Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы контроля по направлению «Психология » (ОК-6)



По итогам освоения дисциплины (модуля) предусмотрены следующие формы контроля: основными формами контроля являются устная, письменная и техническая форма контроля.

Устная форма контроля используется при проведении экспресс опроса обучающихся на лекционных и практических занятиях.

Письменная форма контроля предусматривает выполнение практических домашних заданий, с последующей их защитой.

Техническая форма контроля предусматривает компьютерное тестирование студентов по тестам, составленным преподавателем вуза.

При оценке уровня овладения компетенцией используются три типа контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: лекции и практическом занятии. На лекционных занятиях преподаватель должен предусмотреть время на устные вопросы по ранее освоенной теме.

На практических занятиях текущий контроль осуществляется путем оценки работы студента: результата решения практических задач и ответов на теоретические вопросы.

Промежуточный контроль заключается в подведении итогов рейтинговой системы по каждому модулю.

Итоговый контроль осуществляется посредством зачета по дисциплине.

Для подготовки к аттестации рекомендуется:

- изучить лекционный и практический материал;

- изучить материалы, представленные по данной дисциплине в библиотеке Тверского филиала МГЭИ или воспользоваться электронной библиотекой;

- использовать самообучающие программы;

- контролировать уровень своих знаний тестами-тренингами.

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

 

Объектом дисциплины «Религиоведение» является реально существующие религии во всем их многообразии. В объективной реальности религия всегда тесно связана с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и ее реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей. Присутствие религии, на сегодняшний день, во всех видах совместной профессиональной деятельности людей обуславливает его связь с решением конкретных проблем этой деятельности. Поэтому взаимосвязь религии и основных сфер общественной жизни можно представить как пересечение предметных областей этих сфер и предметной области самой религии. Определение предмета науки «религиоведение» связано с выделением всех блоков проблем, которые входят в ее содержательную область. Можно условно выделить три таких блока.

Первый - психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами религиоведения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения, психологические характеристики самих партнеров (особенности их психической структуры, их мотивации. Установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а

также психологические особенности, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области дисциплины «Религиоведение» - ценностный блок. Он связан с реализацией различных «идеологий» религий и включает в себя универсальные этические принципы религий, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у личности.

Третий блок — организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические параметры религиоведения. К ним относятся пространственно-временные рамки религиоведения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники и технологии, применяемые в религиоведении.

Таким образом, предметную область дисциплины «Религиоведения» условно на схеме можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков. Установление содержательной области дисциплины «Религиоведение» позволяет дать и сущностное определение ее предмета. Предметом науки «религиоведение» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в любой их деятельности.

 

Психологический блок Ценностный блок Организационно-технический блок
Социально-психологические проблемы религиоведения «Идеологии» религий Пространственно-временные рамки

 

Рис.. Предметная область дисциплины «Религиоведение»

 

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Наименование технического средства Количество
Сервер: IW- X633
Компьютеры: GegPopular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb
Проектор: Sharp PG – A20XLCD 2000 Ansi
Сканер EPSON PerfectionV30

 

 

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

11. 1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Религиоведение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

 

Наименование компетенции   Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать с оциальные, этические, этнические, конфессиональные и культурные различия Код   ОК - 6   Этапы формирования   1. Работа на учебных занятиях (лекции, практ. занятия. Тема 1-8) 2. Самостоятельная работа (домашние задания, подготовка докладов, рефератов, публичных выступлений, презентаций, участие в дискуссиях)    

 

 

Описание показателей и критериев оценивая компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

Матрица оценочных средств.

Индекс компетенции Цикл Практика, НИР ИГА
Б.1 Б.2. Б.3.
базовая вариативная базовая вариативная базовая вариативная
ОК-6   +            
Виды аттестации Формы аттестации                
текущая УО   +            
РЗ   +            
промежуточная Р   +            
З   +            
итоговая ГЭ                
ВКР                

 

УО – устный опрос; РЗ – решение задач; Р – рейтинг; З – зачет; ГЭ – государственный экзамен; ВРК – выпускная квалификационная работа

 

11. 3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения обязательной программы

11.3.1Тестовые задания для самоконтроля по дисциплине «Религиоведение»

для студентов 1 курса факультета психологии (ОК-6)

Базовый уровень (задания средней сложности).

1. Какой из этих типов определений религии подчёркивает её сверхъестественный источник:

а) теологический;

б) психологический;

в) социологический;

г) феноменологический?

 

2. Теология отличается от религиоведения:

а) отсутствием стремления к соответствию нормам научности;

однозначным признанием существования Бога;

б) отсутствием интереса к проблематике социологии и психологии религии;

в) изучением древних религиозных текстов?

 

3. В чём заключается особенность дескриптивных классификаций религий:

выделение правильных и неправильных религий;

 

 

а) признание большего совершенства каких-либо религий над другими;

б) классификация религий в соответствии с определёнными идеологическими установками;

в) декларируемый отказ от каких-либо оценок при классификации религий?

 

4. Теория прамонотеизма утверждает, что:

а) монотеизм является ошибочной религией;

б) монотеизм был изначальной формой религиозных верований;

в) монотеизм не имеет основания в предшествующих формах религии;

г) монотеизм является искажённой формой политеизма.

 

5. Кто из философов впервые высказал мысль, что люди представляют богов по своему образу:

а) Продик;

б) Критий;

в) Аристотель;

г) Ксенофан?

 

6.Кто из перечисленных ниже мыслителей считается основоположником психологии религии:

 

а) К. Маркс;

б) Г. Гегель;

в) У. Джеймс;

г) П. Гольбах?

 

7. По мнению большинства исследователей, религиозные воззрения имеют основу в:

а) чувственно-эмоциональной части психики;

б) бессознательном;

в) телесно-физиологической жизни человека?

 

8. Религиозная вера отличается от нерелигиозной:

а) надеждой на благожелательный исход событий;

б) надеждой на свершение того, что противоречит естественным

законам, и никогда не происходило;

в) наличием опоры на здравый смысл;

г) отрицанием существования сверхъестественного?

 

9. Кто сказал: «Верую, ибо это абсурдно»:

а) Платон;

б) Тертуллиан;

в) Августин;

г) Фома Аквинский?

 

10. Что на стадии чувственного познания может содействовать возникновению религиозных воззрений:

а) адекватное отражение чувствами внешнего мира;

б) создание на уровне восприятия целостного образа предмета;

в) возможность создания образов существ, не имеющих объективного существования;

г) непосредственная связь ощущения и восприятия с объективной действительностью?

 

11. Кто из данных мыслителей занимался социологическим исследованием религии:

а) Л. Фейербах;

б) И. Кант

в) З. Фрейд;

г) М. Вебер?

 

12. Как называется функция религии, проявляющаяся по отношению к а) государственной власти:

б) интегрирующая (дезинтегрирующая);

в) легитимизирующая (делегитимизирующая);

г) смыслообразующая;

д) культуротранслирующая?

 

13. К какому виду деятельности относится миссионерство:

а) нерелигиозной;

б) религиозной культовой;

в) религиозной внекультовой;

г) теоретико-догматической?

 

14. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к средствам культа:

а) храм;

б) ангел;

в) священнослужитель;

г)жертвоприношение?

 

1. Какой из данных терминов обычно является синонимом слова «язычество»:

а) пантеизм;

б) деизм;

в) политеизм;

г) монотеизм?

2. Какой тип доказательства бытия Бога исходит из наличия у всех людей понятия о Боге:

а) космологический;

б) аксиологический;

в) онтологический;

г) физический?

 

3. Какая черта характерна для монотеистических религий:

а) креационизм;

б) обожествление сил природы;

в) признание неразличимости мира и Бога;

г) онтологический дуализм?

 

4. Какое из перечисленных ниже научных открытий вызвало острый конфликт между наукой и религией:

а) создание периодической системы элементов;

б) открытие дифференциального и интегрального

исчисления;

в) создание теории относительности;

г) создание гелиоцентрической куртины мира?

 

5. Представителем нигилизма относительно религии являлся:

а) К. Маркс:

б) Ф. Ницше;

в) Б. Рассел;

г) Ф. Вольтер?

 

6. Что такое секуляризация?

а) подчинение контролю религии различных сфер жизни

общества;

б) освобождение различных сфер жизни общества от контроля со стороны религии;

в) распространение религиозных воззрений;

г) подчинение церковью государственных структур?

 

Продвинутый уровень (задания повышенной сложности).

1. К какому типу определений религии можно отнести следующее определение – «Религия – это система воззрений и действий человека по отношению к тому, что он считает трансцендентным»:

 

1.философскому;

2.феноменологическому;

3. теологическому;

4. психологическому?

