Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ



АКАФИСТ ( ¢ k£ qistoj ) - неседален, т.е. такое песнопение, во время которого не разрешается сидеть. Первый акафист сос­тавлен в честь Богоматери диаконом великой Константинополь­ской Церкви Георгием Писидийским и воспет по случаю чудес­ного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 г.

Акафист Божией Матери состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке 24 букв греческого алфавита так, что за каждым кондаком следует икос. Первый кондак: " Взбранной Воеводе..." не входит в этот общий счет, он стоит от­дельно и служит темой всего акафиста. Каждый кондак, кро­ме 1-го, оканчивается припевом: " Аллилуиа", а каждый икос оканчивается ангельским приветствием Богородице: " Радуйся, Невесто неневестная". Весь акафист по своему содержанию делится на две части: первая (начальные 12 песней, до 7-го икоса) имеет содержание историческое, здесь излагается ис­тория воплощения и первые годы жизни Иисуса Христа; вторая часть (последние 12 песней) имеет содержание догматическое и нравоучительное, причем в кондаках изображаются таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Ее высочайшие со­вершенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим.

Литургическое употребление акафиста предписано Типи­коном в 5-ю субботу Великого Поста на утрени, это так наз. " Похвала Пресвятой Богородицы".

По образу этого акафиста составлены и другие акафисты: Иисусу Сладчайшему, св. Николаю и др.

АКРОСТИХ - это фраза, состоящая из начальных букв главных стихов канона. Эта черта греческих канонов удержалась и в некоторых канонах русского происхождения: так, в каноне св. Димитрию Царевичу из начальных букв главных стихов составляется фраза: " Хвалю славу царевича Димитрия".

В настоящее время из канона поются лишь ирмосы, а припевы и тропари читаются. Полностью поется только пасхальный канон.

АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который поется при пении " аллилуйя" на Литургии после чтения Апостола (т.е. перед чтением Еван­гелия). Аллилуарии имеют отношение как к евангельскому чтению, так и к службе дня, святого, праздника, а потому и называются " аллилуарий дне", " аллилуарий гласа", " аллилуарий праздника". Пение " аллилуария" перед чтением Еван­гелия имеет такое же значение, как и пение прокимна перед Апостолом.

АНТИФОНЫ - понятие, вошедшее в литургическую практику в глубокой древности. В сущности, это даже и не форма особых песнопений, как например, тропарь, кондак, стихира, а ско­рее способ исполнения тех или иных песнопений Название это происходит от греческого ( ¢ nt… fwnoj ) - и означает " попере­менное пение". Происхождение этого способа пения - древнегреческое. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении (и одно из древнейших сообщений и о христи­анах, и о Христе) мы находим в известном письме Плиния Младшего, наместника и Вифинии, к императору Траяну. По сообщению автора письма, христиане собирались в известные дни до восхода солнца и пели в честь Христа свои песни по­переменно, т.е. антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует, что св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, имел видение ангельских чинов, воспевавших в честь Св. Троицы антифонные гимны, и ввел такое пение в своей Церкви. Об антифонном пении говорит и св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокесарии. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366-384), в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе - св. Иоанн Златоуст. Но кроме этого своего значения как способа пения, слово " антифон" употребляется в литургике и для обозначения отдельных пес­нопений и частей песенного материала. Ниже приводятся основные случаи употребления этого термина.

а) Антифоны Псалтири

Первая кафизма Псалтири " Блажен муж", разделяясь, как и другие кафизмы, на три " Славы", удерживает за ними на языке нашего Типикона наименование " антифонов". Это объяс­няется тем, что или вся кафизма, или первая ее " Слава" (первый антифон) поются в известные дни антифонно, т.е. попеременно двумя клиросами.

б) Антифоны изобразительные

К этим антифонам относятся пс. 102 'Благослови душе моя, Господа..." и пс. 145 " Хвали душе моя, Господа", кото­рые поются в субботние, воскресные и праздничные дни на Литургии после великой ектении. При пении антифонов изоб­разительных вместо 3-го антифона поются блаженны " Во Царст­вии Твоем" с тропарями из 3-й и 6-й песен утреннего канона.

в) Антифоны вседневные

Это псалмы 9, 92, 94. Первый антифон " Благо есть исповедатися Господеви" с припевом к стихам " Молитвами Богоро­дицы Спасе, спаси нас". Второй антифон " Господь воцарися, в лепоту облечеся..." с припевом к стихам " Молитвами святых Твоих Спасе, спаси нас". Третий антифон " Приидите, возраду­емся Господеви..." Вседневные антифоны по Уставу положено петь на Литургии в непраздничные дни вместо изобразительных.

г) Праздничные антифоны

Праздничные антифоны составлены из стихов различных псалмов, соответственно содержанию праздника, и поются на Литургии в двунадесятые Господские праздники, а также на Пасху в течение всей Пасхальной седмицы. Эти стихи псалмов соединяются с особыми припевами. Припевом к стихам 1-го праздничного антифона служат слова " Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас". Припев к стихам 2-го праздничного анти­фона соответствует содержанию праздника. Так, например: на Воздвижение - " Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя"; на праздник Рождества Христова -" Рождайся от Девы", на Преображение - " Преобразивыйся на горе..."; на Пасху - " Воскресни из мертвых, " на Вознесение " Вознесыйся во славе", на Пятидесятницу - " Спаси ны, Уте­шителю Благий..." и проч. Припевом к стихом 3-го празднич­ного антифона служит тропарь праздника.

д) Степенные антифоны

Они поются на воскресной утрени по гласам, а в празд­ничные дни (на полиелейной службе и выше) поется степенный антифон 4-го гласа " От юности моея..." Степенные антифоны составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (с.119-133), называвшимся песнями степеней, или песнями восхождения, потому что они пелись иудеями на 15 ступенях Иерусалимского храма. Общее число степенных антифонов 8, по числу гласов. Каждый состоит из 3 частей, кроме 8-го, имеющего 4 части. Это песнопения духсвно-аскетического со­держания, в них говорится об очищении души от страстей и греха и устремлении ее к Горнему миру. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа, как Источника света, жизни и освящения для разумных существ.

БЛАЖЕННЫ - тропари, предваряемые стихами из евангельских блаженств (Мф. 5, 3-12). Они поются на литургии вместо 3-го антифона перед малым входом. Тропари берутся с 3 и 6 песней канона (иногда и из других песней).

БОГОРОДИЧНЫ - песнопения в честь Божией Матери. За великие заслуги Богоматери в деле спасения рода человеческого Цер­ковь установила каждое чинопоследование заканчивать призыванием Её святого имени. Так, в конце ектении диакон говорит: " Пресвятую, Пречистую.." Богородичны в конце каж­дого ряда песнопений (стихир, тропарей, седальнов, светильнов) поются с припевом: " И ныне и присно..."

ВОСКРЕСНЫ - песнопения, в которых прославляется воскресе­ние Христово. К ним относятся воскресные тропари, кондаки, каноны и др. Это наименование указывает и на время употреб­ления этих песнопений за богослужением, а именно - в воск­ресенье и в период от Пасхи до Пятидесятницы.

" ВОНМЕМ" - повелительная, или точнее сказать, пригласитель­ная форма глагола " внимать" - " будем внимать", " будем вни­мательны", " со вниманием будем слушать". Такое приглашение делается во время богослужения тогда, когда от предстоящего народа требуется особое внимание или для слушания Божест­венного учения, или для уразумения совершаемого таинства либо обряда, имеющего таинственное значение. Поэтому " вонмем" говорит диакон перед чтением паремий, Апостола, Еван­гелия и прокимна. А чтобы внимание было бдительное, для этого часто со словом " вонмем" возглашается слово " премуд­рость", означающее, что требуемое внимание необходимо для уразумения Божественной премудрости.

ДОГМАТИКИ - богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным (+745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на " Господи воззвах" (на "...и ныне" ):

а) в воскресные дни;

б) на службах с ве­ликим славословием и выше;

в) по пятницам в дни отдания гласа.

Догматик 1-го гласа, его начальные слова: " Всемирную славу..." В нем раскрывается истина о воплощении Сына Бо­жия с указанием о всемирной славе Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены.

Догматик.2-го гласа " Прейде сень законная..." Здесь показывается отношение ветхозаветных прообразов к новоза­ветным событиям.

Догматик 3-го гласа " Како не дивимся..." Показан об­раз рождения Господа.

Догматик 4-го гласа " Иже Тебе ради богоотец пророк Давид..." Раскрывается сотериологическое значение рождения Господа.

Догматик 5-го гласа " В Чермнем мори..." Показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы.

Догматик 6-го гласа " Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево..." Раскрывается неслитное и нераздельное соединение естеств в Лице Господа.

Догматик 7-го гласа " Мати убо позналася ecи..." Раск­рыто учение о сверхъестественности и таинственности вопло­щения Сына Божия.

Догматик 8-го гласа " Царь небесный..." В этом догма­тике дается положительное и краткое изложение Боговоплощения - важнейшего догмата христианства,

Догматики великолепны как по своему содержанию, так и по своей поэтической форме. Они служат лучшим подтвержде­нием того, что по своему внутреннему содержанию наша гимнография есть храмовое исповедание наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных песнопений христианин за бого­служением посвящается в таинственные глубины нашей веры.

ЕКТЕНИЯ - ряд молитвенных прошений, протяжно (от ™ kte… nw - протягиваю) произносимых священником или диаконом. Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектения " Миром Господу помолимся" называется великой, потому что в ней имеется более прошений, чем в других ектениях. Ектения " Паки и паки миром Господу помолимся" называется ма­лой, ибо состоит из двух прошений великой ектений. Ектения " Рцем вси" и " Помилуй нас, Боже" называется сугубой, потому что в ней усугубляется, или повторяется трижды мо­ление " Господи помилуй". Просительная ектения состоит из 6-ти прошений, после которых поют: " Подай Господи". Есть еще ектений заупокойные (великая, малая и сугубая).

ИПАКОИ - (à pakoÙ w - подпевать или à pako» - внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются по гласу на воскресной полунощнице после Троичных св. Григория Синаита и Трисвятого и на утрени перед анти­фонами и чтением Евангелия. Свое наименование эта песнь получила оттого, что ее за певцом или чтецом подпевал народ. Но для того чтобы петь со слов другого, требуется вниматель­но прислушиваться к произносимым словам, а потому и наиме­нование " ипакои" указывает на большое внимание, с которым подобает слушать эту песнь; она требует особого внимания и ради важности ее содержания, которым служит истина воск­ресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакои всегда должны быть выслушиваемы стоя.

КАНОН - слово греческое ( kanè n ) - и означает в пере­воде - норма, правило, в частности, правило веры, правило истины. В богослужении каноном называется особая группа песнопений, входящих преимущественно в состав утрени и связанных единством темы (прославление того или иного святого или события из евангельской истории). От правиль­ности и стройности соединения отдельных частей в одно це­лое и получило свое наименование это песнопение. Канон раз­деляется на так называемые песни. Полное число песен в ка­ноне - девять или восемь (практически восемь, т.к. 2-я песнь обычно опускается - ее положено петь во вторник в седмицы Великого поста). Но есть каноны неполные, состоящие из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В целом каноне раскрывается одна главная тема, отчего каноны и получили свое название воскресных, крестовоскресных, троичных, богородичных; многочис­ленные каноны посвящены святым. Каждому стиху (тропарю) канона предшествует соответствующий главной теме всего ка­нона " припев". Например, в каноне воскресном - " Слава Гос­поди, святому воскресению Твоему", в Богородичном - " Прес­вятая Богородице спаси нас" и т.п.

Каждая песнь канона состоит из стихов ( st… coj ). Первый стих, являющийся образцом и связью для последующих стихов данной песни, называется ирмосом ( e… rmoj - связь). Остальные стихи называются тропарями (от trepw - обра­щаюсь), потому что они " обращаются" к ирмосам, т.е. подчи­няются им и приближаются к ним по своему содержанию, размеру, напеву. Особый ирмос, который поется в конце песни, называ­ется катавасией (от katabas… a - схождение), так как для пения его певцы сходились с обоих клиросов на середину храма (Тип. 19 гл.)

Каноны составляют самый обширный отдел православной христианской гимнографии. Их писали лучшие песнотворцы (гимнографы) Восточной Церкви - св. Андрей Критский (+726), преподобные Косма Маиумский (+ 743), Иоанн Дамаскин (+745), Феодор Студит (+826) и его брат Иосиф Студит (+830) и многие другие. Значительная часть канонов написана в греческом подлиннике метрическими стихами; некоторые, кроме того имеют акростихи.

КАФИЗМА - (от греч. kaq… jw - сижу) - сидение. Так назы­ваются псалмы Псалтири, разделенные на 20 отделов, или кафизм, после чтения которых (на утрени) дозволяется сидеть.

КОНДАК и ИКОС - краткие песнопения, выражающие сущность праздника или похвалу святому. Вместе с тропарем кондак является основным песнопением дня. Различие между кондаком и икосом состоит в том, что в кондаке заключается общая мысль (тема), которая уже шире раскрывается в икосе. Поэтому кондак всегда помещается вместе с икосом (после 6-й песни канона). Эти песнопения сходны не только по своему содер­жанию, но и по форме: писаны одним размером, оканчиваются нередко одними и теми же словами, поются на один и тот же глас. Творцом кондаков является св. Роман Сладкопевец (V-й век), который составил их на основании жизнеописаний святых и мученических актов, читавшихся во время богослужении в дни памяти святых. Так как кондаки св. Романа кратко пере­дают содержание жизни святых, то они получили свое наимено­вание (от kond£ kion - " краткий", " малый" и Ñ … koj - " дом" ). Кроме того, песни, составленные св. Романом, могли получить свое наименование и от того материала, на котором они писались; по сообщению св. Марка Ефесского, св. Роман получил дар песнопений от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей ему свиток ( tÒ moj ) с повелением съесть его. Он, исполнив это, тотчас встал, пошел в храм, поднялся на амвон и, так как тогда был праздник Рождества Христова, воспел кондак " Дева днесь..."

Первые икосы также были составлены св. Романом. По свидетельству св. Марка Ефесского, св. Роман пел свои икосы дома ( Ñ … koj - дом), где имел обыкновение проводить ночь в бдении, от чего икосы и получили своё название.

КРЕСТОБОГОРОДИЧНЫ - песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинно­го Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородич­ных.

КРЕСТОВОСКРЕСНЫ - песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находит­ся крестовоскресный канон.

МЕРТВЕННЫ и ПОКОЙНЫ - содержащие молитвы о упокоении усоп­ших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения.

МУЧЕНИЧНЫ - песни в честь мучеников, содержащиеся в Окто­ихе на все седмичные дни, кроме воскресения: на утрени - в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни - в стихирах на стиховне (в субботу на " Господи воззвах" ); на Литургии - в тропарях на " блажен­ны". Мучоничны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись " мученичен". Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.

НЕПОРОЧНЫ - это 17-я кафизма (118 пс.), начинающаяся сло­вами: " Блажони непорочнии..."

ОТПУСТИТЕЛЬНЫ - песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени. Отпустительные бывают тропари, кондаки и Богородичны.

ПОДОБЕН - песнопение, которое пользуется другим песнопе­нием как " самоподобным" образом для себя. Иными словами, " подобны" тем или иным песнопениям (например, стихире " Доме Евфрафов" ) и являются наиболее " безличными" и зависи­мыми из всех песнопений.

Сказанное можно пояснить на таком примере из богослу­жебных книг. Под 23 декабря на утрени " на хвалитех" значат­ся стихиры 6 гл. " подобен": " Ангельския предыдите"; самое песнопение " Ангельския предыдите" находится в службе 20 де­кабря на утрени, на хвалитех; подобны " Ангельския..." над­лежит петь по метрическому и мелодическому образцу этого самоподобна. Вот их текст:

 

Самополобен Подобен Ангельския:
" Ангольския предыдите силы, иже в Вифлееме уготовайте ясли: Слово бо рождается, Мудрость происходит, приемлет целование Церковь. На радость Богородицы, людие, рцем: Благословен пришедый Боже наш, слава Тебе". " Предопределенное Отцем прежде век, и проповеданное пророки в последняя, таинство явися, и Бог вочеловечися, плоть прием от Девы, зиждется несозданный волею, сый бывает, Царь Израилев, Христос приходит".

 

В греческом Оригинале соблюдено строгое соответствие не только мелодии, но и метрики, что, разумеется, не могло сохраниться в славянском переводе, почему наши подобны со­ответствуют самоподобным только по мелодии.

Еще пример из того предпразднства:

 

Самополобен Подобен: Доме Евфрафов
" Доме Евфрафов " Грядет Христос
Граде святый, Лукаваго сокрушити
Пророков славо, Сущия во тьме просветити,
Украсися дом, и разрешити связанныя,
В нем же Божественный раждается". Предусрящим Того".

 

ПОКАЯННЫ и УМИЛИТЕЛЬНЫ - содержащие исповедание грехов перед Богом и выражающие сердечное сокрушение о них. Эти песнопения положены на службах понедельника и вторника и находятся в изменяемых песнопениях Октоиха (в стихирах и первом каноне).

ПОЛИЕЛЕЙ - пение на утрени псалмов 134 и 135: " Хвалите имя Господне..." Название свое это пение получило от час­того повторения в указанных псалмах слова милость ( œ leoj, œ lentiuj ) или оттого, что во время пения псалмов Устав предписывает возжигать много свечей и елея.

ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ - так называется 103-й псалом, " Благослови душе моя, Господа", поемый или читаемый на вечерни, потому что им начинается суточный круг богослу­жений.

" ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ" - возглашение, произносимое священ­нослужителями для того, чтобы предупредить предстоящих богомольцев, что на следующее за этим возглашением чтение, пение или священнодействия должно быть обращено исключи­тельное внимание и стоять в это время нужно прямо.

ПРИЧАСТЕН - (киноник от koinonikÒ n - причастен) есть стих из псалма с припевом " аллилуйя" который поется на Литургии во время причащения священнослужителей в алтаре. По своему содержанию причастен имеет отношение или к днев­ной службе, или к службе воспоминаемого святого, или к службе праздника, а потому и называется " причастен дне", " причастен святаго", " причастен праздника".

ПРОКИМНЫ - краткие стихи из псалмов и других книг Священ­ного Писания, предваряющие ( prÒ ke… mai - предлежу) чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, составляющие продолжение прокимна и тесно с ним связанные. Прокимен указывает на содержание и силу чтений или на значение дня, т.е. молитвословий и песнопений, относящихся к дню. Различаются: " прокимен Апостола" и " прокимен дня". Кроме этих прокимнов, есть еще великие прокимны, которые поются на вечерне недель Великого поста: 1) " Не отврати лица Твоего...", 2) " Дал еси достояние..."; на вечерне двунадесятых Господских праздников: 1) " Кто Бог велий яко Бог наш..."; 2) " Бог наш на небеси..." и во всю Пасхальную седмицу. Великий прокимен имеет три стиха и поется 4, 5 раза, а дневной прокимен имеет 1 стих и поется 2, 5 раза.

САМОГЛАСЕН - песнопение, имеющее свою метрику и мелодию, но не служащее образом для других песнопений. Самогласен является самым индивидуальным типом песнопений.

САМОПОДОБЕН - песнопение, которое не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но имеет свою собствен­ную метрику и мелодию; самоподобен является метрическим и мелодическим образцом для других песнопений.

СВЕТИЛЬНЫ - в этих песнопениях говорится о просвещающем нас свете Божественной благодати (великопостные, триодные светильны); находясь в конце утрени, перед рассветом и перед возгласом " Слава Тебе, показавшему нам свет", светильны естественно возвещают эту духовную зарю. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха; светильны Минеи нахо­дятся после 9-й песни канона.

СЕДАЛЕН ( kaq… sma ) - наименование, противополож­ное акафисту: обозначает песнопение, за которым верующим разрешалось садиться для слушания следовавшего " чтения" поучений, толкований слова Божия, повествований о жизни святого или празднуемого события. " Чтения" были введены Лаодикийским Собором с той целью, чтобы молящиеся не утомлялись продолжительностью чтения псалмов, но могли бы после известных отделов Псалтири посидеть и отдохнуть па чтениях. Седальны положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3-й песни канона. Однако есть такие седаль­ны, во время которых не позволяется сидеть, - их следует выслушивать стоя; например, не полагается сидеть во время пения седальнов в Великий Пяток на утрени, во время чтения огласительного слова св. Иоанна Златоуста в Пасху и др.

СТИХИРЫ - ( stichr£ ) - " многостишие", от слов st… coj - " стих" и aerš w - " беру", " выбираю". Песнопения, сос­тоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов - ветхозаветными поэти­ческими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называ­ются стихирами, по их образцу и начали составляться хрис­тианские стихиры. Первым составителем стихир является Ана­толий, патриарх Константинопольский, живший в V веке, - первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всег­да посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: " На Господи воззвах" (на вечерне), " на стиховне" (на вечерне и утрени), " на хвалитех" (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно.

Стихиры на " Господи воззвах" называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами " Господи воззвах".

Стихиры " на стиховне" поются в конце вечерни и утрени. От стихир на " Господи воззвах" они отличаются тем, что со­четаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на " стиховне" - это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в седмичные дни к стихирам " на стиховне" на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха:

1) " К Тебе возведох очи мои..."; 2) " Помилуй нас, Господи", а на утрени: " Исполнихомся заутра милости Твоея..."; " И буди светлость Господа Бога..." Стихиры " на хвалитех" или " хвалитные" поются в конце утрени и предваряются сти­хами из псалмов 148, 149, 150, называемых по их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова " хвалите".

Кроме этих стихир, есть еще стихиры литии, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на " и ныне и присно..."

ТРОИЧНЫ - песнопения, заключающие в себе прославление Пре­святой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона - особое прославление Пресвятой Троицы - Троичны св. Григория Синаита. В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения " Аллилуиа", когда оно по­ется вместо " Бог Господь" (в настоящее время только в Великий пост).

ТРОПАРЬ - песнопение, в котором кратко изображается сущ­ность праздника или главные черты из жизни святого, призы­вающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому святому.

ТРОПАРИ ПО НЕПОРОЧНЫХ - перед которыми поется 12-й стих 118 псалма (17 кафизма): " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Есть воскресные тропари по непороч­ных, которые положено по Уставу петь в определенный период года на воскресной утрени вместо полиелея. Они начинаются так: Припев: " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Тропарь: " Ангельский собор удивися, зря Тебе в мерт­вых вменишася,.." и др. Воскресными они называются потому, что в тропарях говорится о поклонении жен-мироносиц Воскресшему Господу."

Мертвенные тропари по непорочных поются на погребении, своё название они получили от того, что в тропарях содер­жится моление о усопших: Припев: " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Тропарь: " Святых лик обрете источник жизни..."

ХВАЛИТНЫ - псалмы 148, 149, 150, исполняемые на утрени перед славословием.

ЭКСАПОСТИЛАРИЙ ( ™ xapostš llw ) - «высылаю», поётся в воскресные дни на утрени после канона, вместо светильна. Своё наименование это песнопение получило или от того, что содержанием его служит обещание Спасителя о ниспосла­нии Святаго Духа на апостолов и послание их в мир для про­поведи Евангелия, или от того, что в Константинопольской Церкви для пения его был высылаем один из певцов на сере­дину храма. В эксапостилариях кратко излагается содержа­ние воскресного утреннего Евангелия. Воскресных утренних Евангелий 11, значит и 11 эксапостилариев. Они составлены императором Константином Багрянородным (912-959 г.), а отец его, Лев Мудрый, составил соответствующие им по со­держанию Евангельские стихиры. Воскресные эксапостиларии и стихиры составляют 2-е (после " столпов" ) приложение Октоиха.

Седмичные эксапостиларии также находятся в приложе­ниях Октоиха.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТУРГИКЕ для 1-го класса Семинарии

 

1. Понятие о Литургике. Виды богослужения. Отпустительные богородичны в конце Месячной Минеи и других богослужебных книгах.

 

2. Места богослужения Православной Церкви. Общая Минея. Ее построение и назначение. Что означает слово " акростих" и где он находится?

 

3. Происхождение христианских храмов. Праздничная Минея, ее построение и назначение. Что означает слово " Эксапостиларий" и где он находится?

 

4. Наружный вид храма. Дополнительная Минея, ее построение и назначение. Чем отличается Псалтирный Месяцеслов от Месяцеслова Евангельского и Апостольского?

 

5. Внутреннее устройство храма. Отличие Месячной Минеи от Праздничной. Что означает слово " ипакои" и где они находятся?

 

6. Алтарь и его принадлежности. Праздничная Минея, ее содержание и назначение. Что означает слово " катавасия"?

 

7. Жертвенник, понятие о нем, назначение и духовное знаменование; священные предметы на жертвеннике. Отпустительные богородичны. Какие употребляются припевы при чтении канонов ко Святому Причащению?

 

8. Средняя часть храма, ее назначение и принадлежности: амвон, солея, клиросы, их назначение. Значение слова " канон" и употребление канона. Что значит " премудрость, прости"?

 

9. Притвор, назначение притвора в древности и в настоящее время. Богородичны после стихир. Когда поется полиелей и что означает это слово?

 

10. Употребление колоколен при храмах; их происхождение. Октоих, его построение и назначение. Когда поются ирмосы и что означает это слово?

 

11. Понятие о кладбищах и часовнях; их происхождение и назначение. Порядок совершения воскресной утрени до канона. Что означает слово " паремии" и когда они читаются?

 

12. Священнослужители Православной Церкви: епископ, иерей, диакон. Различные наименования епископа, иерея и диакона. Значение слова " кафизма" и ее употребление при богослужении. Кондак и икос.

 

13. Церковнослужители Православной Церкви, их назначение и обязанности. Приложение Октоиха: столпы евангельские, евангельские стихиры и эксапостиларии. Их назначение. Когда читается светилен, где он находится и что означает?

 

14. Священные одежды иерея и диакона. Ирмологий, его основное содержание и назначение. Когда поется трипеснец и какие песни входят в его состав?

 

15. Архиерейские облачения. В каких богослужебных книгах находятся библейские песни? Время их употребления. Антифоны степенны, их применение при богослужении.

 

16. Важнейшие христианские праздники: Пасха (двунадесятые и великих святых). Служебник, его назначение, состав и содержание (ектении, молитвы, прокимны). Порядок чтения Шестого часа.

 

17. Какие праздники имеют предпразднства, попразднства и отдания? Постная Триодь, ее содержание и назначение. Найти 33 псалом, " Сподоби Господи" и " Ныне отпущаеши".

 

18. Понятие о постах, их количество. Какие бывают особенности при применении Месячной Минеи и Октоиха в период пользования Постной Триодью. Последование вседневной вечерни.

 

19. Богослужебные книги. Богослужебное Евангелие: его построение - главы, зачала. Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце Евангелия. Какие праздники называются подвижными и неподвижными? Какие каноны Божией Матери имеются в Следованной Псалтири?

 

20. Богослужебный Апостол, его построение, порядок зачал. Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?

 

21. Указатели содержания Апостола и указатели чтений Апостола. Аллилуарии, антифоны, тропари и причастны. Общие сведения о Требнике и его содержание. Найти для воскресной утрени тропарь, поемый после великого славословия,

 

22. Порядок чтения Апостола во время Литургии. Общие сведения о Книге молебных пений. В какое время поются стихиры на " Господи воззвах", на стиховне и на хвалитех.

 

23. Следованная Псалтирь, ее составные части. Содержание первой части. Общие сведения о иерейском молитвослове. В каких богослужебных книгах можно найти Пасхальную службу?

 

24. Содержание второй части Следованной Псалтири. Типикон и его содержание. Найти в Месячной Минени службу святому с полиелейным и великим славословием.

 

25. Содержание третьей части Следованной Псалтири. Какие молитвословия находятся в приложении Постной Триоди? Когда читаются Паремии и в каких богослужебных книгах они находятся?

 

26. Какие знаки имеются в Типиконе для определения служб месячной Минеи? Когда поется катавасия в седмичные дни, в праздничные. Преступка и отступка по годичному кругу во время чтения Евангелия.

 

27. Месячная Минея, ее построение, назначение. В каких богослужебных книгах помещаются молитвословия и песнопения седмичного круга богослужения? В каких богослужебных книгах находятся троичны тропари?

 

28. Содержание четвертой части Следованной Псалтири. Последование воскресной вечерни. Порядок чтения Псалтири по усопшим.

 

29. Рассказать порядок совершения вседневной утрени до канона. В какие дни Октоих употребляется Великим постом? Какие каноны читаются в воскресные дни по Октоиху?

 

30. Рассказать порядок совершения вседневной утрени от канона до конца. Какие каноны положено читать в седмичные дни по Октоиху? Порядок Чтения первого часа.

 

31. Св. Престол, понятие о нем, облачения, дарохранительница, крест и Евангелие. Показать практически, как применяются богородичны Месячной Минеи в седмичные дни. Что такое тропарь и где он находится?

 

32. Иконостас, понятие о нем, размещение икон и дверей в иконостасе. Порядок совершения воскресной утрени по Октоиху от канона и до конца. Порядок чтения кафизм.

 

Какие каноны и акафисты содержатся в Следованной Псалтири? Порядок чтения 9-го часа. Общие сведения о Чиновнике.

 

 


[1] Этот священный обычай произошел от того, что в древности храмы строили большею частью на гробах мучеников, коих именами они и назывались.

[2] Е. Нестеровский. Литургика. T.I. Изд. 3, М.. 1909, с.101,

[3] Он же, там же, с. 102-103.

[4] Он же, там же, с. 103.

[5] Проф. И.В. Покровский. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. П., 1916, с.2.

[6] Е. Нестеровский. Литургика, т.1, Изд.3, М., 1909, с.104.

[7] Он же, там же, с. 104.

 

[8] Однако в целом ряде стран - Греция, Кипр, Польша и др. первостоятель Православной Церкви носит титул архиепископа.

 

[9] В Греческой Церкви Следованная Псалтирь в числе бого­служебных книг не упоминается. Полагают, что она полу­чила свое начало вне Греции и составлена для славян свв. Кириллом и Мефодием.

[10] Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т.1 - Псалтирь, Канонник, Семиднев; т.II - Часослов, Месяцеслов.

 

[11] См. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа.

[12] При чтении канона Радонежским святым к словам преп. отче добавляется - " наш".

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь