Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие материи. Основные формы существования материи.



1. Как понятие «материя» связано с понятием «бытие»?

Мате́ рия (от лат. Materia — вещество) — физическое вообще, в отличие от психического и духовного. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Бытие́ — в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия» значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? », то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? ». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»

2. Какие выделяют типы и формы движения материи?

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

1 ) по типам. Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

2 ) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

 

3. Как связана материя с пространством и временем?

Пространство и время - это формы существования материи. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира. С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном. На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

4. В чем специфика социального пространства и социального времени?

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

5. Сравните движение и развитие.

Движение – это изменение вообще, т.е. это не только механическое перемещение, но и любые процессы, превращение чего-то во что-то. К движению необходимо отнести химические реакции, саму жизнь, мысли процессы в голове человека и т.д.

Развитие – это вид движения, это переход от простого к сложному, от низшего к высшему, при этом большинство сторонников развития считают, что оно бесконечно.

Проблема сознания. Сознание и бессознательное.

1. Какой метафорой пользовались греки для описания сознания?

 

 

2. Сформулируйте предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.

Итак, переоткрытие проблемы, сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлеж­ность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, со­гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко-торой человек произошел из животного царства. Русские философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев — не признава­ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша­ется со своим духовно-плебейским происхождением — от обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристокра­тизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от­казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за­фиксировал это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю­дей друг к другу. Так издевался русский философ над само­надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны­ми теориями происхождения человека.

3. Сравните средневековое и новоевропейское понимание сознания.

В средневековой философии обнаруживается новый поворот в осмыслении сознания. Сознание трактуется как надмировое начало (Бог), существующее до природы и творящее ее из ниче­го. Хотя разум рассматривается религией как неотъемлемое свойство Бога, человеку также принадлежит крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума.

Новоевропейская философия характеризуется двумя важными чертами: 1. Это опора на научное знание, позволяющая говорить о наукоцентризме новоевропейского периода. 2. Вторая черта новоевропейской философии – господство разума, позволяющее говорить о рационализме в широком смысле слова: всякий элемент жизни должен проверен на разумность и, в случае неразумноси, отброшен. Новоевропейский период вообще характеризуется крайним неприятием христианства.

4. Как понимает природу сознания К.Маркс?

Обращение к Марксу стало в философии формой осмысления развиваемых теорий и критического самоотчета исследователя. Это не случайно: Маркс входит в тот весьма немногочисленный круг мыслителей в истории человечества – во всей истории их можно перечесть по пальцам, – которые поднимали мыслью целые пласты реальности, обнажали целые массивы новых предметных переплетений и зависимостей. Отчетливо фиксируя условия и посылки подобного нового «геологического обнажения», они на столетия вперед определяли сам стиль познающего мышления, точки отсчета его движения, тип его рациональности. После них в руках исследователей оказывалась масса неизвестных до этого и требующих объяснения предметов, которых без интеллектуального подвига мыслителей типа Галилея, Эйнштейна, Маркса просто не существовало бы для мысли. Но новый предметный континент открыт именно для дальнейшей работы, и мыслить по-старому уже невозможно.

5. В чем суть учения З.Фрейда о бессознательном?

Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь " отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, " кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Антропосоциогенез: основные гипотезы:

1.В чем суть трудовой концепции антропосоциогенеза?

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности. Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

2. В чем суть натуралистических гипотез антропосоциогенеза?

 

3. В чем суть символической концепции антропосоциогенеза?

 

4. В чем суть игровой концепции антропосоциогенеза?

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга) - человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1706; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь