Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество и взаимопонимание



 

Занятие направлено на активизацию творческого потенциала при общении, нахождении взаимопонимания с окружающими. С одной стороны, если к процессу общения подходить креативно – возможностей установить контакт с разными собеседниками оказывается больше, чем если общаться шаблонно, всегда и со всеми одинаково. Но, с другой, креативного, оригинально мыслящего и живущего человека понять зачастую нелегко, особенно тем, кто сам не склонен к творчеству. Эту дилемму и предлагается исследовать.

 

Упражнение «Поднос»

Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения понадобится поднос, к каждому из углов которого привязана веревка двухметровой длины (в случае отсутствия подноса, его можно изготовить из плотного картона). Четыре участника берут концы каждый своей веревки, расходятся так, чтобы поднос поднялся примерно на уровень пояса, и практикуются переносить его таким образом. После небольшой пробы, когда переносят пустой поднос, на него ставится пластиковый стакан, в который наливают немного воды. Задача участников – нести поднос за веревки таким образом, чтобы не разлить эту воду. Можно усложнить траекторию движения (например, дать задание обнести «змейкой» несколько стульев) и провести между подгруппами соревнование на скорость преодоления заданного маршрута.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает участников координировать совместные действия при командном решении творческой задачи.

Обсуждение. Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Формализм в искусстве»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением (пример рис. см. ниже) и рассказывает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно использовать только названия геометрических фигур и слова – указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) – руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, по его представлению, изображено на оригинальной карточке (4–6 минут).

 

Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их. Потом упражнение проводится еще один раз, но партнеры получают новые карточки с изображениями и меняются ролями: тот, кто в первой попытке рисовал, теперь рассказывает. Если в первой попытке участники справились с заданием хорошо, то во второй имеет смысл ввести дополнительное ограничение: партнеру, который рисует, запрещается задавать уточняющие вопросы. Если же выполнение задания вызвало затруднения, такое ограничение не вводится.

Психологический смысл упражнения. В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно «сужается» канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиальные ассоциации, а тому, кто рисует, – действовать в ситуации с высокой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. Помимо развития креативности, упражнение служит хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.

Обсуждение. Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.

Упражнение «Пиктограмма»

Описание упражнения. Ведущий зачитывает 10–12 слов и словосочетаний и просит участников сделать для каждого из них небольшой рисунок – такой, при взгляде на который они смогли бы вспомнить, что было названо. Использовать в рисунках слова, буквы или цифры нельзя. Удобнее, если каждый рисунок будет выполняться на отдельном небольшом листочке, а не все вместе на одном большом. Потом участники, объединившись в подгруппы по 4–5 человек, демонстрируют друг другу свои рисунки и обсуждают, что их побудило изобразить эти понятия именно таким образом. Далее каждый из участников придумывает еще по несколько понятий, которые могли бы быть выражены с помощью этих же рисунков. В завершении организуется выставка: выкладываются все рисунки, с помощью которых обозначено каждое из понятий, и озвучиваются все предложенные участниками варианты, что еще могло бы быть обозначено с помощью этих же рисунков.

Перечни слов и словосочетаний для выполнения упражнения:

 

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет продемонстрировать, насколько разнообразные ассоциации могут вызвать у разных людей одни и те же понятия, и насколько по‑ разному могут быть интерпретированы даже те изображения, смысл которых представляется их автору очевидным.

Обсуждение. Что нового удалось узнать при взгляде на рисунки о том, как люди воспринимают названные предметы и явления? Какие понятия было изображать проще, а какие сложнее, с чем это связано? Какие варианты рисунков представляются самыми оригинальными? А самыми понятными, с помощью которых проще всего запомнить, что за слово было названо? Чаще всего самые простые варианты оказываются менее креативными, зато более понятными. С чем это связано?

Упражнение «Мозаика»

Описание упражнения. Участникам выдается цветная бумага, нарезанная небольшими кусочками (размер 2–3 см, 15–20 кусочков на человека), имеющими форму треугольников, прямоугольников и кружков. Нужно составить мозаику из этих фрагментов. Возможны различные варианты.

♦ Ведущий называет разные предметы, участники индивидуально строят их изображения (2–3 минуты на предмет). Потом созданные изображения демонстрируются другим участникам и коллективно выбираются те из них, которые являются: а) самыми оригинальными; б) самыми реалистичными.

♦ Ведущий демонстрирует репродукцию картины или фотографию, задача участников – скопировать ее с помощью имеющейся у них «мозаики». Этот вариант целесообразно выполнять в подгруппах по 3–4 человека, время работы 4–5 минут на изображение. Потом выстроенные «мозаики» демонстрируются другим подгруппам и коллективно выбираются наиболее реалистичные из них.

♦ Участники коллективно выполняют большую «мозаику» на какую‑ либо заранее определенную тему (например, «мои мечты» или «что такое творчество»). Время работы 15–25 минут. Представление работы происходит по следующей схеме: сначала каждый участник делится своим впечатлением от коллективно созданной композиции, потом демонстрирует те ее фрагменты, которые принадлежат лично ему, и поясняет, какие идеи он хотел выразить с их помощью.

Психологический смысл упражнения. Участники, выстраивая изобразительные композиции и выражая таким путем свои идеи, обучаются использовать имеющиеся в их распоряжении средства (в данному случае, фрагменты «мозаики») в неожиданных ракурсах, находить ассоциации между ними и реальными предметами. Конечно, эти умения вряд ли пригодятся человеку именно в таком виде, но следует учесть, что они носят весьма универсальный характер – будучи тренируемы в такой деятельности, в дальнейшем они смогут быть использованы и в совершенно других жизненных ситуациях. Кроме того, упражнение в вариантах 2 и 3 способствует сплочению коллектива.

Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникавшими в процессе работы и при восприятии ее результатов, потом – своими соображениями по поводу того, какие умения развиваются с помощью этого упражнения и в каких реальных жизненных ситуациях они пригодятся.

Упражнение «Угадай знаменитость»

Описание упражнения. Водящий загадывает какого‑ либо известного человека (актера, певца, спортсмена, политического деятеля и т. п.), который заведомо известен всем или подавляющему большинству участников. Не обязательно должен загадываться ныне живущий персонаж, это может быть и историческая личность. Задача участников – отгадать его. Для этого можно задавать водящему такие вопросы о человеке, которого загадали, подразумевающие ответ либо «да», либо «нет» (допускаются также варианты ответов «не знаю» или, если вопрос неясен или неприменим к загаданному персонажу, «сложно ответить»). Участники по кругу задают водящему такие вопросы, а когда у кого‑ то из них возникает версия, о ком же идет речь, он может озвучить ее. Если ответ верен – он сам становится водящим и загадывает следующую знаменитость, если ошибочен – выбывает из игры до конца раунда. Игра обычно включает 3–4 раунда, но может, при желании участников, продолжаться и дольше.

Психологический смысл упражнения. Обучение умению понимать информацию при недостатке исходных сведений для этого, целенаправленно задавать вопросы для получения недостающих сведений.

Обсуждение. Какого рода вопросы наиболее результативны для понимания того, о каком персонаже должна идти речь? Можно ли выявить какие‑ то общие стратегии угадывания этих персонажей?

Упражнение «Тот, кого загадали»

Описание упражнения. Водящий выходит за дверь, участники в это время загадывают кого‑ то одного из их числа. Потом водящий возвращается, и участники поочередно озвучивают свои ассоциации, связанные с «таинственным» персонажем, отвечая, например, на такие вопросы:

♦ на какой предмет он похож?

♦ какое растение он напоминает?

♦ на кого из знаменитостей он похож?

Задача водящего – отгадать, о ком идет речь (обычно на это отгадывание дается 3 попытки). Помимо отмеченных выше он может задавать и другие вопросы, направленные на выявление ассоциаций, связанных с загаданным персонажем.

Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, тренировка ассоциативного мышления, создание условий для получения обратной связи (загаданные участники получают информацию о том, какие ассоциации они вызывают у других людей, что создает почву для самопознания).

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали при выполнении этого упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о других?

Упражнение «Мост»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4–6 человек, выдается по 40–50 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) и дается задание: построить из этой бумаги как можно более длинный мост, перекинутый между двумя стульями или столами. Он должен быть целиком подвесным, без промежуточных опор. Запрещается пользоваться какими‑ либо скрепляющими материалами или дополнительными предметами, входящими непосредственно в конструкцию моста (хотя если кто‑ то додумается использовать дополнительные предметы в качестве противовесов, расположенных на опорах, то не следует запрещать это делать, однако не надо специально подталкивать участников к такому «техническому решению»). В распоряжении «строителей» имеются ножницы. На работу отводится 10–12 минут, потом каждой из команд поочередно дается слово для презентации своей постройки (1–2 минуты на команду). Лучшая постройка определяется голосованием.

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет тренировать умения выдвигать и отстаивать творческие идеи в командной работе, способствует повышению групповой сплоченности, дает материал для обсуждения распределения ролей между людьми, совместно занятыми творческим делом (генераторы идей, разработчики, фасилитаторы).

Обсуждение. Как распределилась работа между участниками, входящими в команды? Кому принадлежали самые интересные «конструктивные идеи» моста, а кто предпочел позицию воплотителя чужих идей, организатора взаимодействия, или отстранившегося от активной работы участника? С чем связан такой выбор позиций, насколько он характерен для участников и в других жизненных ситуациях?

 

Командное творчество

 

Занятие направлено на выработку навыков творческой работы в команде. Люди, занятые творческим трудом, зачастую привыкают выполнять его в одиночестве, и испытывают дискомфорт, если это приходится делать публично. Между тем выполнение креативных заданий в сфере производства и бизнеса (например, осуществление проекта, результатом которого должен стать некий творческий продукт, будь то новое промышленное изделие, рекламный ролик или проект развития организации) в большинстве случаев подразумевает именно командную работу Предлагаемые упражнения позволяют выработать необходимые для нее навыки, а также проследить, кто какую роль склонен занимать при работе в команде.

Упражнение «Шарики»

Описание упражнения. Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом сделать так, чтобы они лопнули, зажав между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие‑ либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Разминка, сплочение, разрушение пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Необычные названия»

Описание упражнения. Упражнение предполагает придумывание наибольшего числа необычных, но понятных названий чего‑ либо.

 

В качестве предметов для называния могут выступать, допустим, сложные геометрические фигуры (см. примеры рисунков), движения человеческого тела, кулинарные блюда, предприятия по производству какой‑ либо продукции, рабочие инструменты и т. д. Упражнение лучше проводится в подгруппах по 3–4 человека. Время на обсуждение необычных названий одного предмета – 4–6 минут, после этого участники озвучивают предложенные варианты.

Психологический смысл упражнения. Обучение командной генерации идей, связанных с поиском альтернатив, отказом от наиболее типичных вариантов трактовки предметов и явлений. Демонстрация одного из ключевых принципов творческого мышления: любая точка зрения на что‑ либо – лишь одна из возможных.

Обсуждение. Насколько велико оказалось разнообразие предложенных названий, какие ассоциации, свойства или функциональные возможности предметов или действий легли в основу этих наименований? В каких жизненных ситуациях полезно отказаться от наиболее привычных способов трактовки известных вещей и озадачиться поиском альтернативных, необычных вариантов их восприятия?

Упражнение «Мина‑ растяжка»

Описание упражнения. Ведущий растягивает веревку приблизительно на уровне груди участников и закрепляет ее [29]. Участники стоят по одну сторону от веревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы – команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке, и вдруг заметили, что поперек нее, на высоте вашей груди, натянута веревочка, ведущая к мине‑ растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обезвредить, ни проползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие – всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте! » Если участников много (больше 15–16 человек), имеет смысл разделить их на 2–3 команды и организовать соревнование между ними.

Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в недостаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Наряду с моделированием задачи, для решения которой следует проявить креативность и слаженную командную работу, техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия участников.

Обсуждение. Сначала участников просят поделиться своими эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом обсуждается, каким способом удалось преодолеть «растяжку», какие психологические качества участников оказались наиболее важны, чтобы придумать этот способ и воплотить его. И где еще важны такие психологические качества?

 

Упражнение «Преодоление пространства»

Описание упражнения. Участники располагаются около одной из стен аудитории и получают задание – всем добраться до другой стены таким образом, чтобы не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или перемещаясь по стульям), но чтобы каждый способ перемещения использовался лишь один раз. Однако те, кто один раз уже преодолел это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправиться оставшимся участникам. Сами они имеют право перемещаться нормальным образом, но те участники, которым они помогают, по‑ прежнему не должны касаться ступнями пола (их можно, например, перенести различными способами или «перевезти» на руках, держа на весу их ноги). Способы перемещения не должны повторяться.

При количестве участников менее 13–14 человек упражнение выполняется сразу всей группой, при большем же целесообразно разделить участников на 2–3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный размер команды – 8‑ 10 человек; по возможности, юноши и девушки должны быть равномерно распределены между командами).

 

Психологический смысл упражнения. Создание условий для выдвижения и воплощения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка.

Обсуждение. Сначала участники обмениваются эмоциями и чувствами, потом озвучивают все способы, которыми осуществляли перемещения (ведущий кратко записывает их на доске или на листе ватмана). Дальше участников просят поделиться соображениями, какие из этих способов можно оценить как более, а какие – как менее творческие, и пояснить, на основании чего они пришли к таким выводам.

Упражнение «Покорители воздуха»

Описание упражнения. Участникам предлагается, объединившись в подгруппы по 3–4 человека, разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол под действием силы тяжести, когда ее отпустят с высоты. Для этого каждой подгруппе выдаются по 2 листа бумаги, 4 скрепки, скотч, ножницы. Время на разработку и изготовление модели – 10 минут. Потом проводится соревнование: каждая из моделей поочередно отпускается с заданной высоты (обычно в пределах 2–3 м) и фиксируется время ее нахождения в воздухе. Правилами запрещается подкидывать модель вверх или «запускать» в сторону крепить ее к чему‑ либо, поддерживать на лету с помощью восходящего воздушного потока или прибегать к каким‑ либо еще подобным уловкам; изделие должно держаться в воздухе исключительно за счет особенностей своей конструкции. Побеждает та команда, чья модель планирует дольше всего.

Психологический смысл упражнения. Помимо тренировки генерировать идеи и воплощать их, работая в команде, упражнение в большинстве случаев позволяет продемонстрировать важность использования аналогий при решении необычных проблем. Кроме того, оно показывает, что творческий процесс при использовании предварительных знаний (в данном случае – из физики) результативнее, чем придумывание идей с «чистого листа».

Обсуждение. Выстраивается вокруг двух вопросов:

♦ Какие особенности моделей обеспечили возможность их длительного планирования?

♦ Как удалось за время работы над моделью определить, в чем должны состоять эти особенности? Была ли это опора на предварительные знания участников (например, из курса физики), аналогия с какими‑ то изделиями (парашютом, планером, игрушечной «летающей тарелкой» и т. п.), изобретение чего‑ либо принципиально нового?

Упражнение «Авиаторы»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 3–4 человека, предлагается в течение 15 минут:

1. Обменяться известными им идеями о том, какие бывают конструкции бумажных самолетиков, а также выдвинуть несколько собственных, оригинальных идей их конструкций.

2. Из предложенных идей выбрать три, которые позволят соорудить самолетики, обладающие наибольшей способностью к полету по точно заданной траектории. Идеи должны быть простыми в воплощении, исполнимыми в течение отведенного времени, и не требовать других материалов, помимо предоставленных участникам (бумага, ножницы, скотч, скрепки).

3. Изготовить три самолетика в соответствие с выбранными идеями их конструкций.

После этого проводятся соревнования между подгруппами:

4. На точность попадания самолетиками в мишень (расстояние до мишени приблизительно 5 метров, размер 0, 5 х 0, 5 м).

5. На точность посадки. В качестве «аэродрома» используется парта или расстеленная на полу газета, расстояние до нее от точки запуска самолетиков около 5 м.

Психологический смысл упражнения

♦ Демонстрация этапов творческой работы в команде (обмен известной информацией, генерирование новых идей, их критическая оценка и выбор наиболее приемлемых, реализация).

♦ Эмоциональная «разрядка».

Обсуждение. В чем участникам видятся основные сложности работы на каждом из этапов? Какие идеи оказались более удачными: известные заранее, или выдвинутые вновь? Чем в конечном итоге здесь оказалась предопределена победа? Самими идеями, тем, насколько качественно они воплощены, удачно ли они представлены на соревновании, или чем‑ то еще?

Упражнение «Волшебный ключ»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка (длина определяется из расчета один участник = 1, 5 м), и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого таким образом, чтобы она входила под нее сверху, на уровне воротника, а выходила снизу – на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Психологический смысл упражнения. Сплочение группы, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»), обучение координации совместных действий при решении креативных задач.

Обсуждение. Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, а также соображениями по поводу того, в каких жизненных ситуациях участники оказываются «связанными одной нитью».

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  2. Актерское творчество в век развития режиссуры
  3. Архитектура 20 века и творчество Ле Корбюзье
  4. Вопрос 1. Основные психические процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Представление. Воображение.
  5. Доклад Творчество Оскара Нимейера
  6. Жизнь и творчество нобелевских лауреатов по экономике
  7. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
  8. Лекция 1. 17 век в развитии европейской культуры. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега
  9. Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
  10. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
  11. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права.
  12. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законодательного процесса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь