Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воображение и выразительность
Особенность творчески мыслящих людей – их любовь к новым и необычным способам выполнения тех или иных действий. Они не боятся идти на риск и проверять новые идеи даже тогда, когда велика вероятность ошибки, но со стороны они могут показаться глупцами. Л. Кинг
Задача данного занятия – развитие творческого воображения. Напомним, что так называется познавательный процесс, в результате которого возникают новые образы, несводимые к тому, что было непосредственно воспринято человеком. Конечно, продукты творческого воображения включают и уже известные элементы, но представлены они в новых, необычных сочетаниях. Наряду с этим, участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.
Упражнение «Четыре буквы» Описание упражнения. Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в речи, а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы. Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка. Обсуждение. Какие варианты предложений запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? Упражнение «Что делает буква» Описание упражнения: Участникам предлагается выбрать какую‑ нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по‑ прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально, на листах формата АЗ, время работы 8‑ 12 минут. Потом проводится выставка получившихся рисунков. Психологический смысл упражнения. Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто‑ странном контексте (в данном случае – через рисунки буквы, превращенной в человека и занимающейся разными делами). Обсуждение. Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках? Упражнение «Мое отражение» Описание упражнения. Каждый участник прислоняется спиной к стене, где висит полотнище светлых обоев или 2–3 склеенных листа ватмана, высотой в его рост, и принимает позу, которая, как он считает, отражает его типичное эмоциональное состояние. Напарник обводит на листе карандашом контур его тела, после чего участники меняются ролями. Когда контуры тела каждого участника обведены, полученные рисунки раскрашиваются и, при желании, дополняются реальными украшениями и деталями одежды занимающихся. Время работы – 30–40 мин, при раскрашивании контуров тела целесообразно использовать акварель или гуашь. По окончании рисования каждого участника просят придумать и продемонстрировать презентацию своего «отражения на обоях» (2–3 минуты на человека). Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, осознание своих телесных «зажимов» – областей повышенного мышечного напряжения, связанных с недостаточно выраженными эмоциями, неосуществленными желаниями и т. п. Кроме того, упражнение способствует принятию своего телесного облика. Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения? Насколько удобна и естественна поза, отраженная на рисунке? Какое эмоциональное состояние она отражает, что побуждает ее принимать? Какие области тела оказались выделены более яркими цветами, с чем это связано? Что нового удалось понять о себе и о других участниках при выполнении этого упражнения?
Упражнение «Угадывание цветов» Описание упражнения. Каждый участник загадывает цвет и демонстрирует его мимикой и жестами так, чтобы водящий угадал, какой цвет имеется в виду. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты, окрашенные в него. Водящему дается 3 попытки на отгадывание каждого цвета, если он отгадал – то меняется местами с участником, если нет – переходит к отгадыванию цвета, задуманного следующим из группы. Игра проводится в таком порядке до 5–6 отгадываний. Потом можно предложить побыть водящими двум‑ трем добровольцам из числа тех участников, которым не довелось оказаться в этом качестве. Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения способов передачи информации при недостатке доступных для этого средств, а также выработка умения «расшифровывать» такую информацию. Обсуждение. Обмен эмоциями и чувствами, возникшими в процессе работы. Благодаря каким «режиссерским находкам» удалось посредством мимики и жестов наиболее эффективно передавать информацию о цветах? Упражнение «Назови рисунки» Описание упражнения. Участникам демонстрируются несколько изображений, отражающие необычную ситуацию деятельности или общения людей, по которым нельзя было бы однозначно понять, чем заняты персонажи, что происходит между ними. (Пример такого рисунка приведен справа.) Для упражнения несложно подобрать и фотографии или иллюстрации такого же типа из «глянцевых» журналов. Задача участников – придумать яркие, оригинальные, необычные названия к каждому из рисунков (это делается индивидуально, время 1, 5–2 минуты на каждый рисунок). Потом все предложенные варианты озвучиваются, и участники выбирают путем голосования самое яркое название каждого из них.
Возможен и более сложный вариант, уместный в группах, где подобрались креативные участники, обладающие хотя бы минимальными навыками рисования. Сначала собравшихся просят самостоятельно придумать и создать рисунки, где была бы отражена какая‑ то социальная ситуация или деятельность людей, но при взгляде на которые нельзя было бы сразу однозначно понять, что именно там представлено. Потом рисунки «выносятся на суд общественности»: демонстрируются группе, к каждому из них коллективно придумываются варианты названий, из предложенных выбираются самые интересные. В заключение авторы рисунков озвучивают, какую же идею они сами хотели в них вложить. Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать яркие, необычные ассоциации при взгляде на материал, допускающий неоднозначную интерпретацию; домысливать недостающие детали сюжета, восстанавливать контекст ситуации и выражать возникшие идеи в словах. Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу работы, как они оказались связаны с теми идеями, которые родились у участников? Что именно привлекло в тех названиях, которые были признаны наиболее интересными? Что, по мнению участников, изображено на рисунках «на самом деле», если их анализировать с позиции разума? Упражнение «Противоположности» Описание упражнения. Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные описанным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2–3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям. Для работы можно предложить, например, такие ситуации: ♦ профессор читает лекцию; ♦ молочник везет молоко; ♦ художник рисует картину; ♦ журналист печатает на компьютере текст статьи; ♦ турист загорает на пляже; ♦ в ресторане подают фуа‑ гра в ананасовом соусе; ♦ девушка едет с горки на роликах. Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположности очевидны (типа «Покупатель приобрел яблоко»/«Продавец его продал»), а выбирать такие, где последние не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков. Психологический смысл упражнения. Тренировка мышления «от противного» – способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Обсуждение. Какой смысл мы вкладывали в понятие «противоположность», выполняя это упражнение? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а когда сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».
... Пример Допустим, дана ситуация «Шофер ведет автобус». Что можно рассматривать как противоположности? Вариантов много. Например, «Пассажиры, не дождавшись автобуса, шагают пешком», «Автобус тянут на буксире», «Девушка едет на мотороллере» (автобус большой, а мотороллер маленький; автобусные шоферы обычно мужчины, а тут речь идет о женщине) и т. п. В любом случае обычно противоположность касается не всей ситуации в целом, а какого‑ то ее конкретного аспекта (ехать – идти, перемещается сам – буксируют, большой автобус – маленький мотороллер).
Упражнение «Промежуточное звено» Описание упражнения. Участникам зачитываются два логически не связанных между собой предложения, в каждом из которых описывается какая‑ либо ситуация. Например, можно предложить такие варианты: ♦ На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии. ♦ В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла куда‑ то. ♦ Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в должности до директора магазина. Задача участников – придумать «промежуточное звено»: то, что могло произойти между этими ситуациями, так что первая из них стала причиной второй [28]. Упражнение может выполняться в микрогруппах по 2–3 человека или индивидуально. Время работы – 4–6 минут на ситуацию. Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает искать связующие звенья между внешне несходными ситуациями, выходить за рамки непосредственно представленной ситуации, генерировать идеи о возможных путях превращения одной ситуации в другую. Обсуждение. Что при выполнении задания оказалось наиболее сложным, а что, наоборот, упрощало работу? Какие варианты «связующих звеньев» из числа высказанных участниками наиболее ярко запомнились, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?
Артистизм
Занятие направлено на развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным образом, но при этом понятно для окружающих. В данном случае творческими являются не столько сами по себе идеи, сколько способы их выражения. В процессе изобретения и демонстрации этих способов тренируются качества творческого мышления, улучшается взаимопонимание участников, появляются возможности для самовыражения. Упражнение «Ожившие цифры» Описание упражнения: Ведущий называет различные цифры, а каждый участник пытается изобразить их своим телом. После того как продемонстрированы все цифры, участники объединяются в тройки и начинают изображать называемые ведущим трехзначные числа (5–7 повторений). Если позволяют условия, то имеет смысл отснять получившиеся «цифры» на электронную фото– или видеокамеру, показать участникам, коллективно выбрать того, чей вариант демонстрации цифр был наиболее удачным, и символически наградить его аплодисментами. Психологический смысл упражнения. Разминка, развитие выразительности. Обсуждение. Достаточно обменяться эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения. Упражнение «Живой шрифт» Описание упражнения: Участникам, объединенным в команды по 5–6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать «живой шрифт», в котором участники телами изображали бы каждую из букв алфавита (время на подготовку 15–20 минут). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее «шрифт» (лучше всего, если будет возможность заснять каждую «букву» на цифровую камеру а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать их). Команда, у которой «шрифт» получился наиболее четким, объявляется победителем. Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, а также генерации идей в условиях командной работы. Обсуждение. Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом – соображениями по поводу того, что способствовало его успешному выполнению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание. Упражнение «Живой стул» Описание упражнения: Каждый участник задумывает какое‑ либо живое существо, берет стул, представляет его этим существом и демонстрирует другим участникам, как бы он стал с ним взаимодействовать. Разговаривать или издавать какие‑ либо звуки, характерные для этого существа, запрещается. Задача других участников – наблюдая за демонстрацией, угадать, какое существо подразумевается. Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, создание условий для «изобретения» необычных способов выражения информации и ее расшифровки. Обсуждение. Какая роль для кого оказалась более комфортной – активного участника или наблюдателя? Насколько этот выбор соответствует тем ролям, которые человек предпочитает в жизни? Что способствовало узнаванию существа, а что препятствовало? Чья демонстрация показалась наиболее интересной, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить угадывание того, какие животные «вселялись в стул» в этом упражнении? Упражнение «Драматический этюд» Описание упражнения: Участники разбиваются на подгруппы по 5–6 человек. Каждая подгруппа получает набор из 8‑ 10 слов, не имеющих логической связи между собой (например, такие слова: бумага, медведь, асфальт, небо, коробка, полотенце). Задача каждой из подгрупп – придумать сюжет, в котором бы эти слова оказались объединены единым действием, и продемонстрировать драматический этюд по этому сюжету. Время на подготовку 15–20 минут, на демонстрацию – 3–5 минут. Психологический смысл упражнения. Развиваются умения генерировать ассоциации, объединять разрозненные фрагменты информации единым сюжетом, а также тренируется экспрессия и навыки командной работы. Обсуждение. Участников просят поделиться своими соображениями по поводу того, какие умения развивает это упражнение, и привести примеры жизненных ситуаций, где эти умения применимы. Упражнение «Покажи профессию» Описание упражнения: Участникам, объединенным в подгруппы по 3–4 человека, предлагаются списки из нескольких профессий. Их задача – подготовить небольшие драматические этюды, которые бы позволяли зрителям угадать, что это за профессии. Этюды не должны включать речь или демонстрацию общеизвестных атрибутов профессиональной деятельности (вроде белой шапки с красным крестом на голове у врача); профессии показываются путем мимики, движений, взаимодействий участников между собой. Время на подготовку 12–20 минут, на представления – 1–2 минуты на каждую профессию. Каждая из подгрупп поочередно представляет свои этюды, а другие подгруппы угадывают эти профессии. Вот примеры списков профессий для упражнения:
Психологический смысл упражнения. Развитие артистизма, умения выражать информацию при недостатке средств для этого и понимать такое выражение у других людей; сплочение коллектива. Кроме того, упражнение дает основание задуматься над тем, в чем состоит содержание труда представителей различных специальностей, насколько мы руководствуемся реальными знаниями об их деятельности, а насколько – расхожими стереотипами. В силу этого упражнение особенно уместно в имеющих профориентационную направленность тренингах со старшеклассниками. Обсуждение. Что этюды отражали в большей степени: реальное содержание труда представителей соответствующих профессий или какие‑ то расхожие стереотипы, чисто внешние впечатления о них? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда люди путают одно с другим: например, сами выбирают профессию исходя из внешнего впечатления о ней, не задумываясь над тем, на что ее представители реально тратят большую часть своего рабочего времени. Упражнение «Покажи движениями» Описание упражнения: Участники делятся на четыре подгруппы, которые получают по одному слову из каждого списка: ♦ Время суток (утро, день, вечер, ночь). ♦ Время года (зима, веста, лето, осень). ♦ Стихии (вода, земля, огонь, воздух). ♦ Эмоцию (страх, гнев, интерес, обида). ♦ Возраст (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек). ♦ Профессия (водитель, врач, повар, учитель). ♦ Цвет (красный, зеленый, синий, желтый). Проще всего распределить слова между подгруппами путем жеребьевки: написать их на небольших листочках бумаги, перевернуть и попросить представителей каждой из подгрупп вытянуть по одному листочку из каждых четырех. Другим подгруппам вытянутые листочки не демонстрируются и не зачитываются. Когда слова распределены, каждая из подгрупп получает задание: подготовить небольшие драматические этюды, изобразив с помощью движений каждое из доставшихся им слов. Разговаривать при этом нельзя. На подготовку дается 6–8 минут, потом команды поочередно демонстрируют свои этюды, а представители других подгрупп, выступающие в роли зрителей, угадывают, о каких именно словах идет речь. Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, умения передавать информацию при ограниченности средств для этого и воспринимать ее в условиях заведомой неполноты; сплочение команды. Обсуждение. Что было легче – демонстрировать или угадывать слова? Какие именно наборы слов были проще или сложнее в работе? С чем это связано? Произошло ли распределение ролей в командах в процессе работы (генераторы идей, исполнители, фасилитаторы и т. д.); если да, то насколько выбор ролей отражает общую жизненную позицию тех, кто их принял? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить такое упражнение?
8. Порисуем…
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. П. Пикассо
Это единственное занятие, в котором упражнения сгруппированы не по задачам, на решение которых они направлены, а по используемому средству – рисованию. Участников просят принести различные рисовальные принадлежности – карандаши, фломастеры, кисти, акварельные и гуашевые краски, а также клей и ножницы. Предлагаемые рисуночные упражнения разнообразны, среди них есть направленные и на установление взаимопонимания, и на самовыражение, и на осознание своих жизненных целей и ценностей. Рисование позволяет «оживить» тренинг, сделать его более творческим, избежать однообразия. Отметим, что все эти упражнения не требуют специальных художественных умений, в них важны не эстетические достоинства изображений, а их содержательная наполненность. Упражнение «Клякса» Описание упражнения. Каждого из участников просят капнуть на лист бумаги гуашь, чернила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму. Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, которые они изготовили, и быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые они напоминают.
Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка беглости и оригинальности мышления на изобразительном материале. Обсуждение. Какие варианты и чем запомнились, показались наиболее интересными? Упражнение «Завершение рисунков» Описание упражнения. Каждому из участников выдают по три листа бумаги и просят, положив их горизонтально, скопировать на каждый из них соответствующие рисунки. Рисункам придается такой масштаб, чтобы они занимали примерно по 2/3 площади каждого из листов. После этого дается задание завершить эти рисунки таким образом, чтобы получились целостные, осмысленные изображения, а нарисованные ранее фрагменты стали их составными частями. Участников просят постараться придумать и нарисовать что‑ то оригинальное, необычное, что не смог бы придумать никто, кроме них. Упражнение выполняется индивидуально. У участников должны присутствовать как простой, так и цветные карандаши или фломастеры, однако их использование специально не оговаривается; если кто‑ то спрашивает, рисовать в цвете или нет, ведущий отвечает: «Как хотите». ♦ Лист 1: каждый из четырех фрагментов завершается по отдельности. ♦ Лист 2: фрагменты объединяются рисунками попарно (объединить их по горизонтали или по вертикали, каждый участник решает сам). ♦ Лист 3: все четыре фрагмента предлагается сделать составными частями единого рисунка.