 

2. Кто из перечисленных ниже философов полагал, что религия имеет общее содержание с моралью и отличается от неё лишь формой:

1.К. Маркс;

2.Л. Фейербах;

3.И. Кант;

4.П. Флоренский?

 

3. Согласно классификации Э. Фромма, религии бывают:

 

1. социальные и асоциальные;

2. индивидуальные и коллективные;

3. священные и мирские;

4. гуманистические и авторитарные?

 

4. Гипотеза безрелигиозного периода в истории человечества утверждает, что:

 

1. на первых этапах развития человечества религии ещё не существовало;

2. наступит момент, когда религиозные воззрения полностью исчезнут;

3. существуют народы, у которых вообще нет религиозных воззрений;

4. у наших обезьяноподобных предков были зачатки религиозных воззрений?

 

5. Кто из мыслителей впервые выдвинул идею, что при возникновении и функционировании религии имеет место отчуждение сущности человека:

 

1. И. Кант;

2. Л. Фейербах;

3. Ф. Ницше;

4. З. Фрейд?

 

6.Что имел в виду У. Джеймс, говоря о «терапевтической функции» религии:

 

1. религия в первую очередь необходима врачам;

2. религия может способствовать излечению всех заболеваний;

3. религия возникла в результате развития медицины;

4. религия успокаивает, «излечивает» душу?

6. Согласно З. Фрейду, образ Бога в монотеистических религиях является идеализированным образом:

 

1. личности самого верующего;

2. правителя;

3. отца;

4. смерти?

 

7. Вера как психологическое состояние предполагает:

1. отсутствие полной информации о предмете веры;

2. наличие полного знания о предмете веры;

3. внутреннее неприятие предмета веры;

4. определённость ситуации?

 

8. Кто из мыслителей, предложил доказывать необходимость веры в Бога, используя пари:

1. Д. Юм;

2. Р. Декарт;

3. Ч. Пирс;

4. Б. Паскаль?

 

9. Как называется мыслительная операция приписывания реального существования вымышленным существам, явлениям и т. д.

1. абстрагирование;

2. гипостазирование;

3. проекционирование;

4. опредмечивание?

 

10. Какова, согласно Э. Дюркгейму, основная задача религии:

 

1. отделение сакрального от профанного;

2. соединение священного и мирского;

3. разделение социального и биологического;

4. соединение божественного и человеческого?

 

11. Интегрирующая функция религии проявляется в:

 

1. придании смысла жизни;

2. объединении людей;

3. подтверждении законности власти;

4. формировании системы ценностей?

 

12. К ритуалам перехода не относится:

 

1. инициация;

2. погребение;

3. молитва;

4. бракосочетание?

 

 

13. В каком христианском таинстве присутствуют элементы ритуала очищения:

 

1. венчание;

2. священство;

3. причащение;

4. крещение?

 

14. Поклонение богу только своего народа (племени, рода) при признании существования других богов называется:

 

1. монотеизм;

2. монолатрия;

3. генотеизм;

4. катенотеизм?

 

15. Существование мирового сущего в Боге утверждает:

 

1. пантеизм;

2. панентеизм;

3. деизм;

4. дуализм?

 

14. К числу авраамических религий относится:

 

1. ислам;

2. зороастризм;

3. буддизм;

4. манихейство?

 

15. Какое из научных открытий 20 в. теологи пытаются использовать для доказательства правоты креационизма:

 

1. мутагенез;

2. теория относительности;

3. теория большого взрыва;

4. закономерности протекания ядерных реакций?

 

16. Какая форма свободомыслия проявляется в древнегреческом мифе о Прометее:

 

1. агностицизм;

2. индифферентизм;

3. атеизм;

4. богоборчество?

 

17. Что такое «свобода совести»:

 

1. свобода совершения любых действий, согласных с совестью осуществляющего действия субъекта;

2. возможность открыто исповедовать любые религиозные воззрения или не исповедовать никаких;

3. свободное распоряжение совестью других людей;

4. возможность отпущения грехов священниками?

Оценки:

10 неправильных ответов – «неудовлетворительно»,

13 правильных ответов – «удовлетворительно»,

14 – 17 правильных ответов – «хорошо»,

18 – 20 правильных ответов – «отлично».

 

     
  11.3.2 Тестовые задания (ОК-6) 1. Соотношение понятия и определения: а) Карма – Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей б) сансара – Круговорот перерождений существ в мире страдания в)нирвана – Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания г) Бодхисаттва – Человек, достигший состояния Будды, но оставшийся среди людей, чтобы оказывать им помощь д) Сутта-питака – Часть буддийского канона, содержащее популярное изложение учения Будды в форме притч, легенд и т.п. 2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в … а) начале XVIII в. б)середине XVII в. в) период правления Иоанна Грозного г) период правления Петра I 3. Реформация – это … а) социально-политическое движение XVI в. против феодализма, б) выступавшее в религиозной форме в) широкое антикатолическое движение в Европе XVI в. г) движение за коренную реформу католической   церкви, в ходе которого возник протестантизм   4. Религиоведение включает … религии. а)историю б)экономику в)феноменологию г)философию   5. Оккультные учения а)теософия б) кришнаизм в)Агни-йога г)иеговизм д)антропософия   6. Буддизм возник в … а) Палестине, I в. н. э. б) Аравии, VII в. н. э. в) Персии (Иране), VII в. до н. э. г) Индии, VI в. до н. э.   7. Первая монотеистическая религия а)зороастризм б)иудаизм в)фетишизм г)индуизм   8. Особенности, характерные для “южной ветви» буддизма: а)достижение нирваны возможно только для монахов б)достичь нирваны может любой последователь Будды в)число Будд очень ограничено г) число Будд очень велико д)достичь нирваны можно исключительно личными усилиями ж) для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв   9. Направление буддизма, в наибольшей степени сохранившее особенности а)первоначального буддизма, т. е. является ортодоксальным б)ваджраяна в)махаяна г)хинаяна д) ламаизм 10. Особенности, характерные для “северной ветви” буддизма: а) достижение нирваны возможно только для монахов б)достичь нирваны может любой последователь Будды в)число Будд очень ограничено г)число Будд очень велико д)достичь нирваны можно исключительно личными усилиями ж)для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв 52 11. Первоначально христианство было одной из сект а)даосизма б)иудаизма в)индуизма д)зороастризма   12. Место и время возникновения христианства: а)Китай, VI в. до н. э. б)Иран, VII в. до н. э. в)Аравия, VII в. н. э. г)Палестина, I в. н. э.   13. Ислам возник в … а) VII в. н. э. в Аравии б) I в. н. э. в Палестине в) X в. н. э. в Иране г) VII до н. э. в Иране   14. Поклонение множеству богов характерно для … а) амонотеизма б) генотеизма в) политеизма   15. Тенденция к монотеизму впервые проявилась в древнем(ей) … а) Иудее б)Египте в)Греции   г)Иране   16. II Ватиканский собор работал в …гг. а) 1549-1563 б) 1869-1870 в) 1962-1965 г) 1978-1980   17. Характерные признаки секты: а) фиксированное членство б) отсутствие особого священства в) широкое объединение г) тенденция к изоляции от мира д) деление верующих на мирян и духовенство   18. Римский император, прекративший гонения на христиан а) Доминициан б) Константин в) Нерон г) тВеспассиан   19. Соотношение понятия и его разъяснения: а) римская курия – Название церковного правительства в Ватикане б) униатство – Церковное течение, основанное на союзе некатолических в) церковных организаций с католической церковью   условиях их подчинения Папе Римскому и признания собственных католических догматов г) примас – Глава национальной церкви в католическом мире д) конфирмация – То же, что “миропомазание” в православной церкви е) иезуит – Член крупнейшего католического монашеского ордена 20. Соотношение понятия и определения: а) Фетишизм – Наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов б) Тотемизм – Вера в существование кровнородственных связей в определенных групп людей с определенными животными или растениями в) Анимизм – Вера в существование многочисленных духов, одухотворение явлений природы 21. Догматы, отсутствующие в исламе: а) о рае и аде б) о Чистилище в) о Страшном Суде г) о переселении душ д) о божественном предопределении е) о воскрешении из мертвых 22. Соотношение понятия и определения: а) Религия – Сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей   истины б) Магия – Собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установления связи с потусторонними силами в) Мистика – Использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней   23. Для нетрадиционных религий характерно: а) коллективные формы культа б) авторитарный лидер в) синкретический характер вероучения г) оппозиционность к господствующим ценностям и идеалам   24. Датой разделения христианской церкви на православную и католическую считается … год. а) 1988 б) 1054 в) 1216 г) 1596   25. Характерным для мировых религий не является а) приоритет учения над культом б) развитая система этических предписаний в) обязательное жертвоприношение г) обожествление высших властителей д) развитое учение о загробном воздаянии   26. Формами православного культа не является а) возжигание свечей б) принесение в жертву животных в) поклонение мощам г) чтение молитв д) песнопения в сопровождении органа   27. К функциям религии относится … а) сознание б) мировоззрение в) компенсация г) деятельность д) организация   28. Частью Священного Предания в православии является … а) Евангелия б) жития святых в) Апокалипсис г) деяния I Великого собора   29. Международное право признает возможным ограничение свободы а) совести со стороны государства, если это необходимо для охраны … б) существующего политического режима в) общественной безопасности г) здоровья других граждан   д) общественного строя е) общественной морали   30. Догматы, являющиеся отличительными особенностями католического вероучения: а) о Троице б) о Чистилище в) о запасе добрых дел г) о посмертном телесном вознесении Девы Марии д) о единой, святой, соборной апостольской Церкви   31. Мировые религии а) христианство б) иудаизм в) тотемизм г) буддизм д) индуизм е) ислам   32. Религиозные течения, не имеющие отношения к протестантизму: а) англиканство б) униатство в) арианство г) лютеранство д) кальвинизм е) хасидизм ж) баптизм   33. Два вида статуса церкви в государстве: а) частная церковь б) государственная церковь в) режим отделения церкви от государства и школы от церкви г) национальная церковь   34. Вопрос, несогласие по которому привело к расколу мусульман в VII в. на а) суннитов и шиитов: б) о признании свободы воли человека в) об источниках шариата г) о том, кто может быть верховным правителем правоверных д) о составе “столпов веры” ислама   35. В России буддизм исповедуют … а) татары б) тувинцы в) чуваши г) калмыки д) буряты е) якуты   36. Соответствие арабского термина ислама и его объяснения: а) Хадж – Один из “столпов веры” ислама, предписывающий путешествие в Мекку   б) сунна – Собрание кратких рассказов из жизни пророка Мухаммада в) шариат – Исламское религиозное законодательство г) хиджра – Переселение пророка в Медину, от даты совершения которого ведется   37. Христианская часть Библии именуется … Завет. а) Ветхий б) Воплощенный в) Божий г) Новый 38. II Ватиканский собор утвердил курс на … а) приспособление церкви к реалиям современного мира б) ужесточение борьбы с еретиками в) укрепление в церкви традиций и консервативных основ. 39. Папское государство именуется … а) Андорра б) Ватикан в) Монако г) Сан-Марино   40. В состав Нового Завета входят … а) Песнь Песней б) Евангелие от Марка в) Апокалипсис   г) Псалтирь д) Деяния апостолов е)Книга пророка Исайи   41. Суть своего учения Будда выразил в … а) “десяти заповедях” б) “восьми благородных указаниях” в) “четырех благородных истинах” г) “восьми ступенях нирваны”   42. Особенности протестантизма а) принцип “всеобщего священства” б) признание Священного Писания единственным источником вероучения в) непризнание икон, “мощей святых”, монашества отказ от обряда крещения   43. Социальная роль религии определяется на каждом историческом этапе тем, способствует ли она общественному прогрессу или препятствует ему. – Данная точка зрениям принадлежит … а) фрейдизму б) позитивизму в) марксизму г) оккультизму   44. К таинствам относится: а) крестный ход б) брак в) исповедь г) молитва д) отпевание умершего е) миропомазание ж) крещение з) проповедь   45. К структуре религии относится … а) сознание б) мировоззрение в) компенсация г) деятельность д) организация   46. Соответствие протестантского течения и только ему присущего а) вероучительного положение: б) Пятидесятничество – Учение о крещении Св. Духом в) Иеговизм – Отрицание догмата о Троице г) Адвентизм – Отрицание бессмертия души   47. Соответствие исторического лица и страны его деятельности: а) Ян Гус – Чехия б) Джон Уиклиф – Англия в) Жан Кельвин – Швейцария г) Мартин Лютер – Германия   48. По христианскому учению Иисус Христос … а) посредник между Богом и людьми, младшее божество б) Бог. Божественная природа поглотила во Христе природу человеческую Богочеловек, соединивший в себе всю полноту человеческой личности и божественной природы в) одна из ипостасей Св. Троицы, но не равная Богу-Отцу   49. Частью Священного Писания в православии является … а) Евангелия б) жития святых в) творения Св. Симеона Нового Богослова и Св. Иоанна Кронштадтского Апокалипсис г) деяния I Великого собора   50. Главный праздник для православия а) Покров Пресвятой Богородицы б) Обрезание Господне в) Иконы Казанской Божьей Матери г) Пасха д) Рождество Господне    

 

 

11.4 Вопросы для подготовки к зачету(ОК - 6)

1.Религиоведение как относительно самостоятельная область знания, его предмет и структура.

2.Методология и методы религиоведческих исследований.

3.Основные концепции происхождения и сущности религии.

4.Особенности религиозного мировоззрения. Мифология и религия.

5.Предпосылки религии.

6.Сущностные характеристики религии.

7.Понятие религии.

8.Типология религии.

9.Первобытные (родо-племенные) религии и их особенности.

10.Религиозное сознание и его характеристика.

11.Особенности религиозной деятельности.

12.Религиозные отношения и их содержание.

13.Типы религиозных объединений и их характеристика.

14.Функции религии и их характеристика.

15.Социальная роль религии.

16.История возникновения и распространение буддизма.

17.Вероучение буддизма.

18.Культ буддизма: молитвы, обряды, праздники.

19.Основные направления и школы буддизма.

20.Исторические условия и причины возникновения христианства.

21.География христианской религии.

22.Личность Иисуса Христа: историческая и мифологическая концепции.

23.Библия - священная книга христиан, ее происхождение и состав.

24.Отношение к Библии различных христианских течений.

25.«Святое предание», его состав и значение.

26.Основы вероучения и культа христианства. Вселенские соборы.

27.«Таинства» христианства и их характеристика.

28.Православие как направление христианства.

29.История православия в России и его основные течения.

30.Католицизм как направление христианства.

31.Католицизм и православие: история отношений и современное состояние.

32.Протестантизма как направление христианства.

33.Протестантизм в России.

34.Исторические условия возникновения ислама.

35.Личность Мухаммеда как основателя ислама.

36.Священные книги мусульман - Коран и Сунна, их характеристика.

37.Культ ислама: молитвы, обряды, праздники.

38.Ислам в России.

39.Основные направления и школы ислама

40.Национальные религии и их особенности.

41.История возникновения и распространения иудаизма.

42.Вероучения и культ иудаизма.

43.Основные направления иудаизма.

44.Индуизм как национальная религия.

45.Вероучения и культ индуизма.

46.Причины возникновения и особенности «нетрадиционных» религий.

47.Характеристика «нетрадиционных» культов («Общество Сознания Кришны», «Церковь Унификации», «Церковь Сатаны», «Церковь сайентологии», Новая магия и др.).

48.Свободомыслие как явление духовной жизни общества.

49.Исторические формы проявления свободомыслия и их характеристика.

50.Свободомыслие, свобода совести и права человека, их отражение в

 

 

 

1.5 Темы рефератов по дисциплине (ОК-6)

В скобках – источники, с которыми, хотя бы с одним, желательно ознакомиться, чтобы квалифицированно писать о предмете.

1. Различные подходы к изучению религий – Вебер, Дюркгейм, Шмидт. (П. Де Лобье. «Социология религии».)

2. Что такое «вера» (еп. Иларион Алфеев «Таинство веры», митр. Вениамин (Федченков) «О вере, неверии, сомнении», митр. Антоний Сурожский «Человек перед Богом», «Труды», П. Тиллих «Динамика веры», М. Бубер «Я и ТЫ»).

3. Религиозное обращение: общее и особенное (У. Джеймс «Многообразие религиозного опыта», обращение ап. Павла, бл. Августина, о. Сергия Булгакова, митр. Антония, о. Серафима Роуза, форум сайта www., раздел «Свидетельства»).

4. Наука и религия: сходства, различия и пути соприкосновения в физике, биологии, математике. (А. А. Любищев. «Наука и религия». Й. Барбур. «Наука и религия. История и современность». А. В. Московский «Платон, Флоренский и современная наука», «Существует ли научная альтернатива дарвиновской теории эволюции»)

5. Что такое чудо. (К. Льюис «Чудо». Свт. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело»).

6. Аргументы существования Бога (А. И. Осипов «Путь разума в поисках истины»)

7. Первобытное искусство – история находок и содержание наскальной живописи.

8. Образ Матери-Земли, Богини-Матери (прот. А. Мень. «Магизм и Единобожие», Г. Федотов «Стихи духовные»).

9. Символ креста в дохристианских религиях (П. Флоренский. «Философия культа»).

10. Сотворение мира и образ мирового древа. («Мифологический словарь», прот. А. Мень «Исагогика» и пр.)

11. Миф, его структура (Пропп. «Исторические корни волшебной сказки», М. Элиаде «Аспекты мифа»)

12. Время в религии (М. Элиаде «Миф о вечном возвращении», прот. А. Шмеман «Введение в литургическое богословие»)

13. Религия Египта: культура, основные боги, отношение к мертвым, реформа Эхнатона.

14. Отношение к родителям в иудаизме («Шулхан-Арух», Й. Телушкин)

15. Основные добродетели иудаизма (А. Грин «Это слова»)

16. Хасидские учителя (М. Бубер «Гог и Магог», «Хасидские предания»)

17. Кто такой был Христос? (Евангелия, лучше с толкованиями архиеп. Аверкия, Б. Гладкова, или Феофилакта Болгарского, прот. А. Мень. «Сын Человеческий». Р. Гвардини «Господь»)

18. Притчи в Евангелии (по первоисточнику с толкованиями).

19. Учение о Страшном суде в Новом завете (по первоисточнику с толкованиями, прот. М. Помазанский «Догматическое богословие»).

20. Евхаристия или Причастие (прот. А. Шмеман «Евхаристия – Таинство Царства», иг. П. Мещеринов «Беседы о вере и Церкви», еп. Иларион Алфеев).

21. Таинство покаяния (иг. П. Мещеринов, митр. Антоний Сурожский).

22. Повседневная жизнь христианина (по вл. Сергию Пражскому (Королеву) «Духовная жизнь в миру»)

23. Таинство Брака (митр. Антоний Сурожский, свящ. Илья Шугаев).

24. Воспитание детей в Православии (прот. Глеб Каледа «Домашняя Церковь», С. Куломзина, И. Гриц «Таинство детства. Беседы с архим. Виктором Мамомнтовым).

25. Икона, ее значение (И. Языкова «Богословие иконы», Успенский «Богословие иконы Православной Церкви»).

26. Праздники Церкви (прот. А. Мень. «Таинство, слово, образ», Дебольский «Дни богослужения Православной Церви»).

27. Разделение Церквей (М. Тальберг «История христианской Церкви», М.

Поснов, А. Дворкин).

28. История Церкви в новейшее время (Л. Регельсон «Трагедия русской Церкви», Дм. Поспеловский)

29. Русские святые, или новомученики и исповедники Российские («Жития русских святых» Ново-Голутвина монастыря, многотомное издание по Новомученикам иг. Дамаскина Орловского, отдельные издания, имеющие гриф «по благословению Патриарха»).

30. Католические святые (А. Сикари «Портреты святых», и др.)

31. Любой из аспектов буддийского вероучения, например, учение об избавлении от страданий, об иллюзорности мира, о реинкарнации, о нирване, но только по хорошим источникам (по убыванию – оригинальные произведения типа «Дхаммапады», В. П. Андросов «Будда Шакьямуни», «Буддизм Нагарджуны», Е. А. Торчинов «Введение в буддологию», прот. А. Мень «У врат молчания»).

32. Любой из аспектов даосизма – по оригинальному сочинению Лао-Цзы или Торчинов «Даосизм».

33. Учение Конфуция об исправлении имен.

34. Учение о Махди и конце света в исламе.

35. Ислам и христианство: диалог о личности Христа, является ли Мухаммед предсказанным пророком?

36. Отношение к неверным в исламе.

37. Отношение к женщине в иудаизме, христианстве, исламе.

38. Учение и практика суфиев.

39. Изобразительное искусство исламской цивилизации. (по исламу см.: Панова и Бахтин. «Жизнь Мухаммеда», Моссе. «Ислам», Фон Грюнебаум. «Классический ислам», А. Мец. «Мусульманский ренессанс», Энциклопедический словарь «Ислам», статья про ислам из двухтомника Аванты+ «Религии мира», М. Элиаде, История религиозных идей, т.3)

40. Совеременные секты и тоталитарные культы. Здесь можно взять «Свидетели


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.191 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь