Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные научные школы этнологии. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эволюцион́ изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Диффузион́ изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества. Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями. Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой). Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества. Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество. американская школа исторической этнологии; этнопсихологическая школа; структурализм; культурный релятивизм; неоэволюционизм; марксистское направление (советская школа этнографии); школа социальной биологии; постмодернистская критика; остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антропология); 6. Основные субдисциплины этнологии. этноантропология (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов), раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей. Основные единицы исследования — ареальные общности людей, различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и строение лицевого скелета и др). Анализ взаимоотношений между этносами, популяциями и расами в различных странах и в различные периоды истории позволяет использовать данные этноантропологии в качестве исторических источников при разработке многих проблем эволюции человека как биосоциального существа. этносоциология (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп); научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, ставит своей целью раскрытие этнического многообразия социальных процессов и в то же время - социальной обусловленности и социального разнообразия функционирования этнических черт культуры и быта в их широком понимании. этнопсихология (рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации); междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. этнодемография (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов), науч. дисциплина на стыке этнографии и демографии, изучающая народы, или этносы, особенности их воспроиз-ва и динамику числ. Э. д. в своих исследованиях использует этническую статистику, материалы переписей нас., спец. демографич. и этнографич. культурно-бытовых обследований, проводимых с учётом этнич. принадлежности, а также материалы др. обществ. и естеств. наук. этническую география наука, изучающая особенности расселения (в прошлом и настоящем) этносов (племён, народностей, народов), их приуроченности к отдельным местностям, странам, р-нам и крупным регионам для определения их этнических границ, динамики и численности, выявляет также взаимоотношения между географической средой и этническими общностями. этнопедагогика (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов), отрасль педагогической науки, занимающаяся: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов (народная педагогика); 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания, существующей у различных народов; 3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. этноэколо́ гия — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции. В качестве направления в педагогике этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который нарабатывает этнопедагогика. Этнолингвистика - раздел языкознания, лежащий на стыке с этнографией. Изучает связь и взаимодействие языка с культурой и самосознанием, нар. обычаями и представлениями. В зарубежной науке есть два независимо возникших, но очень сходных направления в Э. Одно - это неогумбольдтианство, развивающее идеи нем. филолога В. Гумбольдта, впервые высказавшего мысль о связи языка и культуры, анализирует отраженные в языке факты культуры - культовые и специальные языки, языковые иносказания табуированных сюжетов, терминологию социальных структур и систем родства и т. д. С другой стороны, сбор чисто лингвистич. мат-ла по языкам бесписьменных отсталых народов не может вестись без привлечения методов и данных этнографии и поэтому также часто включается в понятие Э. Наиболее общепринятая классификация народов - этнолингвистическая, т. е. по языковым семьям и группам, но с учетом этнич. различий народов. Предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки. 7.Консорция, субэтнос, этнос, суперэтнос как этапы формирования этнических систем. Этнические системы являются одновременно: биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам, формой приспособления людей к ландшафту, взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам, группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю, устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами. Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого. Суперэтнос - самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.Этнос - этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут. Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей. Консорциями мы называем группы людей. объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят " кружки", артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Конвиксии малорезистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Таковы упомянутые выше землепроходцы-консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких сибиряков, и старообрядцы. Первоначальная консорция энергичных людей в условиях изоляции превращается в этнос, который для ранних эпох мы именуем " племя". 8. Феномен этноса – теоретическое содержание и практическое изучение феномен этноса - это и есть поведение особей, его составляющих. Иными словами, он не в телах людей, а в их поступках и взаимоотношениях. Следовательно, нет человека вне этноса, кроме новорожденного младенца. Каждый человек должен вести себя каким-то образом, и именно характер поведения определяет его этническую принадлежность. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стереотипа поведения, отличного от предшествовавшего. Вполне очевидно, что новый стереотип создают люди, но тут сразу возникают недоумения. Во-первых, сознательно или бессознательно действуют эти новаторы? Во-вторых, всегда ли новое бывает лучше старого? В-третьих, как им удалось сломить инерцию традиции, даже не в соплеменниках, а в самих себе, ибо они плоть от плоти прежнего этноса? Теоретически эти сомнения неразрешимы, но на выручку приходит материал из палеоэтнографических наблюдений, который позволяет сформулировать эмпирическое обобщение: каждый этнос появился из сочетания двух и более этнических субстратов, т.е. этносов, существовавших до него. Так, Великороссы включают в свой состав: восточных славян из Киевской Руси, западных славян - вятичей, финнов - меря, мурома, весь, заволоцкая чудь, угров, смешавшихся сперва с перечисленными финскими племенами, балтов - голядь, тюрок - крещеных половцев и татар и в небольшом числе монголов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3032; Нарушение авторского права страницы