На выполнение каждого из этих трех заданий отводится по 4 минуты, потом проводится выставка‑ презентация получившихся рисунков и оценивается их оригинальность. Оригинальными признаются те рисунки, в которых способы использования фрагментов встречаются в группе лишь однократно, не повторяются у других участников. При этом важен не сюжет рисунка в целом, а именно способ использования детали: например, если она превратилась у одного участника в рот человека, а у другого в рот рыбы, то эти рисунки оригинальными не признаются. Кроме того, участникам предлагается оценить такой параметр своих рисунков, как разработанность – степень их детализации. Она оценивается по следующим правилам. 1. По одному баллу дается за каждую дорисованную деталь, несущую какую‑ либо смысловую нагрузку. 2. По одному баллу начисляется за каждое использование штриховки, а также цвета, если он логически связан с содержанием рисунка (зеленая трава, красный огонь и т. п.). 3. Когда какая‑ то деталь повторяется несколько раз и если она такова «по определению» (пара глаз или ушей, волосы на голове и т. п.), баллы начисляются лишь за одну из этих деталей. При повторении других деталей оценивается разработанность одной из них, еще один балл дается за повтор (вне зависимости от того, сколько раз тот происходит); если при этом повторенные детали частично отличаются друг от друга, еще по одному баллу дается за каждое отличие. Психологический смысл упражнения. Тренировка умения находить новые, неожиданные ассоциации при взгляде на малоструктурированный материал, объединять его разрозненные фрагменты в целостную картину, развитие зрительных представлений. Обсуждение. Какое из трех заданий было сложнее выполнять каждому из участников? С чем это связано? О чем, с точки зрения участников, свидетельствует степень детализации рисунков, выраженная с помощью параметра «разработанность»? Упражнение «Рисунки из фигур» Описание упражнения: Участникам демонстрируется несколько рядов, состоящих из геометрических фигур, и дается задание дорисовать каждую фигуру таким образом, чтобы из нее получилось целостное, осмысленное изображение, составной частью которого она бы стала. Повторять сюжеты нельзя, каждая фигура должна превратиться в какое‑ то новое изображение, но несколько фигур могут быть объединены в единый сюжет. Потом выполненные рисунки оцениваются с позиции оригинальности и разработанности (см. упражнение «Завершение рисунков»). Психологический смысл упражнения. Тренировка умения находить неожиданные ассоциации при взгляде на материал, схожесть которого с реальными предметами сведена к минимуму. Обсуждение. Какие психологические качества, с точки зрения участников, способствовали успешному выполнению этого упражнения, а какие препятствовали? В каких реальных жизненных ситуациях могут пригодиться умения, тренируемые в этом упражнении? Упражнение «Спрячь рисунки» Описание упражнения. Участникам предлагается выполнить на листе бумаги 4–5 небольших (размером 2–3 см) рисунка на произвольную тему (6–8 минут). Когда эта часть работы завершена, предлагается создать на этом же листе один большой рисунок, который включил бы в себя ранее выполненные маленькие таким образом, чтобы они оказались «спрятаны» в большом, воспринимались бы как его части – и при беглом взгляде невозможно было распознать их (8‑ 10 минут). Запрещается заштриховывать маленькие рисунки или рисовать поверх них, они должны именно быть «встроенными» в большой таким образом, чтобы полностью слиться с ним.
Когда рисование завершено, < демонстрируется получившееся и называются те предметы, которые были изображены изначально. Остальные же ищут эти маленькие рисунки в составе большого.
Психологический смысл упражнения. На примере этого задания демонстрируется прием встраивания компонентов (не только изображений, но шире – знаний, идей, и т. п.) в новый контекст, что имеет непосредственное отношение к творческому процессу Обсуждение. В каких жизненных ситуациях возникает необходимость подобным же образом встроить что‑ то уже имеющееся в то, что создается заново? А в каких – не просто встроить, а еще и запрятать старое в новом?
Упражнение «Письмена‑ рисунки» Описание упражнения. Участникам предлагается написать несколько слов таким образом, дабы это написание внешне напоминало то, что означают слова. Например, можно предложить такой набор слов: Змея Иголка Прибой Облака
На эту работу отводится 6–8 минут, потом организуется выставка, участники выбирают самые удачные рисунки и награждают аплодисментами их авторов. Психологический смысл упражнения. Задание развивает навыки визуализации (перевода в зрительную форму материала, представленного в виде слов), а также генерирования идей. Обсуждение. Какие оригинальные идеи проявились в надписях‑ рисунках, выбранных в качестве наиболее удачных? Какие умения, с точки зрения участников, развивает это упражнение? Упражнение «Инопланетянин» Описание упражнения. На первом этапе работы участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагается в течение 10–12 минут создать описание планеты, не входящей в состав Солнечной системы, на которой могла бы существовать жизнь. Форма этого описания, а также то, какие именно сведения в него включить, определяется участниками самостоятельно. На втором этапе работы участников просят в течение 8‑ 10 минут нарисовать одно или несколько живых существ – «инопланетян», которые могли бы обитать на той планете, описание которой создано их командой. Рисунки выполняются индивидуально. После этого участники вновь объединяются в команды, демонстрируют друг другу выполненные рисунки и кратко рассказывают об изображенных на них существах (3–4 минуты). Далее представитель от каждой из команд получает слово, чтобы представить описание планеты, а также продемонстрировать ее обитателей. Психологический смысл упражнения. Тренировка умения выдвигать идеи в ситуациях с высокой степенью неопределенности и воплощать их в различных формах (словесные описания, рисунки). Демонстрация того, что творчество представляет собой не столько создание чего‑ то принципиально нового, сколько представление в новых сочетаниях уже известного: в подавляющем большинстве случаев «инопланетяне» по общей схеме строения напоминают вполне земных существ. Они почти не содержат принципиально новых элементов, а составлены из знакомых, но представленных в новых сочетаниях. Обсуждение. Какие из рисунков демонстрируют «инопланетян», по общей схеме строения тела не похожих ни на кого из известных нам существ? А какие и кого нам напоминают? Откуда взялись конкретные детали, из которых составлены «инопланетяне»? Принципиально ли новые эти детали? Если нет, то каким видоизменениям они подвергнуты? С чем связан тот факт, что нередко результаты творчества содержат не так уж много принципиально нового, а по большей части представляют в новых сочетаниях уже известное? Упражнение «Открытки» Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагается придумать и нарисовать поздравительные открытки по разным поводам, например таким: ♦ приобретение щенка; ♦ рождение пятого ребенка; ♦ выход книги поздравляемого; ♦ смена квартиры на более просторную; ♦ приобретение хорошего велосипеда; ♦ запись в фитнес‑ клуб; ♦ поездка с любимой девушкой (любимым парнем) в Бразилию. Каждая команда выбирает по 3 повода из предложенных ведущим или выдвигает свои собственные. Время работы 12–15 минут. Потом проводится выставка‑ презентация созданных открыток: каждая из подгрупп демонстрирует свои произведения и получает слово для краткого рассказа про них. Психологический смысл упражнения. Тренировка навыков командной творческой работы (генерации идей и их воплощения), а также публичной презентации ее результатов. Обсуждение. Какие варианты открыток представляются наиболее творческими, с чем это связано? Какие умения развиваются в этом упражнении; в каких еще ситуациях, помимо придумывания необычных вариантов поздравлений, они нужны?
Упражнение «Логотип» Описание упражнения: Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагают придумать и изобразить логотип какого‑ либо общественного движения, например направленного на: ♦ защиту окружающей среды; ♦ развитие демократического общества в России; ♦ повышение материального благосостояния граждан России. Время работы 15–20 минут. Участникам предлагается следовать этапам творческого процесса: первые 5–7 минут потратить на выдвижение идей и их фиксацию (в виде словесных описаний или эскизов) без критической оценки, потом уделить время оценке выдвинутых идей и выбору наиболее интересной из них, а потом – детализации выбранной идеи и ее воплощению в виде полноразмерного изображения (на листе формата АЗ). После этого каждая из команд приводит презентацию своего логотипа. Психологический смысл упражнения. Демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса, отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов. Обсуждение. Удалось ли в ходе работы выдержать такую последовательность этапов творческого процесса? Если да, то как это способствовало ее эффективности? Какие условия важнее всего для продуктивного творчества на каждом из этапов? Если же нет, то что препятствовало? Любое ли командное творчество целесообразно подчинять правилам, или иногда полезнее пустить этот процесс «на самотек»?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1971; Нарушение авторского права страницы