Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НАСЕЛЕНИЕ БАШКИРИИ В I ТЫС. Н. Э. ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ. О РАННИХ ТЮРКАХ НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ И В ПРИУРАЛЬЕ
Население Башкирии в I тысячелетии (до VIII в.) I 'ерритория Башкирии в силу особенностей ее географи- ооо q ческого положения с древнейших времен входила в зону C£ D контакта оседлых охотничье-земледельческих и кочевых скотоводческих племен. В эпоху раннего железа степные и лесостепные районы южной Башкирии занимали ираноязычные сарматские племена — продолжатели культуры савроматов. Граница распространения сарматских памятников проходила примерно по линии Куйбышев — Уфа, затем, огибая Южный Урал, в степном Зауралье достигала района Магнитогорска. В последние годы зафиксировано проникновение сарматов севернее этой границы, где они вступили в активное взаимодействие с племенами кара-абызской культуры на правобережье среднего течения р. Белой (К. Ф. Смирнов, 1971, стр. 72; Пшеничнюк, 1971, стр. 91). Кара-абызские племена, так же как и обитавшее в нижнем течении р. Белой пьяноборское население, сформировались на базе анань-инской культуры, носители которой в этническом отношении принадлежали к восточнофинской ветви финно-угорской языковой общности. Пьяноборцы расселились далее по Каме на север (чегандинская, осинская и гляденовская культуры; Генинг, 1970, стр. 7—8) и на запад до левобережья Волги, где они граничили с родственными племенами городецкой культуры, а на юге — с сарматами (Смирнов, Мерперт, 1954, стр. 32). Этническая карта восточной Башкирии в эту эпоху не очень ясна. В северовосточных районах встречаются редкие памятники каменогор-ской культуры, генетически близкой к зауральской (иткульской). К. В. Сальников считал каменогорские племена угорскими, хотя допускал возможность влияния на них зауральских сарматов (Сальников, 1966, стр. 118). Некоторые исследователи считают вероятным проникновение угров в эпоху раннего железа на западную сторону Урала. В частности, с угорскими племенами предположительно связывается гафурийско-убаларская группа памятников по правобережью среднего течения р. Белой (Генинг, 1971, стр. 45; Пшеничнюк, 1971, стр. 91). В Зауралье в самом конце I тыс. до н. э. наблюдается продвижение прииртышских племен саргатской культуры в Притоболье, в низовья Исети и Миасса. В этническом отношении саргатские племена, вероятно, были за-•падносибирскими уграми (Могильников, 1971, стр. 153; 1972, стр. 86). Нарисованная картина этнокультурного состава населения Башкирии сохраняется приметно до III в. н. э. Наиболее характерными ее чертами были соседство и взаимодействие двух больших этнических зон — восточнофинской и сарматской. Уже в эту эпоху, возможно, имело место проникновение из Зауралья небольших групп угорского населения. Обращают внимание заключения ряда исследователей о малочисленности населения Башкирии эпохи раннего железа. По оценке В. Ф. Генинга, все население «обширной лесной полосы Прикамья» не превышало 15—20 тыс. человек (Генинг, 1961, стр. 34), хотя, конечно, такой вывод в какой-то степени может быть и следствием недостаточной изученности территории. Относительно каменогорского населения археологи говорят лишь о его «эпизодическом проникновении» на территорию восточной Башкирии (Пшеничнюк, 1971, стр. 89). Кочевое население Приуралья в позднесарматское время (II—IV вв.), по словам К. Ф. Смирнова, «по-прежнему было довольно редким, если только не более редким, чем в сред-несарматское время» (Смирнов, 1971, стр. 73). Слабая заселенность края была, очевидно, одним из условий активных внутренних миграций, а также проникновения и расселения в При-уралье, начиная с III в. н. э. новых групп пришлых племен. Археология Южного Урала и Приуралья I тыс. н. э. вступила в последние два десятилетия благодаря крупным раскопкам и обобщающим работам А. П. Смирнова (1951; 1952; 1957; 1971), B. Ф. Генинга и А. X. Халикова (1964; Халиков, 1970; 1971; C. М. Васюткина (1968; 1971) и др. в новый этап развития. Его Приуралья и формирование новой концепции древней и ранне-средневековой истории племен Волго-Уральской области. Но у этого процесса, безусловно в целом положительного, есть обратная сторона. Как нередко бывает в период перехода от накопления материала к его обобщению, возникло стремление дать добытым фактам всеобъемлющую историческую трактовку, хотя для исчерпывающей реконструкции. материалов пока явно недостаточно. Это, естественно, ведет к появлению различных, зачастую исключающих друг друга, теорий и гипотез. На некоторых из них лежит печать поспешности, субъективного стремления непременно «увязать» новый археологический материал с традиционными, но далеко не всегда доказанными концепциями и гипотезами. Конечно, такое положение — временное явление. Если оно несколько затянулось, то объясняется это во многом несовершенством методических приемов археологической науки в этнической интерпретации памятников вообще, кочевников и полукочевников в особенности. Трудно найти другое объяснение различным и противоречивым позициям археологов в таких первостепенной важности вопросах, как правомерность выделения тех или иных культур и их локальных вариантов, а применительно к уже выделенным культурам — относительно их датировки, происхождения, этнической принадлежности, территории распространения и характера взаимодействия с другими культурами. Именно такова пока картина в археологической литературе в отношении исторической интерпретации большинства открытых за последнее десятилетие культур и памятников. Общая характеристика этнокультурного состава населения Башкирии в III—VIII вв. по археологическим данным представляется следующей. Северо-западная Башкирия, главным образом территория по нижнему течению р. Белой, была занята с III в. н. э. мазунинскими и бахмутинскими племенами. На правобережье средней Белой выделен культурный комплекс имендяшев-ского типа (время существования также с III в. н. э.). Мазунинская и бахмутинская культуры, особенно на раннем этапе их развития (III—V вв.), многими исследователями не различаются; та и другая возникли на основе пьяноборской культуры. Существенное значение при этом имела интеграция чегандинского варианта пьяноборской культуры с кара-абызской (Генинг, 1972, стр. 241). Некоторые региональные особенности в культуре бахмутинцев и мазунинцев возникли в процессе последующего развития, на втором этапе истории соответствующих культур (V—VII вв. — бахмутинская, V—начало VIII в. — мазунинская культуры). Имендяшевский культурный комплекс при- мыкает к раннебахмутинской культуре (Матвеева, 1971, стр. 129). Относительно происхождения и этнической принадлежности мазунинских и бахмутинских племен высказывались разные точки зрения. Исследователь бахмутинской культуры Н. А. Ма-житов считает (Мажитов, 1968, стр. 49—64), и с ним солидаризировались А. П. Смирнов, К. В. Сальников, Г. И. Матвеева, В. А. Могильников и др., что бахмутинцы генетически связаны с племенами пьяноборской и кара-абызской культур, наследниками языка и культуры которых они являются. По мнению В. Ф. Генинга (1967, стр. 59—69; 1970, стр. 195), Прикамье и Приуралье в III в. н. э. захлестнула волна западносибирских угорских племен, сдвинутых с места кочевниками гуннской конфедерации. Пришельцы разгромили пьяноборский племенной союз, заставив основное его население отступить на запад, где в связи с их миграцией получает развитие азелинская культура Волго-Вятского междуречья. Следовательно, по В. Ф. Генингу, мазу-нинцы и бахмутинцы были уграми, ассимилировавшими оставшуюся часть пьяноборского населения. В последних работах В. Ф. Генинг уточняет дату начала массового проникновения западносибирского населения: V в. н. э. (Генинг, 1971, стр. 47), что вносит существенные коррективы в его прежнюю концепцию. В соответствии с новой постановкой темы мазунинцы и бахмутинцы являются по происхождению преемниками пьяноборских племен, т. е. финноязычным населением, принадлежащим к во-сточнопермской ветви финно-угорских языков, но с V в. н. э. захваченным мощной, преимущественно угорской волной и угризи-рованным. Результат, к которому пришел В. Ф. Генинг, неожиданно смягчил, а в некоторой части вовсе снял его разногласия с Н. А. Мажитовым по поводу этнической принадлежности бахму-тино-мазунинских племен. Н. А. Мажитов, отрицающий роль зауральского угорского населения в формировании бахмутинцев и доказывающий генетическую преемственность бахмутинской культуры с предшествовавшими, в то же время, как и В. Ф. Генинг, язык бахмутинцев считает угорским (Мажитов, 1968, стр. 82— 83). Такая позиция заставляет Н. А. Мажитова утверждать (вопреки установившейся точке зрения на ананьинскую и пьянобор-скую культуры, как восточнофинские или финно-пермские), что пьяноборцы были в этническом отношении неоднородны и что носители бельского варианта этой культуры были угроязычными. Логическое завершение эта схема получила в тезисе, согласно которому бахмутинцы-угры были предками мадьяр (Мажитов, 1968, стр. 77; 1971, стр. 16). Аналогичная формулировка В. Ф. Ге- нинга менее категорична. Он пишет: «Угорское население Южного Прикамья следует увязывать с древнемадьярскими группами» (Ге-нинг, 1961, стр. 44). Исследование бахмутинской культуры, начатое А. В. Шмидтом (1929) и продолженное Н. А. Мажитовым, к сожалению, не завершено. Среди многих вопросов, которые остались неясными, наибольшее значение имеет так называемое «исчезновение» бахмутинской культуры в VII в. и мазунинской — примерно в это же время или несколько позже. Заключение Н. А. Мажитова о том, что исчезновение бахмутинцев связано с уходом из Приуралья мадьяр, принять невозможно, так как в VII в. бахмутинцы были оседлыми охотничье-земледельческими племенами, испытавшими определенное влияние южных степных кочевников, что совершенно не соответствует характеристике мадьяр во второй половине I тыс. н. э. (ИВ, I, стр. 88—89). Но дело не только в этом: идея угорской языковой принадлежности бахмутинцев осталась недоказанной; собственно, она опровергнута самим Н. А. Мажитовым, доказавшим преемственность бахмутинской культуры с пьяноборской, финноязычность носителей которой как будто никто сомнению не подвергает. Интересной в этом свете выглядит идея С. М. Васюткина об «уходе» основной массы бахмутинцев на север или северо-запад в VIII в. в связи с массовой миграцией в Приуралье тюркских кочевников (1968). Однако пока это лишь предположение; к тому же VIII в. — слишком ранняя дата для «массовой» миграции тюрков в район нижней Белой и тем более севернее. Прочная аргументация идеи миграции бахмутинцев на север или, что не менее вероятно, их этнического смешения (или ассимиляции) с более поздним, в том числе пришлым, населением на прежней территории имела бы принципиальное значение для выяснения целого ряда вопросов, касающихся ранних этапов башкирского этногенеза. Так или иначе судьба бахмутино-мазунинских племен должна быть установлена не на основе предположений и неоправдавшихся гипотез, а на конкретном археологическом материале. Научная сессия по этногенезу башкир (1969 г.) способствовала установлению, на наш взгляд, более правильной этнической интерпретации мазунинской и бахмутинской культур. В соответствии с ней бахмутинцы и мазунинцы представляли региональные группы финно-пермских племен, находившихся в контакте с лес- ' ным угорским населением Урала и Зауралья. В формировании мазунинцев и, особенно бахмутинцев, согласно этой концепции, приняла участие небольшая группа угорского населения, которая, однако, растворилась в финно-пермской среде (Могильников, 1971, стр. 153; Васюткин, 1971а, стр. 103—104; Матвеева, 1971, стр. 132). Это полностью соответствует выводам М. С. Акимовой, основанным на палеоантропологических материалах из бахмутин-ских могильников. Фиксируя приток монголоидного населения из Зауралья, она в то же время отмечает малочисленность пришельцев и незначительность монголоидной примеси в бахмутинских черепах (Акимова, 1961, стр. 123; 1971, стр. 42). Имендяшевский культурный комплекс, датируемый III—V вв., по определению исследователей этих памятников, также принадлежал финно-пермским племенам. Однако, учитывая генетическую преемственность имендяшевской керамики с предшествующей здесь гафурийско-убаларской, многие археологи предполагают участие в формировании имендяшевского населения угорских племен (Матвеева, 1971, стр. 129; Пшеничнюк, 1971, стр. 91) *. В работе «Южное Приуралье в III—VII вв.» В. Ф. Генинг (1972) во многом по-новому подходит к освещению этнической истории населения центральной и северо-западной Башкирии, заметно приближаясь к взглядам, сформулированным в выступлениях ряда археологов на сессии по этногенезу башкир в 1969 г. В то же время существенную метаморфозу претерпели взгляды В. Ф. Генинга на бахмутинскую культуру. Заново проанализировав материалы Бирского могильника, он пришел к выводу, что Н. А. Мажитов без достаточных оснований объединил Бахмутинский и Бирский могильники в единую культуру, так как погребальный обряд бирских захоронений обнаруживает «полное сходство» с обрядом захоронений населения мазунинской культуры (1972, стр. 238). Керамика и погребальный обряд Бахмутинского могильника на р. Уфе (V—VII вв.) восходят, по В. Ф. Генингу, «к традициям местного западно-уральского населения», в частности, как это можно судить по керамике, к имендяшевскому культурному комплексу (1972, стр. 244—245). Следовательно, делает вывод В. Ф. Генинг, на раннем этапе (III—V вв.) мазунинская культура занимает обширную территорию, включающую всю северо-западную Башкирию до впадения р. Бирь в Белую. По происхождению мазунинцы «относятся к местному пермскому населению, которое генетически связано с ананьинским в его бельском и среднекам-ском вариантах» (1972, стр. 242). Этот тезис исключает ранее отстаиваемое В. Ф. Генингом положение о массовом притоке в Приуралье, начиная с III в. н. э., западносибирского (в том числе угорского) населения, которое сам автор «в свете новых исследований» объявляет «ошибочным» (1972, стр. 222). В III—V вв., т. е. на раннем этапе развития мазунинской культуры, в значительных масштабах имели место внутренние миграции населения в Приуралье. Так, около III в. н. э. кара-абызские племена из центральной Башкирии передвинулись вниз по р. Белой, где они, смешавшись с чегандинским населением, приняли участие в формировании мазунинцев. В V—VII вв. Приуралье, в том числе северо-западная Башкирия, в результате миграции племен с востока и юга, становится этнически смешанным регионом. На одной и той же территории в эту эпоху присутствуют памятники разного типа. Этническое единство территории, характерное для предшествующей эпохи и являющееся необходимым На территории степной и лесостепной Башкирии в III —IV вв. продолжают кочевать сарматы, которые в западной части Волго-Уральского района под давлением гуннских кочевников с юга активизируют движение на север, вплоть до Камы (Смирнов, Мерперт, 1954, стр. 32). Начиная с V в. здесь появляются различ- условием для выделения археологических культур, исчезает. Поэтому В. Ф. Генинг выделяет здесь различные археолого-этнические типы (АЭТ), под которыми подразумевает устойчивые сочетания этнообра-зующих признаков в археологических материалах (керамика, погребальный обряд, специфический набор женских украшений), характеризующих традиции определенной этнической группы. В северо-западной Башкирии, в районе распространения в III—V вв. мазунинской культуры, для V—VII вв. фиксируется позднемазунинский АЭТ, носители которого продолжали этнические традиции финно-пермского населения» Бахмутинская культура на раннем этапе развития (III—V вв.), согласно новым построениям В. Ф. Генинга, идентична имендяшев-скому комплексу. Следовательно, в отличие от Н. А. Мажитова (1968-, стр. 8), район расселения бахмутинцев локализуется В. Ф. Генингом не в низовьях р. Белой, а преимущественно по правобережью ее среднего течения и включает значительную часть южной Башкирии» В. Ф. Генинг солидарен с другими археологами в том, что этническая основа имендяшевских памятников ананьинская, на которую наслоилось заметное влияние пришлого гафурийско-убаларского населения. На формирование ранних бахмутинцев оказали влияние и местные кара-абызские племена. Опираясь на предположение о западносибирско-угорском происхождении убаларских памятников и придавая решающее значение участию убаларского компонента в формировании раннебах-мутинской культуры, В. Ф. Генинг по-прежнему считает бахмутинцев угроязычным населением (Генинг, 1972, стр. 245). Правда, и этот тезис в новой формулировке В. Ф. Генинга не выглядит столь бесспорным,, как прежде. Но все же выделенный им для V—VII вв. бахмутинский АЭТ — «это дальнейшее развитие убаларско-имендяшевского угорского населения южной Башкирии» (Генинг, 1971, стр. 53). Для V—VI вв. на территории северо-западной Башкирии выделяется еще несколько археолого-этнических типов (бирский, кансиярский, чер-масанский, чандарский), пока слабо изученных и поэтому не поддающихся точной этнической характеристике. По предположению В. Ф. Генинга, выделенные им АЭТ'ы не имеют приуральских корней и, вероятно, восходят к культурам западной Сибири, в том числе к саргат-ской (Генинг, 1972, стр. 258—266). Мы привели развернутую характеристику новой концепции В. Ф. Генинга, чтобы показать состояние активного развития, в котором сегодня находится археология Башкирии I тыс. н. э. В процессе этого развития происходят существенные изменения как в конструировании археологических культур и их вариантов, так и в определении происхождения и этнической принадлежности их носителей. При этом важно заметить, что идет постепенное сближение различных взглядов на этническую принадлежность археологических культурных комплексов (по крайней мере северо-западной Башкирии), хотя, конечно, для окончательных оценок необходимо накопление новых материалов. I ные группы племен, которые не имели корней в местных культурах. Центральную Башкирию, главным образом по левобережью Белой, занимали племена — носители турбаслинского культурного комплекса. Памятники турбаслинских племен были известны еще в конце 1940-х годов (Ахмеров, 1947), но наиболее обстоятельно их изучил Н. А. Мажитов (1959; 1962; 1964). Первоначально Н. А. Мажитов вслед за Р. Б. Ахмеровым (1951) и А. П. Смирновым (1958) считал, что турбаслинские памятники принадлежали сармато-аланским племенам. Однако открытие в западной Башкирии и публикация в начале 1960-х годов материалов памятников типа кара-якуповского, кушнаренковского, романовского и др. положили начало (пока не завершившейся) дискуссии, центральным моментом которой является этническое определение новых культур и соответственно пересмотр ранее установленных этнических определений уже известных культурных комплексов. Существенное значение в этой дискуссии имели работы В. Ф. Генинга (1961), который на основе типологического анализа керамики с памятников Башкирии пришел к выводам: а) об угорском или угро-самодийском происхождении племен — носителей различных вариантов круглодонной керамики (в данном случае — кара-яку-повских и кушнаренковских племен); б) о раннетюркском происхождении племен — носителей различных вариантов плоскодонной керамики (романовские). Обе группы племен, по мысли В. Ф. Генинга, мигрировали в Приуралье из Западной Сибири, Зауралья, Казахстана. Плоскодонные сосуды встречаются и в турбаслинских могильниках. Это послужило одним из основных доводов, побудивших Н. А. Мажитова изменить прежнюю точку зрения и считать турбаслинцев тюркоязычными и даже конкретно древнебашкирскими племенами (Мажитов, 1964, стр. 110). Развитие этой идеи вылилось, в конечном итоге, в довольно стройную на первый взгляд концепцию по этногенезу башкир, изложенную Н. А. Мажитовым в ряде работ (1964; 1966; 1968; 1971). Ее стержнем является мысль о взаимодействии в середине I тыс. н. э. угро-язычных бахмутинцев (древних мадьяр) и их южных соседей-— тюркоязычных турбаслинцев (древних башкир). Такая трактовка памятников позволила Н. А. Мажитову сомкнуть археологические источники с некоторыми сведениями средневековых письменных памятников и прийти к внешне эффектному выводу о башкиро-мадьярском взаимодействии в бельской долине и образовании на этой основе древнебашкирского этноса. Однако новые археологические открытия, а также дискуссия по археологии Башкирии железного века на научной сессии по этногенезу башкир внесли существенные коррективы как в общее построение Н. А. Мажи-това, так и конкретно в оценку этнической принадлежности тур-баслинской культуры, хотя, конечно, было бы преждевременно считать эти проблемы окончательно решенными. Суммарно итоги изысканий по археологии юго-западной Башкирии III—VIII вв. можно представить следующим образом: а) Турбаслинские памятники (V—VII вв.) (по В. Ф. Ге- б) Кара-якуповский (или чермасанский) и кушнаренковский в междуречье Белой и Ика. Датируются они предварительно в пределах* V—VIII вв. В датировке верхних пределов культур среди археологов имелись расхождения. В. Ф. Генийг появление ранних кушнаренковцев (куштерякцев) относил к III в. н. э. (1967); В. А. Могильников, Н. А. Мажитов и Г. И. Матвеева, напротив, — ко времени не ранее VI—VII вв. В этническом определении большинство археологов (К.В.Сальников, В. А.Могильников, С. М. Ва-сюткин, Г. И. Матвеева) согласились с доказательствами В. Ф. Ге-нинга (1961) о зауральском, угорском или угро-самодийском происхождении оседлых земледельческо-скотоводческих племен, которым принадлежали кара-якуповские и куштерякские памятники. В то же время аргументированные возражения встретила в литературе датировка В. Ф. Генингом начала их миграции с III в. н. э. В истории Башкирии I тыс. н. э. прослеживаются две угорские миграционные волны из Зауралья. В III в. и ранее незначительные угорские группы влились в финно-пермскую среду пьяноборских племен, приняв участие в формировании бахмутинцев. Вторая волна угорского переселения имела место начиная, примерно, с V в. (согласно В. А. Могильникову и Г. И. Матвеевой — с VI— VII вв., С. М. Васюткину —с рубежа IV—V вв.) и была более мощной и многолюдной. Со второй волной угорского переселения в Приуралье связано не только появление куштерякцев и кара-якуповцев, но и часто прослеживаемые угорские (или угро-само-дийские) признаки (круглодонная керамика, грунтовые могильники и пр.) в культуре всего остального населения юга-западной Башкирии. В связи с недавними выступлениями В. Ф. Генинга, в которых он называет новую дату миграции ранних кара-якупов-цев и куштерякцев в Башкирию — VI в. н. э. (Генинг, 1971, стр. 47; 1972, стр. 267, 270), точки зрения многих археологов в этом сложном вопросе заметно сблизились. В этих же работах В. Ф. Генинг уточняет свои прежние определения этнической принадлежности памятников кара-якуповского и куштерякского типов и считает их самодийскими (Генинг, 1972, стр. 272—277). В. Ф. Генинг довольно убедительно аргументирует самодийское происхождение племен, оставивших археологические культуры в лесостепной полосе Западной Сибири, однако это вовсе не исключает взаимодействие угров и самодийцев в этих районах и образования смешанных групп. Это заключение опирается на исследования В. Н. Чернецова, доказавшего присутствие угорского этноса в Западной Сибири в эпоху железа (Чернецов, 1953, стр. 239— 241). Установление более поздней даты прихода куштерякских и кара-якуповских племен в Башкирию имеет значение и в плане 25 Р. Г. Кузеев 385 внесения кое-каких корректив в «тюркское» определение их этнического облика, данное в свое время Н. А. Мажитовым (Мажитов, 1964, стр. 150; 19686, стр. 51—52). В. А. Могильников, имея в виду тюркизацию угорского населения на юге Западной Сибири в VI—VII вв., допускает возможность прихода в Башкирию некоторых групп тюркизированных угров. В этом смысле (и только в этом смысле), замечает В. А. Могильников, «можно говорить о тюркском характере хотя бы части куншаренковского населения, не забывая о его угорском (или угро-самодийском.— Р. К.) субстрате» (Могильников, 1971, стр. 155). Таково, на наш взгляд, правильное толкование тех степных, кочевнических черт «куш-наренковских» памятников, которые дали повод Н. А. Мажитову считать их носителей «тюркоязычными племенами прабашкир-ского облика» (Мажитов, 19686, стр. 51). Итак, вторая группа памятников в западной Башкирии связана с миграцией в середине и второй половине I тыс. н. э. угро-самодийских племен, незначительная часть которых испытала, возможно еще на юге Западной Сибири, влияние тюркских кочевников. в) Длительной оказалась дускуссия (очевидно еще не завершившаяся) об этнической принадлежности памятников романовского типа. Романовские памятники, выделенные К. В. Сальниковым в самостоятельную романовскую культуру (Сальников, 1964, стр. 13—14), обнаружены в долине р. Белой в двух районах: выше г. Стерлитамака и ниже г. Уфы. Датируются они IV— VIII вв. (К. В.Сальников), VI—VIII вв. (Г.И.Матвеева) или V— началом VIII в. (В. Ф. Генинг). По мнению А. П. Смирнова и П. Н. Старостина, нет оснований выделять романовскую керамику в особую культуру; памятники этого типа по всем признакам примыкают к именьковской культуре Прикамья или даже тождественны ей. А. П. Смирнов (1971, стр. 81), К. В. Сальников (1964, стр. 13), В. А. Могильников (1971, стр. 156), С. М. Васют-кин (1971, стр. 137), Г. И. Матвеева (1971, стр. 132) относят романовские или, точнее, именьковско-романовские племена к финно-уграм, культура которых хронологически и территориально смыкается с городецкой. В. Ф. Генинг (1964, стр. 125— 126), с которым солидаризировались Н. А. Мажитов, А. X. Халиков, П. Н. Старостин, считает именьково-рома-новцев ранними тюрками добулгарского этнического слоя, проникшими в Приуралье и на Среднюю Волгу из Западной Сибири или, вероятнее, из казахстанских степей. Однако восточное, тем.более тюркское происхождение романовских племен йе поддается аргументаци'и на основе сравнения их культуры с сибирскими памятниками. А. П. Смирнов справедливо отмечает, что заключение о тюркоязычности носителей именьковско-ро-мановских памятников находится, в противоречии «с историческими данными о кочевниках». Он также указывает, что такие признаки, как оседлость и земледельческие занятия, керамика, идентичная посуде древней мордвы, и т. д., свидетельствуют о формировании именьковско-романовского комплекса; на базе городец-кой культуры (Смирнов, 1972, стр. 89—90). В. А. Могильников и С. М. Васюткин, специально изучившие эту проблему, также пришли к совершенно определенному выводу, что романовская керамика не связана с западносибирским этносом и что некоторые имеющиеся параллели — не более чем «элементы случайного сходства» (Могильников, 1971, стр. 156). В своей последней работе В. Ф. Генинг, хотя и повторяет прежний тезис о принадлежности памятников именьковско-романовского типа древнетюркским племенам, однако существенно смягчает его. Он пишет, что речь может идти о тюркском происхождении лишь части именьковско-романовского населения. В. Ф. Генинг подчеркивает, что только накопление новых материалов решит, были ли «районы Западной Сибири» или другие области исходными для шменьковско-рома-новских племен (Генинг, 1972, стр. 288, 294). Итак, в западную Башкирию, начиная, примерно, с V в. н. э. проникают именьковско-романовские племена, генетически близкие к Городецкому населению Поволжья, говорившему на волжской ветви финно-угорских языков. Такова характеристика этнического состава населения Башкирии в III—VIII вв. Надо учитывать, что в нашем кратком обзоре из имеющейся обширной литературы и весьма противоречивых взглядов выбраны и синтезированы показатели и выводы, которые являются правильными, с нашей точки зрения, не противоречат этническим процессам последующего времени, поддаются достоверной реконструкции на основе комплекса различных источников. Мы, однако, не сомневаемся в том, что это не гарантирует объективности оценок, поэтому, суммируя изложенное, подчеркнем лишь те моменты, которые, на наш взгляд, сегодня можно считать достаточно прочно аргументированными: 1. Установлен чрезвычайно сложный этнический состав населения Башкирии в III—VIII вв. Здесь обитали племена, принадлежавшие к пермской и волжской ветвям финноязычного этнического мира (мазунинцы, бахмутинцы, именьково-романовцы, имендяшевцы), ираноязычные сармато-аланские племена (тур-б& слинцы), племена угро-самодийского происхождения (куште-ряковцы, кара-якуповцы) и, наконец, в виде большей или мень- 387 25* шеи примеси в составе некоторых групп населения тюркизиро-ванные угры. 2. Значительным достижением археологии является установ 3. Получил подтверждение на археологических материалах i Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы