Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н.Гумилёва и в традиционной этнографии.



Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н.Гумилёва и в традиционной этнографии.

Понятие самого этноса не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны – частью социума, конкретного общественного организма.

этнос можно рассматривать в качестве природного феномена, являющегося подмостками, на которых разыгрываются сцены социальной истории. Это было отмечено и создателями социалистической теории: «...одним из природных условий производства для живого индивида является его принадлежность к естественно–сложившемуся коллективу», и там же – «...общность по племени, природная общность выступает не как результат, а как предпосылка...».

этнос есть природное явление, предшествующее социальному. «этнос – форма адаптации вида Homo Sapiens в биоценозе своего ландшафта, причем не столько в структуре, сколько в поведении».

Последний тезис о поведенческом характере этноса является очень важным в теории Л.Н. Гумилева, которая базируется на двух открытиях: 1.общая теория систем Л. Бертоланфи и 2.понятие о биогеохимической энергии живого вещества биосферы, введенного В.И. Вернадским. +открытие М.Е. Лобашевым сигнальной наследственности. По Л.Н. Гумилеву главным в рассматриваемом вопросе является системный подход к проблеме, когда определяющим являются не физические признаки и объекты, а характер их связей.

противопоставление «своих» и «чужих» («мы» и «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит индикатором для определения этнической принадлежности. рефлексия или самоощущение является особым типом системообразующей связи в этносе, которое определяет его устойчивость и отсутствие прямой зависимости от социального развития народов, составляющих конкретный этнос.

Этносы – явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса (яркий пример – курды). Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноверопейского (Прибалтика, Закарпатье).

Этносы – не самоназвания. Этносы – не являются понятием биологическим; этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от расового подхода. Этнос – развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных «форм человеческого общежития» и является «посредствующим звеном между обществом и природной средой...»

По мнению Л.Н. Гумилева каждый человек, как и коллектив людей, является одновременно частью природы и частью социума. И рассматривать его надо в двух аспектах – со стороны социальной и со стороны природной. В первом случае «мы видим общественные организации: племенные союзы, государства, теократии, политические партии и т.п.. Во втором – этносы, т.е. коллективы людей, имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип поведения и своеобразный ритм развития... Мы помещаем этнос в «зазоре» между природой и обществом». Именно в этносах осуществляется взаимодействие природной среды и производственной деятельности людей. В мировой истории социальные и этнические процессы сопряжены, но не едины, так как природа их различна, а, следовательно, различны причины и закономерности этих процессов.

Этническое самосознание и самоидентификация. Этнические стереотипы поведения.

Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру и свой неповторимый стереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего. Такие этносы можно назвать персистентами, т.е. пережившими себя, но об этой стороне дела речь пойдет ниже, а пока уточним смысл понятия " структура" применительно к стереотипу поведения вне зависимости от степени ее устойчивости и характера изменчивости.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: a) между коллективом и индивидом; b) индивидов между собой; c) внутриэтнических групп между собой; d) между этносом и внутриэтническими группами. Эти нормы, в каждом случае своеобразные, изменяясь то быстро, то очень медленно, негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в каждом этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития, поэтому для членов этноса они отнюдь не тягостны. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа. Собственно говоря, такие рассказы и составляют этнографию, науку столь же древнюю, как и межэтнические связи. Разница между ее первичным состоянием и научным обобщением лишь в широте охвата и систематизации сведений, да еще в том, что этнографа не шокируют обычаи и обряды иного этноса

Сила этнического стереотипа поведения огромна потому, что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие - как " дикость". Именно поэтому европейские колонизаторы называли индейцев, африканцев, монголов и даже русских дикарями, хотя те с таким же правом могли сказать это об англичанах.

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро. Взглянем, например, на Англию. Разве можно узнать потомка свирепого сакса, убивавшего кельтских ребятишек, в веселом браконьере Робин Гуде или стрелке из " Белого отряда".

Итак, этнос - коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда - нет. Вынести за скобки мы можем только одно-признание каждой особью: " Мы такие-то, а все прочие другие". Поскольку это явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность, которая и является для нас искомой величиной. Интерпретировать эту " величину" можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собою. Чтобы выявить их различия, необходимо последовательное описание стереотипа поведения тех или иных этносов. Однако надо помнить, что поведение этноса меняется в зависимости от его возраста, который удобно отсчитывать от момента выхода этноса на историческую арену. Поэтому необходимо ввести в анализ способ фиксации этнодинамики, дабы перейти к определению понятия " этнос" во втором приближении. Таковым будем психологический момент, с одной стороны, свойственный всем людям без исключения, а с другой - достаточно вариабельный, чтобы служить индикатором этнической динамики: отношение этноса как целостности к категории времени.

Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н.Гумилёва и в традиционной этнографии.

Понятие самого этноса не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны – частью социума, конкретного общественного организма.

этнос можно рассматривать в качестве природного феномена, являющегося подмостками, на которых разыгрываются сцены социальной истории. Это было отмечено и создателями социалистической теории: «...одним из природных условий производства для живого индивида является его принадлежность к естественно–сложившемуся коллективу», и там же – «...общность по племени, природная общность выступает не как результат, а как предпосылка...».

этнос есть природное явление, предшествующее социальному. «этнос – форма адаптации вида Homo Sapiens в биоценозе своего ландшафта, причем не столько в структуре, сколько в поведении».

Последний тезис о поведенческом характере этноса является очень важным в теории Л.Н. Гумилева, которая базируется на двух открытиях: 1.общая теория систем Л. Бертоланфи и 2.понятие о биогеохимической энергии живого вещества биосферы, введенного В.И. Вернадским. +открытие М.Е. Лобашевым сигнальной наследственности. По Л.Н. Гумилеву главным в рассматриваемом вопросе является системный подход к проблеме, когда определяющим являются не физические признаки и объекты, а характер их связей.

противопоставление «своих» и «чужих» («мы» и «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит индикатором для определения этнической принадлежности. рефлексия или самоощущение является особым типом системообразующей связи в этносе, которое определяет его устойчивость и отсутствие прямой зависимости от социального развития народов, составляющих конкретный этнос.

Этносы – явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса (яркий пример – курды). Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноверопейского (Прибалтика, Закарпатье).

Этносы – не самоназвания. Этносы – не являются понятием биологическим; этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от расового подхода. Этнос – развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных «форм человеческого общежития» и является «посредствующим звеном между обществом и природной средой...»

По мнению Л.Н. Гумилева каждый человек, как и коллектив людей, является одновременно частью природы и частью социума. И рассматривать его надо в двух аспектах – со стороны социальной и со стороны природной. В первом случае «мы видим общественные организации: племенные союзы, государства, теократии, политические партии и т.п.. Во втором – этносы, т.е. коллективы людей, имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип поведения и своеобразный ритм развития... Мы помещаем этнос в «зазоре» между природой и обществом». Именно в этносах осуществляется взаимодействие природной среды и производственной деятельности людей. В мировой истории социальные и этнические процессы сопряжены, но не едины, так как природа их различна, а, следовательно, различны причины и закономерности этих процессов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь