Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДОКТРИНА О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ



ЭСХАТОЛОГИЯ

ДОКТРИНА О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭСХАТОЛОГИИ

«1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» Откр. 1: 1-3

A. Библейские пророчества напоминают нам, что Бог Суверенный

В мире лежащем во зле и полном хаоса, нам необходимо постоянное напоминание об абсолютной власти Бога, который все держит в своих руках. Только Бог может знать и определяет что произойдет. И ни одна сила: ни люди, ни бесы, ни дьявол – не способны нарушить Божий замысел.

B. Библейские пророчества напоминают нам о Божьей благости и справедливости

В жизни каждого христианина достаточно много боли, страдания, неразрешимых проблем и несправедливости. Пророчества о будущем помогают нам заглянуть дальше «сегодняшнего» дня и увидеть конец истории, когда все дети Божьи получат нескончаемые Божьи благословения, а все зло будет непременно наказано и уничтожено.

C. Библейские пророчества побуждают жить свято

Учения о грядущем воздаянии, о небесной награде, о внезапном пришествии Христа при должном изучении побуждают каждого верующего к святой жизни.

D. Библейские пророчества дают уверенность в будущем и надежду

Во всем мире только лишь верующие могут быть уверенны в будущем. Если кто-то и может быть по-настоящему свободен от уныния, страха, неуверенности, то это христианин, знающий учение Писания о событиях будущего.

 

II. ТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКИХ ПРОРОЧЕСТВ

 

A. Пророчества даны, чтобы их понимали

 

B. Пророческие тексты нужно толковать БУКВАЛЬНО

Буквальный метод толкования – то метод, при котором каждому слову присваивается то же самое значение, какое оно имеет в обычной, повседневной речи. При этом буквальное толкование включает в себя такое понятие, как образный язык.

 

C. Пророческие тексты нужно толковать сравнивая пророчества с пророчествами.

Бог открывал многие истины постепенно на протяжении всей истории человечества. Поэтому полное понимание по тому или иному вопросу возможно составить, только собрав все кусочки «пазла» и согласовав их между собой.

 

D. При толковании важно учитывать возможные временные интервалы

Пример: Ис. 61: 1-2 и Лк. 4: 16-21.

 

E. Образные выражения необходимо толковать с помощью Писания.

Приоритеты:

1. Ближайший контекст (пример: Иез. 37: 11)

2. Широкий контекст (Пример: Откр. 12: 14 ср. Исх. 19: 4; Ис. 40: 28-31)
Это особенно относится к книге Откровения, где:
насчитывается триста сорок восемь аллюзий к еврейскому канону, которые можно проследить и по вербальному сходству, и по контекстуальной связи. Из них около 95 повторяются, так что в действительности упоминаются около 250-ти ветхозаветных отрывков, в среднем более ем по десять на каждую главу Откровения.

3. Культурно-исторический контекст (Пример Откр. 3: 12)

 

III. ЗАВЕТЫ В БИБЛИИ

A. Введение

 

«В ветхозаветные времена завет представлял собой соглашение двух сторон, которое объединяло их общими интересами и обязанностями» (Paul N. Benware, Understanding End Times Prophecy, 36).

 

«Основная идея, заложенная в термине berit, состоит во взаимоотношениях, включающих обязательство. Когда обязательство выражено в форме намерения, то это намерение может быть односторонним или двусторонним. Обе стороны должны участвовать в berit, но не всегда при этом должны быть обоюдные обязательства»

(McComiskey, 63).

B. Типы заветов

 

1. Феодальный договор с вассалом (вассальное обязательство)

a. Вассал (зависимый правитель) или слуга обязуется служить своему господину.

b. Защищает права господина.

c. Предполагает обещание господина защищать территорию своего вассала.

d. Вина за нарушение договора ложится на слугу.

 

2. Договор дарения (обетование о земле)

 

a. Господин или правитель берет на себя обязательства перед своим слугой.

b. Предназначен в основном для защиты прав слуги.

c. Предполагает верность слуги.

d. Вина за нарушение договора ложится на господина.

e. «Завет с Авраамом, а также завет с Давидом, однозначно относились к типу договоров дарения, а не к феодальным договорам. Подобно царским подаркам в древности на Ближнем Востоке, заветы с Авраамом и Давидом представляли собой дары, пожалованные отличившимся слугам на царской службе у своего господина» (M. Weinfeld, “The Covenant of Grant in the Old Testament and in the Ancient Near East, ” JAOS 90 (1970): 184-203).

 

IV. АВРААМОВ ЗАВЕТ (АЗ)

 

A. Важность Авраамова завета (АЗ)

1. Правильное понимание АЗ имеет решающее значение для понимания Божьего плана в истории мира. «Благодатные обетования, данные Аврааму в этом завете, представлены во всем Писании как основание и неотъемлемые элементы зародышевого состояния всех последующих заветов в истории спасения» (Saucy, The Case for Progressive Dispensationalism, 40-41).

 

2. Авраамов завет упоминается многократно как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

 

3. «Авраамов завет … следует считать основанием для реализации всех остальных заветов» (J. Dwight Pentecost, Things to Come, 70).

 

B. Обетования Авраамова завета

 

1. Бытие 12: 1-3

a. От Авраама произойдет великий народ (ст.2)

b. Авраам получит благословение (ст. 2)

c. Имя Авраама будет возвеличено (ст. 2)

d. Авраам будет в благословение другим людям (ст. 2)

e. Бог благословит благословляющих Авраама и проклянет проклинающих его (ст. 3)

f. В Авраама и в его потомках будут благословлены все племена земли (ст. 3)

 

2. Бытие 12: 6-7 – земля обещана потомкам Авраама

 

3. Бытие 13: 14-17 – земля обещана Аврааму и его потомкам «навеки». Не дано никаких условий для выполнения этого обетования.

 

4. Бытие 15: 1-21

a. Бог защитит Авраама и вознаградит его (ст.1).

b. Потомки Авраама будут так многочисленны, как звезды на небе (ст.5).

c. Даны точные размеры этой земли (ст. 18-21)

 

5. Бытие 17: 1-14

a. Бог умножит потомков Авраама (ст.2)

b. Авраам будет отцом многих народов (ст.5)

c. От Авраама произойдут цари (ст. 6)

d. Этот завет назван «вечным» (ст.7)

e. Вся земля ханаанская обещана Аврааму (ст.8)

f. Обрезание – знак этого завета (ст. 10-14)

 

6. Бытие 22: 15-18

a. Количество потомков Авраама будет неисчислимо (ст.17).

b. Народы земли получат благословение через семя Авраама (ст.18).

 

7. Итог обетований Авраамова завета

a. Даны личные обетования Аврааму

b. Обетования даны потомкам Авраама – народу Израиль.

c. Даны всеобщие обетования народам.

ПРИМЕЧАНИЕ: С самого начала Бог предсказал, что язычники впоследствии будут включены в благословения АЗ.

d. «При рассмотрении этих деталей становится очевидным, что определенные личные обетования были даны Аврааму, определенные национальные обетования, данные Аврааму, относятся к народу Израиль, отцом которого он был, и ему были даны определенные вселенские обетования, распространяющиеся на все народы» (Pentecost, Things to come, 72).

e. «При изучении этого завета и его последствий крайне важно учитывать те различные сферы, к которым относятся его конкретные обетования, поскольку если обетования, данные в одной сфере, перенести в другую, то в результате при дальнейшем их истолковании получится только путаница. Личные обетования не должны переноситься на народ, а обетования, относящиеся к Израилю, не должны переноситься на язычников» (Pentecost, 73).

 

V. МОИСЕЕВ ЗАВЕТ (МЗ)

 

A. Природа Моисеева・ завета

 

1. МЗ отличается от Авраамова завета

a. «Различия между этими двумя заветами, прежде всего, просматриваются в утверждении Моисея о том, что завет, заключенный у Хорива (Синая), не был заключен с патриархами (Втор. 5: 3)» (Blaising and Bock, Progressive Dispensationalism, 142).

b. «Во-вторых, эти два завета различаются по форме. Если Авраамов завет был договором дарения, то Моисеев завет по своей форме был феодальным соглашением, а именно соглашением между царем (феодальным властителем) и его подчиненными (вассалами). Такой тип завета не подразумевает акт дарения подчиненной стороне, но это двусторонний договор между царем и подчиненным ему народом, в котором царь обещает позволить своим подчиненным наслаждаться жизнью под его благодетельным правлением в обмен на их преданное служение ему. В противном случае, непокорным его законам грозило наказание. Моисеев завет в точности соответствует такой форме договора» (Blaising and Bock, PD, 142-43).

c. «Таким образом, когда Моисеев завет был заключен у горы Синай, он не отменял Авраамов завет. Апостол Павел подчеркивает это в Гал. 3: 17» (William D. Barrick, ““The Mosaic Covenant, TMSJ, vol. 10, no. 2, Fall 1999).

2. МЗ –– это условный завет, а АЗ –– безусловный завет. «Важно заметить, что благословения феодального соглашения обусловлены выполнением условий. Также и за нарушением закона должно было последовать реальное проклятие» (Blaising and Bock, PD, 143).

 

E. Цели Моисеева закона

1. Моисеев закон открыл и обличил грех

a. Римлянам 3: 20: «ибо законом познается грех». «Его цель заключалась в том, чтобы проинформировать человечество о его греховности» (Strickland, 241).

b. Рим. 5: 20: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление». Как говорит Моо, «Моисеев закон уточнил Божью волю к Его народу Израилю, одновременно увеличив его ответственность и усилив серьезность его положения, если он не выполняет своих обязанностей» (Moo, 340).

c. Рим. 3: 19: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом». Закон Божий утверждает, что каждый человек в мире не только виновен в грехе, но и заслуживает Божьего гнева за свой грех.

d. Рим. 7: 7-13: «В этом поразительном тексте Священного Писания нам показано, что хотя закон был сам по себе полностью благим, тем не менее, грех человека имеет такую ужасную природу, что он действует через закон, так чтобы добро святой заповеди закона не только не смогло устранить греха, но и по сути стимулировало грех! » (McClain, 26)
«Закон действовал в жизни самого Павла таким образом, чтобы прижать его к стенке уродливостью и всепроникающим действием его греха. В результате, Павел не только признался в том, что грешил, но при этом его не оставляло сознание внутреннего обличения в грехе» (Strickland, 242).

e. Галатам 3: 19: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений». Учреждение закона связано с человеческим грехом.

f. 1 Тимофею 1: 8-9: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых». Закон открывает неправедным их греховность.

2. Моисеев закон действовал как временный страж Израиля, пока не пришел Христос (Гал. 3: 23-25). «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
«Детоводитель» во времена Павла был равнозначен охраннику, который временно заботился обо всех нуждах ребенка. Когда же ребенок достигал зрелости, то нужды в детоводителе больше не было. Как говорит Хомер Кент, «когда Павел выбрал этот термин [детоводитель] для своей иллюстрации, он тем самым подчеркнул временный характер закона и его подчиненность. Закон был стражником и учителем Израиля до пришествия Христа. Когда же наступила эра христианства, оправдание по вере стало явным, и была показана неспособность закона оправдать (см. Деян. 13: 39 – еще одно утверждение Павлом этого результата)» (Homer A. Kent, The Freedom of God's Sons, 105).

VI. ДАВИДОВ ЗАВЕТ(ДЗ)

 

B. Контекст Давидова завета

 

«Целью Давида была постройка достойного места пребывания для Бога. Но поскольку Давид был воинственным человеком, ему не было позволено построить этот дом. Эта обязанность была передана Соломону, человеку мира. Тем не менее, Бог дал Давиду определенные обетования относительно будущей вечности его собственного дома» (Pentecost, 101).

 

E. Характер Давидова завета

 

1. Безусловный

a. Бог берет на Себя ответственность осуществить обетования этого завета.

b. «Единственный условный элемент в этом завете заключается в том, будут ли потомки Давида постоянно (непрерывно) пребывать на престоле. За непослушание будет наказание, но завет никогда не будет отменен» (Pentecost, 103). (см. Псалом 88)

c. «Этот завет был подтвержден после многократного непослушания со стороны народа. Христос, Сын Давида, пришел предложить исполнение Давидова завета после многих поколений отступничества народа. Эти подтверждения не могли бы иметь место, если бы завет был обусловлен какими либо обязанностями со стороны народа» (Pentecost, 104).

2. Вечный –– Давидов завет является вечным на основании свидетельств:

a. 2 Цар 7: 13, 16; 23: 5

b. Иез. 37: 25

 

I. Давид и Псалом 109

1. Псалом 109 –– это предсказание о мессианском царстве

2. Иисус ссылался на Пс. 109 как на свидетельство о том, что Мессия –– не просто человеческий сын Давида (см. Матф. 22: 41-45).

3. Проповедники ранней церкви считали слова Давида о будущем мессианском царе, который будет сидеть по правую руку от Бога и править с божественной властью, обоснованным подтверждением того, что Иисус и есть Мессия. Петр обращался к Пс. 109 в своей проповеди в День пятидесятницы, чтобы подтвердить мессианские права Иисуса (Деян. 2: 22-36).

VII. НОВЫЙ ЗАВЕТ

B. Характер Нового завета

1. Безусловный –– НЗ основан на Божьих утверждениях о том, что Он сделает (см. Иер. 31: 31-34 и Иез. 16: 60-62).

2. Вечный –– (см. Иер. 31: 36, 40; 32: 40; 50: 5; Ис. 24: 5; 61: 2, 8; Иез. 37: 26)

D. Важность Нового завета

«Очевидно ……, что идея о новом завете занимает центральное положение в належде Ветхого Завета. Эта идея имеет самое прямое отношение не только к конечному обновлению Израиля, но и, как особенно показано у Исаии, она в итоге обещает спасение для обновления всего» (Saucy, 113).

 

E. Получатели Нового завета

1. Израиль –– Классический текст о НЗ в Иер. 31: 31-34 однозначно говорит об отношении НЗ к Израилю.

a. «В то время, когда пророчествовал Иеремия, северное царство Израиля уже долгое время было разрушено, и народ был уведен в плен ассирийцами (см. 4 Цар. 17: 5-6). Упоминая оба царства в 31: 31, Иеремия, вне всяких сомнений, хотел сказать, что они оба будут существовать в будущем и будут объединены в рамках одного завета (см. Иер 50: 4-5, где особенно говорится об их союзе в связи с заветом)» (Saucy, 113).

b. Предназначен ли НЗ только для Израиля?

1) Джон Нельсон Дарби считал, что НЗ предназначался только для Израиля, и что церковь не имеет к НЗ никакого отношения.

2) Но, как указывает Соуси, «тот факт, что пророческие утверждения обращены не только к Израилю, нельзя логически понять как исключение других из участия в НЗ, хотя они не являются частью Израиля. Эти тексты не говорят, что этот завет будет относиться только к Израилю и ни к кому более» (Saucy, 114).

2. Язычники –– Хотя НЗ в особенности был адресован Израилю, в ВЗ указывается, что благословения НЗ будут всемирными. Язычники должны иметь отношение к НЗ, не становясь частью Израиля.

a. НЗ это развитие и исполнение Авраамова завета, в который включается спасение язычников отдельно от Израиля.

1) Быт. 12: 3 говорит, что племена земные благословятся. «Это благословение всех народов было в дополнение к образованию великого народа.

2) «Это обетование не утверждает, что племена земные получат благословение, став частью того ‘‘великого народа’’. Скорее, тот народ был предназначен для того, чтобы принести благословение язычникам» (Saucy, 122).

3) Несколько ВЗ текстов говорят о спасении и благословении народов:

a) «свет для язычников» (Ис. 42: 6)

b) «спасение …… до концов земли» (Ис. 49: 6)

c) Ис. 2: 2-4; Мих. 4: 1-3

d) Народы будут окроплены жертвенной кровью Раба (Ис. 52: 15).

4) ВЗ говорит, что язычники будут названы такими титулами, которые относились только к Израилю. «народ Мой –– Египтяне, и дело рук Моих –– Ассирияне, и наследие Мое –– Израиль» (Ис. 19: 25).

5) «Разумно будет сделать вывод, что хотя некоторые обетования о новом завете звучат как надежда для Израиля, участие язычников в этом окончательном спасении указывает на то, что они изначально считались участниками этого обетования о новом завете» (Saucy, 124).

b. Писание однозначно говорит, что язычники будут участвовать в эсхатологическом спасении, обещанном Израилю.

ЭСХАТОЛОГИЯ

ДОКТРИНА О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭСХАТОЛОГИИ

«1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» Откр. 1: 1-3


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь