Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЕРОВАНИЯ, ФОЛЬКЛОР, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Верования и обряды. Официальные верования юродов Закавказья — различные формы христианства ислама. Вместе с тем значительное место в духовной изни занимала и занимает та часть архаических ве-рсваний и обрядов, что сопряжена с хозяйственной стельностью. Так, у армян из 79 праздничных дней в году шесть были посвящены земледельческим культам, среди них праздник Вардавар, связанный с древнеязыческим богом воды Вардом и солнцеворотом. Абхазы, грузины (сваны, хевсуры) по сей день помнят имена покровителей охоты и рыболовства. Вера в бога или богиню лесов, народные сказки о «лесном челове-
ке» — часть прошлого и современного быта. Священные рощи и отдельные деревья, камни и родники поныне почитаемы не меньше, чем пришедшие сюда мировые религии. Рядом с ними можно видеть жертвоприношения: ленточки, платки и другие предметы. В Западной Грузии около одного селения до относительно недавнего времени проходили общесельские языческие праздники. Поддержание в порядке языческих святилищ, которые строили сообща, и обработка земли вокруг них считались общественным делом. У азербайджанцев языческие верования причудливо переплетаются с исламом. По народным поверьям, с 21 февраля по 21 марта вся живая и неживая природа постепенно просыпается от зимней спячки: сначала оживает воздух (дуют теплые ветры); он пробуждает и оплодотворяет деревья, на которых набухают почки; затем просыпается вода, на третьей неделе — земля, а на четвертой — наступает тепло. В течение этого месяца все вечера накануне среды считаются праздничными. Жители жгут костры и прыгают через них. Последняя среда считалась предвестником Нового года — Новруз-байрама. Самым чистым и священным элементом природы азербайджанцы считали огонь, камням приписывали исцеляющую силу, воду считали своим предком. До начала XX в. у них был праздник су джеддим (буквально «вода — мой предок»). В этот день полагалось обливать друг друга водой.
Фольклор Закавказья уходит корнями в глубокую древность. В Грузии большую роль в его распространении играли мествире — певцы — исполнители народных песен, сопровождавшие пение на ствири (род волынки). В Азербайджане хранителей народных традиций, поэтов и музыкантов, народных певцов называли ашуги, сазандары. Их репертуар, разнообразный по характеру и тематике, включал сказки (нагыл) и песни — лирические, хвалебные (гёзеллеме), нравоучительные (устаднамэ). Один из наиболее древних памятников грузинского фольклора — эпос об Амирани, герое, рожденном
от богини охоты и простого охотника. Замечательным творением армянского народастал средневековый эпос «Са- сунские богатыри», более известный как «Давид Сасунский». Он рассказывает о долгой борьбе жителей Армянского нагорья против ассирийцев и арабов за свободу, за правораспоряжаться своей землей. Об общности исторических судеб народов Закавказья говорит монументальная поэма«Кер-оглы» («Сын слепца»), известная — в ряде вариантов азербайджанцам, так и армянам, грузинам, курдам. К области фольклора следует отнести застольные тосты, культура которых особенно развита в Абхазии и Грузии нисколько не чужда и другим народам края. Заслуживает упоминания очень яркий стиль грузинского многолосного пения. К народному искусству селует отнести деятельность армянских пейлеванов — бродячих циркачей (канатоходцев, гимнастов, клоунов), маленькие труппы которых сохраняются под видом художественной самодеятельности. Подобные цирковые труппы встречаются также в Грузии и Азербайджане. Профессиональная художественная культура Закавказья имеет многовековую историю. Непревзойденным памятником культуры считают поэму грузинского поэта Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.). Великим поэтом средневекового Азербайджана был Низами Ганджеви (1141 — 1209), чьи сочинения собраны в книгу, получившую название Хамсе («Пятерица»). К числу выдающихся достиженийармянской прозы относят произведение нового этапа развития литературы, роман Хачатура Абовяна (1805-1848) «Раны Армении», в котором рассказыва-
ется о событиях периода русско-иранской войны 1826 - 1828 гг. Нет никакого сомнения в том, что как ранние, так и современные произведения писателей, художников, музыкантов и других деятелей культуры выступали и выступают как проявления национального самосознания. Армянский художник Мартирос Сарьян (1880—1935) азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков (1885—1948) или грузинский поэт Галактион Табидзе, — все они воспринимаются как символы своих народов-этносов и их культур.
ОБОСТРЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Сложный этнический состав населения Закавказья, рост народонаселения и вместе с тем малоземелье явились объективными условиями роста межэтнической напряженности в регионе. Среди важнейших причин возникновения межэтнических конфликтов называют экономико-демографический фактор. Быстрый прирост населения во всех республиках Закавказья не сопровождался заботой о таком же приросте новых рабочих мест. Это порождало скрытую безработицу и недовольство, которое легко приобретало националистическую окраску. Коррупция власти, которая старалась свалить обнищание народа на так называемую «нерешенность национальных проблем», недостаток политической квалификации и политической воли также не способствовали ослаблению и преодолению конфликтов. Следует, однако, помнить, что межэтнические конфликты (даже в таком сложном по этническому составу населения регионе, как Кавказ) не являются неизбежными и при наличии политической воли и экономического прогресса, а также при участии всего населения могут быть преодолены. На смену конфликтам должно прийти конструктивное международное сотрудничество, которым славен был Кавказ в недавние времена. Ю.И. Зверева
Глава 24 НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ ГЕОГРАФИЯ И СТРАНЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ Обширные пространства Евразии, ограниченные на востоке Памиром, на западе — Каспийским морем, на севере — арало-иртышским водоразделом и на юге — границами Ирана и Афганистана, называют Средней Азией. Очень большую часть этой страны занимают две пустыни — Каракум и Кызылкум. Северная и восточная части Средней Азии заняты степями. Степи и пустыни переходят на юге и юго-востоке страны в горные массивы Тянь-Шаня, Памира и Копетдага. Климат горных долин, которые издавна были заселены человеком, значительно мягче засушливого степного и пустынного. В некоторых из них выращиваются даже субтропические растения. Средняя Азия не имеет выхода к Мировому океану. Каспийское и Аральское моря являются лишь большими озерами. Рек мало. Достаточно обводнены лишь северо-восточные области Казахстана. Главные реки Средней Азии — Амударья, Сырдарья и Зеравшан. Амударья и Сырдарья пересекают эту страну с юго-востока на северо-запад. Когда-то они доходили до Аральского моря. В наши дни Сырдарья и Зеравшан не имеют стока, полностью разбираются на орошение и теряются в песках. Большая часть рек берет начало высоко в горах, в ледниках. В пустынях люди достают воду из колодцев, глубина которых порой достигает ста метров и более. Вдоль рек и в предгорных районах расположены наиболее освоенные человеком земли — оазисы. Границы оазисов непостоянны и изменяются в зависимости от природных и социально-экономических факторов.
В наши дни территория Средней Азии поделена между пятью государствами — Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Происхождение древних насельников Средней Азии. Установлено, что эта часть азиатского материка была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. С неолитического времени население Средней Азии занималось земледелием и скотоводством. В эпоху бронзы складываются поселения городского типа. В степной части страны широко распространилось подвижное скотоводство, а в оазисах земледелие занимало ведущее положение. Скорее всего, в глубокой древности сюда приходили группы людей из разных мест, вероятно, из Восточной Европы и из Месопотамии. Большую роль в формировании населения и в истории культуры Средней Азии сыграли народы, говорившие на языках индоевропейской семьи, появившиеся здесь в конце II тыс. до н. э. Это было началом эпохи скифских народов в Евразии. Скифы оставили после себя культурное наследие, на основе которого выросли цивилизации народов Средней Азии. Например, народ хорасмии создал в дельтах Амударьи и Сырдарьи государство — Древний Хорезм. Большие пространства — от современного Ташкента на востоке до Бухары на западе — освоили родственные хорезмийцам согдийцы. В этногенезе народов региона приняли участие также дахи и эфталиты, создавшие здесь свое государство. С первой половины I тысячелетия до н. э. земледельческие районы страны входили в державу Ахеменидов и появились первые письменные свидетельства о народах, живших в северных сатрапиях Ирана и в пограничных с ними районах. Во второй половине I тысячелетия до н. э. южные районы были завоеваны греко-македонскими войсками и включены в державу Александра Македонского. Александром Великим был основан один из древней-
ших в регионе городов — Александрия Крайняя — внешний Ходжент (на севере Таджикистана). Греческоезавоевание оказало заметное влияние на культуру народов части Средней Азии. После распада державы Александра Македонского здесь образовалось несколько государств, жителей которых античные источники вывали парфянами, бактрийцами и т. д. На рубеже нашей эры большая часть страны была ооевана народом юэджи, пришедшим из пограничных со Средней Азией восточных областей. Юэджи создали мощное Кушанское государство, население яторого было преимущественно ираноязычным, а в антропологическом отношении — европеоидным.
Тюрки. Существенные изменения произошли в вредней Азии в начале V в. н. э. В это время на территорию Средней Азии с северных и северо-восточных рениц страны стали проникать тюркоязычныс народы.Поразительно схожа легенда о происхождении хирок с легендой о происхождении основателей 'та — Ромула и Рэма. По преданию, прародителей тюрок, близнецов-братьев Шина и Ашина выкормила волчица на берегу озера Байкал. Этот сюжет нашел свое художественное отражение в росписи дворца одного из првителей средневекового государства Уструшаны, располагавшегося на севере Таджикистана (X в.). Тюрки создали громадное государство — Тюркский каганат, простиравшийся от Каспийского моря на западе ю Корейского полуострова на востоке. Продвинувшись в Среднюю Азию, тюрки в первую очередь тюркизировали ираноязычное кочевое население степной части региона, навязали свой язык согдийцам, сакам и дгуим народам этой страны. Тюркизированные кочевники оседая в оазисах, приносили туда с собой и тюркскую речь, но в оазисах больше сохранялись и прежние иранские языки — преимущественно согдийский.
Арабы. Начало следующему периоду в этнической оории Средней Азии (начиная с VIII в.) положило арабское завоевание, последствия которого применительно к этой истории еще недостаточно исследованы.
Арабские завоеватели принесли с собой новую религию — ислам, воспринятый подавляющим большинством народов края. Не исключено, что вместе с арабами сюда пришла и большая группа ираноязычных скотоводов. Время после арабского завоевания примечательно тем, что на рубеже I и II тысячелетий н. э. происходит еще большее сближение двух больших хозяйственно-культурных областей, представляющих органическое единство — кочевнических степей и оседло-земледельческих оазисов. Языкового барьера между этими двумя группами населения не существовало. Жители оазисов и степной зоны говорили как на тюркских, так и на иранских языках. Исключение составлял лишь язык дари, на котором говорили только в оазисах и преимущественно жители городов.
Караханиды, сельджуки, монголы. Спустя некоторое время после арабского завоевания на территории Средней Азии возникают крупные государства: создаются государство Саманидов, держава пришельцев с востока —тюрок-караханидов, усиливается Хорезм и т. д. В стране развиваются наука, искусство, стабилизируется хозяйство. Этническая принадлежность населения страны на рубеже I и II тыс. н. э. не вполне ясна, в особенности из-за большой пестроты народов и племен. В оазисах на равнине, а также в горных местностях большинство населения продолжало говорить на древних восточно-иранских языках (наиболее распространенным был согдийский) и на фарси (язык персов). Однако заметно увеличилась численность и тюркоязычного населения. А вот в степной части страны на тюркский язык перешло, по всей вероятности, большинство населения. С востока в Среднюю Азию продолжали проникать группы степняков (монголоидные по антропологическому типу). В X в. из степей Средней Азии на запад, по южному берегу Каспийского моря двинулась большая масса кочевников-скотоводов. Средневековые авторы называют их турками-сельджуками. Сельджуки завоевали Иран, Закавказье и восточную часть современной Турции. Завоевание сопровождалось тюркизаци-ей местного населения.
В XIII в. Средняя Азия подверглась опустошительному завоеванию ордами Чингисхана. Особенно пострадали оазисы. Конница завоевателей превратила цветущие оазисы в безлюдные пастбища. Захватчики разрушали города, а их жителей убивали. Население убегало в труднодоступные горы. Уничтожались библиотеки, медресе (мусульманские учебные заведения). Пустыни поглотили сады и поля. Вся Средняя Азия была разорена и отброшена в своем развитии на много веков назад. Население степей пострадало меньше. Сталкиваясь в своих завоевательных походах с населением степей, монголы вовлекали воинов-степняков в свои ряды. Существует мнение, что вместе с завоевателями в страну стал проникать и монголоидный антропологический тип. Монголоидные черты больше присущи каракалпакам, казахам, особенно киргизам и преобладают у небольших групп узбеков.
После распада Монгольской империи проникновение тюркских языков в оазисы продолжалось и к XVII в. тюркские языки преобладали во всех районах, исключая Таджикистан и некоторые большие города, где население говорило преимущественно на таджикском языке. Образовалось несколько государств, из которых самым сильным стало государство Тимура (1336—1405). Это была эпоха формирования культурного облика крупных современных народов Средней Азии и их антропологических типов. В восточной части страны больше заметна монголоидность населения, которая ослабевает к западу и югу. Наиболее европеоидное население — это таджики, живущие в горах, и немногочисленные горные народы, говорящие на древних восточноиранских языках. В послемонгольский период сформировалась и часть современных местных народов — таджиков, узбеков, туркменов, каракалпаков, казахов, киргизов и уйгуров.
Таджики. Формирование таджикского народа проходило на основе древнего оседло-земледельческого населения оазисов среднеазиатского междуречья — согдийцев, бактрийцев, ферганцев. В наши дни выде-
ляются две большие группы таджиков — жители городов и равнинных оазисов и жители гор. У таджиков можно наблюдать несколько этнографических групп, различающихся по уровню хозяйственного и культурного развития. Главной проблемой современного Таджикистана является земельный голод, т. к. очень заметно изменилась демографическая ситуация. За последние сто с небольшим лет население Таджикистана увеличилось почти в 11 раз.
Узбеки. В формировании узбекского народа принимали участие два главных компонента — древнее оседло-земледельческое ирано- и тюркоязычное население оазисов современного Узбекистана и скотоводческое тюркоязычное население степной части Средней Азии. Особенностью формирования узбекского народа является то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, в одних и тех же оазисах, что и формирование таджиков. В оазисах Средней Азии этноним узбек окончательно утвердился после завоевания восточных областей страны кочевниками под предводительством Шибани-хана. Оседлые узбеки и таджики, имея в своей основе древнеземледельческое население Средней Азии, в целом очень схожи между собой по культуре. Существующие культурные различия между различными группами нередко обусловливаются не национальными, а территориальными факторами. Порой между таджиками и узбеками больше культурного сходства (скажем, в Ферганской долине), нежели между региональными группами узбеков (например, Хорезма и юга Узбекистана). Более того, в XX в. известны случаи, когда узбекские кишлаки переходили на таджикский язык, и наоборот, жители таджикских поселений — на узбекский. Основное же население оазисов Узбекистана, независимо от этнической принадлежности своих предков, с 20-х гг. XX в. называют узбеками.
Туркмены. Немногим отличалось протекание этнических процессов в западных районах Средней Азии,
которое привело к формированию туркменского народа. Кочевое скотоводческое население степей Прикас-пия и оседло-земледельческой предгорной полосы Копетдага меньше, чем их восточные соседи, испытало на себе влияние тюркоязычных кочевников. В значительно меньшей степени население современной Туркмении подверглось и монголоизации. И тюркский язык, и монголоидный антропологический тип проникли на территорию Туркмении опосредованно, через тюрки-зированных по языку и монголизированных по антропологическому облику в прошлом ираноязычных и европеоидных подвижных скотоводов.
Казахи. Столь же насыщена различными событиями этническая история казахов, в формировании которых принимали участие другие группы и части тех же народов и племена, что и в этногенезе других этносов Средней Азии. Формирование казахов проходило на огромных степных пространствах между северной частью Каспийского моря и Китайским Туркестаном. Население этой зоны, в силу географии расселения, первым встречало пришельцев из восточных районов, несших с собой сначала тюркскую речь, а позднее и монголоидный антропологический тип, что обусловило и большую монголоидность казахов по сравнению, например, с туркменами.
Киргизы. Несколько менее известна и разработана учеными этническая история киргизов. Отчетливо выраженный монголоидный антропологический тип среди народов Средней Азии распространен только у них. Чем обусловлены различия в антропологических типах между киргизами и казахами, — сказать трудно, особенно учитывая, что материальная культура, как и хозяйственная деятельность, этих двух народов имеет много общего. Скорее всего, киргизов надо рассматривать как часть большого кочевого массива, сложившегося на рубеже II тысячелетия н. э. в этой части Азии. На территории Кыргызстана к этому времени уже тюркизированные племена в большой мере испытали на себе влияние монголоязычных групп, которые ко- чевали в южных районах Казахстана и дольше сохраняли свою обособленность. Вплоть до XVI века эти районы назывались Мо-голистаном. На территории Киргизии не было таких крупных оазисов, которые смогли бы сыграть роль объединительных экономических центров.
Каракалпаки. Формирование каракалпаков, живущих сегодня к югу от Аральского моря, в дельте Амударьи, происходило в послемонгольское время на основе части тех же скотоводческих племен, из которых складывались казахский, узбекский и туркменский народы. К XVI в. сформировалось довольно устойчивое объединение кочевников, тяготевших к оазисам низовьев Сырдарьи. К XVIII в. мы уже можем говорить о каракалпаках как о вполне сформировавшемся этносе.
Уйгуры. К аборигенным (местным) группам относятся и уйгуры, живущие на границе Казахстана и Средней Азии. Это народ с древней письменной культурой. Уйгуры говорят на тюркском языке. Основу их хозяйства составляет высокоэффективное поливное земледелие. Этноним «уйгур» применительно к оседло-земледельческому тюркоязычному населению семи-реченских оазисов и сопредельных районов Китая стал употребляться только после установления здесь советской власти. До этого времени его (население) называли по месту жительства — кашгарцы, джаркендцы или таранчи. Другие этнические группы. Значительные изменения претерпел этнический состав Средней Азии после присоединения края к России и особенно за годы советской власти. На территории Средней Азии кроме
вышеперечисленных народов к 1990г. жили русские, украинцы, белорусы, татары, корейцы, дунгане, немцы и меньшие по численности группы других народов. В Казахстане, например, до недавнего времени половину населения республики составляли не казахи, а переселенцы. В XX в. в Средней Азии изменилась и общая языковая ситуация. Наряду с развитием национальных языков широкое распространение получил русский язык как средство межнационального общения. Особенно заметен вклад переселенцев в развитие современного индустриального производства на территории среднеазиатских государств. В наши дни численность этих народов в связи с развалом СССР и резким изменением этнополитической ситуации очень сильно сократилась.
ХОЗЯЙСТВО Традиционно в Средней Азии для XIX — нач. XX в. иыделяют три хозяйственно-культурных типа, границы которых не совпадают с этническими границами. Это оседлые земледельцы — таджики, большинство узбеков и туркмен, уйгуры, группы каракалпаков и киргизов, подвижные скотоводы (кочевники) степей и полупустынь — казахи, киргизы, часть узбеков и туркгген и полуоседлые в недалеком прошлом земледельцы-скотоводы, жившие на окраинах оазисов — каракалпаки, часть узбеков и туркмен, группы казахов и шргизов.
Орошаемое (поливное) земледелие. Средняя Азия гринадлежит к аридной (то есть сухой, засушливой) зоне. Климатические условия не позволяют в равнинной части региона выращивать растения без искусственного орошения. Для этого необходимы ирригационные системы — сооружения для доставки необходимой для полива воды на поля. Земледелие в этой части Азии известно с V тысячелетия до н. э. К середине I тысяче •«тия н. э. были освоены почти все пригодные для обработки площади. Земледелие основывалось на искусственном орошении. Вода подавалась на поля при
помощи каналов и арыков (отводов от магистрального, достигающего десятки километров в длину канала), и величина урожая зависела от количества поступающей на поля влаги. Многие большие каналы были построены очень давно — возможно, в Античную эпоху или в Средние века. Самые крупные оросительные каналы, в Средней Азии сооружены при советской власти. Это Большой Ферганский канал (длиной в 345км) в южной части Ферганской долины и Каракумский канал (длина более 1 тыс. км), давшие жизнь миллионам гектаров ранее безводных земель. Основа местного земледелия — оросительная система — всегда требовала большого приложения труда не только во время ее сооружения, но и при эксплуатации. В горных и предгорных районах оросительные системы значительно меньше по размерам, хотя и на их постройку тратится много сил. Здесь больше полей, на которых сеют «под дождь», то есть без искусственного орошения. Земледельцы в Средней Азии выращивают самые разные сельскохозяйственные культуры, главной из которых в XX в. стал хлопчатник. В последние годы площади, занятые под хлопчатником, несколько сократились. Далеко за пределами Средней Азии известны фрукты, возделываемые в садах, — абрикосы, персики, гранаты и др. Например, выращиваемый в Туркмении виноград считается самым сладким, а хорезмские дыни в Средние века (при тогдашнем-то транспорте! ) доставлялись к столу Багдадского халифа. Главной сельскохозяйственной культурой — до «хлопкового» XX в. — всегда считалась пшеница. В Средней Азии эта культура была одомашнена в глубокой древности. В конце XIX — начале XX в. хлопчатник оттеснил все остальные сельскохозяйственные культуры на вторые роли. Часто можно слышать, что многие беды населения Средней Азии связаны с преобладанием монокультуры хлопка в сельском хозяйстве. Доля истины в этом есть. Хлопчатник очень трудоемкое растение, требует большого количества воды для полива и строгого соблюдения агротехники. В то же время очень высокая цена на хлопок на мировом рынке делает его наиболее доходной и выгодной культу-
рой. В современных условиях Средней Азии этой культуре пока что нет альтернативы. До установления колхозного строя сельскохозяйственные орудия были примитивны и малопроизводительны. Основным пахотным орудием служила деревянная соха с железным или чугунным наконечником. Вспашку производили несколько раз — вдоль и поперек поля. Землю боронили деревянной доской с закрепленными в ней каменными, а позднее железными зубьями. Тягловыми животными были быки, лошади, а в отдельных районах верблюды. Сеяли вручную. Урожай собирали серпами. Очень важным земледельческим орудием, помимо лопаты, была своеобразная мотыга — кетмень. За исключением вспашки и боронования кетменем и лопатой производили все земляные работы. Трудовые затраты при орошаемом земледелии — сооружение и чистка магистральных каналов и арыков, полив и промывка почвы от соли, двух и трех разовая вспашка — в шесть раз превышали затраты на единицу продукции при богарном («под дождь») земледелии в благоприятных природных условиях.
Подвижное скотоводство. Второй распространенный в Средней Азии вид хозяйственной деятельности — подвижное (часто употребляется не совсем точный термин — кочевое) скотоводство. Как тип хозяйственной деятельности оно сложилось в степях и полупустынях. Подвижным скотоводством занимались казахи, киргизы, часть туркмен и узбеков, обитавших на обширных пространствах степей, полупустынь и гор. Под подвижным скотоводством («кочевничеством») понимается такой вид скотоводческого хозяйства, когда в основе существования какого-либо народа или части народа лежит экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок. На рассматриваемой территории выделяется три способа кочевания: меридиональное, вертикальное и стационарное. Последний способ кочевания часто называют «пустынным скотоводством». Вид кочевания в скотоводческих обществах определяется социальными факторами (количество скота в хозяйстве скотово-
да) и географическими условиями, в которых находилась та или иная группа населения. Среда обитания порой имела решающее значение для определения вида кочевания. В этой связи и выделение типов кочевания весьма условно. Очень часто сочетание природных факторов заставляет скотоводов вносить весьма заметные коррективы в системы выпаса скота. Суть меридионального кочевания состояла в том, что зимние кочевья скотоводов располагались в самых южных районах той области, где они обитали. С наступлением весны скотоводы начинали движение на север, вслед за теплом. Лето стада проводили на северных пастбищах, а с приближением осени скотоводы начинали продвижение на юг, на зимовки. Больше всего у скотоводов ценились зимние пастбища, на которых скот проводил самое трудное время года. Маршруты перекочевок регулировались расположением водных источников. Самые длинные перекочевки бывали у казахов. Зиму скотоводы проводили на юге Казахстана, а с наступлением весны, после появления у скота молодняка, начинали движение со своими стадами на север. Соотношение различных видов скота — в основном лошадей, овец и верблюдов — устанавливалось многовековым опытом. Зимой овцам надо добывать корм из-под снега, а лошади разбивают своими копытами снежную корку и разрыхляют снег. Одна лошадь разрыхляет снег на площади, где могут прокормиться не более шести овец. Вертикальное кочевание применялось скотоводами в горной местности. Зиму скотоводы проводили в горных долинах, защищенных от ветров, и где скот мог доставать корм из-под снега. Вместе с теплом скотоводы поднимались на альпийские пастбища, где и проводили теплое время года. С наступлением холодов скот возвращался на зимовки в долины. Жители высокогорного Памира, практикующие такой вид кочевания, разводят преимущественно яков. Верблюдов в горах обычно не держат. Стационарное кочевание больше всего было распространено в наиболее засушливых районах — в Туркмении, на юге Узбекистана; на полуострове Мангышлак.
При этом способе кочевания стада наименее подвижны. Зиму скотоводы проводили в песках или в горных долинах, где почти не бывает снежного покрова и скот обеспечен кормом, а люди топливом. Летом стада паслись на расстоянии одного дневного перегона от поселений и их пригоняли на водопой черен 1—2 дня. Предметом особой заботы и гордости туркмен-скотоводов являются лошади. Широко за пределами Туркмении известна ахалтекинская порода этих животных. Менее известна другая порода туркменских лошадей — юмугская.
Комплексное хозяйство. Комплексное, или полуоседлое, хозяйство вели жители на окраинах больших оазисов и по берегам озер и морей. Здесь подвижное скотоводство сочеталось с земледелием или рыболов-твом. Населению Средней Азии известен и другой, бо-лзе производительный, вид комплексного хозяйства — тгонное скотоводство. Суть его состоит в том, что тасть оседлого земледельческого населения — как правило, предгорных оазисов — занимается специали-мрованным скотоводством, в основном овцеводством. Налето часть населения отправляется со скотом на мрные пастбища, а другая часть — остается в селении и занимается земледелием. Зимой скот находится ыизу, около селений и пасется на окрестных полях. Отгонное скотоводство характеризуется тем, что при нем необходимо заготавливать корма на зиму, так как осоло поселений земледельцев в оазисах нет таких обширных зимних пастбищ, как в степи или в пустыне.
Домашние промыслы и ремесло. Одной из важней-иих составных частей производственной деятельности населения Средней Азии, наряду с земледелием и ютоводством, были домашние промыслы и ремесло. Втоpoe крупное и исторически важное разделение груда — отделение ремесла от земледелия — произошло здесь уже в эпоху бронзы. Ремесленное производило сосредоточивалось в оазисах — в городских и крупных сельских поселениях, где хотя бы раз в неде-
лю собирались большие базары. В городах ремесленники каждой профессии селились по своим кварталам. Были кварталы ткачей, кузнецов, портных, сапожников, столяров, медников и других профессий. Ремесленники тех специальностей, что по нынешней терминологии относятся к экологически опасным профессиям (литейщики, кожевники и им подобные), селились подальше от жилых городских кварталов — на окраинах больших городов, по соседству со своими мастерскими. Во избежание пожаров в плотнозаселенных городских кварталах металлурги и гончары, чье ремесло связано с «большим огнем», селились обычно на удалении от них; последние часто обосновывались в крупных сельских поселениях. Среднеазиатское ремесло отличалось очень дробной специализацией. Например, были ткачи, которые изготавливали только какой-нибудь один вид ткани, или красильщики, каждый из которых окрашивал нитки или ткань в определенный цвет. Такая.же узкая специализация существовала и у кузнецов: кто-то специализировался на выделке только подков, серпов или ножей и т. д. В соответствии с профессией, ремесленники объединялись в цехи. Во главе цеха стоял староста, руководивший всей хозяйственной жизнью цеха. Последняя регламентировалась цеховым уставом (рисоля). Ремесло передавалось по наследству от отца к сыну, который перенимал у отца все секреты производства. В наши дни ремесленные объединения потеряли былое значение. Интересен и тот факт, что в изделиях ремесленников, по сути, отсутствовала национальная специфика. Например, керамической и металлической посудой, сделанной хо-
резмскими ремесленниками, с одинаковым успехом пользовались как оседло-земледельческие, так и скотоводческие группы узбеков, туркмен, каракалпаков и казахов. Одежду из тканей, выработанных в Самарканде, носили таджики, кочевые и оседлые группы узбеков. Развитие ремесленного производства тормозилось отсутствием сырьевой базы — прежде всего металлических руд. Их богатые запасы были обнаружены только в годы советской власти. Серьезный урон экологии края, от которого она не может оправиться до наших дней, нанесло средневековое керамическое производство. На рубеже первого и второго тысячелетий н. э. в строительной практике широко стал использоваться обожженный кирпич. На строительство различных зданий и сооружений требовалось громадное количество кирпичей, для обжига которых вырубались многие сотни гектаров леса. Это пагубно сказалось на экологии края. Дефицит сырья и энергоносителей сдерживал развитие ремесленного производства. Оно не вышло за рамки средневекового цехового производства и не могло подняться до уровня мануфактуры. В обществе подвижных скотоводов собственно ремесленного производства не было. В каждой семье вырабатывались необходимые вещи — кошмы (узорчатые войлоки), шерстяные ткани. Шилась одежда и изготовлялась сбруя и т. п. предметы. У туркмен большое значение имело ковроделие. История ковроделия еще до конца не исследована. Тем не менее известно, что ковры имелись уже в культуре скифов. Этот вид домашнего промысла создал произведения большого искусства и высоко ценится во всем мире. Вероятно, ковроделие возникло у населения, жившего в предгорной полосе на границе оазисов и степи. Одним из важнейших условий возникновения и бытования ковроделия была малая подвижность скотоводческого хозяйства и достаточно многочисленное поголовье животных, дающих пригодную для ковроделия шерсть. Еще в XIX в. ковры были символами («гербами») племен. Главный элемент коврового узора — гель — у каждого племени был свой. Если одно племя подчиня-
лось или покорялось другому, то побежденный в знак признания своего подчиненного положения начинал изображать на своих коврах гель победителя.
Хозяйственное взаимодействие. Все многообразие хозяйственных занятий населения Средней Азии составляет целостный комплекс, позволяющий полнее использовать природные условия страны. Скотовод-кочевник не может жить без хлеба — продукции оседлой земледельческой части населения. Основу пищи скотоводов вопреки широко распространенному мнению составляет не мясная, а молочно-хлебная пища. В степи нет такого количества пастбищ, чтобы содержать столько скота, сколько нужно для обеспечения населению чисто мясного рациона питания. В свою очередь, земледельческие оазисы нуждались и нуждаются в продуктах скотоводства: тягловых и мясных животных, шерсти и кожах. Реальные условия оазисов позволяют содержать только небольшое количество рабочего и молочного скота. В обмен на скот кочевники получали и получают из оазисов, помимо хлеба, металлические изделия, хлопчатобумажные ткани и другие продукты ремесленного производства. В эпоху машинной индустрии взаимоотношения между скотоводами и земледельцами претерпели, конечно, существенные изменения. Экономические рычаги, регулировавшие взаимообмен продуктами труда, отчасти заменились государственным обеспечением населения необходимыми продуктами, однако и прежние хозяйственные связи не исчезли полностью.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы