Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Трудовая теория антропогенеза



Биологическая эволюция гоминидов, приобретение ими способности к прямохождению, а также значительное увеличение мозга и совершенствование его структуры привели в конце концов к освобождению передних конечностей от передвижения по земле и превращению их в орган для изготовления орудий труда. Такой процесс совершался, разумеется, медленно и постепенно, пока древнейший предок человека не перешел от использования передних конечностей для обороны и нападения к изготовлению с их помощью простейших орудий труда. Переход к изготовлению орудий труда знаменует решающий скачок, революционное изменение в процессе превращения обезьяны в человека, возникновения человеческого общества в длительном процессе развития органической жизни на нашей планете. Эти идеи были сформулированы в трудовой теории происхождения человеческого общества, которая явилась необходимым дополнением к эволюционной теории возникновения людей от древних гоминидов.

Одним из авторов трудовой теории антропогенеза является Ф. Энгельс, который в своей статье «Роль труда в процессе превращения


обезьяны в человека»1 подчеркнул решающую роль труда не только в изготовлении орудий труда и удовлетворении потребностей человека, но и в изменении самой сущности человека, возникновении его сознания, мышления и речи.

Начало использования природных вещей в качестве орудий труда и особенно их производство долгое время связывали с обнаружением на острове Ява древнейшего человекообразного существа, названного питекантропом, который жил примерно 800 тыс. лет назад. Но в начале 1960 г. английский ученый Л. Лики нашел останки более древнего гоминида, жившего приблизительно 2—3 млн лет назад, которого он назвал Homo habilis, что означает «человек умелый». Хабилисы занимают промежуточное положение между австралопитеками и питекантропами. По анатомическим признакам они отличаются от австралопитеков более развитыми, короткими и сильными передними конечностями, способными использовать более крупные и обработанные камни и другие предметы природы. Объем их мозга превышал объем мозга австралопитеков, но был меньше мозга питекантропа. Они занимались коллективной охотой на крупных животных, для чего устраивали облавы, загоны и ямы, применяя при этом различные каменные, а также костяные и деревянные орудия.

Стадная охота предполагает уже определенную организацию внутри стада, в частности распределение функций между охотниками и иерархическую структуру самого стада, в котором выделяется вожак и его ближайшие помощники. Во всяком случае, на примере стадной охоты можно видеть уже предпосылки будущего разделения труда, а также использования простейших подручных предметов для достижения поставленной цели. Совершенствование предметов природы в качестве средств для охоты, рыбной ловли, сбора плодов и т.п. медленно и постепенно привело древнейших людей к необходимости создания целого ассортимента предметов, которые могли быть в дальнейшем использованы не столько как средства обороны и нападения, сколько как орудия труда.

Огромное значение в эволюции гоминидов, являющихся ближайшими предшественниками людей, имело использование огня. Открытие его имело чисто случайный характер. Наблюдая пожары, вызванные ударом молнии, первобытные люди могли убедиться во многих полезных свойствах огня. Поэтому, пока не могли добывать огонь сами, они старались поддерживать и сохранять его. Об этом свидетельствуют данные археологов, которые исследовали пещеры, в которых жили си-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.


нантропы, гоминиды, появившиеся после питекантропов примерно 400 тыс. лет тому назад. Оказалось, что в этих пещерах зола и пепел составляли слой толщиной около 7 метров. Это свидетельствовало о том, что синантропы не могли добывать огонь сами и, когда он появлялся в результате удара случайной молнии в дерево, переносили горящие куски в свои пещеры и старались поддерживать его, постоянно подклады-вая новые сучья. Огонь согревал жилища синантропов, а это имело немаловажное значение в связи с наступившим похолоданием климата. С помощью огня они начали готовить мясную пищу, которая лучше усваивалась и давала больше энергии организму. Горящие головешки можно было использовать и в обороне от врагов и нападении на зверей. Вот почему в конце концов далекие предки людей научились самостоятельно добывать огонь, чтобы не зависеть от случайного возникновения его в природе. Это произошло примерно 120—100 тыс. лет назад. В эту эпоху существовал уже новый тип древних предков человека, которых называют неандертальцами (200—35 тыс. лет назад). Неандертальцы были более искусными в изготовлении разнообразных орудий труда и их применении. Они являются предками кроманьонцев, ископаемых людей современного типа, которые значительно ближе к Homo sapiens (человеку разумному) нашего времени как по физическому развитию (рост 180 см), так и по объему мозга (1600 см3).

На протяжении миллионов лет формировались способы использования антропоидами готовых предметов природы для защиты и нападения, пока древний предок человека не научился создавать первые примитивные орудия труда и применять их для производства и удовлетворения самых насущных своих потребностей.

Таким образом, первым решающим условием для отделения человека от мира животных и возникновения человеческого общества стало, во-первых, производство орудий труда. Их постоянное совершенствование, специализация и увеличение ассортимента определяют прогресс во всей трудовой деятельности человечества. Во-вторых, дальнейший прогресс в развитии производства был достигнут благодаря возникновению разделения труда. Сначала такое разделение произошло по естественным признакам пола и возраста. Взрослые мужчины занимались преимущественно охотой, женщины — собиранием плодов и ягод, приготовлением пищи и заботились о детях, старики — изготовлением орудий труда. В дальнейшем разделение труда приобретает особый характер, связанный со специализацией отдельных трудовых операций или с занятиями особыми видами труда. В-третьих, такое разделение и специализация труда привели к значительному повышению его производительности. Все это в конечном счете при-


вело к невиданным до этого темпам развития общественного производства.

Совершенствование орудий труда и развитие форм трудовой деятельности служат основой эволюции материальной культуры. В зависимости от материала создаваемых орудий труда и способа их применения ученые выделяют каменный век, когда материалом для орудий служили в основном сначала разные виды камней, а затем частично кость и дерево. В рамках каменного века различают, во-первых, палеолит, или древний каменный период, когда преобладали галечные орудия труда, ручные рубила и оббитые с одной стороны большие галечные камни, или чопперы. В среднем палеолите при изготовлении составных орудий наряду с камнем используются также кость и дерево.

Эта древнейшая эпоха в истории становления материальной культуры начинается с появления австралопитеков и охватывает длительный период существования таких древнейших предков человека, как питекантропы, синантропы, неандертальцы, и завершается возникновением ближайшего предка человека — кроманьонца. Главным занятием для них была охота и собирательство, сам труд носил коллективный характер, которому соответствовала общественная собственность на орудия труда и его результаты.

Коренное изменение в орудиях и характере труда произошло в неолите, или новом каменном веке. От собирательства и охоты первобытные люди перешли, во-первых, к мотыжному земледелию, выращиванию хлебных злаков и других растений; во-вторых, к скотоводству посредством приручения диких животных. Это заставило их вести оседлый образ жизни и начать строить постоянные жилища. Такие качественные преобразования в хозяйственной жизни существенно изменили все дальнейшее развитие человечества, поэтому не случайно этот переход характеризуют как неолитическую революцию.

На основе таких коренных изменений в развитии производства и общественной жизни в целом формировались и новые социальные и нравственные отношения между людьми. Уже в рамках первобытного стада охотников возникает отношение единства между охотниками, основанное на достижении общей цели. Такое объединение сплачивало их в единый коллектив, в котором преодолевалось унаследованное от животных предков враждебное отношение друг к другу. Вместо инстинктов постепенно выдвигается простейшая мораль, которая выражалась в форме таких запретов, как «не убий» и «не укради». На своем опыте первобытные люди убеждались в том, что такие простейшие моральные запреты способствовали их выживанию и сохранению порядка в новом формирующемся коллективе.


Одновременно с совершенствованием трудового мастерства, укреплением сплоченности коллективов и формированием простейших правил морали происходило и развитие сознания первобытных людей, их мышления и речи.

16.3. Генезис сознания, мышления и речи

Сознание и речь могли возникнуть только в коллективной трудовой деятельности людей. В процессе труда человек, как известно, приводит во взаимодействие предмет и орудие труда, которые являются объектами природы. В результате этого он узнает, какими свойствами они обладают и насколько полезными оказываются для достижения его целей. Именно эти объективные свойства вещей, которые неоднократно обнаруживаются и повторяются в трудовом процессе, впоследствии выделяются, обобщаются и закрепляются в определенном материальном знаке. Такое обобщение и закрепление объективных свойств вещей создает возможность для передачи трудового опыта и навыков и сохранения их в памяти людей. Сознание первоначально возникает как способ выявления и закрепления объективных, повторяющихся свойств вещей, используемых в трудовом процессе. Тогда же возникает необходимость в обмене результатами трудовой деятельности, которая привела к возникновению речи.

Поскольку труд представляет собой целесообразную деятельность, постольку он предполагает наличие сознания, в котором только и возможна постановка целей. Следовательно, сознание должно предшествовать труду. Вместе с тем сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо выявить ту общую причину, которая в конечном счете может объяснить возникновение специфического человеческого сознания. По-видимому, такую причину следует искать в самой особенности процесса биологической эволюции ближайших к человеку приматов. Еще И. Кантом было установлено, что человеческое сознание начинается с продуктивного воображения, которое служит исходным пунктом для большинства психических процессов, в том числе и мышления. На определенном этапе биологической эволюции приматов агрессивные и инстинктивные побуждения одних групп встретили мощное сопротивление других групп, что несло угрозу самому их существованию. В таком случае не оставалось ничего иного, как наложить табу, запрет на них, и направить чисто животные влечения и агрессию по иному пути, а именно представить их в своем воображе-


нии. На основе такого воображения постепенно сформировались чисто человеческие ценности, ориентированные на устранение агрессивного и инстинктивного поведения среди первобытных людей, установление порядка и правил поведения в складывающихся коллективах. Так постепенно вместо инстинктивного и не ограниченного какими-либо запретами поведения в воображении людей возникает представление о негативных последствиях такого поведения, а вместе с этим формируются первые начала морали как одной из социальных ценностей, помогающей людям выжить в новых условиях существования.

С самого начала своего появления сознание было ориентировано на познание и понимание мира, в результате чего вырабатываются конкретные виды и формы знания. Накопление и систематизация знания, достигнутого в ходе трудовой и практической деятельности, стало новой, важнейшей социальной ценностью. В этом процессе решающую роль играло мышление, которое давало возможность в обобщенной форме выражать не только непосредственные практические действия по изготовлению орудий труда, но и наблюдения явлений, которые регулярно происходят в природе.

Кроме знания о практически-предметной деятельности, сознание включает в свой состав и эмоционально-волевое отношение к окружающему миру, в котором, с одной стороны, выражается оценка человеком и обществом существующей действительности, а с другой — вся целеполагающая деятельность, ориентированная на предвидение будущего.

Если раньше знания и трудовые навыки усваивались непосредственно путем наблюдения и подражания действиям опытных людей, то со временем основной формой их передачи стал язык. Хотя в форме жестов и нечленораздельных звуков примитивный язык существовал и раньше, например у австралопитеков, но только в ходе систематической трудовой деятельности возникла настоятельная необходимость обмена мыслями между людьми, передачи и закрепления достигнутого опыта с помощью более развитого языка.

Язык жестов явно не подходил для этой цели, ибо с его помощью можно было выражать лишь интенции и намерения, разрешающие или запрещающие те или иные поступки, предупреждать об опасности и т.п. Но им нельзя было пользоваться ночью, в условиях плохой видимости, да и сам запас жестов был крайне ограничен. Вот почему дальнейшее развитие языка пошло по линии совершенствования звукового языка, превращения его из нечленораздельного в язык членораздельный и артикулированный. Процесс этот совершался постепенно и крайне медленно. Достаточно отметить, что и питекантропы


и синантропы пользовались, по-видимому, в основном языком жестов и в редких случаях прибегали к отдельным звукам для предупреждения об опасности. Даже у неандертальцев не существовало артикулированной речи, появление которой связывают с неолитической революцией.

16.4. Исследование проблем сознания в естествознании

Поскольку происхождение сознания связано с возникновением общества и его трудовой деятельностью, постольку его формирование изучалось преимущественно с исторической точки зрения. В настоящее время проблемы сознания исследуются также многими естественнонаучными дисциплинами. Одно из новых направлений, возникшее в 70-х гг. XX в., было названо социобиологией. Она по замыслу ее основоположника американского ученого Э. Уилсона ставит своей целью изучение поведения социальных животных, включая и человека. Человек является биосоциальным существом, поведение которого зависит прежде всего от его природных, биологических потребностей. Никакое воспитание не может избавить его от тех природных инстинктов и потребностей, которые присущи ему наравне с другими социальными животными. Более того, главный тезис социобиологии заключается в том, что поведение таких животных, в том числе и человека, зависит от структуры их генетического аппарата. Объясняя общественный характер устройства и поведения социальных животных, например муравьев и термитов, представители социальной биологии заявляют, что, по-видимому, гены альтруизма, взаимопомощи и сотрудничества у них передаются от одного поколения к другому, поскольку обнаружено, что половина генов у взрослых особей и их потомков одинакова. Но этот факт отнюдь не доказывает, что эти гены являются генами альтруизма. Другие исследователи, напротив, заявляют, что решающую роль в эволюционном процессе играют гены эгоизма, ибо в процессе адаптации к условиям существования ни одно живое существо не предпринимает действий, ведущих к его гибели. Таким образом, вопрос о том, что способствует адаптации к среде и эволюции даже среди низших социальных животных, остается дискуссионным.

Что же касается человека, то его зависимость от социальной среды и общества в целом вряд ли вызывает сомнения. Не отрицая наличия у него биологических потребностей, наклонностей и врожденных свойств, его поведение нельзя объяснить исключительно его генетическими структурами и биологическими факторами. Живя в общест-


ве, человек во многом видоизменяет свои природные свойства и потребности, облагораживает и совершенствует их в процессе социализации и приобщения к культуре общества. Все это показывает, что проблему исследования человека как природного существа методами естествознания необходимо дополнить изучением его как существа подлинно общественного, резко отличающегося от низших социальных организмов, изучаемых социальной биологией.

Другая проблема, изучаемая в настоящее время целым комплексом естественнонаучных дисциплин, связана с исследованием структуры мозга, его функций и уровня отражения им объективного мира, соотношения материального и идеального в процессе освоения действительности. Применение новейших методов исследования позволило современной нейрофизиологии глубоко вникнуть в механизмы взаимодействия нейронов, отдельных их групп, управляющих теми или иными функциями организма, а также в согласованную работу отдельных частей мозга. Наиболее впечатляющим достижением нейрофизиологии было открытие американским ученым Р. Спери в начале 50-х гг. XX в. функционального различия, или асимметрии, между деятельностью левого и правого полушарий мозга. Если левое полушарие ответственно за аналитическую, рациональную деятельность мозга, то правое осуществляет синтетическую функцию и управляет интуитивным знанием. По-видимому, доминированием деятельности соответствующих полушарий можно объяснить давно существовавшее деление людей на мыслителей, у которых преобладает аналитический тип мышления, и художников, с отчетливо выраженным интуитивным мышлением, хотя такая классификация не во всем бесспорна.

С помощью электрофизиологических методов были выявлены и изучены также те участки мозга, которые управляют жизненно важными функциями организма. Но здесь исследователи встретились с немалыми трудностями, поскольку обособленное исследование отдельных частей целого не дает возможности выявить эмерджентные свойства, которые возникают при взаимодействии разных его частей.

С еще большими трудностями встретились ученые разных специальностей при анализе фундаментальных проблем сознания, его связи, с одной стороны, с бессознательным, инстинктами и мифами, а с другой — культурой и цивилизацией. Наибольшую популярность приобрели здесь психоанализ 3. Фрейда (1856—1939) и аналитическая психология К. Юнга (1875-1961).

Психоанализ Фрейда основывается на предположении, что поскольку исторически сначала появляется первобытный человек с присущими ему агрессивными инстинктивными желаниями и сексу-


альными влечениями, то дальнейшее развитие культуры и цивилизации стремится вытеснить их в сферу бессознательного посредством различного рода запретов.

Совокупность инстинктивных влечений Фрейд обозначает термином Оно, которое он отличает от Я, представляющего субъекта с его сознанием, мышлением и памятью, которые сформировались в процессе эволюции и приспособления к природной и социальной среде. Разумное Услужит преградой на пути бессознательного и, опираясь на нормы морали и принципы культуры, вытесняет агрессивные инстинктивные желания и сексуальные влечения в сферу бессознательного. Трансформация энергии инстинктов, прежде всего энергии сексуального влечения — либидо, может способствовать процессу сублимации, или переключения, указанной энергии на приемлемые для общества формы деятельности, например творчество в искусстве, науке и т.д.

Категория, обозначаемая Фрейдом как сверх-Я, выступает в качестве представителя общества с его запретами, нравственными нормами и идеалами. Вот почему он считает, что «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры»1. По его мнению, культура препятствует осуществлению инстинктивных желаний человека, уменьшает его счастье и тем самым не только ограничивает его свободу, но и служит причиной возникновения различных неврозов. Лечение их, согласно Фрейду, сводится к психоанализу тех вытесненных желаний, которые вызвали невроз.

Аналитическая психология К. Юнга в отличие от психоанализа его учителя 3. Фрейда исходит из исследования первобытной культуры древнего человека. В бессознательном содержатся не только агрессивные стремления и сексуальные влечения человека, но и формы его поведения и деятельности, которые Юнг называет архетипами. «То, что мы называем инстинктами, — писал он, — является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Но в то же самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами»2. В отличие от индивидуального бессознательного архетипы представляют собой коллективное бессознательное, в котором нашел свое воплощение древнейший опыт человечества. Поскольку основное содержание психической жизни составляет, согласно Юнгу, наиболее полное выражение возможностей личности, постольку обращение к архетипам становится необходимым тогда,

1 Фрейд 3. Сумерки богов. М., 1989. С. 95.

2 Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 65.

17-925


когда на этом пути встречаются препятствия личного или общественного характера и под их влиянием происходит несознаваемое возрождение архетипов как древнейших форм осмысления бытия. Их использование и разработка творчески мыслящими личностями могут привести к крупным достижениям в разных областях художественной и интеллектуальной деятельности. Все великие идеи и проекты, считал Юнг, возникают на основе архетипов, в которых эмоция и мысль, чувство и разум выступают в нерасторжимом единстве и помогают развитию сознания. Поэтому он с иных позиций, чем Фрейд, подходит и к истолкованию сновидений, видя в них не выход бессознательного на уровень сознания, а установление психического равновесия между ними. «Таким образом, — заключает Юнг, — с помощью снов (наряду с интуицией, импульсами и другими спонтанными способами) инстинктивные силы влияют на активность сознания»1. С позиции взаимодействия инстинкта и разума, эмоций и мысли он рассматривает сам процесс эволюции сознания, указывая на аналогию с известным биогенетическим законом. «Так же, как эволюция эмбриона повторяет его историю, — писал Юнг, — так и разум развивается переходя через ряд доисторических стадий»2.

Концепции бессознательного и сознательного, их взаимодействие и влияние на общий процесс развития сознания, разрабатываемые в рамках психологии, имеют существенное значение для понимания духовной деятельности человека, его места и роли в общей картине мира. Поэтому дальнейшие исследования этой проблемы представителями естествознания и гуманитарных наук в современных условиях приобретают особую актуальность.

Основные понятия и вопросы

Австралопитеки Неандертальцы
Аналитическая психология Нейрон

Антропогенез Неолитическая революция

Архетип Орудия труда

Бессознательное Психология

Воображение Синантропы

Гоминиды Хабилисы

Кроманьонцы Язык

1 Юнг К. Архетип и символ. С. 61.

2 Там же. С. 90.


1. Каковы основные биологические предпосылки возникновения человечества?

2. Из какой ветви развития антропоидов возникло человечество?

3. Какие аргументы приводятся для доказательства происхождения человека от древних гоминид?

4. Когда возникли австралопитеки и чем они отличаются от других предков человека?

5. Какую роль сыграл труд в возникновении человечества?

6. Когда произошел переход от собирательства растений и охоты к земледелию и скотоводству?

7. Какую роль сыграли обобщение и воображение в развитии сознания?

8. Когда и почему возникла речь?

9. Что изучает социальная биология?

 

10. Применимы ли полностью принципы социобиологии к исследованию человечества?

11. В чем состоят достоинства и недостатки психоанализа 3. Фрейда?

12. Что называют архетипами и кем впервые они были введены в науку?

Литература

Основная:

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научного

знания. М., 2005. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

Дополнительная:

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004.

Шарден Тейяр де. Феномен человека. М., 1973.

17-


Глава 17


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь