Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская классическая философия. ?????????????



Период развития русской философии начинается с XVIII в.

Главной идеей, составляющей существо русской классической философии, стала идея неразрывного единства разума и нравственности, их равноценности по отношению друг к другу. Понятие души обрело в русской философии свое особое значение, а понятие духовности обогатилось в ней содержанием, не сводимым к разумности, а скорее включающим ее в себя. Возникло убеждение в том, что разум не может быть критерием в оценке значимости результатов собственной деятельности, как не может быть критерием ценности идей только материальная практика. Практика нравственных отношений, оценочная роль моральных принципов в человеческих действиях должны стать главным критерием разумности человеческих решений.

Красота бытия — не в четкости принципов, лежащих в его основе, а в единстве разумности этих принципов и их нравственной ценности для человека. Мощные, неудержимые устремления совершающего все новые открытия разума, его намерения преобразования жизни с целью ее упорядочения поставили проблему оценки этих устремлений, — именно это было осознано русскими мыслителями. В области человеческих отношений существуют ценности, не поддающиеся рациональной обработке. Это добро, красота, счастье и все с ними связанное, все, что составляет сферу эстетического и нравственного сознания, которое, в конечном счете, только и способно помочь приблизиться к ответу на вопрос о том, что могут принести человеку те или иные повороты жизни, основанные на принципах рациональной целесообразности.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

– славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

– западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Понятие этики и биоэтики.

Этика – философское учение, исследующее мораль и нравственность, а также вопросы добра и зла. Под этим термином также понимают нормы поведения человека в обществе и способ регулирования отношений.

Как оформившееся философское учение этика появилась впервые у пифагорейцев. Они обозначили основные принципы добра, такие как гармония, мера и порядок во всем. Соответственно, зло определялось как нарушение гармонии и симметрии.

Аристотель впервые обозначил предмет этики. Он ставит этот термин во главу угла практической философии. Согласно его учению, основная цель – счастье, которое можно достичь только с помощью самореализации. Добродетели, которых следует придерживаться, это чувство меры, благоразумие и золотая середина во всем.

Философы Эпохи Возрождения считали, что этика – это нечто, изначально имеющееся в человеке и не требующее воспитания. В каждом человеке с рождения заложены добродетели, и в условиях, благоприятных для развития, он не может стать безнравственным. Нормы морали абсолютно естественны, и доказательство этого – наличие совести.

Кант тоже считал принципы этики изначально заложенными, но не у всех. По мнению философа, это не зависит от того, в каких условиях человек родился и вырос. Человек необразованный, неблагородного происхождения может обладать большей добродетелью и мудростью, чем благородный и получивший лучшее образование. Желание и добрая воля являются главным условием выполнения этических норм.

Современная этика

Среди современных этических концепций можно выделить две основные: этика насилия и этика ненасилия. Основателями концепции этики насилия были Ницше, Дюринг и Карл Маркс. Они считали, что насилие играет большую роль в истории человечества и абсолютно оправданно при смене власти. По их мнению, каждый имеет право менять уклад жизни общества, и человеческие жертвы неизбежны. На практике этика насилия получила развитие в таких диктатурах, как ленинизм, сталинизм и гитлеризм.

Современная этика ненасилия появилась в противовес этике насилия и получила широкое признание в XX веке. Основной принцип этой концепции таков: никакое насилие над человеком не допустимо - ни моральное, ни физическое.

Большая роль в развитии этой концепции принадлежит Льву Толстому. По его мнению, применяя насилие по отношению друг к другу, люди становятся порочными. Эти несовершенства нужно искоренять в самих себе, так как они разрушительны как для их обладателя, так и для окружающих.

М. Л. Кинг даже открыл в Нью-Йорке «институт ненасилия». Он, в свою очередь, описал принципы человеколюбия и способы их развития. По мнению Кинга, любовь друг к другу – единственный шанс человечества выжить.

Еще один знаменитый гуманист XX века – Ганди. Он считал, что принципы ненасилия естественны для сильных, воспитавших себя людей. Гармония разума и любви - идеальный фундамент для этики ненасилия.

Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки. Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:

- Можно ли заниматься клонированием человека?

- Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами?

- Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям?

- Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен? И т.д.

Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально обоснованных решений подобных вопросов. Разумеется, возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика вообще? Ведь существует клятва Гиппократа. Она уже много столетий преподносит уроки нравственности врачам. В сохранении жизни на нашей планете активную роль играют и многие ведущие физики. Они организовывают движение, призывающее запретить испытания ядерного оружия. Уроки нравственности преподносят человечеству и биологи, борясь за охрану окружающей нас среды. Однако гиппократовская этика и биоэтика имеют определенные различия. Первое из этих двух учений носит чисто корпоративный характер. На протяжении многих столетий оно рассматривает врача в роли морального субъекта, призванного выполнить свой долг перед пациентом. Больной же считается страдающим индивидом. Он пассивен и не участвует в принятии важного для его жизни решения. Предмет биоэтики – пациент как активный моральный субъект. При этом он способен вступать в диалогические или даже конкурентные отношения с учеными и врачами.

Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы:

- эвтаназию;

- самоубийство;

- трансплантологию;

- определение факта смерти;

- проведение экспериментов на человеке и животных;

- отношения между врачом и пациентом;

- организацию хосписов;

- отношение к людям, являющимся психически неполноценными;

- деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).

Рассмотрим, к примеру, аборт. Нарушает ли он основной принцип клятвы Гиппократа, который гласит: «Не навреди»? Можно ли его проводить с этической точки зрения? Если да, то всегда или только в определенных случаях? Ответы на эти вопросы зависят от нравственных принципов и профессиональной подготовленности врача.

Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка.

17. Понятие смертной казни, + и -, мораторий.

+

легче усмерить народ

не тратится на содержание преступников

освобождение тюрем

удаление возможной в будущем угрозы

наличие рабочих мест для полачей

зрелище для народа

возможность устранение политических аппонентов

возможность пользываниякапиталами казненного

возможность перехода к жесткому таталитарному правлению

меьше народу больше кислороду))

-

жестоко

подавления народных инициатив ( будут всего боятся)

имидж тирана в глазах народа

имидж тирана во внешних странах

увелечение агрессивности насиления

отток интелегенции из страны

отток капитала из страны (он уходит вместе с испуганными богачами)

затраты на карательный корпус( платить полачам)

увеличение опасности возникновения революции

износ карательного инвентаря

Судебная ошибка, которую можно исправить. ( не того казнили)

Мораторий на смертную казнь

Вопрос убийства или помилования особо опасных преступников широко обсуждается общественностью. При принятии решения государство должно учитывать мнение народа. Если население страны поощряет смертную казнь, государство имеет право наложить на нее мораторий, то есть приостановить на определенный срок.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI. Немецкая классическая философия.
  2. Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, Русское Возрождение, 1980-82, NN 11-18.
  3. Б. Рассел и К. Поппер: Классическая теория истины - факты как эмпирические данные и возражение Д. Беркли
  4. Глава 17. Русская культура XVIII в.
  5. Глава III РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПАТРИАРХА ТИХОНА (1925-27 гг.)
  6. Занятие 1.Немецкая классическая философия: единство содержания и многообразие форм. Трансцендентальный идеализм И. Канта.
  7. ЗАО «Русская телефонная компания»
  8. История развития вычислительной техники, поколения ЭВМ. Классификация ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ.
  9. Источники экологического права. Понятие, классификация.?????????????????
  10. Классическая Греция в V в. до н. э.
  11. Классическая количественная теория денег
  12. Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль государства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь