Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наименования, указывающие на объем песнопений



Кондак и Икос. Это суть песнопения, выражающие сущность праздника или же «похвалу» святому, но с тем отличием, что кондак (от греч. — краткий, малый) короче по своему содержанию, а икос (греч. - дом) — пространнее. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.
По изъяснению Марка Эфесского, икосы (в переводе с греч. - дом) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов. Оба песнопения сходны не только по содержанию, но и по изложению: писаны одним размером, поются на один и тот же глас, оканчиваются нередко одними и теми же словами. Кондак представляет из себя как бы тему последования, а икос — развитие этой темы. Посему икос полагается всегда после кондака и никогда без него. Другой перевод кондака нам предлагает Киприан Керн. «Тропарь (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника» [Керн, 2000: ].

В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона. В древности тропарь был очень большим произведением занимавший 20-30 строк, и был отдельной темой.
Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их

1. Стихира (греч. - многостишие, или - то, что написано стихами). Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на три вида:

а) стихиры на «Господи воззвах»; они поются на вечерни после пения псалма 140 («Господи воззвах») и предваряются стихами или припевами из псалмов 141, 129 и 116 («Изведи из темницы душу мою...» и проч.);

б) стихиры стиховньт или на стиховне; так называются стихиры, имеющие пред собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на «Господи воззвах и на «Хвалите»), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника; в) стихиры на хвалитех или хвалитны — это те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов — 148, 149 и 150, в которых часто повторяется слово «Хвалите». Кроме этих стихир есть стихиры литийные, которые поются на литии.

2. Канон. Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней (в большей части Канонов 2-й песни нет; в некоторых канонах (четырепеснцах, трипеснцах и двупеснце) пропускаются и другие песни, кроме 8-й и 9-й), составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (греч. — правило). По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, богородичными, троичными, святых.

Ирмос (связь, сплетение, ряд) — первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Ирмос, как показывает само его название, содержание и положение во главе тропарей - служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно этому событию. Достигается это аналогией, которую ирмос открывает между празднуемым событием и событием, воспеваемым в библейской песни. При этом песнь, описывающая известную память (по которой составлен канон) перефразируется сообразно с содержанием библейской песни, и, по возможности, ее же словами. Вместе с тем ирмос служит образцом для тропарей и по напеву, и по ритмическому строению. То есть, в тропаре должно быть столько же строф (и такой же длины) и столько же музыкальных строк, как в ирмосе.
Ирмос бывает только один для каждой песни канона — это, впрочем, следует из самого его понятия. [Скабалланович, 2004: ].
Ирмос 1-й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев чрез Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх. 15: 1—21). Событие это служит прообразом нашего спасения чрез Иисуса Христа, Который Своим Воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божиею, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.

Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им пред своею смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32: 1—43). Вторая песнь, как песнь покаяния, поется только в Великом посту.

Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1 Цар. 2: 1—10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые, до принятия христианства, не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей («Процвела есть пустыня... языческая неплодящая церковь...» — воскресный канон 2-го гласа).

Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни пророка Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв. 3: 1—19). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от девы Марии.

Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни пророка Исаии, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис. 26: 9—21). Словами этого пророка в ирмосе 5-й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.

В ирмосе 6-й песни, составленном по образцу молитвы пророка Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона. 2: 3—10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани — вечному спасению.

Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа вовеки (дан. 3: 25—45, 51—90).

В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи святого Захарии по случаю рождения у него сына — святого Иоанна Предтечи (Лк. 1: 68—79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою (Лк. 1: 4655).

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Священном Писании, положено во время канона петь или читать — в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона, вместо стихов библейских песней, произносятся припевы, т.е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются).

3. Тропарь. «Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.
Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом и не библейская песнь» [Керн, 2000: ].

Тропарь (от греч. τ ρ ο π ά ρ ι ο ν — тон, лад, мелодия; в свою очередь τ ρ ό π ο ς = ή χ ο ς — глас, напев) — одно из древнейших церков­ных песнопений.
Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.
«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое назва­ние которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперни­чать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)» [Скабалланович, 2004: ].

Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выражающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами (греч. образ).

4. Антифоны (анти — против и фон — глас; противогласник и звук, голос). Это — священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах. В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны бывают нескольких видов:

а) антифоны кафизм, или «славы», поемые, по Уставу, на два лика;

6) антифоны изобразительные, состоящие из псалмов: 102 («Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его...») и 145 («Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем...») и поемые в субботние, воскресные и праздничные дни на литургии после великой ектении. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо 3-го антифона поются блаженны с тропарями из 3-й, 6-й или иной песни утреннего канона;

в) антифоны вседневные, состоящие из псалмов: 9 («Благо есть исповедатися...»), 92 («Господь воцарися, в лепоту облечеся...») и 94 («Приидите, возрадуемся...»), поемые на литургии, вместо изобразительных и блаженных, в дни непраздничные, когда в Уставе не указаны песни канона на блаженных. К стихам указанных псалмов присоединяются припевы новозаветных песней, — именно: к стихам 1-го антифона: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; к стихам 2-го антифона: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; к стихам З-го антифона:

«Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа». (Антифоны изобразительные и вседневные см. в Ирмологионе.);

г) антифоны праздничные поются в двунадесятые праздники Господни, кроме Сретения (праздник этот по службе относится к разряду Богородичных), и во все дни Светлой седмицы, и состоят из стихов псалмов, имеющих отношение к празднуемому событию, и припевов. Припев 1-го антифона: «Молитвами Богородицы...»; 2-го антифона: применяется к празднику, например, в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа»; припевом 3-го антифона служит тропарь праздника. Последний стих 3-го антифона называется входным, потому что его произносит диакон при входе в алтарь; д) антифоны степенны; они поются на утрени воскресной и в праздники со всенощным бдением и с полиелеем (пред чтением Евангелия) и называются степенными потому, что составлены (Иоанном ДамаскиНым) применительно к 15-ти так называемым степенным псалмам (от псалма 119 до псалма 132), певшимся в ветхозаветной Церкви на 15-ти ступенях Иерусалимского храма. Своим содержанием антифоны также ведут нас, как бы по ступеням лестницы, от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от владычества греха к освящению Духом Святым. Для каждого гласа имеются особые антифоны Степенны (для 8-го гласа — четыре антифона, а для остальных гласов — по три антифона). Каждый антифон состоит из трех стихов. Чаще других антифонов поется 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». (Антифоны степенны печатаются в Октоихе и Ирмологионе.)

5. Подобны, самоподобны и самогласны. Подобными называются Такие песнопения, которые Послужили образцом (подобием) для других песнопений, иногда в Отношении Содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же Образцом другим песнопениям по составу, подобны служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же подобен), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и подобен и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. Самоподобными и самогласными называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть две или три известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют однако сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою. Глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.

6. Косныя, т.е. песнопения, которые поются протяжно, медленно, как, например, причастны, величания и проч.


Поделиться:



Популярное:

  1. AVC достигают макс. величины при этом объеме
  2. Алфавитный способ группировки литературы используется в том случае, когда список невелик по объему (до 40 наименований).
  3. Анализ рознич т-та по общему объёму и ассортим структуре. Резервы роста т-та
  4. Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств
  5. Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.
  6. Больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров
  7. В зависимости от объема банковских операций, предоставляемых клиенту, банковские счета подразделяются на следующие виды: расчетные, текущие и специальные (бюджетные, ссудные и т.д.).
  8. В, е – ОЦК (объемноцентрированная кубическая)
  9. Важнейший, по мнению кейнсианцев, инструмент регулирования объема производства и занятости
  10. ВАЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЪЕМОВ
  11. Виды и значение следов ног человека. Осмотр, фиксация и изъятие объемных и поверхностных следов ног. «Дорожка» следов ног и ее криминалистическое значение.
  12. Вопрос 14 Определение равновесного объёма производства: метод «изъятий и инъекций».


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь