Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРИОД ТРЕТИЙ — ПРЕОБЛАДАНИЕ КАНОНОВ



(С VIII ВЕКА)

Этот этап в истории церковного песнотворчества, как явствует, характеризуется преимущественно введением но­вой формы богослужебных песнопений — канонов. Кроме того, писатели этой эпохи составили много стихир, тропа­рей, светильнов.
Первый, кто начал составлять каноны, был св. Андрей Крит­ский. Св. Андрею Критскому принадлежит честь изобретения нового облика церковной поэзии и, надо сказать, он является и самым замечательным по содержанию и умению применять формы канона к этому содержанию.

В этом периоде обычно различают три направления или три школы песнописания:

Савваитое,

Студитов и

Итало-греков.

Кроме того есть ряд поэтов, которые ни к каким школам отнесены быть не могут.


По содержанию и формам песнотворчества Студиты боль­ше известны, как авторы аскетико-моральных песнопений, трипеснцев Постной Триоди, разных умилительных тропа­рей и седальнов, песнопений в честь Богоматери, нарочито же Крестобогородичных и под. Савваитам принадлежат по преимуществу каноны на великие праздники и их предпразднества, стихиры на эти праздники. При этом некоторые ав­торы больше оттеняли догматически-отвлеченную сторону события, а другие раскрывали внутренне-субъективную сто­рону их.

Из авторов этого периода упомянем следующих. На первом месте, бесспорно, должен быть поставлен св. Андрей Критский43 или Иерусалимский44. Года жизни его: 650—726. Его перу принадлежат:

1. Великий Канон, читаемый в первые четыре дня Великой Четыредесятницы и на утрени четверга V седмицы Поста. Ве­ликим назван потому, что содержит до 250 тропарей. Это са­мое знаменитое его произведение и его можно считать одним из самых лучших творений мировой литературы.

2. Трипеснцы на Повечерии Недели Ваий, равно как и Три-песнцы в первые четыре дня Страстной Седмицы.

3. Каноны на Лазареву Субботу, в неделю Жен Мироно­сиц, на Рождество Богородицы, на св. Иоанна Крестителя и др.

4. Самогласные стихиры на Рождество Христово, Воздви­жение, Сретение, Петров День и ев, Андрея Первозванного.

Св. Иоанн Дамаскин (+ 745) — не менее знаменитый поэт, чем Андрей Критский. Если Андрей явился первым гимно-графом в области канонов, то св. Иоанн. Дамаскин в этом на­правлении сделал большие шаги. Он гораздо плодовитее св. Андрея. Каноны его, как это уже указывалось, короче Андрее­вых: он не выдерживает числа тропарей в песнях, как это де­лал Андрей; он удаляется и от библейских тем; он свободнее в выражениях; он заимствует часто из творений св. Григория Богослова; по форме он известен как любитель классической поэзии. Ему принадлежат знаменитые три канона в форме ям­бических триметров, очень трудных для понимания, витиева­тых. Нельзя ему приписать составления всего Октоиха цели­ком, как это раньше делалось, просто потому, что ряд песнопе­ний в нем надписаны именами других авторов45, а также потому, что стиль Октоиха вовсе не одинаков, не выдержан и изобли­чает разных составителей. Дамаскину принадлежат:

 

1.
Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Пятиде­сятницу (ямбические триметры),


2. Каноны на Пасху, Вознесение, Преображение, Благове­щение, Успение, на памяти свв. апостолов и святителей: Ва­силия Великого, Григория Нисского, Ипполита, Епифания, Зла­тоуста и многих преподобных и мучеников, в частности — канон в честь преп. Романа Сладкопевца.

Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известный еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалим­ской Лавре св. Саввы. Умер около 743 года. Ему принадлежат:


1. Каноны на Успение Богоматери, на Рождество Христо­во, на Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и в особенности замечательный канон на Вход Господень в Иерусалим.

Вообще же он вместе с Дамаскиным писал упомянутые каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, дру­гой же повествовал о его внешних особенностях.

2. Трипеснцы на первые дни Страстной седмицы.

3. Канон на Великий Четверток, замечательный по мыс­лям и форме.

4. Четверопеенец на Великую Субботу, впоследствии до­полненный до объема девятипесненного канона.

5. Каноны на дни: св. Григория Богослова, Иосифа Обруч-ника, Давида царя, вмуч. Георгия и др.


Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обреза­ние Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.

Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829—842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхожде­нию может быть причислен к той же группе. Он написал:

Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы.

 

ШКОЛА СТУДИТОВ


Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особ­ливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (+ 826)

Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужеб­ной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и три-песнцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопуст­ную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную.

Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди.

Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры.

Характерным отличием студитского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключитель­ных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года.

Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (+ 830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, чет­веропеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропу­стной седмицы.

Среди Студитов менее известных надо упомянуть следую­щих:

Св. Николай, Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату.

Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельст­ве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождест­вом Христовым.

Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христо­ва, в честь ев Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина, 40 мучеников, св. Прокопия и многих других.

Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «гМногими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздникиполиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

К той же школе и к тому же времени следует отнести и св. Феофана «Начертанного» или «Грапта», исповедника и митр. Никейского (+ после 843 г.), названного так потому, что ико­ноборцы выжгли на его лице богохульные слова и ругательст­ва в отместку за его стойкость в защите икон. Его перу при­надлежит свыше 100 канонов, из коих наиболее известны: Канон на отпевание, на Преполовение Пятидесятницы, в честь Святого Духа на второй день Троицы, в неделю Православия и часть канона на Лазареву Субботу и многие другие каноны и «тихиры в честь разных святых.

 

Из сказанного об историческом развитии нашего церков­ного песнотворчества следует сделать некоторые выводы. Цер­ковь, как Бого-человеческое Тело, живет и развивается в сво­их временных формах, не изменяясь по своей божественной природе. Развитие богослужебного устава и умножение празд­ников в память святых или явленных икон нашло себе среди церковных витий достойных прославителей. Формы этого бо­гослужебного прославления не появились все вдруг и не оста­лись неизменными в течение веков. Церковь усвоила некото­рые формы и многие образы церковного творчества. И здесь, в истории формации нашего богослужения, как в области музы­ки, так и поэзии, замечается свой процесс развития. От форм более примитивных дошли до большего цветения, после кото­рого начался период упрощения и упадка. Творчески плодо­творным наше церковное искусство никогда не было. От при­митивов дошли до классических форм, после чего началось увядание, подражание и, что еще печальнее, декадентство.

Если схематизировать формы церковного песнопения, то можно упрощенно свести все к следующим главным обликам.

1. Тропари, как наиболее краткие песнопения, прослав­ляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отлича­лись, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже сти­хиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».

2. Если тропарного типа песнопения были самыми кратки­ми и только суммарно оттеняли главное содержание празд­нуемого события, то кондаки классического типа46 явились уже развитой формой прославления этого события. Поэт на протяжении 24 строф большего или меньшего объема про­славлял праздник, развивая те или иные стороны события, углубляясь в богословское его содержание, богословствовал сам, вдохновляясь и не будучи связан никакими иными извне данными ему темами. Это предполагало крупный поэтический дар, вдохновение и богословскую пытливость.

3. Канон, в отличии от кондака, хотя и не стеснен крат­костью формы47, стеснен все же данной ему темой. Он про­славляет данное событие48, но должен в своих девяти песнях обязательно найти какую-то связь данного события с теми или иными событиями ветхозаветными, вспоминаемыми в биб­лейских песнях, составляющих ткань песней канона. Надо во что бы то ни стало найти связь Успения с переходом евреев через Чермное море для 1-й песни, с молитвой Анны, матери Самуила, для 3-й, с пророком Ионою для 6-й и т. д. В начале, первый творец канонов св. Андрей Критский старался искать и находил эти соотношения и сходство образов во всех пес­нях. Его «Великий канон» по числу своих тропарей, кажется, почти отвечает количеству стихов всех библейских песен, Очень скоро, однако, творцы канонов поняли, что эта связь не может быть находима всегда. Скоро от этого отказались: чис­ло тропарей в песнях быстро уменьшилось, прямая символи­ческая связь заменилась игрою слов и очень, иногда, неубеди­тельными сравнениями. Впоследствии отказались и от этого: тропари отдельных песен без всякой связи с темою песни про­славляют дневного святого. Можно найти примеры, когда дан­ный тропарь с успехом мог бы занимать место не только в данной, скажем, 1-й песне, но и в 5-й и 6-й и т. д. Это стоит в связи и с тем, что стихи самих библейских песен перестали исполняться. Часто отсутствие связи с содержанием библей­ских песен заметно не только в тропарях канона, но и в ирмо­сах, которые сами должны быть примером и образцом для тропарей.

4. Акафист по объему приближается к кондаку класси­ческого типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В от­личие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обыч­но с «радуйся». Это нанизывание «похвал» редко когда до­ходит до числа 12; по-видимому, у автора уже не хватает воображения. Акафисты последнего времени49 изобилуют гео­графическими подробностями или именами князей, пат­риархов и др. людей и почти всегда копируются уже суще­ствующие в ранних акафистах похвалы и образы. Некото­рые из акафистов XVIII в. страдают даже и униатскими оттенками.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь