Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общее понятие о Богослужебных книгах ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги начали переводиться на славянский язык в 60-х годах. У истоков этого широкомасштабного и принципиально значимого для Русской Православной Церкви явления стояли святыми солунские братьями Кирилл (Константин) и Мефодий. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней. Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, то есть книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений — книги, составленные Отцами и Учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания. Следует иметь в виду, что настоящая глава, «Богослужебные книги», представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг. Поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего саму книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.); бессмысленное зазубривание конспекта без книги недопустимо!
СВЯЩЕННО – БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ 1. Богослужебное Евангелие
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года. Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях. Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (в Евангелии от Матфея – 28 глава, в Евангелии от Марка – 16 глав, в Евангелии от Луки – 24 главы, в Евангелии от Иоанна – 21 глава) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея 116 зачал; в Евангелии от Марка – 71 зачало; в Евангелии от Луки – 114 зачал; в Евангелии от Иоанна – 67 зачал. Деление Евангелий на зачала было произведено преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Феодором Студитом. Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, называются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь…» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: «преступи Кресту», и «чти Кресту». В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день недели всего года и всех воскресений, начиная от Пасхи и заканчивая сыропустной неделей. Временной промежуток от Пасхи до Недели Всех святых включает 8 недель. Затем следуют 32 недели и четыре подготовительные к Великому посту недели: 33 — неделя о мытаре и фарисее; 34 — неделя о блудном сыне; 35 — неделя мясопустная; 36 — сырная неделя (или масленица), после которой начинается Великий пост (о необходимых при этом евангельских проступке и отступке см. конспект III класса).
2. Богослужебный Апостол
Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла; г) Апокалипсис (в некоторых изданиях). Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1 главы Деяний до 13 главы Послания к евреям — всего 335 зачал. Отступлением от этого сквозного счета служит лишь наличие двух пятидесятых и пятьдесят первых зачал: одна их пара относится к Деяниям Апостольским, а другая — к Посланию святого апостола Иакова. В книге Деяний пятидесятое и пятьдесят первое зачала являются последними, а в Послании святого Иакова — первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на пятьдесят одно зачало, но из них тридцать третье и сорок девятое не читаются в общем хронологическом порядке, а употребляются за богослужением в особые дни года (тридцать третье зачало — 11 сентября — в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а сорок девятое зачало — 3 июня — в день памяти святого равноапостольного Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух оказывается фактически не пятьдесят одно, а сорок девять, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании святого Иакова обозначены числами 50 и 51. В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня недели: «неделя» (воскресенье), «понедельник», «вторник» и т.д. Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис (Типикон, гл. 2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6 главе. Бдений положено около семидесяти, а отделов — 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч. Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»: 1) «Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) — некоторые детальные дополнения к предмету. 2) «Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены: 1. Указатель апостольских чтений по неделям, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастнами праздничных дней. 2. Месяцеслов. 3. Воскресные прокимны восьми гласов. 4. Прокимны дней недели. 5. Указатель чтений «общих святых» и на «всякую потребу». 6. Антифоны вседневные. 2.1. Указания для чтения Апостола Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола. После того, как хор пропоет «Трисвятое», и священник возгласит: «Мир всем», чтец произносит: «И духови твоему». Вслед за этим диакон возглашает: «Премудрость», после чего чтец произносит прокимен. Далее хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. После этого чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость», а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение». Диакон произносит: «Вонмем». Чтец читает положенное зачало Апостола. По окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти». Чтец отвечает ему в таком же тоне: «И духови Твоему». Диакон говорит: «Премудрость». Чтец после произнесения: «И духови Твоему» сразу же произносит: «Аллилуиа» (трижды). Хор поет: «Аллилуиа» (трижды). Чтец произносит стих «Аллилуиа», хор поет второй раз: «Аллилуиа», затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: «Аллилуиа». Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается. В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен. Некоторые прокимны имеют вставные слова, например: прокимны Богородичных праздников: «Песнь Богородицы», прокимен в Неделю святых отцев: «Песнь Отцев». Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих – из другого. На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, то есть одно зачало читается «под зачало» с другим. Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, то есть между чтением двух зачал не бывает большой остановки. При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок: 1. Сначала читаются зачала дневные, затем святым: а) во все дни недели, кроме субботы; б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых; в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова); г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом – Богородице. 2. Читается апостол сначала святому, а потом — рядовой по субботам с Недели Всех святых до Неделио мытаре и фарисее. Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», то есть от половины. 3. Псалтирь
Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других «последований» — так называемая «Псалтирь с следованием», «Псалтирь с последованием», «Псалтирь следованная»; во-вторых, только Псалтирь без «последований», на церковном языке называемая «Малою Псалтирью», «Псалтирью келейной». Псалтирь иногда называют «Учительной», так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам святителя Василия Великого, «Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем… Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, прощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную… Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму…» (Беседа на первый псалом). В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются «статьи», научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся: а) Символ святителя Афанасия, патриарха Александрийского; б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, и Кирилла Александрийского в вопросо-ответной форме; в) изложение о вере святого Максима Исповедника; г) краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения его и др. Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма — на три «Славы», или части, оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». «Славы» иногда называются «статьями», «антифонами». 17 кафизма разделяется не только на три «Славы», но и на две половины. В ней перед 94 стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово: «среда», то есть середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют «Пророческие песни», употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и «Псалмы избранныя». В конце Малой Псалтири помещаются «Последование по исходе души от тела» и «Помянник», а в более полных изданиях — «Чин 12 псалмов» и наставление «От старчества о келейном правиле». 3.1. Следованная Псалтирь[11] Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев.[12] Содержание первой части Следованной Псалтири В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени. После 20 кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после «Хвалите имя Господне». Они исполняются антифонно, двумя хорами; указания об исполнении тех или иных стихов тому или иному хору приводятся на полях против псалма буквами «а» и «в». Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17 кафизмой, исполняемые при погребении Спасителя в Великую Субботу. Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве (в Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать «Последование по исходе души от тела». Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий: «Молитвами святых отец… Аминь. Трисвятое по «Отче наш…» Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава», «Честное пророка Твоего Господи торжество…», «И ныне», «Многая множества…», «Господи, помилуй» — 40 раз, молитва «Всесвятая Троица…», «Приидите, поклонимся» (трижды) и первая кафизма. На каждой «Славе» читается молитва: «Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)… или рабу твою…». Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по «Отче наш», тропари и положенная на каждой кафизме молитва. Следующая кафизма начинается словами: «Приидите; поклонимся». Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством. 2 часть Следованной Псалтири: Часослов Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного крута богослужения, преимущест-венно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами. Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, первого часа, третьего часа, шестого часа и девятого часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению — Божественной Литургии. В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила объединять их в три группы и совершать вечером, утром и около полудня. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие. В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: третий, шестой час и литургия (или изобразительны). В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать её в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно. Субботняя полунощница совершается, как видно из ее названия, в субботу. Главное ее отличие от вседневной полунощницы заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17 кафизма, а на субботней — девятая кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, то есть воскресная полунощница, имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе. За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, то есть шесть избранных псалмов. Далее — «Бог Господь» со стихами. В течение Великого поста и в тех случаях, когда не служится литургия, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются в период Великого поста, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии восьми гласов. Светильны читаются после девятой песни Великим постом, а эксапостиларии — во все дни недели. На девятой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим…» В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью. За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы — 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на вседневной — чтением со слов: «Хвалите Господа с небес». В конце последнего псалма есть указание киноварью — «на шесть», «на четыре». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш…». Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…». Далее — «Благо есть исповедатися Господеви…». Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания. После утрени в Часослове положена служба Часов (первого, третьего и шестого) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне. За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 — «Хвали душе моя Господа», далее «Единородный Сыне…», «Во царствии Твоем…», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и тридцать третий псалом: «Благословлю Господа…». За Изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует девятый час с его междочасием. Затем — вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах…». Конец имеет киноварные пометки «на 10», «на 8», «на 6», «на 4» — это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: «Свете Тихий…», «Аллилуйа» со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи…», которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои…», «Помилуй нас, Господи…» Затем следует: «Ныне отпущаеши…», «Богородице Дево, радуйся» и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия. В конце Часослова помещается уставная статья «О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых». Окончание «Учебного Часослова» гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова. 3 часть: Месяцеслов За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1 сентября (по старому стилю). На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого. Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и т.д., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: «О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых», то есть о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви. В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития. Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. Па полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом — это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А, В, Г, Д, Е, S, 3. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква. Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобныеиправедные. Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мир Ликийских, то есть епископствовавший в Мирах, расположенных в провинции Ликия (Малая Азия); Тихон Воронежский; Дмитрий Ростовский; Феодосий Черниговской и т.п. Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, то есть претерпевшими страдания. Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, то есть монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование «отец» усвояется настоятелю монастыря, причисленного к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование «матери» усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной. Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу. После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, то есть Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг. За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы, Недели святых Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные восьми гласов. Ипакои — это краткое песнопение, которое читается на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении. После воскресных тропарей восьми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, — называются они мертвенными, так как. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата – 25), в которой содержатся «Богородичны отпустительны». Так называются песнопения, «поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени». Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака. Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные. В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее — кондаки общие святым. 4 часть Следованной Псалтири Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Святых Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему — припев к тропарям канона: «Иисусе Сладчайший, спаси мя». Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть «Похвала Богородице», так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется «Параклисис», то есть утешительный. Припевом ко всем канонам Божьей Матери являются слова молитвенного воззвания: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Четвертый канон Ангелу Хранителю имеет припев: «Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне», или же «Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя». Пятый канон — ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: «Сердце чисто созиждя во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; ко второму — «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». За этим каноном следуют молитвы ко Святому Причащению и молитвы благодарственные по Причащении. В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением святого Кирилла Александрийского «О исходе души и о втором пришествии Господа». 5 часть: Семиднев Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения. В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется. На воскресный день положена воскресная служба шестого гласа. В понедельник — служба Бесплотным Силам — первого гласа. Во вторник — Предтече — второго гласа. В среду — Божией Матери — третьего гласа. В четверг — святым апостолам и святителю Николаю — четвертого гласа. В пятницу — Животворящему Кресту — пятого гласа. В субботу — Всем святым — восьмого гласа. За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших (последние две главы входят и в Малую Псалтирь). Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода сборником, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.
ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
1. Понятие недельного круга богослужения
Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни недели освящает совершением церковных служб. При этом она соотносит с каждым днем недели особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, то есть состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению — Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих. Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова. В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими. Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова наземле. Между ними Церковь особенно чтит святого Иоанна Крестителя. Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову. В четверг Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека — апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мир Ликийских. Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере. Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пятницу.
2. Октоих
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня недельного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной недели, то есть начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на первый глас, в следующую неделю ¾ на второй, затем ¾ на третий и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с первого гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствам; 2 глас — нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию; 3 глас — плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти; 4 глас — быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию; 5 глас — томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами; 6 глас — печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою; 7 глас — мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование; 8 глас — печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души. Пение Октоиха в будние дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В воскресение пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по пятую неделю Великого поста (включительно). В будние дни Октоих не поется: 1) в дни предпразднеств и попразднеств; 2) в праздники, начиная с праздников со знаком +; 3) в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов); 4) во время пения Цветной Триоди, то есть с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы. Первым составителем Октоиха считается святой Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др. В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви. Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни Октоих состои Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы