Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и задачи документоведения.Стр 1 из 24Следующая ⇒
Предмет и задачи документоведения. Из предмета документоведения вытекают основные задачи этой научной дисциплины:
Свои задачи документоведение решает совместно с другими, преимущественно прикладными, дисциплинами документоведческого цикла, для которых оно является теоретической базой. К их числу относятся:
2. Становление и развитие документоведения как научной дисциплины Зарождение документоведения в России было связано с так называемым " практическим" документоведением, т.е. с созданием правил работы с документами и требований к самим документам на практике, в делопроизводственном процессе, в прикладной сфере. Практическое документоведение возникло с появлением палеографии (науки о развитии письменности, о древних рукописях) и дипломатики (науки, изучающей форму и содержание правовых актов), т.е. ещё в 16-17 столетиях. Уже тогда в России появились унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись. Делопроизводственная практика и в дальнейшем оказывала постоянное и существенное влияние на процесс становления науки о документах. Результаты научных исследований обнародуются в монографиях и статьях, в диссертациях и выступлениях на научных конференциях, находят отражение в учебно-методических пособиях, в методических рекомендациях для органов управления и т.д. С середины 1990-х годов в России выходит специализированный информационно-практический журнал " Делопроизводство". Теоретические и практические вопросы документоведения, исторические его аспекты находят отражение также на страницах журналов " Отечественные архивы", " Вестник архивиста", " Секретарское дело", " Служба кадров", " Управление персоналом" и некоторых других.
Происхождение документа. Понятие «документ». Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение с другими людьми посредством определённых знаков или символов. Первоначально информацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений и т.п. простейших средств зрительной, слуховой, осязательной коммуникации. Возникновение осмысленной речи и языка ознаменовало, по мнению ряда учёных, появление первой информационной технологии в истории человеческого общества. В этой связи перед документоведением, изучающим в историческом развитии все категории, виды и разновидности документов, стоит важная задача - дать наиболее точное, обобщающее определение понятия " документ". Однако решить такую задачу непросто, о чём свидетельствует и отмеченное выше многообразие дефиниций, и продолжающиеся дискуссии на эту тему. Ярким отражением трудного процесса выработки оптимального определения понятия документа являются отечественные Государственные стандарты на термины и определения.
Развитие русского письма. 2. Орфография русского письма развивалась в сторону все более последовательного применения фонематически-морфологического принципа. Принцип этот требует одинакового написания фонем, а также морфем слов, даже если произношение их изменяется в различных грамматических формах слов. 3. Применение этого орфографического принципа развивалось в русском письме за счет фонетического принципа (написание слов в соответствии с их современным произношением), преобладавшего на первых этапах бытового русского письма, а также за счет историко-традиционного принципа (написание слов в соответствии с их произношением в прошлом), господствовавшего в книжном церковнославянском письме. 4. С особенной остротой встал вопрос о выборе фонетического или фонематически-морфологического принципа (в качестве основного) к середине XVIII в. в связи с развитием выпуска книг нового гражданского содержания, набираемых новой реформированной азбукой. В защиту фонетического принципа выступил В.К. Тредиаковский, предлагавший перейти с письма «по корням» на письмо «по звонам» (т.е. в точном соответствии с произношением). Интересно отметить, что в случае последовательного проведения предложения В.К. Тредиаковского русский алфавит пришлось бы пополнить несколькими дополнительными буквами, в частности буквами для редуцированных (ослабленных, неопределенных) гласных, встречающихся в русских безударных слогах. Сторонником фонематически-морфологического принципа был в XVIII в. М.В. Ломоносов, разработавший основы современной русской орфографии. 5. В современном русском письме, в результате работ А..X. Востокова, Н.И. Греча и других филологов, фонематически-морфологический принцип является господствующим, хотя применяется он недостаточно последовательно, сочетаясь иногда с принципами фонетическим и историко-традиционным. Примером применения фонетического принципа в современном русском письме может служить правило написания приставок «раз», «без», «воз» перед глухими и звонкими согласными.
Стенография Одновременно с появлением письменности возникла проблема ускорения записи человеческой речи, поскольку скорость произнесения слов примерно в 5-6 раз быстрее их письменного изображения. Обычным письмом можно записать 15-20 слов в минуту, тогда как живая речь может произноситься со скоростью около 100 слов в минуту и выше. Не случайно ещё в древности стали предприниматься небезуспешные попытки приблизить скорость письма к устной речи. Так возникла стенография (от греч. " stenуs" - узкий, тесный и " grapho" - пишу). В Древней Греции она была известна уже в 350 г. до Р.Х. Однако первое известное в истории применение стенографии относится к 63 г. до Р.Х., когда скоростным письмом была произведена запись речи римского сенатора Катона. Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон - раб знаменитого римского оратора Цицерона, исполнявший обязанности его литературного секретаря. В честь изобретателя латинская стенография получила название " тироновых нот". На первых порах стенография была словной, т.е. каждому слову соответствовал свой знак, который нужно было запомнить. Первоначально число таких знаков составляло около 5 тыс., а в дальнейшем достигло 13 тыс., что весьма затрудняло практическое использование стенографии. Выход был найден в изобретении в начале 17 в. буквенной системы, автором которой стал англичанин Уиллис. Именно буквенная система стенографии получила впоследствии достаточно широкое распространение во многих странах мира. На протяжении нескольких столетий было создано множество разновидностей этой системы, которые в конечном счёте сводятся к двум основным - геометрической и курсивной. В основу первой положены прямая линия, точка, круг и его части, а в основу второй - овал и части букв обыкновенного быстрого письма. В буквенной системе стенографии каждой букве соответствует свой стенографический знак. Вместе с тем широко используются приёмы идеографического, слогового, словного и даже фразового письма. В последнем случае стенографический знак выражает часть фразы или даже целую фразу. Стенография, таким образом, по-своему отражает все основные этапы развития письма. В России скоростное письмо было известно также достаточно давно: в Новгороде и Пскове - в 15-16 вв., в Москве - в 16 в. при первых Романовых. Однако первая оригинальная алфавитная система стенографии, построенная с учётом особенностей русского языка, появилась лишь в 1858 г. (система Иванина). Вскоре была сделана и первая публичная стенографическая запись в России - на диспуте 19 марта 1860 г. между академиком М.П.Погодиным и профессором Н.И.Костомаровым на тему о происхождении Руси. Во второй половине 19 в. стенография стала использоваться студентами, некоторыми писателями, журналистами, учёными. В частности, стенографическим способом были записаны романы Ф.М.Достоевского " Игрок", В.Крестовского " Петербургские трущобы", часть " Основ химии" Д.И.Менделеева и др. Определённый прогресс в развитии стенографии в начале 20 в. был связан с появлением и работой в России Государственной Думы. Для записи её заседаний было создано специальное стенографическое бюро, состоявшее из нескольких десятков человек. С приходом к власти большевиков внимание к стенографии существенно усилилось, прежде всего со стороны государства. В 1925 г. была проведена Всесоюзная конференция стенографов, в 1920-е годы в СССР издавался журнал " Вопросы стенографии", тогда же были созданы Высшие государственные курсы стенографии. Впоследствии стенография преподавалась в ряде советских школ и вузов. В стране работали десятки тысяч стенографов. За полторы сотни лет активного использования стенографии в России было издано множество книг, учебников по этой прикладной дисциплине. На материале русского языка было создано свыше ста различных вариантов стенографических систем. Все они в конечном счёте являлись разновидностями уже упоминавшихся двух основных систем, сложившихся во второй половине 19 века - геометрической и курсивной. В 1933 г. ВЦИК своим постановлением ввёл в РСФСР Государственную единую систему стенографии (ГЕСС), в основу которой была положена курсивная система Н.Н.Соколова. Изучение стенографии весьма трудоёмко, требует постоянной практики, а работа стенографа является очень напряжённой. К тому же расшифровка текста, записанного условными символами, занимает много времени. К этому следует добавить, что стенографическая запись не в состоянии передать в точности произнесённый текст. Попытки перехода в середине 20 столетия к машинной стенографии не дали желаемых результатов. В настоящее время с развитием автоматизированных средств документирования стенография оказалась практически вытесненной из процесса создания служебных документов, хотя в ограниченных масштабах продолжает ещё кое-где использоваться.
Фотодокументирование. Начиная с 19 века, наряду с текстовым и техническим изобразительным документированием, всё более широкое распространение стали получать новые способы документирования, явившиеся результатом технического прогресса, научных открытий, технических изобретений. Это фото-, кино-, видео-, фоно(аудио)документирование. Создаваемые таким путём документы получили название аудиовизуальных, т. е. содержащих изобразительную и звуковую информацию, воспроизведение которой требует соответствующего оборудования. Они обычно рассматриваются в едином комплексе, так как весьма схожи по технике создания и воспроизведения, по характеру информации, по способу кодирования, по организации хранения. К аудиовизуальным относятся фотодокументы, кинодокументы, видеодокументы, видеофонограммы, фонодокументы, а также документы на микроформах. Фотодокумент - это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине 19 века и связано с изобретением фотографии (от греч. " photos" - свет, " grapho" - пишу, рисую, т.е. в буквальном переводе светопись). Фотография представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки. Изобретение фотографии стало результатом труда учёных многих поколений из разных стран мира. Одной из предпосылок изобретения фотографии стала камера-обскура (тёмная комната), свойство которой заключается в том, что луч солнца, проникая в неё сквозь небольшое отверстие, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Это свойство было известно ещё древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в 4 веке до Р.Х. Другой предпосылкой стало изобретение очков в 13 веке. В результате камера-обскура была снабжена двояковыпуклой линзой и использовалась для механической зарисовки предметов внешнего мира. Однако решающей предпосылкой стали достижения в области химии. В 18 веке была обнаружена чувствительность к свету растворов солей железа и солей брома, а в начале 19 века открыт основной закон фотохимии, в соответствии с которым на вещество могут химически действовать только те лучи, которые этим веществом поглощаются. Первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.Н.Ньепсу в 1826 г. Он же создал и первый фотографический аппарат. Другой француз - художник-декоратор Л.-Ж.М.Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галоген-серебряном слое. Об изображении Дагера, получившем впоследствии название дагерротипия, было доложено 7 января 1839 г. на заседании Французской Академии. С тех пор этот день стал отмечаться как день рождения фотографии. Однако период дагерротипии оказался недолог, вследствие его дороговизны. В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г.Тальбота, открывшего негативно-позитивный процесс и ещё в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром. В России первые фотографические изображения были получены в 1839 г. академиком Ю.Ф.Фрицше, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия. В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования. В частности, в 1947 г. был изобретён так называемый диффузионный фотографический процесс, который привёл к созданию фотоаппаратов для моментальной фотосъёмки, т.е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате. Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п. Такое важное значение фотодокументы приобрели прежде всего потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека. Использование микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники. К числу таких документов относятся:
К примеру, ёмкость ультрамикрофиши размером 75х125 мм составляет 936 страниц книжного формата. В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Он лишён многих недостатков, присущих традиционной технологии, основанной на фотохимическом галогенсеребряном процессе и требующей многоступенчатой химической обработки, значительных затрат времени, использования драгоценного металла - серебра. В цифровой фотографии оптическое изображение объекта съёмки преобразуется в электрический видеосигнал с помощью светочувствительного сенсора - твердотельной пластинки с размещённым на ней множеством мельчайших фотоэлементов - пикселей. Затем полученный сигнал преобразуется в цифровую форму и сохраняется в запоминающем устройстве, откуда может быть подан на принтер для получения фотоотпечатка. Первая система электронной фотографии была создана в 1981 г. японской фирмой Sony. Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что полученное изображение можно корректировать - изменять цвет, контраст, ретушировать и т.п. Кроме того, цифровой фотоаппарат можно подключать к компьютеру и его периферийным устройствам, передавать полученные снимки по системе " Интернет". В настоящее время цифровая (электронная) фотография пока ещё не получила широкого применения вследствие своей дороговизны. Однако уже в обозримом будущем, по прогнозам специалистов, неизбежно произойдёт переход от обычной фотографии к цифровой.
Виды бумаги и их назначения 1. Типографская бумага: Для печати в типографии применяется бумага, изготовленная из древесной целлюлозы, иногда используют бумагу, в основе которой находится древесная масса. Характеристики типографской бумаги: белый цвет, она малоклеена, имеет средне или повышенную зольность, гладкая, каландрированная, также встречается высоко каландрированная. Масса составляет 50-70 г/м2. Назначение – печать продукции содержащей текс и иллюстрации. Бумага имеющая следующие характеристики – площадь 40- 50 г/м2, содержащая в своем составе целлюлозу, каландрированная, прозрачная используется для печати литературы содержащей преимущественно текст, например, справочников. 2. Офсетная бумага Для печати офсетным способом используют бумагу массой 60-250 г/м2. Характеристики офсетной бумаги – высокое содержание целлюлозы (древесной массы), цвет белый, проклеенная, стойкость к механическим повреждениям (пониженная гигроскопичность), имеет машинную гладкость, каландрированная. Используют для печати книг имеющих как иллюстрации, так и текст. 3. Бумага для глубокой печати Такая бумага имеет следующие характеристики - масса 60-220 г/м2, цвет белый, в своем составе содержит целлюлозу, слабо проклеенная, не пористая, имеет высокую зольность, каландрированная. Используется как для печати изданий содержащих текст и иллюстрации, так и для печати изобразительной продукции. 4. Газетная бумага Характеристики газетной бумаги – масса 45-49 г/м2, не проклеенная, имеет машинную гладкость, в своем составе содержит древесную массу (основной компонент), также имеет низкую зольность. Способ печати – офсетный. Используется для печатания газетной продукции. 5. Мелованная бумага Существует несколько типов мелованной бумаги, например, одно или двух кратного мелования. Один из них – тонкая мелованная бумага, имеющая массу бумага 60-70 г/м2. Используется для печати литературы, содержащей как картинки, так и текст. Способ печати – офсетный, высокая или же глубокая печать. Мелованная бумага имеет пигментированный клеевой верхний слой, который наносится на бумагу, содержащую в себе целлюлозу или древесную массу (является основой для пористой и шершавой поверхности бумаги). 6. Обложечная бумага Обложечная бумага имеет следующие характеристики – устойчивость к свету, содержит в своем составе чистую целлюлозу или древесную массу, малозольная, каландрированная, имеет машинную гладкость. Масса обложечной бумаге зависит от ее назначения. Бумага предназначенная для изготовления обложек имеет массу 140-200 г/м2, для переплетных крышек - 80-120 г/м2. 7. Форзацная бумага Характеристики форзацной бумаги следующие – масса 80-160 г/м2, в своем составе содержит чистую целлюлозу, имеет машинную гладкость, устойчива к механическим повреждениям, предназначена для печати форзацев книг. 8. Картографическая бумага. Картографическая бумага предназначена для печати карт различного назначения (гидрокарт, топо и географических карт), так же на ней печатаются атласы. Способ печати на картографической бумаге – офсетный. Характеристики картографической бумаги следующие – масса составляет 85-160 г/м2, в ее состав входи смесь из древесной целлюлозы и хлопкового линта, который остается в результате отходов после хлопкового производства. Такая бумага имеет малую зольность, машинную гладкость, каландрирована, устойчива к механическим повреждениям (не изменяет своих свойств после намокания и просушки). 9. Писчая бумага. Писчая бумага чаще всего имеет белый цвет, содержит в своем составе чистую целлюлозу, немного древесной массы, а так же целлюлозу полученную от производства хлопка. Масса писчей бумаги составляет 45-80 г/м2, она проклеенная, имеет машинную гладкость, каландрирована. Писчую бумагу можно отнести к одной из самых распространенных и применяемых в быту. Она используется для печати бланков, школьных тетрадей и учебников, бумаг потребительских форматов, различных документов и др. 10. Документная бумага Такая бумага также имеет широкое распространение, так как она используется для печати денежных знаков, различных чеков (в том числе банковских), облигаций, акций и некоторых других официальных документов. В основе документной бумаги находятся льнопеньковые и хлопковые волокна. Характеристики данной бумаги – малая зольность, долгий срок службы, высококлееная, а так же практически не подвержена механическим воздействиям. 11. Афишная и билетная бумага. Бумага предназначена для печати различного рода бланков, билетов, талонов, печати афиш. Способ печати – высокая. Афишная бумага имеет малую зольность, белый цвет, одностороннюю или машинную гладкость. 12. Баритованная бумага. Используется для печати фотографий (фотобумага). Характеристики – относительно плотная бумага, сверху которой нанесен баритовый слой, имеет белый или немного измененный с помощью красителя цвет, малую зольность, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. 13. Ватман Ватман относится к белой высокосортной бумаге. Прежде всего, он предназначен для чертежей выполняемых карандашом или другими средствами, например, тушью, красками, чернилами и др. Особенности ватмана – его шероховатая негладкая поверхность. Это бумага ручного отлива, в основу которого входит использование уже отработанной тряпичной массы, сверху ватман проклеивается. 14. Веленевая бумага. Веленевая бумага относится к белой писчей высокосортной бумаге. Применяется для живописи, графики, рисования небольших художественных работ, иногда для печати высококачественной литературы. 15.Верже. Применяется как оберточная бумага, или бумага для упаковки подарков, также используется как обложки для эксклюзивных книг и форзацев. Имеет полосы. Характеристики – может быть различных цветов, имеет водяные знаки, содержит в себе целлюлозу. 16. Эстампная бумага. В большинстве случаев используется для печати художественных гравюр, практически не повреждается, при намокании немного деформируется. 17. Этикеточная бумага. Характеристики этикеточной бумаги – масса 45-120 г/м2, клееная, имеет гладкость (одно -или двустороннюю), с одной стороны мелованная, деформируется при намокании. Используется для печати этикеток. Способ печати – офсетная или высокая. 18. Крафт-бумага. Относится к оберточному типу бумаг, практически не подвержена механическим повреждениям. В своем составе имеет крафт-целлюлозу, что придает ей особую прочность. Структура и свойства бумаги Бумага является важнейшим полиграфическим материалом и отвечает всем технологическим, потребительским и экономическим требованиям, предъявляемым к таким материалам. Иными словами, правильно подобранная бумага обладает комплексом свойств, определяющих качество данной полиграфической продукции в соответствии с условиями ее использования. Бумага различается по толщине или по массе одного квадратного метра (г/м2). По принятой классификации масса 1 м2 печатной бумаги может составлять от 40 до 250 грамм. Более 250 г/м2 — это уже картон. Печатные свойства бумаги — это свойства, определяющие ее поведение до печати (т.е. прохождение через бумагопроводящую систему печатной машины), во время (взаимодействие бумаги с печатной краской и процесс закрепления изображения) и после печати (операции фальцовки, брошюровки, подрезки, а также эксплуатационные характеристики готовой продукции). Показатели качества бумаги, определяющие ее печатные свойства, могут быть объединены в следующие группы: Геометрические: гладкость, толщина и масса 1 м2, плотность и пористость; Оптические: белизна, непрозрачность, лоск (глянец); Механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, влагопрочность, мягкость и упругость при сжатии и т.д.; Сорбционные: гидрофобность — стойкость к действию воды, впитывающая способность растворителей печатных красок. Все эти показатели имеют тесную зависимость друг от друга. Степень их влияния на оценку печатных свойств бумаги различна для различных способов печати. Бумагу часто классифицируют по степени отделки поверхности. Это может быть бумага без отделки — матовая, бумага машинной гладкости и глазированная (иначе каландрированная) бумага, которую дополнительно обрабатывали в суперкаландрах для придания ей высокой плотности и гладкости. Оптические свойства бумаги Особое место в структуре печатных свойств бумаги занимают оптические свойства, то есть белизна, непрозрачность, лоск (глянец). Белизна — это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая белизна для печатных бумаг весьма желательна, так как четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности запечатанных и пробельных участков оттиска. При многокрасочной печати, цветовая точность изображения, ее соответствие оригиналу возможны только при печатании на достаточно белой бумаге. Для повышения белизны в дорогие высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели — люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. Этот технологический прием называют подцветкой. Так, мелованные бумаги без оптического отбеливателя имеют белизну не менее 76%, а с оптическим отбеливателем — не менее 84%. Печатные бумаги с содержанием древесной массы должны иметь белизну не менее 72%, а вот газетная бумага может быть недостаточно белой. Ее белизна составляет в среднем 65%. Еще одним важным практическим свойством печатной бумаги является ее непрозрачность. Особенно важна непрозрачность при двухсторонней печати. Для повышения непрозрачности подбирают композицию волокнистых материлов, комбинируют степень их помола, вводят наполнители. К оптическим свойствам бумаги относится также ее лоск или глянец. Лоск, или глянец, — это результат зеркального отражения поверхностью бумаги падающего на нее света. Естественно, это тесно связано с микрогеометрией поверхности, то есть с гладкостью бумаги. Обычно с повышением гладкости лоск тоже увеличивается. Однако, эта связь неоднозначна. Следует помнить, что гладкость определяется механическим способом, а лоск — это оптическая характеристика. Глянец глазированной бумаги может составлять 75-80%, а матовой — до 30%. Большинство потребителей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым бумагам, однако глянец нужен в изданиях далеко не всегда. Так, при воспроизведении текста или штриховых иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем, например, бумагу машинной гладкости. А различные проспекты, этикетки, репродукции с картин прекрасно получаются на бумаге с высоким глянцем. Сорбционные свойства бумаги Наконец, мы вплотную подошли к одному из важнейших свойств печатной бумаги — ее впитывающей способности. Правильная оценка впитывающей способности означает выполнение условий своевременного и полного закрепления краски и, как результат — получение качественного оттиска. Впитывающая способность бумаги, в первую очередь зависит от ее структуры, так как процессы взаимодействия бумаги с печатной краской принципиально различны. Прежде чем говорить об особенностях этого взаимодействия в тех или иных случаях, необходимо еще раз вспомнить основные типы структур современных печатных бумаг. Если изобразить структуры бумаги в виде шкалы, то на одном из ее концов разместятся макропористые бумаги, состоящие целиком из древесной массы, например, газетные. Другой конец шкалы, соответственно, займут чистоцеллюлозные микропористые бумаги, например, мелованные. Немного левее расположатся чистоцеллюлозные микропористые бумаги, например, мелованные. Немного левее расположатся чистоцеллюлозные немелованные бумаги, тоже микропористые. А все остальные займут оставшийся промежуток. Макропористые бумаги хорошо воспринимают краску, впитывая ее как единое целое. Краски здесь маловязкие. Жидкая краска быстро заполняет крупные поры, впитываясь на достаточно большую глубину. Причем чрезмерное ее впитывание может даже вызвать " пробивание" оттиска, то есть изображение становится видным с обороной стороны листа. Повышенная макропористость бумаги нежелательна, например, при иллюстрационной печати, когда чрезмерная впитываемость приводит к потере насыщенности и глянцевитости краски. Для микропористых (каппилярных) бумаг характерен механизм так называемого " избирательного впитывания", когда под действием сил капиллярного давления в микропоры поверхностного слоя бумаги впитывается, преимущественно, маловязкий компонент краски (растворитель), а пигмент и пленкообразователь остаются на поверхности бумаги. Именно это и требуется для получения четкого изображения. Так как механизм взаимодействия бумага-краска в этих случаях различен, для мелованных и немелованных бумаг готовят различные краски. Варианты документов: черновики, подлинники, оригиналы. Копии документов их историческое развитие и виды. ЧЕРНОВИКИ, ПОДЛИННИКИ, ОРИГИНАЛЫ Различные варианты документов можно рассматривать как систему и классифицировать. Обычно составление документа начинается с черновика. Черновой документ - рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом. Авторами черновика могут быть
Разновидностью черновика является набросок. Наброски - это предварительные намётки, явно неоконченные, отрывочные, не связанные друг с другом фрагменты документа. Предварительные, неоконченные изобразительно-графические технические документы называются эскизами. Они выполняются без применения чертёжных инструментов, без точного соблюдения масштаба, но с изображением необходимых видов, разрезов, сечений, с нанесением размеров и других пояснений. Черновики нередко могут представлять значительную ценность. Так, в конце 1990-х годов за весьма значительную сумму в валюте Академия Наук Российской Федерации при поддержке Министерства финансов РФ приобрела черновики, варианты первых двух томов романа М.А.Шолохова " Тихий Дон". После переписывания или перепечатки составляемый документ становится беловиком. Беловой документ - это рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений. Если беловик не требует утверждения, то он получает законченный вид. Если он вновь подвергается правке, то становится вторым черновиком. Если отвергается, то остаётся (сохраняется) лишь как проект отвергнутого документа. Если же беловик подписывается, удостоверяется печатью, то он становится подлинником. Подлинный документ - это документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путём, подтверждают достоверность его происхождения. Подлинник официального документа - первый или единичный экземпляр официального документа. Таким образом, подлинник обычно бывает в одном экземпляре. Но не обязательно. Например, подлинниками могут быть подписанные циркуляры с типовым обращением или тождественные донесения с поля боя, для верности доставки посланные разными путями. Подлинники чертежей - это чертежи, выполненные на ватмане, кальке (т.е. на материале, позволяющем многократное снятие с них копий) и заверенные подписями должностных лиц. " Подлинником документа на машинном носителе, - согласно ГОСТу, - является первая по времени запись документа, содержащая указание, что этот документ является подлинником". Документы, созданные с помощью новых информационных технологий, приобретают в нашей стране юридическую силу лишь при наличии традиционного бумажного сопроводительного письма. Нередко параллельно с термином " подлинник" используется и термин " оригинал". Оригинал - уникальный документ, но бывают и так называемые " умноженные оригиналы", т.е. оригиналы, составленные в нескольких экземплярах (например, договор между государствами обычно составляется в таком количестве экземпляров, сколько договаривающихся сторон, и каждый является оригиналом). По своему внешнему виду оригиналы документов могут быть беловиками и черновиками. Документы, пе Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2426; Нарушение авторского права страницы