Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАНЯТИЕ 9. Ораторские приемы воздействия и их допустимость



Риторическая разминка:

– отработка поз говорящего и слушателя;

– ролевая игра (моделированные ситуации).

Ораторика:

– эссе по афоризму;

– риторический диалог.

Вопросы для обсуждения:

1. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.

2. Регламентация допустимости ораторских приемов.

3. Характеристика приемов установления контакта оратора с аудиторией.

4. Характеристика приемов привлечения и удержания внимания слушателей.

5. Характеристика приемов стимулирования интереса слушателей.

6. Приемы диалогизации монолога.

7. «Спекулятивные» приемы и их разоблачение.

Практические задания (работа в группах)

1. Считая умение оратора поддерживать внимание слушателей искусственными приемами одним из важнейших условий успеха, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде» (в параграфе «О внимании слушателей») показал семь таких приемов:

Первый прием – прямое требование внимания от слушателей.

Второй прием – пауза.

Третий прием заключается в употреблении – надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, – вставных предложений.

Четвертый прием – риторическая фигура apostrophe – обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

«…Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой – самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту … удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии».

Первый прием П. Сергеич иллюстрировал тонким советом Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня».

Проиллюстрируйте другие приемы, в том числе примерами из собственной ораторской практики. Попробуйте добавить к этим приемам свои.

 

2. Анализ вербального и невербального исполнения речей (заученных, подготовленных, экспромтов).

Задание на дом.

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2007.*

3. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*

4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.

5. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М., 2007. *

6. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. – Тула, 2000.

7. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008.

8. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**

Дополнительная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика (для бакалавров): Уч. пособие. – М., 2012.**

2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.*

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**

5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.

7. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. – М., 2009.

8. Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов: Учебно-методическое пособие. – М., 2010.

9. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

1. http: //www. orator.ru

2. http: //www. zhestov.net

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Если судить по книжным прилавкам, риторика сегодня «в моде». Если судить по реальной речевой ситуации – нам пока далеко до риторического мастерства. А ведь еще в античную эпоху именно риторика определяла высшую степень образованности эллина.

В системе научных знаний риторика неразрывно связана с этикой, философией, логикой, психологией, языком и культурой речи; в недрах риторики взяла свои начала педагогика, на риторическом материале оттачивали методы преподавания гуманитарных дисциплин первые софисты.

В наше время риторика предполагает две трактовки: «…с одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство. Оно – предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации»[9].

Коммуникативная направленность риторики отражена в ее основополагающих категориях – этосе, пафосе и логосе. В трактовке современного известного ритора Ю.В. Рождественского этоспредставляет собой «условия, которые получатель речи предлагает ее создателю», пафос– «намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем интересующего того тему», логос– «словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла»[10].

· этос – создает условия для речи,

· пафос является источником создания замысла речи,

· логос воплощает пафос на условиях этоса.

Иными словами, неразрывными этосом, пафосом и логосом обеспечивается взаимообусловленность содержания и формы речи, которую говорящий, преследуя свои цели, адресует определенному слушателю (или кругу слушателей) в конкретных условиях. Вместе с тем в феномене речи (и публичная речь не исключение) важно увидеть и понять главное – ее диалоговое начало. Оно проявляется на каждой ступени создания текста, в каждом штрихе воплощения намерения говорящего в риторический поступок, будь то эксплицитное речевое взаимодействие или имплицитный диалог. Предмет же речи в ракурсе ораторского видения определяет вид создаваемой речи и «подсказывает» масштабы ее содержания.

Этос, пафос и логос – «три кита», на которых стоит риторика. И когда дисциплине, предметом которой является действенная, убеждающая речь, суждено по социально-политическим причинам, сложившимся в том или ином государстве, снисходить на нет, ее основополагающие категории, в отличие от богатого, веками накопленного ею иллюстративного материала, не могут перейти в другую, пусть даже смежную дисциплину. Когда же этос, пафос и логос остаются невостребованными, слово перестает быть целенаправленным речевым поступком, что на практике приводит к освобождению говорящего от ответственности за сказанное. Следовательно, ответственность за слово – та самая «риторическая призма», через которую следует рассматривать действенность речи в любой коммуникативно-речевой ситуации, особенно когда вы – оратор.

Кроме того, если вы собираетесь стать высокообразованным юристом, вам необходимо представлять специфику юридической риторики, практика которой связана не только с философией, логикой, профессиональной этикой, юридической психологией, конфликтологией, но и латинским языком, римским правом, теорией государства и права, конституционным (государственным) правом России, организацией судебной деятельности.

Что касается ораторских навыков, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь