Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ ВОСПИТАНИЯ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Знание Объект (ценность) эмоции отношение Умения Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие. Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее. (Нельзя обижать слабого...Человек должен творить самого себя... Сила моя в разуме... Уважать – это утруждать себя для другого...). Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.(Я люблю музыку... Мне нравится читать...Как хорошо, когда учитель красивый... Приятно получать подарки, но дарить – тоже приятно... Больно за несчастных людей...). Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь субъека с объектом внешнего мира. (Мы посадили цветы в школьном саду... Надо вставать при входе взрослого и дамы... Малыш сказал ссорящимися: «Нельзя кричать на человека»... Юноши на балу не допускают стоять девушкам у стены в одиночестве... Поставили спектакль в Доме ветеранов...). Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно на разум, эмоции и действия по формуле «осмысление – сопереживание – содеяние». Тогда деятельность становится реальным отношением. И только тогда организуемая педагогами деятельность детей являет собою плоть воспитательного процесса. Педагог приступает к организации... И он говорит...(распредмечивает) И эмоционально окрашивает (интонирует) И предлагает инструкцию к некоторым поведенческим операциям (научает). В итоге, парадигма любого педагогического воздействия складывается такой: «Надо сделать, потому что... Легко и красиво можно сделать так... И тогда будет всем...». Наша программа предполагает непременное трёхканальное целостное влияние на отношение. Иначе работа воспитателя с детьми приобретает демагогический характер, превращается в пустозвонство. Избранные принципы заложены в основу строения Программы: ▪ первый принцип – ценностный – выступил основанием для определения содержания программы; ▪ второй – линейно-концентрический – очертил конструкцию программы; ▪ третий – целостности – указал педагогу на способ работы по данной программе. Программа воспитания шольника – это развернутое ценностное представление о человеке современной гуманистической культуры, представленной в динамической картинке как последовательное обретение ребенком личностных ценностных новообразований, определяющих его восхождение к образу достойного Человека. Специфика Программы воспитания определяется спецификой воспитательного процесса: пространство этого целенаправленного процесса, организуемого профессионалами-специалистами, равно всему жизненному пространству ребенка, и вся жизнь, проживаемая в школе – это поле педагогических влияний и воздействий. Поэтому, в отличие от учебных программ школьного образования, ознакомление с программой воспитания обязательно для каждого педагога школы: учителя-предметника, педагога продленной группы, педагога-рководителя кружка, классного руководителя и, конечно, директора и его заместителей, а также и технических работников школьного коллектива. Новообразования в личностной структуре школьника не рождаются одномоментно, они складываются постепенно путем количественных незаметных обретений. Поэтому нельзя форсировать развитие школьника, игнорировать условия его семейного воспитания, влияние социальной среды и историю его дошкольной жизни и требовать немедленного соответствия личности школьника эталонному социальному варианту. Необходимо терпеливое взращивание ребенка без подавления и устрашения. Нельзя забывать о том, что движущим механизмом развития является именно дисгармония, возникающая в ходе роста и взросления человека. При педагогическом стремлении воспитать гармоническую личность, педагог целенаправленно разрушает гармонию тем, что содействует противоречивости растущего сознания и малого поведенческого опыта, возбуждаемых высоких чувств и недостаточных умений социального взаимодействия, прекрасного идеала достойного человека и укрепившихся привычек низкой культуры. Поэтому при оценке воспитательного результата педагог может исходить только из происходящих изменений в личности школьника – ни в коем случае не составляя статичной картины «уровня воспитанности». Основанием для положительной оценки внедрения программы воспитания в систему школьного образования служит выявленная тенденция личностных изменений учащихся, его направленности, привычек и потребности. В представленной программе воспитания педагог не может найти раскрытия методики работы по данной программе именно в силу нашего понимания сути и назначения программы. Точно так, как повар, замысливающий вкусный обед для гостей, не ищет способов приготовления блюд, а сначала прорабатывает содержание меню, и швея проецирует в сознании красивое платье, только потом приступает к определению методики действий, и преподаватель основательно изучает и продумывает учебный материал, и лишь затем коструирует методическое оснащение. Профессионалы все одинаково приступают к деятельности, предварительно создав (и записав) программу своей работы. Поэтому программа воспитания апеллирует исключительно к профессиональному мышлению педагога, наполняя его представлениями и понятиями тех социально-психологических образований, которые непременно должны быть взращены в личностной структуре школьника за годы его обучения. И – не более того.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.
МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 КЛАСС).
Восприятие окружающего мира. Общее отношение: земля есть общий дом для жизни растений, животных и человека. Представление о зависимости всех живущих на земле от состояния нашей планеты. Представление об удивительной приспособленности жизни флоры и фауны к земному существованию. Представление о специфической жизни человека, которому приходится самостоятельно обеспечивать себе средства существования. Понятие об ответственности людей за созранение природы. Умение наблюдать окружающий мир. Умения смотреть на звезды, слушать птиц, шум леса, голос моря и реки (ручья), наблюдать за падением снега, дождем и грозой. Умение замечать свежесть утреннего пробуждения жизни, наполненность светом дня, вечернее угасание светлого дня. Умение описывать своё состояние утром, днем, вечером. Умение набюдать за поведением животных, Умение ухаживать за растениями и выращивать растения. Умения ухода за животными и заботы о них. Умение рассказывать о своих чувствах и мыслях при восприятии явлений природы. Умение отражать картину природы в рисунке, песни, стихах, движениях. Представление и понятие о течении жизни. Наблюдения за движением жизни в природе и обществе. Умение описать течение собственной жизни и передать свои впечатления. Умение рассказать о поступке человека, выразить сочувствие ему. Знание о сложности напряженной взрослой жизни. Умение сочувствовать человеку неблагоприятного состояния. Умение воспринимать человека с позиции доброжелательности Умение описывать внешний портрет человека. Умение рассказывать о поведении человека и воспринимаемых событиях. Представление общих законов человеческой жизни на земле: не сорить на планете, беречь природу, бережно относиться к человеку, исполнять законы общественной жизни, помогать друг другу быть хорошим человеком, трудиться, выстраивая человеческую жизнь на земле. Правила игры и развлечений. Общее правило: «Постарайся, чтобы игра доставляла удовольствие каждому участнику». Представление игры как способа отдыха. Опыт в игровой деятельности: подвижных играх, интеллектуальных играх, художественных играх, спортивных играх, социально-ролевых. Правило честного соблюдения условий игры. Умение регулировать своё поведение в игре. Умение признавать победы и поражения. Умение благодарить всех участников за игру. Правило «В игре всем весело». Умение ориентироваться на самочувствие играющих Умение наблюдать за участниками игры, так чтобы никого не обидеть. Умение победителя благодарить побежденного. Правило осторожности в обращении с человеком. Способность регулировать свои эмоции. Умение «держать себя в руках». Правило легкого прикосновения в подвижной игре. Правило щадящей оценки в интеллектуальной игре. Правило признания особенности восприятия мира в художественных играх. Правило честности в спортивной игре. Правило морали в сюжетно-ролевой игре. Язык общественного человека Общее отношение: «границы языка определяют границы внутреннего мира человека». Понятие языковой культуры. Понятие языковой субкультуры. Понятие языка как способа обмена информацией между людьми. Речь как вербальный язык. Интонационная культура языка. Представления о языке тела и телодвижений: мимика, пластика, жесты, поза, темпо-ритм. Умения пользоваться языком теловдвижений. Понятие художественного языка общения: рисунок, живопись, танец, песня, музыка, театр, скульптура, архитектура. Широкое владение языком общественного человека. Умение избирать форму языка, адекватную общению с людьми. Умение воспринимать язык Другого. Умение понимать Другого и пользоваться широким спектром языка, чтобы быть понятым Другими. Предметы, вещи, костюм как язык человечества. Понятие о костюме как средстве выражения своей личности. Представление об адекватности костюма. Понятие имиджа и основные умения выстраивания имджа своей лчности. Культура молчания. Умение выслушивать собеседника. Умение учитывать интересы собеседника. Понимание состояния собеседника. Умение опредмечивать проживаемое отношение. Представление о символическом языке человечества. Создание персонифицированного символа в общении с людьми. Человек как субъект. Общее отношение: «Человек – творец собственной жизни и социальных обстоятельств». Жизнь каждого в контексте жизни общества и человечества. Представление и понятие о человеке как объекте и продукте обстоятельств и воздействия окружающих людей. Участливое отношение к людям, попавшим в тяжелые условия жизни. Умение оказывать помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам. Умение сохранять уважение и сочувствие к детям неуспешным, оказываать им деликатную помощь. Человек как субъект. Понятия «судьба» и «жизненный путь». Представление о способах преодоления неблагоприятных обстоятельств. Человек как творец обстоятельств. Умение выстраивать планы собственной деятельности. Умение изменять обстоятельства своей личной жизни, использовать меняющиеся условия. Умение участвовать в преобразовании школьной жизни. Умение планировать деятельность, определять близкую, среднюю, далекую перспктиву жизни. Представление о душе как системе отношений к жизни. Движение души как закон развития души. Представление о зависимости богатства собственного внутреннего мира от меры владения всей палитрой языка человечества. Сознательное изучение этой палитры. Духовная смерть как прекращение движения души. Счастье жизни и смысл жизни Общее отношение: счастье есть обязательная характеристика и условие жизни человека на земле. Представление о жизни как активном взаимодействии с окружающей реальностью. Представление о счастье как общей удовлетворенности жизнью и зависимости счастья от богатства сязей с миром. Сопряжение счастья и несчастья в жизни человечества. Понятия «радость», «удовольствие», «веселье», «восторг», «довольство», «успех», «победа» - как элементы счастья. Представления о счастье существования, счастье удовлетворения биологических потребностей, счастье общения, счастье творчества и счастье преобразования жизни – как уровнях проживания счастья. Осмысление понятий гедонизма, аскетизма, альтруизма, коллективизма как позиций выбора характеристики желаемого счастья. Осмысленное развитие способности сопротивляться несчастью. Умение преодолевать причины несчастья. Забота о счастье близких людей и содействие счастью окружающих. Стремление участвовать в преобразовании жизни. Желание оставить добрый след на земле. Умение делать добрые дела бескорыстно. След, оставленный в жизни великим, и след, оставленный на земле ничтожным человеком. Представление о критерий великого человека – мера влияния на ход общественной жизни его деятельности. Режим учебной деятельности Ценностно-ориентированнаяучебная деятельость на уроке выполняет Психолог-педагог
Преподаватель учебного предмета (учитель) хорошо ознакомлен в програмой и умеет расставлять социальные акценты при изучении научных фактов, а также регулировать и культивировать отношения на уроке согласно возрастной задаче –доминанте.
Технический персонал школы
Тогда два года школьной жизни (один возрастной период) – это освоение, усвоение, присвоение наивысшей ценности и обретение практических способов реализации ценностных отношений в своей повседневной жизни. Педагогическая технология школьных работников играет важнейшую роль в практическом воплощении программы. Воспитательный лейтмотив, встраиваемый в совместную деятельность («человек», «общество», «жизнь», «»норма», «Я»), исполняет векторную роль в насыщении деятельности ценностью. Воспитательный лейтмотив педагога преобразует любую деятельность в ценностное отношение. Посмотрим, как выглядит в практике технологическое решение. Возьмем два примера. Первый - введение единого традиционного правила в школьную жизнь. Второй – проведение воспитательного мероприятия общей тематики для всех классов. ♣ Первого сентября педагог посвящает свое первое слово к ученикам, провозглашая условия учебной работы успешной в течение года. Одно из них - тишина интеллектуального труда. Учитель начальной школы напоминает детям о тишине как основном правиле успешности обучения, раскрывая способы исполнения данного правила: вслушиваться, что произносит говорящий, не перебивать речь говорящего, не производить шума движениями или предметами, стараться представить мысленно тот предмет, о котором идет речь, сравнивать его высказывания с собственными мыслями, обращать внимание на точность формулировок... Педагог подростковых классов при таком же предмете беседы ставит иной акцент: человек отличается от животных своим интеллектом, которым не наделяет его природа, приходится человеку развивать задачки интеллектуального развития; тишина учебнызх занятий – отношение к каждому человеку, которому ты желаешь успеха в учебе и столь же страстно желаешь ему умственного развития, сколь ты жаждешь собственного; тишина – это соблюдение права каждого человека на высокие достижения в образовании, а соблюдение «правила одного голоса» – это не что иное, как личное отношение к говорящему... Педагог старших подростковых классов не вспоминает ни о правилах, ни о тишине как условии учебных занятий. Он говорит об умении людей сотрудничать и совместно выполнять работу, так чтобы усилия одного были значимы для другого; о том, что занятия – это как исполнение оркестром единого произведения (истина! ), когда и голос скрипки, и удар барабана, и переливы флейты определяют создание единого прекрасного музыкального произведения... Иначе ведет беседу педагог старших классов. Он говорит об интеллектуальной работе как неизменной части человеческой жизни; о том, как сложен мир и жизнь человека и как важна способность мыслить, анализировать, решать проблемы самостоятельно, не жалуясь на неудачную судьбу; о том, что разум – бог человека (Mens guigue deus.), а рациональность – непременное условие человека для свободного выбора образа жизни и выстраивания собственного счастья... Педагог же выпускного класса начнет беседу об условиях учебной работы на уроке с разговора о достоинстве как центральном качестве личностного «Я»: скромность и гордость – это две стороны достоинства; гордый человек на занятиях интенсивно работает, потому что ценит себя и свою жизнь; скромный – не позволяет никого отвлекать, уважая его достоинство, но и собственное тоже...; эти два качества – залог успеха каждого... ♣ В 2009 году первый урок учебного года в стране посвящается идее толерантности. Вместо пустого сентиментального призыва к «терпимости» выйдем на идею способности уважать индивидуальные особенности Другого. Программа воспитания задаёт точный вектор содержанию такого урока в разных возрастных группах. Варианты таких занятий с детьми предопределены предлагаемой Программой воспитания. Если обратиться к организации конкретного мероприятия общешкольного масштаба, то в участии школьников разных возрастных групп будет наблюдаться разительные отличия. Вот как примерно могло бы выстраиваться осмысление этого важнейшего социального вопроса: Во 2-ом – 4-ом классах такая работа проводится на основании рассмотрения системы правил поведения по отношению к другому, «непохожему на тебя» человеку(предположим, предъявляется семь таких правил): - не смеяться над необычным нарядом человека; - не высмеивать необычную для тебя речь человека; - стараться понять причины поведения человека; - не осуждать человека за ошибки и оплошность в поведении; - внимательно вслушиваться, что именно хочет сказать другой человек; - оказывать помощь человеку, не знающему традиций поведения; - защищать любого человека от обид, насмешек, боли, неудобста. Способы исполнения этих правил демонстрируются, и проводится этический тренинг методом ролевой игры. В 5-ом – 6-ом классах рассматривается тот же вопрос на уровне философическом. Идея толернатности провозглашается как идея ценности человека во всех его многообразных проявлениях. Провозглашаются общий принцип уважения Человека (как безусловное признание его достоинства вне зависимости от положения, возраста, внешности, материального обеспечения, особенностей характера) и частные принципы отношения к Другому в своей непохожести на окружающих людей: - интерес ко внутреннему миру человека; - уважение истории жизни и судьбы человека; - признание неприкосновенности человека; - право человека на свободу выражения своего отношения; - признание ценности национальных особенностей человека. И в этом случае эффективным станет тренинговый метод ролевой игры. В 7-ом – 8-ом классах подростокк тому же вопросу толерантности будет подходить с позиции социальной. В решении данного вопроса родятся суждения о человеке как продукте социальных условий жизни: - личность – продукт прожитой жизни в определенных социальных условиях (социальный статус семьи, положение семьи и уровень культуры, окружающая социальная среда, средства культурного развиия...); - личность – проявляет себя как представительствующее лицо общества или слоев общества, определенной социальной группы; - личность – носитель природных особенностей, полученных от родителей; - личность – обладает отличимыми чертами характера, которые придают личности неповторимость и непохожесть; - личность, обладая достоинствами, не всегда удобными для окружающих, может получить нечаянно отрицательные характеристики окружающих именно в силу своих достоинств. Наилучшим методом организации такой работы, вероятно, станет метод социально-психологической игры с её проблемой и веером разных решений. В 9-ом - 10-ом классах старшеклассники откроют значимость толерантности с позиции многообразия типов жизни, складывающихся при разнообразии жизни.. Общественная жизнь в разных точках земного шара обусловлена географическими, экологическими, историческими, психологическими обстоятельствами жизни человека. Образ жизни определяет образ человека. Ученики вместе с педагогом станут осмысливать общие черты жизни человека на разных континентах, в разных странах и разных регионах, выделяя отличительные качества людей разных сообществ. Отметят, что в ходе истории общественного развития складывался соответствующий характер представителя данного общества, потому что - субъект выстривает жизнь согласно образу жизни социальной группы, где он рос и воспитывался; - субъект выстраивает поведение на основе ограниченного круга его знаний о разных сторонах жизни; - субъект в пору детства подвергался в качестве объекта своеобразным воздействиям взрослых, и последствия этих воздействий очень прочны; - субъект может сознательно противостоять общепринятому («Не быть, как все»), предлагая более высокие формы поведения, и способствовать движению общества вперед; - субъект однако способен регулировать проявления своих отношений и, следовательно, в ходе расширения жизненного опыта сам будет корректировать своё «Я». В данном возрастном периоде обращение к персоналии выдающейся личности было бы очень полезным для уверения строптивой юности в реальности ценностных отношений. Выпускники 11-го класса свое внимание остановят на другом основании толерантности - как признании права индивидуальности на уважение её особенностей: природных и социальных. Первые – прирожденные и объективные. Вторые – сформировавшиеся в ходе семейных условий и стечения социальных обстоятельств. Рассмотрение проблемы толерантности потечет в социально-психологическом русле: - индивидуальность – это автономный внутренний мир развитой личности; - индивидуальность – это устойчивая мировоззренческая позиция; - индивидуальность – это вариант развитой личности, вносящий в жизнь общества разнообразия; - индивидуальность – порождает вечные противоречия между людьми, а их разрешения становятся источниками развития людей: - индивидуальность как общественный продукт культуры выполняет роль движущей силы развитися общества. В этой возрастной ситуации была бы продуктивна методика самоанализа и самооценки, если психологический климат группы допускает подобную открытость школьников. Таким образом, в один и тот же час весь ученический коллектив производит осмысление общечеловеческой проблемы – на уровне своей зрелости, интереса и потребностей. Разумеется, необходима связь с родителями школьников, чтобы добиться гарантированных воспитательных результатов. Семейное воспитание – базис воспитания личности: оно оставляет в силу импринтинга очень прочные следы в душе ребенка; его воздействия параллельные школьным, большого временного объема; и семейное влияние построено на основании любви – это придает ему особую силу. Поэтому школа вынуждена выходить на просветительную работу с родителями, консультационную, тренинговую - в качестве профилактики возможного противодействия семьи школьному воспитанию. Планирование работы – поочередность действий по реализации программы – носит неотвратимо творческий характер, ибо группа, с которой он непосредственно работает, неповторима и своеобразна. План представляет собою намеченные разнообразные виды деятельности – как групповые, так и индивидуальные. Педагог отбирает из программы совокупность определенных новообразований на очерченный календарный срок, так чтобы за два года работы с детьми могло быть обеспечено формирование всех проецируемых личностных образований во внутреннем мире школьника. Но размещение намеченных разновидовых дел сугубо конкретна для каждой группы. И последовательных выдвигаемых воспитательных задач тоже вариативна для каждой группы. Программа воспитания школьника, будучи основой организации воспитания, одновременно служит критерием оценки воспитанности школьника. Воспитанность школьников – это мера соответствия уровня их личностного развития программе воспитания.
О РАБОЧИХ ДИАГНОСТИКАХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА Динамичность личностного развития ребенка чрезвычайна. Ребенок – как река, в которую нельзя войти дважды. Поэтому отбросим сразу даже предположение о правомерности статичного «уровня воспитанности». И не станем даже пытаться его определять. Возможным – а значит, необходимым – является аналитическое прослеживание тенденции развития личностных ценностных отношений: какова мера развития ценностного отношения «вчера» и какой выглядит такая мера «сегодня». Бесспорно, основной метод диагностирования – педагогическое наблюдение в естественных условиях совместной деятельности детей. Но, чтобы уточнить педагогические впечатления и увериться в их истинности, необхожимо обращаться к специальной методике фиксирования ценностных предпочтений в их временном изменении. Для педагога-практика открыт простой и доступный способ «рабочей диагностики»: прослеживать изменения детей к ценностным объектам: в форме рациональной, эмоциональной, действенно-практической. От класса к классу прочерчивается линия ценностных предпочтений школьника: линия стремится «вверх», либо падает «вниз». Общая картина воспитываемых отношений к ценностям обретает наглядность. Масштаб диагностирования двухвариативен: либо проводится в одной одной возрастной группе – тогда организатор его классный руководитель; либо проводится широким фронтом одновременно в общешкольном масштабе – тогда руководителем является заместитель директора по воспитательному процессу. Текущее диагностирование проводится классным руководителем для уточнения собственных педагогических наблюдений и педагогических впечатлений о характере развития детей в ходе естественно протекающей жизни, когда сложившиеся характеристики детей требуют проверки. Этапное диагностирование проводится заместителем директора по воспитательному процессу в целях выявить меру возрастного развития школьника в данной школе; для этого достаточно получить диагностические данные в группах 4-го – 6-го – 8-го – 10-го классов. Графический ирисунок полученных данных должен очерчивать увеличивающуюся меру ценностных отношений от класса к классу - тенденция «вверх» будет свидетельствовать о позитивных результатах работы, тенденция «вниз» укажет на спад в личностном становлении школьника. Финальное диагностирование организует директор школы в выпускном классе для уточнения общей картины изменения меры воспитанности школьников на каждый данный учебный год. Сопоставление результатов позволяет прослеживать зависимость воспитательных результатов от характера педагогической деятельности школьных работников. Чтобы определить характеристики ценностных отношений школьников, надо выявить следующее: 1. ориентация на ценности; 2. представление о ценностном отношении; 3. сформированное понятие ценности; 4. умение выстраивать собственное ценностное отношение; 5. опыт ценностного поведения; 6. свободный выбор в жизненной коллизии. 7. привычное избирательное поведение определенной практической ориентации. Следовательно, приходится подбирать несколько методик, чтобы выявить указанные семь характеристик. А значит, выстроить семь графиков, если производится сопоставление «вчера – сегодня»: семь линий будут отражать картину изменяющихся характеристик ценностных отношений. Разнообразие педагогических методик достаточно широкое, и педагогам не составит труда произвести соответствующий подбор. Главное при этом – создавать ситуацию свободного выбора для школьников (воображаемую либо реальную) – тогда можно фиксировать в цифрах (процентах) производимый выбор. Эти цифры и становятся показателями. А признаком развития ценностного отношения станет динамика этих цифровых показателей. Выделим самые подвижные и гибкие диагностики. Они позволяют ставить испытуемого в ситуацию свободного выбора, и в этой ситуации хорошо выявляется выбор ценностного объекта. Оганичимся перечислением, не ставя своей задачей раскрывать технологию проведения таких диагностик. Вот методики по выявлению показателей рационального компонента ценностного отношения: - «недописанный тезис», «недосказанное предложение», «незаконченный диалог», «ранжирование», «анкета с вариантами ответов», «коррекция предложения», «оценка поведения персонажа в коллизии», «альтернативное суждение»... Вот методики, выявляющие эмоциональный компонент ценностного отношения: -«фантастический выбор», «обращение к волшебным силам (цветик-семицветик, золотая рыбка, дед Мороз, я-волшебник)», «стал начальником», «рисую счастливую жизнь», «пишу письмо», «цветограмма», тематический альтернативный тест (ТАТ)... А вот методики, выявляющие реально-практический выбор ценностного отношения в практике действительной жизни: - «альтернатива поведенческого выбора», «ситуация свободного поведения», «акт добровольцев», «выбираю символический знак», «нужна помощь», «ролевая игра», «экстремальная ситуация»,... Рабочие методики легко встраиваются в контекст общей работы с детьми, поэтому дети не чувствуют себя объектом изучения и анализа. А подросток проявляет особый интерес к любой диагностике, ибо он сам – при интенсивно развивающемся самосознании – жаждет ознакомиться со своим личностным портретом. Тенденция меняющегося характера воспитанности школьников обязательно обсуждается на педагогических советах, в малых педагогических коллективах, на методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей. В особых случаях результат анализа может сообщаться школьникам – если педагоги считают, что такая информация способствует личностному развитию. Диагностические материалы становятся импульсом к основательному анализу воспитательного процесса и его последующей корректировки. Программа всегда очерчивает мыслимый идеальный образ. Это потому, что, как говорил Л.Толстой, править надо выше – жизнь снесет.
I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ ВОСПИТАНИЯ. Предпошлем нашему основному вопросу четкое определение понятия «воспитание». Как известно, веер таких определений многочисленный и беспредельный. Такое положение в педагогике воспитания более чем странно: профессиональная деятельность педагога, имеющая своим основным объектом «воспитание», не имеет сегодня ясной и общей для всех профессионалов дефиниции. Подобное возможно лишь в случае рождения новой науки, когда ученые пытаются выявить сущность новоявленного объекта. Педагогика же – древняя наука, рождавшаяся вместе с процессом воспитания детей. Основанием для создания программы избраны научные концепции о социальной сущности человека, о становлении и развитии личности, о сознании как основе социальных связей, об отношении как содержании внутренней структуры личности, о ценностях и ценностных отношениях. Философской базой является идея гуманизма - признания Человека наивысшей ценностью. Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры. Педагог-профессионал организует деятельность детей. В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку.современной культуры. Организованная педагогом деятельность и есть субстанция воспитания, тело процесса воспитания, доступное для восприятия и оценки. Там, где нет деятельности, нет процесса воспитания, поскольку только в активной деятельности обретает ребенок культурные новообразования. Но она, эта деятельность, обеспечивается профессиональной деятельностью педагога – поскольку его волнуют именно эти новообразования, которые диктуют ему современные достижения культуры. Они и выступают продуктом воспитания. Сознание пределяет социальные связи человека с людьми и окружающим его миром. Поэтому среди всех видов деятельности первое место занимает деятельность ценностно-ориентированная, направленная на осмысление ценности окружающих явлений и предметов в мире для человека на земле. В организации воспитательного процесса осмысление играет ведущую роль, но никак не исключает познавательную, преобразовательную, художественную деятельность и общения, а также их аналоги – самопознание, самовыражение, самовоспитание, самоанализ, внутренний диалог. Любая разновидность деятельности, целенаправленно организуемая, порождает какие-то новообразования в личностной структуре человека. Однако характеристики таких новообразований определяются не самой деятельностью, но – её содержанием. Если деятельность – тело воспитания, то содержание деятельности – душа этого тела. И, хотя присутствие разновидовой деятельности чрезвычайно важна для развития детей, но качество этого развития зависит окончательно от социального качества содержания деятельности. Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели. Программа очерчивает границы обязательного наполнения организуемой деятельности и определяет, что именно педагог должен получить как продукт своей профессиональной работы. Поэтому программа необходима педагогу. Но программа, очерчивая требуемые временем и культурой новообразования, столь же отвечает нуждам ребенка: лишь постигая богатства культуры, он развивается сам и становится способным к созидательной деятельности и социальной жизни. У педагога и ребенка одно и то же содержание деятельности. Их совместная предметная деятельность наполнена духовными образованиями как отражением объекта деятельности в сознании. Но именно это содержание – желаемое педагогом и проецируемое воспитательной программой - и является содержанием воспитательного процесса. И потому совместная деятельность детей и педагога служит как критерием воспитанности детей (меры их культуры), так и критерием профессионального мастерства педагога. Вот почему вопрос содержания воспитания является ключевым вопросом воспитания. И это значит, что создание программы воспитания есть ключ к организации воспитания. Центральная идея созданной программы состоит в разрешении противоречия между индивидуальной свободой взрослеющего школьника и социальной необходимостью, ограничивающей свободу каждого члена общества. Разрешение этого противоречия производится через сопряжение общего и частного, единого и особенного, главного и второстепенного, коллективного и индивидуального. Путь к свободе индивидуальности пролегает через приобщение ребенка к интересам общества, других людей, всего человечества. «Присвоенные» интересы расширяют внутренний мир ребенка - в тем большей мере, чем шире палитра «присвоенных» объектов мира. В процессе активной деятельности формируются в личностной структуре ребенка отношения к объектам окружающей действительности. Ансамбль социальных отношений составляет ядро личности и характеристику ребенка как носителя данных отношений. Поэтому, с точки зрения содержательной, воспитание может быть определено как целенаправленное формирование системы отношений к миру. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы