Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наименование песнопений в зависимости от мест Священного Писания, с которыми соединяется их пение
1. Благословенны — это тропари, пред которыми поется: «Благословен еси, Господи...» (Пс. 118: 12). 2. Непорочны — все стихи 17-й кафизмы, начинающейся словами: «Блажени непорочны...»; поются в Великую Субботу на утрени и при погребении. З. Хвалитны — стихи из хвалитных псалмов (148— 150) и стихиры, соедиияемые с ними. 4. Блаженны — это песнопения (обыкновенно — Тропари канона), предваряемые стихами из 9-ти евангельских блаженств. Они поются на литургии, вместо 3- го антифона, пред малым входом. 5. Полиелей («сиречь многомилостивое», как сказано в Уставе), т.е. пение на утрени псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне...»). Название свое это пение получило от частого повторения в этих псалмах слова «милость» (греч.). Полиелей поется на утрени в праздники великие и средние и в дни воскресные. Уставом положено петь полиелей во все недели (воскресенья) только с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до сырной недели. Но с сырной недели до отдания Воздвижения (21 сентября) и с 20 декабря до 14 января пение полиелея положено только в те воскресенья, в которые случится праздник Господний, Богородичный или великого святого (Типикон, гл. 17 и последование 21 сентября). В воскресные дни, в которые не положено петь полиелея, вместо того указано стихословить 17-ю кафизму — «Непорочны». Но обыкновенно полиелей поется в воскресные дни во весь год. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ В богослужебных книгах Православной Церкви изложен порядок и содержание Богослужения. Изучение богослужебных книг необходимо для правильного совершения богослужения. В Православии запрещается совершение Богослужения наизусть. Употребление богослужебных книг пришло к нам из глубокой древности. История Церкви указывает, что они употреблялись уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси появились с принятием христианства. Греческие книги переведены святыми братьями равноапостольными Кириллом и Мефодием. В настоящий момент богослужебные книги дополняются, потому что продолжается прославление святых и в наше время. Все употребляемые книги за Богослужением могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные книги. «К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон или Устав, Ирмологий, Требник, книга молебных пений - книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания» [Карпухин, 2002: 25]. СВЯЩЕННО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ Богослужебное Евангелие
В нем свои особенности Его прочтения. Только в субботу и воскресения читается Евангелие. В течение всего года прочитывается все Евангелие. «Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке - начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях» [Карпухин, 2002: 27]. В богослужебном Евангелии деление на главы и стихи сохраняется. Счет глав происходит на верхнем поле. Счет стихов располагается на внутреннем поле. Он указывается цифрами черного цвета. Кроме деления на главы: (Мф..- 28 гл., Мк. - 16 гл., Лк. - 24 гл., Ин. - 21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.- 71, Лк. - 114, Ин. - 67. Деление евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. «Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь...» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: «преступи Кресту», и «чти кресту», и подобно: «чти понедельнику, или преступи...». В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей. От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту - 33-я неделя О мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост» [Карпухин, 2002: 27]. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ АПОСТОЛ Богослужебный апостол называется священная книга, содержащая послания святых апостолов. Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис. Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям - всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие - к Посланию св. ап. Иакова, 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-з и 51-е зачала - первыми. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. В конце Апостола помещены:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы