Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священнослужители и церковнослужители.



Христианский храм

В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней доске его, в середине Воскресение Христово, а по углам четыре Евангелиста.

Рядом с Евангелием полагается на престоле крест (по–гречески σ τ α υ ρ ο ς «ставрос»), ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным». Иногда ставится еще крест за престолом.

Для хранения Св. Таин ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. мvро.

На престоле поставляются еще светильники для изображения Света Христова, просвещающего мiр. За престолом иногда ставится семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.

За престолом, у самой стены в алтарной абсиде, устраивается горнее место, представляющее собою седалище для епископа, и по бокам его места для пресвитеров. Оно помещается на возвышении, почему и называется также горним престолом. Туда восходит во время чтения Апостола служащий епископ, который изображает собою Господа славы.

В северной части алтаря, находится жертвенник, потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы. Во время приготовления св. Даров вспоминается и рождение и страдание Спасителя: поэтому жертвенник символизирует собою Вифлеем, или частнее ясли, в которых был положен Господь по рождении, и Голгофу, на которой он испил чашу страданий.

На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы. Таковы: дискос, потир, или чаша, звездица, копие, лжица, губа, покровцы, два малых блюдца, ковшик.

Дискос (по–гречески δ ι σ κ ο ς «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец», то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.

Потир или чаша (от греческого π ο τ η ρ ι ο ν «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица (по–гречески α σ τ η ρ «астир, астерискос») состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Копие (по–гречески λ ο γ χ η «лонхи»). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19, 34).

Лжица, ложица или по–гречески λ α β η δ α «лавида», со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.

Губа, или губка, по–гречески μ υ σ α «муса», отличная от той, которая влагается внутрь антиминса, употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется «истиральной» и оставляется всегда в св. чаше.

Покровцы употребляются для покрытия св. Даров. Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название «воздуха» (по–гречески α η ρ «аир»), покрываются дискос и потир вместе. Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над Св. Дарами во время пения Символа веры: потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом. Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса, а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении Св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе, покровец над потиром плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа, а воздух камень, приваленный ко двери гроба.

Кроме дискоса при совершении проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик. На одном блюдце изображен крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры. На втором блюдце, имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешенное с водой, вливается в св. чашу, а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в св. чашу теплота.

Подобно «предложению» с северной левой стороны алтаря, в древности устраивалось особое отделение и с южной правой стороны алтаря. В этом отделении хранились сосуды, разная церковная утварь, книги и облачения. Заведовал этим отделением диакон, почему оно и называлось диаконник, или по–гречески иногда еще σ κ ε υ ο φ η λ α κ ι ο ν «скевофилакион».

К вышеперечисленным нами священным сосудам, кроме ковшика, не имеет права прикасаться никто, кроме священнослужителей.

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

· местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);

· праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;

· пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);

· праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

· На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

· Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа

· Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).

· На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые.

· Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой.

Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.

Средняя часть храма

Средняя часть храма, называвшаяся обыкновенно кораблем церкви, служила помещением для мiрян. Мир людей- верных.

1. Обязательна Голгофо.

2. В центре храма –аналой (где иконы праздничные)

3. Канун.

Притвор

На западной стороне храма устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Если считалось в древности необходимым отделение женщин от мужчин, то тем более необходимо было отделение от верных оглашенных и кающихся. По Уставу в притворе совершаются некоторые богослужения, как, напр., оглашение готовящихся ко крещению, чин отречения от заблуждений присоединяющихся ко св. Православию, лития на великой вечерне, часы, повечерие, полунощница; на паперти указано также совершать литию и чин отпевания.

 

 

Церковнослужители

От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении епископам, пресвитерам и диаконам. Это иподиаконы, и чтецы, называемые также псаломщиками, и пономари. Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию — рукоположение, а через хиротесию — возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов.

Иподиакон — это помощник диакона при архиерейском служении. Он помогает архиерею облачаться, подает ему умывальницу для умовения рук, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением.

Пономарь — искаженное название парамонарий=π α ρ α μ ο ν η, что значит «пребывающий», то есть приставленный к алтарю церковный служитель, назывался также в древности свещеносцем, подает кадило, возжигает лампады, возжигает и носит свечи, звонит в колокола. В церковном Уставе он именуется также «параэкклисиарх» и «кандило вжигатель», возжигает лампады.

Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе. В чине хиротесии чтеца степень чтеца именуется «первой степенью священства». При пении на клиросе многих певцов, старший, руководящий всем пением, носит название «головщика». В древности, когда число богослужебных книг, вследствие переписки их от руки, было чрезвычайно ограничено, один певец громко возглашал слова песнопения, а за ним все прочие певцы повторяли. Это называлось канонаршить, а такой певец или чтец назывался «канонархом». В монастырях и некоторых мiрских храмах канонархи существуют до сих пор, ибо это очень украшает богослужение и делает более доступным слышание и понимание текста песнопений для молящихся.

 

Священнодействия.

Таинства –Священнодействия, в которых человек приобщается Божественной благодати

Неповторяемые Таинства

· Крещение

· Миро-помазание

· Священство

В каждом таинстве сообщается определенный дар благодати.

ТАИНСТВА

• Крещение

• Миропо-мазание

• Причастие

• Покаяние

• Венчание

• Елеосвящение

• Священства

Условия совершения таинств

• Объективная сторона таинства

• Совершение таинства иереем

• Соблюдение обрядовой формы

• Субъективная сторона таинства

• Внутренний настрой человека

• Вер

Крещение:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3: 5)

В Крещении при троекратном погружение в воду человек возрождается к жизни вечной

Формула таинства: Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь и Св. Духа. Аминь.

МИРОПОМАЗАНИЕ

В Таинстве преподается благодать Св. Духа, для борьбы с грехом

Формула таинства: Печать дара Духа Святаго

Св. Миро освящается на Страстной седмице

Покаяние - это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

 

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует это питание в таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит " благодарение". В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

 

Елеосвящение (соборование) Таинство, преподающее больному Божию помощь

• Болен ли кто, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся, помазав его елеем во имя Господне

• 7 Евангельских чтений - 7 Помазаний

Венчание (венок, корона, символ вечности, прославление) или брак (брать, принимать на себя ответственность) есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией.

Священник поставляется совершать Таинства и вести ко Христу Церковь.

Совершается через возложение на посвящаемого рук епископа.

Три степени священства.

• ДЬЯКОН

• ИЕРЕЙ

• ЕПИСКОП

О ВАЖНОСТИ ПОСТА

Свт. Иоанн Златоуст: «Пост тела есть пища для души».

Свт. Василий Великий: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».

Свт. Феофан Затворник: «Пост одно из первых дел христианина. Жизнь наша проходит среди ветоши, которая и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и изнутри, и извне охватывает нас и теснит, и очень трудно и невозможно, чтобы она не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по дороге не запылиться. Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, осмотр, где какие есть пылинки ветоши, с другой стороны, баня для отмытия всего ветхого, невзрачного грязноватого, чтобы, пройдя то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими, и Богу и людям приятными, как деревце весной, вновь покрывшееся листьями и цветами».

Многодневные посты:

Великий пост (Святая Четыредесятница и Страстная седмица). Установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, для того, чтобы достойно встретить праздник Св. Пасхи.

Петров пост – в честь святых Апостолов. Начинается с понедельника после Недели Всех Святых и заканчивается в день памяти свв. Апп. Петра и Павла (12 июля)

Успенский пост – в честь праздника Успения Божией Матери. С 14 по 27 августа.

Рождественский (Филиппов) пост – в честь Рождества Христова. С 28 ноября по 6 января

Однодневные посты

Среда и пятница в течение года, кроме Сплошных седмиц. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя.

День праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня (14/27 сент.)

День праздника Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг./11 сент.

Сплошные седмицы

Святки (время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня (8 янв. – 17 янв.)

Неделя о мытаре и фарисее

Сырная седмица. Масленица (запрет не вкушение мяса)

Пасхальная неделя

Троицкая неделя

ШКОЛА СТУДИТОВ


Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особ­ливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (+ 826)

Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужеб­ной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и три-песнцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопуст­ную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную.

Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди.

Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры.

Характерным отличием студитского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключитель­ных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года.

Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (+ 830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, чет­веропеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропу­стной седмицы.

Среди Студитов менее известных надо упомянуть следую­щих:

Св. Николай, Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату.

Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельст­ве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождест­вом Христовым.

Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христо­ва, в честь ев Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина, 40 мучеников, св. Прокопия и многих других.

Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «гМногими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздникиполиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

К той же школе и к тому же времени следует отнести и св. Феофана «Начертанного» или «Грапта», исповедника и митр. Никейского (+ после 843 г.), названного так потому, что ико­ноборцы выжгли на его лице богохульные слова и ругательст­ва в отместку за его стойкость в защите икон. Его перу при­надлежит свыше 100 канонов, из коих наиболее известны: Канон на отпевание, на Преполовение Пятидесятницы, в честь Святого Духа на второй день Троицы, в неделю Православия и часть канона на Лазареву Субботу и многие другие каноны и «тихиры в честь разных святых.

 

Из сказанного об историческом развитии нашего церков­ного песнотворчества следует сделать некоторые выводы. Цер­ковь, как Бого-человеческое Тело, живет и развивается в сво­их временных формах, не изменяясь по своей божественной природе. Развитие богослужебного устава и умножение празд­ников в память святых или явленных икон нашло себе среди церковных витий достойных прославителей. Формы этого бо­гослужебного прославления не появились все вдруг и не оста­лись неизменными в течение веков. Церковь усвоила некото­рые формы и многие образы церковного творчества. И здесь, в истории формации нашего богослужения, как в области музы­ки, так и поэзии, замечается свой процесс развития. От форм более примитивных дошли до большего цветения, после кото­рого начался период упрощения и упадка. Творчески плодо­творным наше церковное искусство никогда не было. От при­митивов дошли до классических форм, после чего началось увядание, подражание и, что еще печальнее, декадентство.

Если схематизировать формы церковного песнопения, то можно упрощенно свести все к следующим главным обликам.

1. Тропари, как наиболее краткие песнопения, прослав­ляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отлича­лись, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже сти­хиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».

2. Если тропарного типа песнопения были самыми кратки­ми и только суммарно оттеняли главное содержание празд­нуемого события, то кондаки классического типа46 явились уже развитой формой прославления этого события. Поэт на протяжении 24 строф большего или меньшего объема про­славлял праздник, развивая те или иные стороны события, углубляясь в богословское его содержание, богословствовал сам, вдохновляясь и не будучи связан никакими иными извне данными ему темами. Это предполагало крупный поэтический дар, вдохновение и богословскую пытливость.

3. Канон, в отличии от кондака, хотя и не стеснен крат­костью формы47, стеснен все же данной ему темой. Он про­славляет данное событие48, но должен в своих девяти песнях обязательно найти какую-то связь данного события с теми или иными событиями ветхозаветными, вспоминаемыми в биб­лейских песнях, составляющих ткань песней канона. Надо во что бы то ни стало найти связь Успения с переходом евреев через Чермное море для 1-й песни, с молитвой Анны, матери Самуила, для 3-й, с пророком Ионою для 6-й и т. д. В начале, первый творец канонов св. Андрей Критский старался искать и находил эти соотношения и сходство образов во всех пес­нях. Его «Великий канон» по числу своих тропарей, кажется, почти отвечает количеству стихов всех библейских песен, Очень скоро, однако, творцы канонов поняли, что эта связь не может быть находима всегда. Скоро от этого отказались: чис­ло тропарей в песнях быстро уменьшилось, прямая символи­ческая связь заменилась игрою слов и очень, иногда, неубеди­тельными сравнениями. Впоследствии отказались и от этого: тропари отдельных песен без всякой связи с темою песни про­славляют дневного святого. Можно найти примеры, когда дан­ный тропарь с успехом мог бы занимать место не только в данной, скажем, 1-й песне, но и в 5-й и 6-й и т. д. Это стоит в связи и с тем, что стихи самих библейских песен перестали исполняться. Часто отсутствие связи с содержанием библей­ских песен заметно не только в тропарях канона, но и в ирмо­сах, которые сами должны быть примером и образцом для тропарей.

4. Акафист по объему приближается к кондаку класси­ческого типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В от­личие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обыч­но с «радуйся». Это нанизывание «похвал» редко когда до­ходит до числа 12; по-видимому, у автора уже не хватает воображения. Акафисты последнего времени49 изобилуют гео­графическими подробностями или именами князей, пат­риархов и др. людей и почти всегда копируются уже суще­ствующие в ранних акафистах похвалы и образы. Некото­рые из акафистов XVIII в. страдают даже и униатскими оттенками.

Хотя положено частицы из просфор вынимать перед Литургией, во время Проскомидии, но в больших храмах, соборах, где наблюдается многолюдство, технически невозможно успеть за полчаса Проскомидии всех помянуть и вынуть частицы из всех просфор. Поэтому часть поминания совершается накануне, на Всенощном бдении.

Диакон заходит в алтарь.

В символическом смысле далее в богослужении изображается Сотворение мира…

«Слава Святей!

И Единосущней!

И Животворящей!

И Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков! »

Священник, стоя перед престолом и, начертывая в воздухе кадилом крест, возглашает прославление Пресвятой Троице. Хор отвечает: «Аминь», что значит: «Истинно так! да будет! »

Потом священник трижды призывает верующих:

" Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему".

В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма. «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма)... вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся! »

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! »

С этого момента Богослужения в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания.

Мы взываем к Богу: " Господи, помилуй! " Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию.

Христианский храм

В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней доске его, в середине Воскресение Христово, а по углам четыре Евангелиста.

Рядом с Евангелием полагается на престоле крест (по–гречески σ τ α υ ρ ο ς «ставрос»), ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным». Иногда ставится еще крест за престолом.

Для хранения Св. Таин ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. мvро.

На престоле поставляются еще светильники для изображения Света Христова, просвещающего мiр. За престолом иногда ставится семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.

За престолом, у самой стены в алтарной абсиде, устраивается горнее место, представляющее собою седалище для епископа, и по бокам его места для пресвитеров. Оно помещается на возвышении, почему и называется также горним престолом. Туда восходит во время чтения Апостола служащий епископ, который изображает собою Господа славы.

В северной части алтаря, находится жертвенник, потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы. Во время приготовления св. Даров вспоминается и рождение и страдание Спасителя: поэтому жертвенник символизирует собою Вифлеем, или частнее ясли, в которых был положен Господь по рождении, и Голгофу, на которой он испил чашу страданий.

На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы. Таковы: дискос, потир, или чаша, звездица, копие, лжица, губа, покровцы, два малых блюдца, ковшик.

Дискос (по–гречески δ ι σ κ ο ς «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец», то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.

Потир или чаша (от греческого π ο τ η ρ ι ο ν «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица (по–гречески α σ τ η ρ «астир, астерискос») состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Копие (по–гречески λ ο γ χ η «лонхи»). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19, 34).

Лжица, ложица или по–гречески λ α β η δ α «лавида», со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.

Губа, или губка, по–гречески μ υ σ α «муса», отличная от той, которая влагается внутрь антиминса, употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется «истиральной» и оставляется всегда в св. чаше.

Покровцы употребляются для покрытия св. Даров. Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название «воздуха» (по–гречески α η ρ «аир»), покрываются дискос и потир вместе. Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над Св. Дарами во время пения Символа веры: потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом. Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса, а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении Св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе, покровец над потиром плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа, а воздух камень, приваленный ко двери гроба.

Кроме дискоса при совершении проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик. На одном блюдце изображен крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры. На втором блюдце, имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешенное с водой, вливается в св. чашу, а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в св. чашу теплота.

Подобно «предложению» с северной левой стороны алтаря, в древности устраивалось особое отделение и с южной правой стороны алтаря. В этом отделении хранились сосуды, разная церковная утварь, книги и облачения. Заведовал этим отделением диакон, почему оно и называлось диаконник, или по–гречески иногда еще σ κ ε υ ο φ η λ α κ ι ο ν «скевофилакион».

К вышеперечисленным нами священным сосудам, кроме ковшика, не имеет права прикасаться никто, кроме священнослужителей.

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

· местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);

· праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;

· пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);

· праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

· На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

· Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа

· Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).

· На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые.

· Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой.

Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.

Средняя часть храма

Средняя часть храма, называвшаяся обыкновенно кораблем церкви, служила помещением для мiрян. Мир людей- верных.

1. Обязательна Голгофо.

2. В центре храма –аналой (где иконы праздничные)

3. Канун.

Притвор

На западной стороне храма устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Если считалось в древности необходимым отделение женщин от мужчин, то тем более необходимо было отделение от верных оглашенных и кающихся. По Уставу в притворе совершаются некоторые богослужения, как, напр., оглашение готовящихся ко крещению, чин отречения от заблуждений присоединяющихся ко св. Православию, лития на великой вечерне, часы, повечерие, полунощница; на паперти указано также совершать литию и чин отпевания.

 

 

Священнослужители и церковнослужители.

В новозаветной христианской Церкви три степени священства: высшая епископ, средняя пресвитер (от греч. слова π ρ ε σ β υ τ η ς = старик, старший), и низшая диакон. Все эти лица носят общее название священнослужителей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь