Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СРАВНЕНИЕ С СОВРЕМЕННОЙ МЕССОЙ
Почти точно так же совершается Месса и сейчас:
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И МЕСОПОТАМСКАЯ ЛИТУРГИИ Эти Литургии в отдельных своих элементах (краткость преанафоральной части, неустойчивость структуры канона) являются как бы промежуточными по типу между Византийской группой и Римской Литургией. ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА Является классическим образцом Александрийской Литургии. Бундзен видит в её основе памятник начала IV века. Она известна как на греческом, так и на коптском языках. Причем копты именуют её Литургией свт. Кирилла Александрийского († 444 г.), которому, очевидно, принадлежит окончательная редакция первой половины V века. Литургия ап. Марка своей краткостью, четкостью и выразительностью действимтельно напоминает стиль евангелиста Марка, ученика ап. Петра. Эти особенности сделали её черезвычайно популярной. Её служили не только в Александрии и в Египте, но и в Сирии, в Армении, в Калабрийских монастырях Италии и в Венецианской церкви ап. Марка. Такая распространенность сильно беспокоила Византию, которая, в качестве имперской Церкви, стремилась к унификации на Востоке и подавлению местных богослужебных чинов. Уже в VIII—IX вв. Литургия ап. Марка активно вытеснялась византийским чином Иоанна Златоустого, отдельные элементы которого сильно засорили её и изменили почти до неузнаваемости. И все же авторитетный византийский канонист XI века Феодор Вальсамон продолжает третировать это чинопоследование. Вскоре по настоянию КПля оно было запрещено. И только в коптско-египетских монастырях, демонстративно плевавших на все претензии КПля, продолжали служить эту древнюю Литургию. Вследствие такой печальной судьбы первоначальный чин Литургии ап. Марка реконструируется с большим трудом. Россанский, Мессинский и даже Ватиканский кодексы содержат записи XII—XIII веков. Лучше всего древнейшее последование сохранилось в т. н. Базилианском кодексе из Римского Крипто-Ферранского монастыря Св. Девы Марии. Эта рукопись по указанию кардинала Сирлета была впервые издана в 1583 году парижским каноником Иоанном из св. Ареа в латинском переводе. В 1701 г. Ренодот вновь обратился к Базилианскому кодексу и издал его греческий текст в своём собрании восточных литургий (том I, с. 131—165). Этой публикацией мы и воспользуемся для нашего анализа. Чинопоследование здесь начинается ходатайственной молитвой епископа, построенной по типу ектении. Народ трижды отвечает: «Господи помилуй» на каждое из трех возглашений епископа: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, Отец Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, за все...» «Владыка Господи Боже, Отец... молимся и просим Тебя: Сохрани царя нашего в мире и мужестве и правде...» «Владыко Господи Боже... молимся и просим Тебя, сохранить и блаженнейшего архиерея нашего папу...» (Предстоятели Александрийской и Римской Церквей издревле именовались папами ). Судя по отдельным выражениям (особенно молитва за царя, в которой уже имеется в виду война с арабами) это начало позднее возможно, VII века. Первоначальной является молитва Малого входа и фимиама: «Владыка Господи боже наш, избравший двенадцать апостолов... так и нас, предстоящих Тебе при этом входе собери с епископами, пресвитерами, диаконами... со всей полнотою Вселенской и апостольской Церкви... чтобы нам с чистым сердцем и чистой совестью приносить Тебе фимам сей...» Все: «Аминь» Епископ: читает молитву Трисвятого: «...пошли свет Твой и истину Твою и просвети очи ума к разумению божественных слов Твоих...» Все поют Трисвятую песнь (заимствованную в V веке из Литургии Василия Великого). Диак: «Будем внимательны! » Чтец читает Апостол и Евангелие. Епископ: «Владыко Господи Боже, Вседержитель... молимся и просим Тебя: небесный мир даруй сердцам всех нас... святейшего и блаженнейшего папу нашего сохрани... верный и православный народ Твой благослови...» Все: «Аминь» Епископ: «Мир всем» Все: «И духу Твоему.» Диак: «Да никто из оглашенных!..» Литургия верных в кодексе начинается Херувимской песней (которая могла появится только после 573 г.). Епископ зажигает фимиам и совершает Великий вход с молитвой: «Господи Боже наш, ни в чем не имеющий нужды, приими фимиам сей (и, входя в алтарь), приведи нас к досточтимому жертвеннику твоему...» диак: «Приветствуйте друг друга». Епископ читает молитву перед целованием: «Владыка Господи Вседержитель... подай нам Твой мир и Твою любовь... и ниспошли нам дар Святого Твоего Духа...» Совершается лобзание мира. диак: «Встаньте приносить Св. Дары». Епископ читает молитву Предложения: «Владыко Иисусе Христе, Господи, Слово совластное безначальному Отцу и Св. Духу, великий Архиерей, хлеб нисшедший с неба... давший Себя Самого, как непорочного Агнца, за жизнь мiра! Молимся и просим Тебя: обрати Лице Твое на хлеб сей и на чаши сии...» И сразу же начинается анафора — характерным возгласом Александрийских Литургий: Епископ: «Господь со всеми вами! » Все: «И со духом Твоим.» Епископ: «Горе ваши сердца.» Все: «Имеем ко Господу.» Епископ: «Будем благодарить Господа.» Все: «Достойно и справедливо». Епископ (молитва Префации): «По истине достойно и справедливо, свято и д о лжно и душам нашим полезно... Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя исповедовать... (Интерцессия: ) И молимся и просим Тебя... Помяни, Господи, Святую и Единую, Вселенскую и Апостольскую Церковь, от концов земли до концов Ее, все народы и всех пастырей их. Мир небесный даруй сердцам всех...» и т. д. Диакон читает диптихи и епископ поминает всех. диак: «Сидящие встаньте! » епископ: «Ибо Ты выше всякого начальства и власти и силы, и господства, и всякого имени... Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов и архангелов, многоочитые херувимы и шестокрылатые Серафимы... победную и трисвятую песнь поя, возглашая, взывая и говоря: все (Санктус): «Свят, свят, свят Господь Саваоф...» епископ (знаменуя Дары, читает Анамнесис): «Поистине исполнены небо и земля святой славы Твоей через явление Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Исполни Боже и сию жертву благословения Твоего, через наитие Святаго Твоего Духа. Ибо Сам Господь и Бог и Царь всех Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наши на смерть... воззрел на Своего Отца, благодарив, благословив, освятив, преломив, подал Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, Сие есть тело Мое...» Следуют установительные слова, переходящие в Эпиклесис: «Тебе, Господи Боже наш, Твое из Твоих Даров мы предлагаем и молим и просим: (Ниспошли) из неописанных недр, Самого Утешителя, Духа Истины, Святого Господа Животворящего, везде сущего и все исполняющего... и на нас и на хлебы сии и на чаши сии ниспошли Духа Твоего Святого, чтобы Он освятил и совершил их, и соделал хлеб Телом.» все: «Аминь» епископ: «А чашу — кровью Нового Завета.» все: «Как было и есть.» епископ: «Мир всем» диак: «...И сподоби нас, Владыка, неосужденно и с чистым сердцем... смети призывать Тебя: » все: Отче наш...» Итак мы видим здесь специфический Александрийский канон Евхаристии, построенный по типу: PJSAE. С учетом стратиграфии чинопоследование первой половины V века (редакция свт. Кирилла Александрийского) реконструируется в следующем виде: I. Литургия оглашенных. Молитва входа и на фимиам. Вход. Молитва Трисвятого. Трисвятая песнь. Чтение Священного Писания. Проповедь. Молитва за народ. II. Литургия верных. Молитва фимиама (? ) Молитва перед целованием. Лобзание мира. Молитва Предложения. Анафора: канон PJSAE. Причащение. Молитва благодарения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы