Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЖИЗНИ ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА



 

 

1. Способ созыва верующих к богослужению

(о колокольном звоне)

 

В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он — не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.

В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскусный род музыки.

Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) — самое древнее орудие созыва к богослужению (IV-V вв.).

Позднее христиане стали созываться звуками трубы илирога, звуками «тока», «клепала»; «била» и «клепала» были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:

1) по материалу: деревянные, железные;

2) по величине: «великое», «малое» (или «бильце») и самые большие (праздничные), называемые «тяжкая»;

3) по способу употребления: ручные и подвесные.

Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.

1) Ударение в «малое» било («бильце»), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков — как бы сень и прообраз будущих событий.

2) Ударение в «великое» било, которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь («во всю землю изыдевещание их и в концы вселенныя глаголы их») — проповедь Евангелия;

3) ударение в «тяжкая» напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем «била» и «клепала». Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии ¾ Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VIII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии, и с Запала. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола — военная добыча завоевателей). В XIV веке летописи упоминают о колоколах на Руси — колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери.

Уставное церковное название колокола — «кампан», или «звон». « Звон » — от русского слова «звонить», а «кампан» — или от латинского слова campus — «поле» (место их литья; поле — место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола разносится всюду), или — более вероятно — от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.

Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест — звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долго терпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс. 121, 1) — говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Звон в собственном смысле слова есть одновременное ударение в несколько колоколов.

Благовест представлен следующими видами:

а) благовест в собственном смысле слова — мерные, неторопливые удары в один колокол;

б) перезвон — многократное последовательное ударение от большого колокола до малого в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;

в) перебор — медленное однократное ударение в каждый колокол по порядку, с последующим одновременным ударом во все колокола.

Звон, совершающийся в три приема, то есть троекратное повторение музыкального периода гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть:

а) « трезвон во вся» (35 глава Типикона);

б) « трезвон в двои», то есть в два колокола (часы Великой Пятницы).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковный жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая. И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: «Благовествуй миру радость велию». Таким образом, церковный звон — глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение — голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: «Господи, помилуй» (трижды) или: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

 


2. Православные праздники

 

Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодетеля, «на всякое время и на всякий час». Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению Ему: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века»… Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать наше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о «едином на потребу»), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники являют собой Божие установление: «Помни день субботний, чтобы святить его…», ¾ гласит четвертая ветхозаветная заповедь Божия (Исх. 20, 8).

В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые.

 

Великие праздники

Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге +. К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, и 5 недвунадесятых праздников.

 

Великие двунадесятые праздники [9]

№ п/п Наименование праздника Дата празднования
1. Рождество Пресвятой Богородицы 21(8) сентября[10]
2. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 (14) сентября
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября)
4. Рождество Христово 7 января (25 декабря)
5. Крещение Господне (Богоявление) 19 (6) января
6. Сретение Господне 15 (2) февраля
7. Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта)
8. Вход Господень во Иерусалим (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением) за неделю до Пасхи
9. Вознесение Господне в сороковой день по Пасхе (в четверг)
10. Пятидесятница, или Троица в пятидесятый день по Пасхе — (в воскресенье)
11. Преображение Господне 19 (6) августа
12. Успение Божией Матери 28 (15) августа

 

Праздник Пасхи — это «праздников праздник и торжество торжеств». Он бывает в различные дни месяца апреля или мая (от 4 апреля до 8 мая (от 22 марта до 25 апреля по старому стилю)) в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. РАЗМЫШЛЕНИЯ ИСТОРИКА-ХРИСТИАНИНА
  2. IV.8. Возвращение к мирной жизни
  3. IX. ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЖИЗНИ ПАТРИАРХА ТИХОНА
  4. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  5. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  6. АКУШЕРСКИЕ ДАННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНО УСЛОВИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПЛОДА
  7. Альтруизм: мировоззрение и образ жизни
  8. Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет).
  9. Бессознательное и сознательное, их соотношение в жизни человека
  10. Библия открывает истину, возвещает о Божией любви и вечной жизни во Христе Иисусе.
  11. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
  12. Благовестник обязан знать, по мере сил, что в жизни его нет ничего противного Богу, мешающего служению Духа Его душам слушателей.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь