Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ В НАШИ ДНИ



 

Современное развитие народов России, расселившихся к востоку от Уральского хребта, вступило в новый и отнюдь не простой период. Если раньше многим казалось, что решение всех проблем сибирских народов возможно на пути простого приобщения их к европейской культуре, гигиене и современному образованию, то в настоящее время выяснилось, что этого определенно недостаточно. Воспитание детей в школах-интернатах отлучало их от привычной в прошлом работы оленеводов, рыболовов, охотников и т. п., лишало прежних трудовых навыков. А их новые знания и профессии оказывались излишними в местных условиях обитания и хозяйствования.

Это, однако, не единственная трудность, какую предстоит преодолеть. Среда обитания малочисленных пародов Севера и Сибири — тундровые и таежные пространства — очень уязвима по отношению к современной хозяйственной деятельности (промышленность, добыча минерального сырья и др.) и терпит все боль-

 

ший урон (разрушение оленьих пастбищ в тундре, лесных угодий охотников и т. п.) от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых крупными государственными и частными компаниями. Материальные компенсации, выплачиваемые за эксплуатацию территорий, не восполняют ущерба, который испытывают ханты, манси, ненцы, нганасаны и другие этносы от разрушения среды их обитания.

Эти и подобные им трудности служат поводом для усиления национальных претензий и требований. Одним из них становится требование защиты этнических языков, чего стремятся достичь принятием законов о придании местным национальным языкам статуса государственных. Из числа языков сибирских народов местными органами законодательной власти таковыми признаны (наряду с русским) алтайский, бурятский, тувинский, хакасский и якутский языки. Около двадцати языков малочисленных народов находятся в состоянии ассимиляции и нуждаются в поддержке различными гуманитарными средствами.

Малочисленные народы дали миру талантливых писателей: Ю. Рытхэу (чукча), Ю. Шесталов (манси), С. Курилов (юкагир), собирателей фольклора — А. Платонов (эвенк) и т. д.

В 1999 г. парламент России принял закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», затем важные законы «Об оленеводстве» и «О территориях традиционного природопользования», которые призваны значительно улучшить правовую ситуацию вокруг тех представителей народов Севера, которые по-прежнему стремятся вести традиционный образ жизни, заниматься традиционными видами хозяйства. Тем не менее ясно, что законодательная основа должна подкрепляться усилиями со стороны государственных органов и общественных сил.

В.В. Карлов

 

Глава 21

НАРОДЫ БЕЛОРУССИИ, УКРАИНЫ, МОЛДАВИИ

В срединной части Восточной Европы расселены и тесно взаимодействуют друг с другом на протяжении всей своей истории три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы. С ними на крайнем юго-западе региона соседствуют молдаване.

 

БЕЛОРУССИЯ

 

Общая характеристика. Расселение и численность белорусов. Белоруссия занимает западную часть Восточно-Европейской (Русской) равнины. Это обширные пространства в бассейнах многоводных европейских рек — Верхнего Днепра, Сожа, Припяти, Березины, Западной Двины, Немана, частично Западного Буга

Основное население Республики Беларусь — белорусы (самоназвание — беларусы). Всего, по данным переписи 1999 года, на территории Белоруссии проживает 8 млн. 159 тыс. белорусов, что составляет более четырех пятых всего населения страны.

Территория распространения этнических белорусов значительно шире, чем их национальная территория в границах республики. Сегодня помимо Белоруссии 815 тыс. белорусов проживает в границах России. Из них 36% считают родным белорусский язык, 63% — русский. Также белорусы расселены в Литве, Латвии, Эстонии, Австралии, Великобритании, Франции. Самые многочисленные диаспоры сосредоточены в Польше (250 тыс. чел.), Украине (440 тыс.), Казахстане (182, 6 тыс.), а также в странах Америки (США, Канада, Аргентина).

Общая численность белорусов в мире — около 10, 5 млн. чел.

 

Языковая характеристика. Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам, говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Важнейшие фонетические особенности белорусского языка сложились к XVI веку. Это характерное дзеканье («дзед» (дед), «дзети» (дети)), цеканье («маци» (мать), «вецер» (ветер)), аканье («вала» (вода), «галава» (голова)), твердое «р» («арол» (орел)) и мягкое «л» («лямпа» (лампа)).

Хотя в целом белорусский язык однороден, различают северо-восточные диалекты (полоцкая и витебско-могилевская группы говоров) и полесские говоры. Небольшая специфика наблюдаются и в юго-западных областях (гродненско-барановичская и слуцко-мозырская группы говоров), где выражено влияние украинского языка. Распространены также польский и литовский языки.

Сегодня практически все население Белоруссии свободно понимает два родственных языка: белорусский и русский. Несмотря на это, по данным переписи 1999 года, белорусский язык назвали родным 73, 7% всего населения страны, тогда как русский — 21, 9%.

Антропологические типы. Белорусы, как и другие славянские народы, относятся к европеоидной расе, для которой в целом характерны такие антропологические характеристики, как обильный рост волос на лице и теле, острый горизонтальный профиль лица, сильно выступающие нос и переносица, слабо развитые скулы.

Происхождение названия. Этноним «белорусы» был образован из названия Белая Русь (современная Белоруссия, или Беларусь). Собирательным этот топоним стал не сразу: в XIV—XVI вв. он применялся по отношению к Витебщине, Северо-Восточной Могилсв-щине, тогда как западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщины назывались Черной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина — Полесьем.

 

Некоторые исследователи полагают, что термин Белая Русь обозначал «вольную, великую или светлую» державу, непокоренную ни монголо-татарами, ни литовскими князьями. Противоположный ему термин Черная Русь означал «подчиненная, меньшая страна». По другой версии, так называли земли, раньше других принявшие христианство, в противоположность «черной» — языческой — Руси.

С конца XIV в. этот термин применяется и к Витеб-ско-Полоцкому Подвинью, затем к Поднепровыо, еще позднее — к центральным и западным землям. Начиная с XVII века к Белой Руси относятся еще и земли при реках Старь и Припять (юго-западная часть современной Белоруссии), Полоцкая, Витебская, Могилевская земли.

В XVIII вв. этноним белорусы стал использоваться в качестве самоназвания всеми группами населения, хотя были еще распространены и другие обозначения, например полещуки (для белорусско-украинского населения), литвины (для обозначения жителей Литовского государства — литовцев и белорусов — поляками и русскими), русины (для православных жителей Белоруссии и Литвы с постепенной заменой его названием «руськие»), тупгэйшие (то есть «тутошние», «местные» — для обозначения местных жителей).

На всю этническую территорию белорусов название «Белоруссия» было распространено только после образования Белорусской ССР в составе СССР.

 

Происхождение и этническая история. Белорусский этнос сложился на основе единой древнерусской народности. В его формировании принимали участие несколько восточнославянских племен: дреговичи, юго-западные кривичи (полочанс и смоленские кривичи), радимичи и отчасти древляне, северяне и волыняне. Единые древнерусские корни прослеживаются в элементах материальной культуры белорусов. Из древнерусской культуры в культуру белорусскую пришла христианская православная религия. И, наконец, основой белорусского языка, его словарного фонда, черт грамматики и фонетики, базисом письменности стали элементы языка древнерусского.

 

 

До прихода славян все Верхнее Поднепровье было занято балтийскими племенами, оказавшими влияние, в частности, на этногенез белорусов, их материальную и духовную культуру, топонимию и говоры. В северозападных районах Белоруссии до сих пор прослеживается влияние собственно литовского и ославяненно-го литовского населения. В пограничных с Литвой районах распространено литовско-белорусское двуязычие.

В IX—XI вв. предки белорусов были частью Киевской Руси. С XI —XII в. на смену древнерусскому государству пришла феодальная раздробленность, и предки белорусов составили население Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.

С объединения в 1240г. ряда белорусских и литовских княжеств со столицей в г. Новогрудке началось постепенное включение всех основных земель древних радимичей и дреговичей в состав Великого княжества Литовского. Этот процесс завершился к концу XIV в.

К середине XIII в. произошло обособление западнорусских земель, сложились все главные особенности белорусских говоров и благоприятные условия для формирования белорусов как особого этноса.

Наиболее интенсивный период складывания белорусской этнической общности относится к XrV — XVI вв. В этот период оформляются традиционный комплекс культуры и связанная с ним система языка белорусского этноса.

Этноконсолидирующую функцию выполнял старобелорусский язык (он назывался тогда «руський»), который официально употреблялся в администрации и законодательстве Литовского княжества. Объясняется это тем, что литовцы в то время еще не имели письменности. Поэтому белорусский стал языком делопроизводства, основой для создания летописей, хроник, литературных произведений, а в XVI в. на его основе возникло книгопечатание, основателем которого был белорусский просветитель Франциск Скорина.

Полонизация края началась с момента объединения Литвы с Польшей (1386) и усилилась после Люблинской унии (1569). Наряду с политическим влиянием Речи Посполитой в белорусских землях укрепил

 

свои позиции католицизм (благодаря созданию униатства — церковного объединения христианских церквей под властью папы по решению Брестской унии 1596г.).

В 1696г. официальным языком суда и управления вместо белорусского стал польский язык. Это не могло не сузить сферу пользования белорусским языком. «Ополячивание» населения носило государственный характер. Переселение части польского населения на территорию Белоруссии усилило влияние польской культуры на белорусскую, особенно среди помещиков, которые воспринимали католическую веру, польский язык, подражали польской шляхте в быту и культуре.

В конце XVIII в. после трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) Белоруссия была присоединена к России, польское влияние было ослаблено. С конца 30-х гг. XIX в. усилилось русское влияние в Белоруссии, однако оно касалось не западной ее части, где белорусы-католики длительное время оставались под влиянием польской культуры, а прежде всего восточной и северной, где население было православным.

Постепенно локальные особенности белорусской культуры сглаживаются, и на первый план начинает выступать единство общественного быта, духовной культуры, растет национальное самосознание. В конце XVIII —начале XIX вв. складывается современный белорусский литературный язык. Основой для него стал язык народный, разговорный.

В составе Российской империи функции белорусского языка были ограничены. При этом тот факт, что белорусы никогда не имели своего национального государства, позволил в 1840г., по указу Николая I, официально запретить употребление терминов «Белоруссия», «белорусы» и переименовать белорусские земли в губернии Северо-Западного края.

Несмотря на это, в XIX — начале XX в. произошел рост национального самосознания белорусского народа. В 50—60-е гг. XIX в. среди интеллигенции укрепилось представление о белорусах, как о самостоятельном народе. Часть населения, ранее относившая себя к полякам, стала идентифицироваться с белорусами.

 

 

Этноним белорусы получил распространение среди всех групп населения, вытесняя во многих местностях обозначение «литвины» и охватил уже почти всю этническую территорию белорусов. Но на уровне обыденного сознания этноним еще не имел широкого распространения.

Появившаяся профессиональная литература на белорусском языке — к ней следует отнести труды Ф. Богушевича, М. В. Довнар-Запольского, Е. Ф. Карского, Н. Я. Никифоровского, Е. Р. Романова, П. В. Шейна — также содействовала развитию этнического самосознания белорусов.

После революции 1917г. белорусы впервые в истории в связи с образованием Белорусской ССР обрели свою государственность (1 января 1919г.). Это обстоятельство способствовало собиранию этнической территории белорусского народа, консолидации этноса. Этноним «белорусы» получил широкое распространение как самоназвание народа. В 1922г. БССР вошла в состав СССР. Присоединение в 1924 году 16 уездов с преобладающим белорусским населением, в 1926 году Гомельского и Речицкого уездов, входивших ранее в состав РСФСР, в 2, 5 раза увеличило территорию БССР и в 3, 5 раза население (с 1, 5 млн. до 5 млн. человек). В 1939 году после освобождения от польской зависимости Западной Белоруссии и принятия ее в состав БССР, население БССР увеличилось еще на 4, 5 млн. человек. Все это способствовало дальнейшему экономическому и культурному развитию белорусского народа, его консолидации, развитию и обогащению белорусского национального языка, науки, просвещения, искусства.

После распада СССР (1991) было образовано суверенное государство Республика Беларусь (8.12.1991). Белоруссия во многом инициирует и активно поддерживает процесс объединения с Россией в рамках единого государства.

Субэтнические группы белорусов. Несмотря на то, что в целом хозяйственный уклад и культурно-бытовые особенности белорусов отличает высокая степень

 

 

однородности, несколько выделяются белорусы-поле-щуки, населяющие Пинское Полесье и юго-западные районы Брестской области. Географические особенности Полесья — заболоченность и лесистость — способствовали относительной изоляции этой группы, а следовательно, и долгому сохранению в общественном быту, материальной и духовной культуре полещуков архаических черт. В говоре этой группы присутствуют украинизмы.

Другие этнические группы Белоруссии. По данным последней переписи 1999 года, на территории Белоруссии проживают представители более 130 наций и национальностей. Наиболее многочисленными являются русские, поляки, украинцы и евреи. Такая ситуация характерна как для городов, так и для сельской местности практически всех областей.

Сегодня из лиц некоренной национальности в республике больше всего русских (1141, 7 тыс. человек.). Поселения русских на территории Белоруссии стали возникать после войны России с Речью Посполитой (1654 - 1667). А с XVII — XVIII вв. по всей Белоруссии, но особенно в Витебской, Минской и Могилевской губерниях, стали возникать поселения русских-старообрядцев, которые искали здесь убежища от религиозных преследований, жили обособленно и сохраняли свою традиционную культуру. В конце XVIII и в XIX в. на белорусские земли активно переселялись русские помещики, чиновники, рабочие, крестьяне, покупавшие земли у помещиков и казны.

В период Советского Союза численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных регионов РСФСР. Этот процесс усилился в послевоенный период, так как для восстановления разрушенных заводов, фабрик, административных и жилых помещений, для развития новых отраслей промышленности требовалось значительное число квалифицированных специалистов. В связи с этим большинство русских оседало в городах.

Украинцы Белоруссии (237 тыс. человек) живут как в селах тех районов, которые прилегают к границе Украины, так и в городах Белоруссии. Их поселения

 

издавна возникали в южных районах Белоруссии, в Полесской зоне. Сегодня большинство украинцев проживает в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

С того времени, как белорусские земли вошли в состав Польского королевства, поляки также составили часть населения Белоруссии. Активными эти переселения были ив 1921 - 1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня это третья по величине национальная группа в Белоруссии (395, 7 тыс. человек). Подавляющее большинство поляков расселены в сельской местности на западе и в белорусско-литовском порубежье. По мнению многих исследователей, большинство причисляющих себя сегодня к полякам жителей Белоруссии на самом деле являются «ополяченными» белорусами, предки которых в составе Речи Посполитой приняли католицизм и усвоили польский язык.

Евреи. Если к началу XX века в Белоруссии проживало более 1 млн. евреев, что составляло около 18% всего населения, то к 1989г. здесь проживало 112 тыс. человек, а по результатам переписи 1999г. лишь 27, 8 тыс. человек. Численность этой национальной группы существенно сократилась за счет интенсивного выезда за пределы стран СНГ и Балтии.

Первые евреи на белорусской земле появились в VIII в. в результате миграционных переселений с Ближнего Востока. А несколько позже, в XI в., и с территории Западной Европы, откуда они бежали от религиозных гонений. Наиболее значительных масштабов еврейская иммиграция достигла в XVI в., когда на территорию современной Белоруссии стали переезжать не только представители богатых торговцев и ростовщиков, но также средних и бедных слоев еврейского населения.

Значительная часть еврейского населения проживала в таких населенных пунктах, как Витебск, Брест, Гродно, Минск, Пинск, Слуцк, Могилев, Гомель, и др.

Другие национальности. С конца XIV в. на этнической территории белорусов, в западной ее части, появились татары, которые селились в городах Ново-

 

 

грудке, Лиде, Ошмянах. Места их компактного расселения в городах получали соответствующие названия, например, Татарская улица, Татарский конец. Сегодня в Белоруссии проживает около 10, 1 тыс. татар.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Белоруссии проживали латыши, что позволило в 1920 году по мирному договору Советского правительства с Латвией, передать эти уезды Латвии. До недавнего времени деревни с латышским населением на территории Белоруссии сохранялись в Витебской области.

К представителям сравнительно крупных национальных групп населения, проживающих на территории Белоруссии, относятся также армяне (10, 2 тыс. человек, согласно последней переписи населения).

Кроме названных национальностей, на территории Белоруссии живут цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

 

Хозяйственные занятия белорусов. И в эпоху Средневековья, и в Новое время, и в наши дни основой хозяйства белорусов было и остается земледелие. Трехпольная, а со второй половины XX в. многопольная система земледелия сочетается с разведением домашних животных — крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец.

Для обработки земли традиционно у белорусов использовалась соха двух типов: «полесская» в юго-западных районах и с перекладной полицей в северовосточных. Основные части сохи делались из дерева, и только сошники, которые взрыхляли землю, из железа. Доступность материалов, простота изготовления, высокая маневренность на бывших лесных участках сделали соху на долгое время главной помощницей белорусского земледельца.

Только с XIX в. соху постепенно вытесняет плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами. Зерновые жали серпами. Теперь землю обрабатывают современной техникой.

 

Основными на территории Белоруссии были зерновые культуры — озимая рожь — «жито», овес, ячмень. Пшеница широкого распространения не имела. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в XX в.

Самые древние технические культуры Белоруссии — лен и конопля, дававшие материал для производства одежды, мешков, веревок, для получения масла. С XVIII — XIX вв. значительно увеличивается производство и других технических культур — картофеля, подсолнечника, свеклы. Среди огородных культур самыми древними и повсеместно распространенными являются капуста, огурцы, лук и морковь.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство, домашние промыслы служили хорошим подспорьем в хозяйстве. Кузнечное и гончарное ремесла, столярные и плотницкие деревообрабатывающие промыслы, обработка кож и сапожное дело, ткачество, портняжное, прядильное дело, бондарство обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами или вышитые полотенца (ручники) и скатерти (абрусы) были и остаются важной частью интерьера белорусского дома.

Поселения. До сегодняшнего дня наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов является веска, или село с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а вдоль шляха и за домами разбивались огороды и сады. Статус села получали административные центры с волостным управлением, школой и церковью, объединявшие от 5 до 100 дворов.

 

Более мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу, назывались деревнями и. были широко распространены в северных и северо-восточных районах.

В начале XX в. в западных областях Белоруссии появились хутора.

Первые города на территории Белоруссии возникли очень рано, еще в IX — X вв., поэтому в облике таких древних городов, как Полоцк, Брест, Гродно, Орша, Витебск, Минск соединились черты разных исторических эпох. Города располагались либо на старых путях из России в Польшу, либо по днепровско-двинскому пути. Старые белорусские города отличались узкими, кривыми, вымощенными булыжником, брукаваными, улицами. Центральную часть городов составляли церковь (костел), ратуша и каменицы — кирпичные дома, а на окраинах, окруженные густыми палисадниками, размещались деревянные домики.

Предшественниками многочисленных городов в Белоруссии были местечки — центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Само это название происходит от польского «място» и украинского «мисто», что означает «маленький городок». В XX в. многие из них стали крупными селами, районными центрами, городами.

В XX в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города и городские поселки. Заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города, произошли после Второй мировой войны. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города были разрушены. Заново отстроенные, они во многом поменяли старую планировку на современные архитектурные ансамбли. Сегодня большинство жителей Белоруссии — горожане.

 

Жилище. Традиционная белорусская изба — хаям — строилась из круглых бревен, а изнутри обмазывалась глиной. По преимуществу двускатную крышу чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. С внешней стороны жилище часто украшалось богатым орнаментом. Земляные или глинобитные полы

 

к концу XIX в. на востоке страны уступили место деревянным. На юге встречались избы, оштукатуренные и выбеленные снаружи, как украинские мазанки.

Планировка хаты могла быть однокамерной (из избы), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения домашнего обихода — сени) или трехкамерной (изба, сени и камора — хозяйственное помещение для продовольствия, инвентаря).

 

Пища. Земледелие в прошлом давало больше продуктов питания, чем домашнее животноводство. Основной пищей населения был кислый хлеб из ржаной муки. Из зерна готовили кашу, крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы), затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки), кулеш (жидкая каша из крупы), жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пекли блины.

В XVIII — XIX вв. в число основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого здесь готовят более двухсот блюд. Это и салоники (очищенный вареный картофель), и драники (блины из сырого тертого картофеля), и бульен (картофельный суп). Ко многим блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, добавляли немного молока — «забеливали».

Летом и осенью употреблялись в пищу огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Семена «гарбуза» и подсолнечника являлись любимым и доступным лакомством. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам употребляли жареные свиные колбасы, студень.

Одними из наиболее любимых блюд белорусов являются яешня (яичница) с салом или ветчиной, холодник — аналог русской окрошки, мочанка — густой жирный мучной соус с салом, поджаренными свиными ребрами или колбасами, который ели с блинами, студень.

Для северо-запада и юга Белоруссии, где рыболовство имело промысловое значение, в каждодневный пищевой рацион были включены блюда из рыбы.

Традиционными напитками белорусов считаются воспетый в песнях березовый сок и медовый, хлебный, свекольные квасы.

При заготовке мяса и овощей впрок, продукты солили, квасили, сушили, коптили.

В собирательстве наибольшее значение имели грибы, щавель, дикие груши. Но в традиционной белорусской кухне совершенно не употреблялись некоторые ягоды и грибы, которые считаются съедобными у других народов, — калина, рябина, черемуха, облепиха, паслен, свинушки, волнушки.

Традиции питания сохраняются белорусами и сегодня.

 

Одежда. В белорусском национальном костюме присутствуют высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. В национальной одежде белорусов исконно преобладает белый цвет.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули, которая доходила до колен и подвязывалась широким вышитым поясом, безрукавки из цветного сукна, белых полотняных брюк, черных сапог. И в наши дни славятся своим украшением из золота и серебра слуцкие пояса.

Летом головным убором служила широкая соломенная шляпа с полями (брыль, капелюш), а зимой — меховая (кучма, аблавуха).

В женском костюме наблюдалось больше разнообразия и этнической специфики. Он состоял из туникообразной, с кокеткой или прямыми плечевыми вставками рубахи, разнофасонных красных, сине-зеленых, с продольными и поперечными полосами юбок (андорак, саян, летник), надеваемой поверх юбки паневы, сшитой из суконных полотнищ, фартуков, украшенных кружевами, складками и цветными поясами и цветной безрукавки гарсетки.

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок) и венков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической — распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку — полотенчатый головной убор, и платки хустки.

 

 

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из много некрашеного сукна (сярмяга, бурка) и охристо-красной дубленой (казачына) и белой недубленой аух) овчины.

Традиционной обувью белорусов были лапти из лям или лозы, кожаные постолы, зимой — валенки. Ул-шь в особых случаях надевались сапоги (боты) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья, между Энском и Мозырем, можно встретить в быту национальный костюм. Но чаще встречаются его элементы, ьяшленные в современную одежду — национальная вышивка, особенности кроя, цветовая гамма. Не выходят измоды дубленые овчинные кожухи и вышитая мужскаярубашка с традиционным орнаментом.

 

Семья и семейный быт. Вплоть до конца XIX в. белорусские крестьяне жили большими отцовскими и срдскими семьями, в которые кроме брачной пары с детьми входили еще и родители супругов. До начала ХХ в. в деревнях сохранялись элементы общинной организации: односельчане помогали друг другу в работе (талока, сябрина), важнейшие дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадаре). Здесь выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты.

 

Календарная и семейная обрядность, искусство и фольклор. Календарные праздники и связанные с ними абряды восходят к глубокой древности, а их соблюдение, как правило, относится к числу наиболее устойчивых народных традиций. Календарный цикл белорусов включает в себя и древние дохристианские ритуалы, и религиозные праздники, вобравшие в себя языческую обрядность.

Так празднование Рождества всегда предварялось постным ужином накануне с обязательным употреблением в пищу ячменной каши. В это время девушки гадали о своей судьбе. Святочная неделя (каляды) отмечалась колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями) с участием ря-

 

женых. На Маслешгцу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень) волочебники обходили дворы и пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме, приплода скота, здоровья и счастья в семье.

Особые купальские песни сопровождали архаический праздник летнего солнцестояния в ночь на Ивана Купалу (купалье), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали цветок папоротника, купались, гадали.

В семейной обрядности наибольшей устойчивостью и богатством содержания выделяются свадебные, родильные и похоронные обряды. Некоторые их элементы и сегодня являются частью ритуальной жизни современных белорусов. Среди них можно упомянуть пасад невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая. Важным моментом родильной обрядности сегодня остается выбор крестных родителей, раздел «бабиной каши».

По-прежнему устраиваются такие народные гулянья как купалье, дзяды (день поминовения усопших), дажынки (праздник окончания жатвы, когда плели дожинковый венок, украшали последний сноп и устраивали праздничную трапезу на фоне особых песен). В городах и селах Белоруссии, как и в других странах, в которых живут белорусы, продолжают звучать мелодии зажигательных народных песен и танцев, среди которых «Бульба», «Ленок», «Янка», знаменитая лихая «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», полька, кадриль.

Помимо песенного наследия трепетно сохраняются белорусами традиции игры на музыкальных инструментах. Большинство народных музыкальных инструментов белорусов известны и у других славянских народов— это гусли, дудки, бубны. А своеобразен и типичен именно для белорусов многострунный ударный музыкальный инструмент цимбалы.

В XX в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий, А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфонической, камерной музыки, популярных песен. В современ-

 

 

ной белорусской музыке часто можно услышать народные мотивы, разнообразные по исполнению жнивные песни. Популяризаторами белорусской песни на территории Советского Союза и в мире стали вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. Бытуют в народе яркие, характерные пословицы (приказки) и поговорки (примоуки). Колоритны белорусские народные сказки, где живым выразительным языком рисуются яркие образы и поучительные сюжеты.

В середине XIX в. начали распространяться в рукописях литературные произведения на белорусском языке — «Энеида наизнанку», «Тарас на Парнасе», появляется первая национальная опера «Селянка», в начале XX в. выходят в свет первые печатные произведения на белорусском языке.

XX в. ознаменовался небывалым подъемом национальной белорусской литературы. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка.

 

УКРАИНА

 

Богатая лесами, реками, равнинами и лучшими в мире черноземами территория Украины окаймлена на западе Карпатами, а далеко на юге — Крымскими горами.

Украинцы (самоназвание украшець, украшка). Украинская народность исторически начала складываться на той же территории, которая и до сих пор считается для украинцев центральной — по течению Днепра. Сегодня украинцы составляют основное население Украины (37, 4 млн. человек).

Кроме того, в общей сложности 4, 3 млн. украинцев проживает по всей территории России и компактно на Кубани и Дону, на Алтае, на Дальнем Востоке. Украинцы расселены в Казахстане (896, 2тыс), Молдавии (600, 4 тыс.), 480 Белоруссии (291 тыс.), Узбекистане (153, 2тыс), Кирги-

 

зии (108 тыс.), Латвии (92, 1 тыс.), а также за пределами бывшего СССР: в Польше (350тыс.), Канаде (550тыс.), США (500 тыс.), Аргентине (100 тыс.).

В мире к концу 1980-х гг. их насчитывалось около 46 млн. человек.

 

Антропологические типы. Украинцы вместе с близкородственными им русским и белорусским народами относятся к восточным славянам. В антропологическом смысле украинцы, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе. Они входят в днепро-карпатскую группу популяций, для которой характерна более темная по сравнению с другими славянскими группами пигментация и относительно широкое лицо. Среди украинцев преобладают люди выше среднего роста. Светлоглазые встречаются чаще, чем темноглазые, а черноволосые — приблизительно в половине случаев.

 

Язык и говоры. Говорят украинцы на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. В этом языке различают три наречия: северное, включающее в себя левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры, юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские и подне-стровские говоры), юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры).

В XVI — XVII вв. в Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский — в результате взаимодействия церковно-славянского и древнерусского языков и так называемая «проста мова», «руська мова» — украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел общеукраинские черты, соединив северный, юго-западный и юго-восточный говоры, вобрав разговорную речь всех районов Украины. Но именно говоры юго-восточного наречия в XVI в. стали базой староукраинского книжного языка, а на рубеже XVIII — XIX вв. — современного украинского (новоукраинского) литературного языка.

 

 

Письменность на украинском языке получила распространение с XIV в. на основе кириллицы.

В XX в. усилились языковая ассимиляция украинцам насаждение русского языка. Этому обстоятельству способствовало принятое в 1930-х гг. решение об оонательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей. Ускорению этих гщессов способствовала и быстрая урбанизация, так и этническое смешение в городах, особенно круп-ы происходит интенсивнее, чем в сельской местно-па В результате, к концу XX в. на территории Укра-анреально существовало русско-украинское двуязычии, распространившееся, согласно переписи 1989г., почти на 78% населения республики.

Спровозглашением независимости сфера употребления украинского языка в общественной жизни Украины расширилась. Согласно принятой в июне 1996г. сжтитуции, он признан единственным государствен-1шязыком. Этот факт и уменьшение числа русских школ не могут не затрагивать интересов 11-миллионого русскоязычного населения Украины.

 

Происхождение этнонима. Название «украинцы» арлзходит от топонима «Украина».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь