Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие 1.Немецкая классическая философия: единство содержания и многообразие форм. Трансцендентальный идеализм И. Канта. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Особенности философии XIX века и круг проблем. Максима философского сознания этого периода – принципиальное различие природы и культуры. Особенности формирования и основные проблемынемецкой классической философии. Целостность и структурированность бытия, его познаваемость. Активность сознания, связь сознания и познания. Принципы развития. Сущность человека. Универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформация в немецкой классической философии. 2. Философское учение Канта: докритический и критический периоды его развития. Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Агностицизм. Учение об антиномиях. Автономия нравственной области человеческой деятельности. «Категорический императив» Канта как высший нравственный закон. 3. И. Кант. Метафизика нравов. / Ч.6 http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/st005.shtml Ч.7 http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/st006.shtml Ч.8 http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/st007.shtml
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Как вы думаете, какой смысл имеет название работы? Как в этом контексте можно понять одну из любимых мыслей философа, что предназначение человека заключается в стремлении преодолеть животное начало и взрастить человеческое в себе? 2. В чем, по Канту, состоит долг человека перед самим собой? Раскройте понятия совести как «сознания внутреннего судилища в человеке». Актуально ли такое понимание совести в современном мире виртуальных реальностей и одних «кажимостей»? 3. Каковы обязанности добродетели по отношению к другим? Согласны ли вы с тем, что любовь к другим людям, благотворение, благодарность и т.п. является долгом, вытекающим из нашей природы как человеческих существ? 4. Что говорит Кант о самоубийстве? Допустимо ли лишать себя жизни с этической точки зрения?
Занятие 2. Абсолютный идеализм Г В.Ф. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.
1.Гегелевское понимание предмета философии. Структура философской системы, ее основные разделы. «Феноменология духа»: теория познания, понятие «отчуждения». «Наука логики»: соотношение чувственного и рационального в познании, учение о бытие, сущности, понятии. Философия истории: история и свобода, субъект истории, закономерность общественного развития. Учение об абсолютной идее: искусство, религия, философия, концепция историко-философского развития. Диалектический метод Гегеля. 2. Критика гегелевского идеализма. Антропологический принцип в философии Фейербаха: натурализм в понимании человека. Материалистический сенсуализм в борьбе против агностицизма: проблема чувственного и рационального, соотношение практики и теории. Фейербах о происхождении и сущности религии. Антропологическая этика Фейербаха. 3. Е.С. Легова. Гегель об истоках злой воли. // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 32-42.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. О каких аспектах понятия зла у Гегеля говорит автор статьи? Что такое «отрицательная свобода» или «свобода пустоты»? 2. Гегель считает, что «взаимосвязанные и взаимопредполагающие понятия добра и зла неотделимы от понятий индивидуальной воли, самостоятельного индивидуального выбора, свободы и вменяемости». Как можно прояснить эту взаимозависимость? 3. В чем суть нового субъект-субъектного познавательного отношения к миру и какие новые возможности оно несет в сфере моральных отношений? Как вы думаете, что означает способность человека «относиться к другому как к себе и к себе как другому»? 4. В чем заключается оборотная сторона «взаимосвязи сознаний» и ее потенциальная разрушительная сила безнравственности? 5. Каковы этапы становления «взаимосвязи сознаний»? В чем суть отношения «самосознаний господина и раба». Каковы особенности второго этапа становления «взаимосвязи сознаний»– формирования рефлексии и самостоятельных форм самосознаний? Почему автор говорит о трагизме выхода в «царство независимости друг от друга»? Как вы понимаете специфику современного этапа? Что такое на ваш взгляд диалог самосознаний?
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2 Антология мировой философии. – М., 1972. – Т. 3. – С. 89–155; 286; 340–342; 443–489. 3. Асмус, В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с. 4. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 5. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 278 с. 6. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 332 с. 7. Гулыга, А.В. Шеллинг / А. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 315 с. 8. И. Кант. Метафизика нравов. / < http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/> 9. Е.С. Легова. Гегель об истоках злой воли. // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 32-42. 10. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 11. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 12. Философия И. Канта и современность / под ред. Г.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469 с.
Тема 8. Неклассическая западная философия
Занятие 1. Смена философской парадигмы: переход к неклассической философии.Марксистская философия. 1. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: новаторско-традиционных (марксизм), неоклассических (иррационализм и сциентизм). Основные направления неклассической западной философии ( «философия жизни», экзистенциализм, «философская антропология», феноменология, прагматизм, позитивизм и его разновидности). 2.Новаторство марксистской философии. Концепция материалистической диалектики, практика как основа познания в деятельности человека, материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения в марксистской философии. 3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М. 1989:
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем заключается исходное понимание экзистенциализма, каковы виды экзистенциализма и обвинения, выдвигаемые в его адрес? 2. Каков смысл базовых положений экзистенциализма: «существование предшествует сущности», «человек как проект»? 3. Как бы вы раскрыли понятия экзистенциальноговыбора и «тревоги»: выбор себя как выбор человека вообще, «осуждение на выбор»? 4. Что в контексте данного направления означают понятия «заброшенность» и отсутствие бога, свободаиответственность? 5. Что, по мысли Сартра, представляет собой экзистенциальное действие«без надежды», а человек – « как сумма поступков»? 6. Как можно раскрыть смысл положения экзистенциалистов об интерсубъективности, в которомДругойпонимается как условие «моего» существования? 7. Каково в понимании Сартра осмысление человека «как самообретения и незавершенности», каково на этой основе экзистенциальное понимание гуманизма?
Занятие 2. Философские идеи Ф. Ницше. Психоанализ З. Фрейда.
1. Иррационализм Ницше. Идея «смерти Бога» как основание европейского нигилизма. Критика метафизики и христианства. Моральная философия и «переоценка всех ценностей». Учение о сверхчеловеке, воле к власти и вечном повторении. 2. Психоанализ и новое понимание человека. Учение Фрейда о сексуальности. Критика культуры и религии. 3.1. Ницше «По ту сторону добра и зла» // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141. 3.2. Фрейд «Будущее одной иллюзии» // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 94-142. 3.3. М. Демидова «Будущее одной иллюзии: по ту сторону Добра и Зла». / < http: //zhurnal.lib.ru/d/demidov_m/budusheeodnojilljuzii.shtml>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Что представляет собой понимание человекау Ницше и Фрейда как «новый проект субъективности»? 2. В чем заключается переосмысление идеи Бога у Ницше и Фрейда как «обоснование веры в Ничто»? 3. Какова критика культурыу Ницше и Фрейда как необходимость «переоценки ценностей»? 4. Как бы вы раскрыли проблему «иллюзии»культуры как «иллюзию истины и иллюзия веры»?
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общ. ред. и сост. А.Ф. Грязнова. – М., 1998. 3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – 4. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 287 с. 5. М. Демидова «Будущее одной иллюзии: по ту сторону Добра и Зла». / < http: //zhurnal.lib.ru/d/demidov_m/budusheeodnojilljuzii.shtml> 6.К. Маркс. Тезисы о Фейербахе 7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. 8. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141. 9. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 10. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.; Т. 2. – 444 с. 11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. – 1989. – № 3. 12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М. 1989 13. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. / З. Фрейд // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 396 с. 14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989. 15. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки. – 1989. – № 1. 16. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994. 17. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. – 1989. – № 1. 18. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9.
Тема 9. Философия второй половины 20 века: герменевтика и постмодернизм. Занятие 1 1. Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик: исторический аспект. Герменевтика как искусство истолкования текстов. Философская герменевтика Шлейермахера и Дильтея. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Герменевтический проект Гадамера. Методологические стандарты и базовые понятия современной герменевтики. Проблема понимания и пред-понимания. 2. Проблематика философии постмодернизма: истоки современности и современной эпохи, определение границ современности, разочарование в современности и артикуляция ситуации постсовременности. Социологизм как феномен современности. Универсальный характер индивида в условиях современности, социальное преобразование, социальный проект, контроль за процессом социальных изменений. Идентификация жизненной программы индивида с процессом социальных преобразований. Секуляризация и обожествление социальности. Концепции постсовременного развития. Симптоматика постсовременности: стили жизни, социальные движения, структурные трансформации, институциональные формы, ментальность. «Деконструкция» аксиоматических структур социальности: фреймы, модели ситуации, сценарии, интерпретативные схемы, габитусы, симуляции и симулякры. Кодирование и дешифровка знаково-символических структур социальности. 3. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // < http: //hpsy.ru/public/x3131.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем заключаются «очевидные» и «скрытые» уроки постмодернизма? 2. Что означают «логоцентризм» и «телоцентризм» как критика рациональности и как переход к «новой архаике», а также телесно-визуалистская ориентация культуры? 3. В чем роль средств социальной коммуникации в понимании «тела» в социальности и в культуре? Что в этом контексте представляют собой игра с телом как замена игры со словом; стилевые нормы и каноны постмодернизма: эклектизм, «нормативность анормативности», «невразумительность и невменяемость», «конец стиля»? 4. Каковы ответственность и свобода постсовременности (пределы свободы и ответственности; «сознательная невменяемость и свободный отказ от ответственности» как уроки постмодернизма; мультикультурализм и политкорректность постмодернизма)? 5. В чем автор видит «сужение границ Я», свободы и ответственности в телоцентризме постмодернизма? Что по его мысли представляют собой «новая архаика» современной культуры, человек постмодернизма – как «тотальная видимость», «кажимость» и перспективы нового гуманизма?
Библиографический список 1. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. – 1994. – № 4. 2. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – 367 с. 3. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. 4. Демократов К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис. // Общественные науки и современность. – 1994. – № 2. 5. Дильтей, В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.- 184 с. 6. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1996. 7. Козловский П. Культура постмодерна. – М.: Интрада, 1997 8. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. – 1996. – № 11. 9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Интрада, 1998. 10. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. / П. Рикер. – М., 1995. – 270с. 11. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма /< http: //hpsy.ru/public/x3131.htm> Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы