас) в пространстве, функционирование которого будет напоминать человеческий улей. Таким образом, исследование интеллекта города не является просто инвестицией в собственную эффективность и продуктивность и сиюминутную комфортность. Оно не является просто инвестицией в решение социальных патологий городов в развивающихся нациях. Оно не является просто инвестицией во благо наших детей и внуков. Исследование интеллекта города – это необходимый исследовательский проект, который обеспечит выживание человеческого вида на планете Земля в течение достаточно долгого времени, чтобы мы смогли создать условия поддержания человеческой жизни в космических городах или колониях. Подобные космические колонии являются естественным наследием, которое мы можем получить в своё распоряжение, если сможем привлечь, консолидировать и кристаллизировать интеллекты, неотъемлемо присущие интегральному городу. Ничто в данной деятельности нам не гарантировано. На самом деле мы стоим перед лицом множества угроз. Нам просто нужно рассмотреть потенциалы прошлого, настоящего и будущего медоносных пчёл и лидеров уровня 8, чтобы понять, как быстро нам нужно двигаться. Естественная история пчёл и пчелиного улья показывает нам возможность развития весьма сложных систем, служащих задачам коллективного выживания биологического вида. Эволюция пчёл во всех странах мира говорит об их гибкости и способности непрерывно обучаться и адаптироваться к местным условиям. Однако наблюдающееся сегодня вымирание пчёл в Северной Америке служит человеческим системам объективным уроком, что неожиданное может подорвать даже самую, казалось бы, стабильную систему. На время написания данной книги в течение одного года исчезло до 90 % одомашненных колоний пчёл в США (Bjerga, 2007; Mittelstadt, 2007; Time Magazine, 2007). Симптоматичная проблема, грозящая нанести сельскохозяйственному производству убытки в 75 млрд. долларов США, состоит в том, что пчёлы покидают пчелиный улей, забывают вернуться и просто умирают за его пределами. До сих пор не удалось выяснить причину происходящего. Разнообразные теории пытаются привести следующие причины: инфекция от вирусов и/или клещей; генетическая сопротивляемость изменениям вследствие разведения; изменения климата; экологическое загрязнение. В чём бы ни состояли причины, нависшая угроза вызывает большую тревогу за будущее человеческого сельского хозяйства, а также на ещё более фундаментальном уровне – в целом за будущее пчёл как биологического вида. Вымирание некоторых пчелиных семейств представляется тревожным сценарием будущего. Если бы мы вели речь не о пчелиных ульях, а о городах, то можно было бы говорить о глобальной эпидемии, загрязнении ресурсов или значительного сокращения избирательно развиваемой доли генофонда. Капитан морского судна напоминает нам о том, что в прошлом лидеры Homo sapiens sapiens отправлялись в моря, чтобы исследовать планету. Тесная взаимосвязь капитанов и навигаторов в открытом море напоминает нам, что большинство культур воспринимают сказание о ковчеге в качестве фундаментального аспекта для выживания человеческого вида. Таким образом, в нашу собственную историю планеты Земля заложена мудрость выживания в неведомых морях, которая служит основанием для выживания всех живых существ во всевозможных условиях. Итак, себе на беду мы игнорируем «неудобные правды», наиболее очевидные по наблюдениям за океанами по всему миру, говорящим, что планета Земля и климат меняются. Хотя мы всё ещё дискутируем о причинах данного изменения, мы также можем дискутировать и о том, как выжить перед лицом изменений, которые приводят к повышению уровня Мирового океана и таянию ледников. Из всех географических пространств нашей планеты океаны и моря отражают самые масштабные ритмы космоса в своих ежедневных приливах-отливах и непрерывном движении волн. И, несмотря на наблюдаемую регулярность, океаны также учат нас серьёзнейшим урокам нелинейности. Невзирая на свою кажущуюся предсказуемость, они являются источниками убийственных цунами, океанических течений и погодных изменений. И океаны содержат в себе наибольшую биомассу по сравнению с любой другой географической системой на планете Земля. Увлечённость идеей колонизации космического пространства данного лидера из НАСА во многом параллельна увлечённости морем, проявлявшейся со стороны исторических лидеров человечества. По иронии, несмотря на то что во многих местах мы построили города вдоль побережий морей и океанов, нам ещё только предстоит эффективно освоить энергии приливов и отливов и погрузиться в их глубины настолько же серьёзно, насколько мы стремимся проникнуть в космическое пространство, отделяющее нас от Луны. Тем не менее море выступило для лидеров в роли великого тренера навыков, связанных с мониторингом витальных признаков: взаимосвязанности; краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные жизненные циклы; нелинейность и неожиданность. Для мироцентрических лидеров море – это что-то наподобие гироскопа благополучия Земли. Это имеющий глобальные масштабы инструмент, индикаторы здоровья и благополучия которого дают нам макровеличины для отражения здоровья и благополучия человека на всех уровнях шкалы рассмотрения. Какие уроки для городов могли бы извлечь лидеры из рассмотрения ценности космических колоний, коль скоро на практике их пока не существует? До сих пор мы встретились лишь с проблесками потенциала создания таких колоний благодаря краткой истории освоения человеком космоса, начиная с первой попытки СССР добраться до Луны, высадки на Луну американских астронавтов и заканчивая международной орбитальной станцией «Мир». Как и в случае с запланированными городами аравийских пустынь, мы только рисуем в уме образы возможного. Но требуемым инвестициям и политической воле ещё только предстоит на практике поддержать заявления. Ведь правда состоит в том, что для создания космических колоний – таких, какие создают пчёлы, применяющие интеллекты (развитые как в диких, так и в искусственно созданных ульях) для того, чтобы роиться, передислоцироваться и создавать новые ульи в диких условиях, – нам, скорее всего, потребуется применить интеллекты, которые мы развили на Земле, чтобы получить ресурсы, нужные для постройки человеческих колоний в космосе. (Ведь у нас недостаточно сейчас энергии и ресурсов, чтобы переместить необходимые ресурсы с планеты в космическую колонию.) Таким образом, нам предстоит пройти через многие годы развития способностей к интегральному городу – начиная с производства пищи и конструирования крова до систем развития внутреннего пространства людей и горной разработки метеоритов, прежде чем сможет возникнуть самоподдерживающаяся космическая колония. Это наложит на нас требование развивать способности к сотрудничеству, сообществу и колонизации за пределами любого контекста, в котором доселе эволюционировали человеческие системы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы