Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие сведения о книге молебных пений



Книга молебных пений содержит последование и чины для молебных пений. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника, а другие со­держатся только в этой книге.

Из последований здесь помещены молебные пения во время брани, против супостат, благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, последование молебного пения во время бездождия и во время безветрия.

В книге содержатся еще " чины", отличающиеся от " последований" тем, что в них нет канона. Чины эти следующие.

а) чин благословения в путешествие,

б) чин хотящим по водам плыти,

в) чины благословения судна ратного, воинского знаме­ни, воинских оружий, нового корабля,

г) чин на копание нового кладезя и благословение его.

Наконец, как бы в дополнение, печатается особое молебное пение во время губительного поветрия и смертоносные немощи с каноном Пресвятой Троице. Ектении и молитвы из этого пения читаются на Литургии во время губительных болезней.

Некоторые полагают, что книга составлена при Петре I, так как на благодарственном молебне, изложенном в книге, читается молитва, принадлежащая видному деятелю петровской эпохи Псковскому архиепископу Феофану Прокоповичу.

Иерейский молитвослов

Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церк­ви. В нем помещаются:

1. службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы,

2. молитвословия, которые составляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихиры, каноны, акафисты, молитвы;

3. Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, кото­рые вкратце печатаются при Месяцеслове - тропари, кондаки;

4. молитвословия, которые отсутствуют в дру­гих богослужебных книгах и содержатся только в Молитвослове, это - службы на всякие прошения.

Типикон

Эта церковно-богослужебная книга содержит систематичес­кие указания определенного порядка и образа совершения бого­служений суточного круга (вечерни, повечерия, утрени, часов, Божественной Литургии), седмичного круга (Октоих), месячного круга (Минея), богослужений св. Четыредесятницы (Триодь Пост­ная) и св. Пятидесятницы (Триодь Цветная).

Название " Типикон" эта книга получила от греческого слова tà poj - образец. Другое, также распространенное название этой книги - ''Устав". На титульном листе Типикона книга озаглавлена: " Типикон, сие есть Устав". Носила эта книга и другие названия. Св. Савва Освященный (+ 532 г.), которого преданние считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон.

Представитель другой формы Церковного Устава, так на­зываемого Студийского, - преподобный Феодор Студит (IX в.) назвал свой устав: Ø ponÚ pwsij - отобраз, очерк.

Полное заглавие Типикона на первом листе таково: " Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Ие­русалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца на­шего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителех, подобне и в прочих святых Божиих Церквах". Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преп. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.

Значение Типикона и нашей Православной Церкви

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней бо­лее тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчест­ва Отцов, Учителей и подвижников веры и благочестия, кото­рые, по словам митрополита Филарета, " более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в ко­торых потому более прояснился образ Божий и открылось чис­тое созерцание".

Церковный Устав показывает нам образец, тип богослу­жения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет " благообразно и по чину", как заповедал это св. ап. Павел (1 Кор. 14, 40).

Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец бо­гослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизмен­ности тот порядок, состав и дух, в которых они были переда­ны свв. Апостолами. Это - живое предание Церкви от времен свв. Апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является охранителем чистоты Православия, стражем Православия.

Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом ве­ликих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием свв. Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маюмского и др. св. Отцов, их священнодействия, обря­ды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспи­тания верующих.

При условии точного исполнения Церковного Устава Пра­вославное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Цер­ковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан.

Не случайно поэтому все священнослужители при посвяще­нии в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава.

Содержание Типикона

По своему содержанию Типикон разделяется на два нерав­ных по объему отдела.

Первый отдел делится на три части:

1-я часть - " Общая" (1-47 гл.)

2-я часть - " Частная" (48-51 гл.)

3-я часть - " Дополнительная" (52-60 гл.)

Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - " Храмо­вые главы" (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 гл. - припевы на 9-й песни.

60 гл. - Пасхалия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Последование вседневной вечерни

 

Священно- и церковно-служители Последование вечерни Книги
  СВЯЩ. по окончании 9-го часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из Алтаря северной дверью, становится перед Царскими вратами и возглашает:  
СВЯЩ. «Благословен Бог наш...» Служебник
ЧТЕЦ «Аминь», «приидите, поклонимся» (3 раза), «Благослови душе моя Господа» (пс. 103). Часослов (или След. Псалтирь)
СВЯЩ. Читает тайно 7 светильничных молитв, которые находятся в Служебнике, в самом начале чина вечерни. Служебник  
ЧТЕЦ Чтец, окончив 103 пс., произносит: «Слава, и ныне» «Аллилуия» (3 раза). В это время СВЯЩ. уходит в Алтарь, а диакон выходит северными дверями на амвон и произносит великую ектению: Часослов (или След. Псалтирь).
ДИАКОН «Миром Господу помолимся» Служебник
ХОР Поет: «Господи, помилуй»  
СВЯЩ. Возглас после ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава...» Служебник
ХОР «Аминь»  
ХОР «Господи, воззвах». «Да исправится молитва...» Часослов (или След. Псалтирь)
ХОР Стихиры на 6 (после стиха «Аще беззакония назриши...») «Слава и ныне» и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам вечером Крестобогородичен. Если есть «Славник» в Минее, то на «И ныне» поется Богородичен из 2-го приложения. Октоих и Минея; если 2 святых - только Минея. Крестобогородичен находится на ряду в Минее.
ХОР После стихир поет: «Свете тихий» Часослов (Псалт.)
ДИАКОН «Вонмем» Служебник
СВЯЩ. «Мир всем» Служебник
ХОР «И духови твоему» Служебник
ДИАКОН «Премудрость вонмем, прокимен глас» (1, 2, 3...8), произносит прокимен дня. Служебник
ХОР Поет прокимен 2, 5 р. Часослов (Сл. Пс.)
ЧТЕЦ «Сподоби Господи...» Часослов (Сл. Пс.)
ДИАКОН Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» Служебник
ХОР «Господи помилуй» и «Подай Господи»  
СВЯЩ. «Яко благ и Человеколюбец Бог еси...» Служебник
ХОР «Аминь»  
СВЯЩ. «Мир всем» Служебник
ХОР «И духови твоему»  
ДИАКОН «Главы наша Господеви приклоним» Служебник
ХОР «Тебе Господи»  
СВЯЩ. «Буди держава царствия Твоего» Служебник
ХОР «Аминь»  
ХОР Поет стихиры на стиховне Октоих, стихи из Часослова
ЧТЕЦ «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...» Часослов (Сл. Пс.)
СВЯЩ. «Яко Твое есть царство...»  
ХОР «Аминь» Тропарь. «Слава и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи.   Минея или Часослов
ДИАКОН Сугубая ектения: «Помилуй нас Боже...» Служебник
ХОР «Господи, помилуй» (3 раза)  
СВЯЩ. «Яко милостив...» Служебник
ХОР «Аминь»  
ДИАКОН «Премудрость» Служебник
ХОР «Аминь». «Утверди Боже...»  

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь