Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интеграция общепсихологических умений общения.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Табл. 2 И. Харди о причинах предубеждений медиков в отношении Табл. 3 Основные этические положения Американской психологической ассоциации, касающиеся консультирования и интервьюирования. (Цит. по Менделевич В.Д., 1997) 1 Придерживаться конфиденциальности: уважать права клиента и его личную жизнь. Не обсуждать сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же Вы не сможете выполнить требования конфиденциальности, то необходимо сообщить об этом клиенту до разговора; пусть он сам решит, можно ли на это пойти. Если с Вами поделились информацией, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить конфиденциальность ради безопасности. Однако, надо всегда помнить, что, как бы то ни было, ответственность психотерапевта перед доверившимся ему клиентом всегда первична. 2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психолог изучит несколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глубоко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциально опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму - осознание своих пределов. 3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. Начинающий психолог заворожен деталями и " важными историями" своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни клиента и одновременно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консультирование предназначено прежде всего для пользы клиента, а не для увеличения вашего объема информации. 4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собственного достоинства. Глубокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли и переживания Вам близки. Отношения доверия развиваются из способности клиента и консультанта быть честными. 5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Можно сказать, что практика терапии и консультирования без учета того, с какой культурной группой Вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли Вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отличающимися от Вас?
Интервью и диагностика. Примером использования интервью для решения конкретных терапевтических задач может служить фрагмент из' руководства для врачей (Диагностика и лечение тревожных расстройств / Под ред. Томаса Дж.МакГлинна, Гарри Л. Меткалфа. -Л., 1993). ШЕСТЬ ЭТАПОВ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОГО РАССТРОЙСТВА Диагностика тревожного расстройства в сущности состоит в прохождении следующих шести этапов: Этап 7: Выслушивание. Первым и самым важным этапом в диагностике является выслушивание больного - выслушивание не столько слов, а того, что эти слова значат для больного. Предоставляйте больным достаточно времени для описания своих жалоб, обстоятельств, в которых они возникают, любых факторов, усугубляющих развитие сопутствующих нарушений и других важных характеристик. Избегайте преждевременной подгонки рассказа больного под привычный соматический диагноз. В среднем, врач общей практики прерывает больного уже на 18 секунде после начала беседы. Действенным средством против этого является представление пациенту достаточного времени для завершения хотя бы первой вводной фразы. Главная или первая упомянутая жалоба, однако, не всегда может оказаться самой важной. Больные часто отодвигают обсуждение щекотливых моментов до той поры, пока они не почувствуют себя более свободно. После того, как пациент заговорит, вслушивайтесь в сочетание жалоб, поведения и эмоциональной интонации. Имейте в виду, что тревога может лежать в основе нарушений со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, а также центральной и периферической нервной системы. Прежде всего подумайте о наиболее вероятных диагнозах. Необычная картина заболевания (такого, как тревожное расстройство) является более вероятным объяснением жалоб пациента, чем обычная картина необычного заболевания (такого, например, как феохромоцитома). Если имеющаяся симптоматика не укладывается в картину какой бы то ни было соматической болезни, не медлите предположить наличие весьма вероятного и легко излечимого тревожного расстройства, вместо того, чтобы исключать маловероятные заболевания путем ненужных, трудоемких и дорогостоящих лабораторных исследований. Однако, хотя соматическое заболевание и является маловероятным объяснением этой симптоматики, врачу все же следует иметь в виду и другие, менее обычные заболевания, которые могут симулировать тревожное расстройство. Позволяйте пациенту рассказывать историю своей болезни в то время, как вы записываете и обдумываете сообщаемые им сведения. Направляйте ход изложения без вмешательства в рассказ больного. Именно в это время следует использовать незавершенные вопросы типа: " А что случилось затем? " или " Расскажите мне побольше об этом", оставляющие больному возможность говорить без предубеждения или ограничения. Побудите больного вернуться к началу заболевания или обострения, спросив: " Когда Вы в последний раз почувствовали себя вполне здоровым? " или " " Когда Вы впервые заметили эти нарушения? ". Больные с тревожными расстройствами часто могут припомнить обстоятельства первого эпизода довольно ясно. Табл. 4 Принципы и методика расспроса (Диагностика и лечение тревожных расстройств..., 1993) УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ Найдите время, чтобы выслушать всю историю больного. Поставьте точный диагноз либо за время одного исчерпывающего осмотра, либо за несколько визитов, каждый из. которых был посвящен разным аспектам имеющегося заболевания. СТРУКТУРИРУЙТЕ БЕСЕДУ Предоставьте пациенту достаточно времени для изложения истории болезни, а самому - для выработки полной программы действий; согласуйте приоритеты и сосредоточитесь на них. ПРИ КАЖДОМ ВИЗИТЕ ЗАТРАГИВАЙТЕ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ Не пытайтесь ответить на все вопросы больного, развеять все его опасения или отреагировать на все жалобы и предложения за одно посещение. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ БЕСЕДЫ Используйте открытые вопросы, активно слушайте, подытоживайте и проверяйте (переспрашивайте). ПОКАЗЫВАЙТЕ ВАШУ ГОТОВНОСТЬ ВЫСЛУШАТЬ: устанавливая контакт глазами, соблюдая необходимую дистанцию и позу, а также сочувствуя больному. СОГЛАСОВЫВАЙТЕ ПРОГРАММУ КАЖДОГО ПОСЕЩЕНИЯ, но оставайтесь гибкими и открытыми для новых вопросов. Пусть ваше поэтапное обследование и лечебные мероприятия будут упорядоченными и плодотворными. Рассмотрите возможность письменного согласия больного на сложные программы обследования и лечения. УДЕРЖИВАЙТЕСЬ ВО ВРЕМЕННЫХ РАМКАХ, пунктуально заканчивая каждый визит. Тщательно завершайте рассмотрение каждого важного вопроса, подытоживая главные пункты каждой беседы. СОСРЕДОТАЧИВАЙТЕСЬ НА ВЕДУЩИХ СИМПТОМАХ И ВЕДИТЕ АККУРАТНЫЕ ЗАПИСИ Отмечайте частоту возникновения и выраженность жалоб, а также связанную с ними степень потери трудоспособности. Хорошие записи облегчают успешную терапию. Популярные тесты Ассертивны ли Вы (В. Каппони, Т. Ноеак Сам себе психолог. - СПб., 1994) " Ассертивный тренинг - Это тренинг уверенности в себе, тренинг уверенного поведения... Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения..." (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998) Обведите кружком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях: 01. Меня раздражают ошибки других людей да 02. Я могу напомнить другу о долге да 03. Время от времени я говорю неправду да 04. Я в состоянии позаботиться о себе сам да 05. Мне случалось ездить " зайцем" да 06. Соперничество лучше сотрудничества да 07. Я часто мучаю себя по пустякам да 08. Я человек самостоятельный и достаточно решительный да 09. Я люблю всех, кого знаю да 10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами да 11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть начеку, чтобы уметь защитить свои интересы да 12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками да 13. Я уважаю авторитеты и восхищаюсь ими да 14. Я никому не позволю вить из себя веревки. Я заявлю протест да 15. Я поддерживаю всякое доброе начинание да 16. Я никогда не лгу да 17. Я практичный человек да 18. Меня угнетает один лишь факт того, что я могу потерпеть неудачу да 19. Я согласен с изречением: " Руку помощи, прежде всего, ищи у собственного плеча" да 20. Друзья имеют на меня большое влияние да 21. Я всегда прав, даже если другие думают иначе да 22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие да 23. Прежде чем что-либо предпринять, я хорошенько подумаю, как это воспримут другие да 24. Я никогда никому не завидую да
Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях: 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23 Счет А = 2. 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22 Счет Б = 3. 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24 Счет В = Самый высокий показатель достигнут в счете А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими. Самый высокий показатель достигнут в счете Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек! Самый высокий показатель достигнут в счете В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими. Наименьший показатель достигнут в счете А: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: " Тренировка - это все, даже цветная капуста - всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная" Наименьший показатель достигнут в счете Б: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, - не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать. Когда вы изучите данную главу, ваш результат может быть двояким. Либо вы овладеете ассертивностью, либо удовольствуетесь тем, какие вы есть. Второй вариант наиболее вероятен, поскольку он не требует затрат сил на такие вещи, как обучение ассертивности. Наименьший показатель достигнут в счете В: Вот это уже проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой. Ваша готовность слушать
(Не повторять ошибок. - М., 1988)
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком - будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник. Посчитав все пункты анкеты, подведите итог: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово. 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня. 4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени. 5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем слова. 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги. 7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями. 8. Что бы я не высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. 9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня. 10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. 11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться. 12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен. 15. Собеседник делает выводы за меня Ситуации, вызывающие досадуй раздражение 16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование. 17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая. 18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит. 19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также. 20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. 21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты. 22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора. 23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня. 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное. 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: " Вы тоже так думаете? " или " Вы не согласны? " Подведем итоги. Итак, процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет: 70 -100% - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать; 40 - 70% - вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговора; 10 - 40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее; О - 10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих; 7. Тренинг общения. Законы ассертивности. (В.Каппони, Т.Новак Как делать все по-своему. - СПб., 1995) " Ассертивность предполагает, что человек должен решать сам за себя и нести ответственность за последствия своих решений. Если вы хотите высказываться четко и однозначно, поступать порядочно и действовать убедительно, .избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, а также уметь настаивать на своем, вам следовало бы знать и уважать принципы, которые иногда называют " ассертивными правами человека".... 7. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за последствия. Психологи, занимающиеся проблемами нравственного созревания личности, выделяют несколько уровней морального поведения. Если человек ведет себя порядочно лишь по той причине, что за ним наблюдают, то он находится на низшей стадии нравственного развития. Если же он поступает нравственно " без контроля", то его поведение оценивается по максимуму. Один из манипулятивных постулатов гласит, что человек не может непредвзято судить о самом себе. Оценивать индивида должны другие, и ему надлежит сверяться с внешними правилами и мнением авторитетов, которые более возвышенны, более мудры и более зрелы, нежели он. Вот только авторитеты меняются, они и обманывают нас, и манипулируют нами. В момент дележки пирога они могут позволить себе оставить нас на бобах Ассертивность же учит пониманию того, что речь идет о нашей жизни, и все, что в ней произойдет, зависит от нас самих и ни от кого больше. Мы сами должны быть судьями своему поведению. Не следует ссылаться на кого-либо или на что-либо.... 2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение. Манипулятивный предрассудок навязывает нам ту точку зрения, что за свои действия мы ответственны перед другими людьми, и, следовательно, все, что делаем, мы должны им объяснять, обосновывать и оправдывать.... 3. Вы имеете право сами решить, отвечаете пи ив какой мере за проблемы других людей. Согласно точке зрения, выдаваемой за некий моральный долг, утверждается, что человек отвечает за своих ближних, за группы людей и институции, по отношению к которым имеет обязательства. Получается, что за все и вся мы должны нести едва ли не большую ответственность, чем за собственную жизнь.... 4. Вы имеете право менять взгляды. Многие родители, учителя, а порой и средства массовой информации утверждают, что серьезный человек придерживается однажды принятых взглядов. Иначе говоря, взгляды, которые мы восприняли, менять не следует. В противном случае пришлось бы признать, что мы ошибались. А если кто-либо ошибается, то это означает, что он безответственный человек и на него нельзя положиться. Ибо где гарантия того, что он не ошибется в другой раз и вновь не изменит своего мнения. Теория ассертивности не разделяет данной позиции. С этической точки зрения, решающим является то, приблизился ли человек благодаря " перемене взгляда" к истине.... 5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них. Моралист-педагог внутри нас говорит: " Человек не должен совершать ошибок! Если ты допускаешь их, значит, ты неумный и незрелый человек. Поступай по совести! Разве тебе не стыдно? ... Пусть другие контролируют тебя, чтобы воспрепятствовать дальнейшему падению. Не исправишься - тебя возьмут под опеку! " Из этого можно логически предположить следующее: " Кто ничего не делает, тот не совершает ошибок и удостоится похвалы, а кто удостоится похвалы, тот пойдет на повышение" Все это приводит к тому, что человек, о котором идет речь, остерегается даже малого риска. Главное, мол, " не высовываться", остальное придет само. 6. Вы имеете право сказать: 'Я не знаю". Социальный миф гласит, что взрослый, зрелый человек способен разобраться в себе, то есть ему известны собственные мотивы и побуждения и он может ответить на любой вопрос, касающийся нюансов своего поведения. Короче говоря, делая что-либо, он знает, почему так поступает. Кто этого не знает, тот или скверный тип, или слабоумный. В более широком смысле эту версию можно интерпретировать так: родитель, учитель, руководитель должны " знать все" и, стало быть, уметь ответить на любой вопрос потомков, учеников, подчиненных. Если кто-либо претендует на звание авторитета, он должен быть всеведущ и непогрешим. В данном случае наиболее мягким ударом ниже пояса в сфере прямой коммуникации является обыкновенная ложь, то есть если я чего-то не знаю, но по своему социальному положению вроде бы должен знать, так я чего-нибудь выдумаю/Это, конечно, некрасиво. Однако менее ущербно, чем признаться самому себе в том, что я ничего не знаю, и не представить свои " фантазии" и без ладу и складу собранные воедино крупицы знаний в качестве достижения человеческого разума. 7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей. В соответствии с предрассудком, противоречащим седьмому из ассер-тивных прав человека, утверждается, что все люди, с которыми мы вступаем в контакт, должны быть о нас хорошего мнения. Важно, чтобы окружающие нас любили. В противном случае они могут отвернуться от нас, и тогда наши дела пойдут хуже, чем скверно. В действительности же " как ты ни старайся, на всех не угодишь". Существуют ситуации, в которых быть в немилости у кого-либо (особенно у сильных мира сего) - лучшее из свидетельств. Если ревизора любят авантюристы, это характеризует его далеко не с лучшей стороны. 8. Вы имеете право на нелогичные решения. Жизнь - не компьютерная программа, в которой Отдельные фазы и стадии сменяют друг друга, подчиняясь определенной логике. Не исключено также, что " логичные" решения могут не оправдать себя, и выяснится нечто такое, чего никто не ожидал. Нередко мы смешиваем логику с умозаключениями, основанными на якобы правильных и справедливых посылках. Собственно, подменяем логику теорией, а она может быть ложной или не подходящей для данного случая.... 7.2 Тест-тренинг культуры дискуссии. (по Власова Н. "... и проснешься боссом" ч.З. - Новосибирск. 1994) Интеграция общепсихологических умений общения. О необходимости постоянного совершенствования навыков повседневного общения, с целью доведения их до полного автоматизма пишет Аллан Е.Айви, профессор Массачусетского университета, соавтор руководства по психотерапии и психологическому консультированию, которое мы цитировали в предыдущих выпусках, автор книги " Лицом к лицу": " Чему можно научиться у самураев? Японские мастера фехтования повышают свою квалификацию, детально выполняя тренировочные упражнения. Искусство владения самурайским мечом разбивается на отдельные навыки и умения, которые тщательно отрабатываются до тех пор, пока не достигается полное мастерство. Совершенство, автоматизм и плавность исполнения - вот цель тренировок. Когда самурай завершает курс тренировок, он удаляется на вершину горы и старается забыть о тех приемах, которые он изучал. Затем, уже спустившись в долину, он ощущает, что автоматически владеет этими навыками, они стали частью его существа. / Инте-\ / грация \ / навыков \ / Последо- \ / вательность \ /техник и постро-\ / ение беседы \ / Конфронтация \ / (выявление \ / противоречий, \ / инконгруэнтности) \ / Навыки влияния: \ / директивность, логические \ / построения, интерпретация, \ / самораскрытие (информация), \ / объяснение/инструкция, \ / обратная связь, \ / направляющее резюме \ / Фокусирование клиента, проблема \ / культура/отражение/контекст \ / Отражение смысла \ / Отражение чувств \ / поощрение, пересказ, обобщение, \ / открытые и закрытые вопросы \ / Навыки наблюдения \ / Внимательное выслушивание: \ / визуальный контакт, тон голоса, темп речи, язык жестов. \
Менеджмент тоже требует тренировок и мастерства в общении. Очень важен уровень мастерства " самурайского" типа. Навыки общения в этой книге легко понять, а добавив терпение и практику, легко и овладеть ими. Но понимание не есть овладение навыками! Идеи можно легко усвоить сегодня, а завтра забыть. Мастерство самурая требует, чтобы каждый прием владения мечом оттачивался до полного совершенства. Ваш уровень мастерства зависит от вашего интереса и желания изучить приемы и навыки делового общения...." " Сейчас, когда я привлек ваше внимание..." (там же) " В 1946 году олимпийская команда горнолыжников США приехала на тренировки в Аспен, штат Колорадо, где они впервые должны были тренироваться на синтетическом снегу. Многие из спортсменов были с Восточного побережья, где они привыкли к обильному снегу Вермонта и Нью-Гэмпшира. Директор Аспенской лыжной школы поручил главному инструктору Джо сориентировать команду относительно условий спуска на синтетическом покрытии. Джо был отличный лыжник, и он понимал, что он не такой мастер, как эти молодые спортсмены. Он заметил их снисходительные взгляды во время вводного инструктажа и отсутствие интереса к его словам. Перед Джо стояли знатоки, которые считали, что все знают о горнолыжном спорте. Джо прервал инструктаж на полуслове, подошел к подъемнику и стал подниматься. Удивленная команда последовала за ним. Не дожидаясь никого, Джо начал спуск. Если вы прежде не катались на искусственном снегу, даже если вы умелый лыжник, то вам придется тяжело. Это все равно, что ехать по левой полосе скоростного автобана после одного урока вождения. Очень легко сломать себе шею. Джо поехал с первого склона. Он не оглядывался, но слышал, что молодые лыжники пытаются догнать его. И еще он также слышал звуки падений, и ему оставалось надеяться, что страна не потеряет будущих золотых медалистов на первом же склоне. Как только двое спортсменов оказались у него за спиной, он резко сменил направление и начал спускаться по более крутому склону. Позади он опять услышал звуки падения. Более молодые и сильные лыжники почувствовали, что им брошен вызов. Спуск продолжался. Как только его настигал кто-нибудь, он пользовался знанием склонов горы и менял направление. И хотя он был гораздо старше этих спортсменов, он спустился первым и дождался, пока спустятся все. " Сейчас, когда я привлек ваше внимание..." - сказал Джо и продолжил свой инструктаж.... Лидерство требует умения рисковать, но риск ничего не дает, пока вы не овладеете мастерством, не будете знать " свою" территорию, свою область деятельности. Инструктор Джо оставил после себя молодых олимпийцев только потому, что его единственным преимуществом было знание того, как и куда двигаться."
2. Этические и деонтологические проблемы. Из учебно-методических рекомендаций для студентов, субординаторов и интернов " Психология и деонтология в работе врача" Л.М. Бедрина и Л.П. Урванцева: " Главная задача деонтологии заключается в том, чтобы очертить круг нормативных (прежде всего нравственных) требований, следуя которым врач должен избежать отрицательного влияния на больного в течение болезни, диагностических и терапевтических ошибок и заблуждений. Однако, знание деонтологии не всегда является гарантией успешной работы врача, поскольку любая деятельность реализуется определенными психическими процессами, имеющими свои закономерности. Необходимо их учитывать, а также знать собственные психологические особенности, от которых зависит и выполнение конкретным врачом упомянутых выше нормативных предписаний медицинской деонтологии" Из книги А.Н. Орлова 'Слово врача с этических позиций": * Слово как инструмент общения " Во всем, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным, ясным, и определенным, иначе, вместо того, чтобы развлечь других или что-то им сообщить, ты только утомишь им головы. Нельзя также забывать и о том, как ты говоришь, какой у тебя голос: есть люди, которые ухитряются говорить, Почти не раскрывая рта, и их просто невозможно бывает понять; другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их не легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие - до того тихо, что вообще ничего не слышно. Подобные привычки неуместны и неприятны, и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. По ним всегда легко узнать людей, не получивших должного воспитания." (Лорд Честерфильд " Письма к сыну" ). * Профессиональный жаргон " С большой полемической остротой поднимает значимость этого вопроса А.Пэунеску-Подяну (Трудные больные, Бухарест, 1974). Он требует в беседе с больными говорить простым языком, доброжелательно, не вульгарно, избегать научных выражений, загруженных непонятными словами (гипер-тиреоидизм, кардиоприступ), которые могут укрепить больного в уверенности, что он страдает тяжелыми органическими заболеваниями, усилить его невроз, одержимость, навязчивые идеи и, предположительно, пихогенные, соматические страдания, подтолкнув его, таки образом к особому психофизическому состоянию " инвалидности". Трагический опыт курации больного раком описан В.В. Космачевским с соавторами: " Во время очередного обхода после доклада куратора старший ассистент, подтвердив диагноз, обратился к группе студентов, участвовавших в обходе, и сказал: " terapia nihil, prognoses pessima", не подозревая, что больной знал латинский язык. На другой день по своему настоянию больной был выписан из клиники. Через несколько дней стало известно от жены больного о том, что последний покончил жизнь самоубийством." * Ты или Вы? " Яркий пример " тыкающего" профессора приводит В. Геллер в романе " Пока дышу...": " А недавно Архипов получил жестокий удар от одной женщины и с тех пор " тыкал" больных с осторожностью. Обнаружив у пожилой больной опухоль, он обеспокоился до крайности. -Ты, матушка, откуда? Из деревни что ли? Почему так запустила болезнь? - А ты-то сам откуда взялся? - невозмутимо сказала старуха. - Я? - удивленно спросил Борис Васильевич, опешив от такого обращения, да еще в присутствии других больных. -Да! Ты! - Я? Я-то городской! - То-то и видно, батюшка... - Что видно? - Всем подряд тычешь или по выбору? - А вот вы о чем! - сказал Борис Васильевич, откровенно смутившись. - Неужели обиделись? Я же, так сказать, по доброте душевной. - Я тоже." Табл. 2 И. Харди о причинах предубеждений медиков в отношении Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы