Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конец вечерни - молитва святого праведного Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице - указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.



Вечерня заканчивается пением псалма 33: «Благословлю Господа на всякое время…»

 

11.2. Повече́ рие – общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды – вечери.

Повечерие бывает малое и великое.

В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон св. Андрея Критского, и праздников Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни совершается малое повечерие.

В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 псалмы, великое славословие, Символ веры, канон (не во все дни), молитва «Отче наш», тропари и ипакои.

В чин великого, состоящий из трех частей, входят:
1-я часть: псалом 69, канон (в первые четыре дня Великого поста – Великий канон, написанный Андреем Критским), псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение «С нами Бог». (Ис.8: 8-18: 9, 27), тропари, Символ веры;
2-я часть: псалмы 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), «Отче наш», тропари;
3-я часть: псалмы 69, 142, великое славословие, «Отче наш», канон, в Великий пост – молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы.

Чин повечерия содержится в Часослове.

 

 

11.3. Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду.

Различается вседневная, субботняя и воскресная.

В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1-я часть) благословение, начало обычное, Псалом 50, Псалом 118, Символ веры, «Отче наш», пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2-я часть) Пс. 129, Пс. 133, «Отче наш», тропари, отпуст, ектения.

Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо Пс. 118, читается 9-ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличаетсяипакоями вместо тропарей, каноном вместо Пс. 118, молитвой Троице – вместо Символа веры.

В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается; вмонастырях обычно бывает рано утром.

 

11.4. Вторая часть Всенощного бдения - Утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великоеславословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляетВсенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

 

В этих псалмах изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением (чтобы верующие не отвлекались, даже гасится свет). По древней традиции во время Шестопсалмия принято стоять.

Священники в это время за затворенными вратами читают положенные молитвы. Этих молитв 12.

Когда чтец прочитывает половину Шестопсалмия, священник целует престол и выходит на амвон. Стоя с непокрытой головой перед вратами, он дочитывает молитвы.

После Шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: " Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне! " (т. е. Бог - Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа).

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого.Затем читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов.

Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению.

В это время пономари готовят свечи к полиелею.

Затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: " многомилостие" или " многое освещение".

Так называется эта часть службы потому, что в древности в этот момент службы зажигались все светильники (масляные) и свечи в храме.

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа! (т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда).

Исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуия!

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов. Священники берут в руки зажженные свечи (по Уставу и все молящиеся должны стоять на полиелее с возженными свечами), отверзаются Царские врата…

Священнослужители благоговейно целуют престол…

Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень; престол – самый Гроб Господа, откуда воссияло Царство вечной жизни

…выходят из алтаря и идут на середину храма. Впереди – свещеносец, затем священники (сначала старшие, за ними – младшие), затем диаконы и другие служители.

Если на вечерне была лития и благословение хлебов, то при целовании Евангелия совершается помазание верующих елеем, освященным на вечерне, и раздается благословленный хлеб.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

 

 

11.5. Часы

Часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояниеХриста на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершениивсенощного бдения, после утрени; третий и шестой – непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он заутра услышал глас наш и исправил дела рук наших в продолжении дня.

Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери: «Взбранной Воеводе победительная...» В этой песни Божию Матерь мы называем «победоносным вождем против зла».

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51). Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1, 3, 6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Августовская эпоха (конец 1 до н.э. – начало 2 в. н.э.)
  2. Бодрствуйте в молитвах (1 Петра 4:7)
  3. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь в перед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Филиппинцам 3:13-14).
  4. В ст. 329 ГК установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами.
  5. Важнее распознавать поток Духа Святого в молитве и научиться течь вместе с Ним, чем просто знать правильную терминологию молитвы.
  6. ВЕЛИКОЕ АКТЕРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В МЕЛОДРАМЕ
  7. Воздыхания внутри нашего праведного духа
  8. ВСТРЕЧА. ПРИВЕТСТВИЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  9. Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
  10. Глава 19. Исполнение содержания на гауптвахте в отношении осужденных военнослужащих
  11. Глава 23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
  12. ГЛАВА 5. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь