Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество в бытовых ситуациях



 

Задача занятия – изучение того, где и как креативность может проявляться в реальных жизненных ситуациях. При обсуждении и осмысливании упражнений следует делать акцент на том, что все узнанное на предыдущих занятиях актуально и для этого и связано с жизнью, а также подчеркнуть, где и для чего можно использовать собственную креативность.

 

Упражнение «Кто умеет»

Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Каждый из них, поочередно выступая в роли водящего, говорит: «Поменяйтесь те, кто умеет…», и называет какое‑ либо умение. Те, кто обладает им, должны быстро встать и поменяться местами.

Психологический смысл упражнения. Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга и раскрыть свои сильные стороны перед другими участниками.

Обсуждение. Что удалось узнать нового и интересного о группе при выполнении этого упражнения? Что из названного вы еще не умеете делать, но чему хотели бы научиться?

Упражнение «Применение умений»

Описание упражнения. Каждый из участников вспоминает и называет какое‑ нибудь практическое умение, которым он владеет (например, вышивать крестиком, кататься на сноуборде, выращивать огурцы на даче, играть в боулинг, делать Интернет‑ сайты и т. п.), после чего остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений. Упражнение выполняется в общем кругу.

Психологический смысл упражнения. Оно обучает генерировать идеи о ракурсах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение. Участники обмениваются своими впечатлениями о работе и соображениями о том, какие ракурсы применения умений заинтересовали и вызвали желание претворить их в жизнь, а также о том, какими новыми умениями им захотелось овладеть в ходе выполнения упражнения.

Упражнение «Шпаргалки»

Описание упражнения. Участникам предлагается небольшой текст (15–20 слов) и дается задание сделать 2–3 варианта шпаргалок, с которых в дальнейшем можно было бы списать его незаметно для наблюдателей. Можно изготовить шпаргалки из бумаги или воспользоваться другими способами: написать слова на какой‑ нибудь части тела, собственной авторучке и т. п., обратившись к известным по собственному экзаменационному опыту или вновь придуманным уловкам такого рода. На подготовку дается 10–12 минут.

Потом группа делится пополам, одна подгруппа выступает в роли «учеников», а другая – «экзаменаторов». «Ученики» садятся за парты и получают по чистому листу бумаги. Их задача – незаметно списать на нее текст со своих шпаргалок (10 минут). «Экзаменаторы» наблюдают, и если замечают у кого‑ то шпаргалку, то конфискуют ее, однако из игры этот участник не удаляется, у него остается еще один шанс. Если он попадается во второй раз, то выбывает из игры. Чтобы она была не слишком простой для «экзаменаторов» и трудной для «учеников» (в силу соотношения наблюдателей и «списывалыциков» 1/1, решить свою задачу последним очень сложно), вводится дополнительное ограничение: «экзаменаторы» наблюдают за «учениками» издалека, не имея права подходить к ним ближе, чем на 3 м.

Потом «ученики» и «экзаменаторы» меняются ролями, и игра повторяется. Когда второй раунд завершен, производится выставка созданных шпаргалок. Отдельно демонстрируются те, которые были замечены, и те, которыми удалось воспользоваться незаметно.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено не на то, чтобы научить школьников или студентов обманывать экзаменаторов, а на то, чтобы убедительно продемонстрировать, как много креативных решений возникает при решении актуальной для молодых людей задачи: создать себе «протезы памяти» к экзамену или контрольной работе. Как свидетельствуют результаты опросов, хотя бы иногда к таким действиям прибегают более 90 % обучающихся. Упражнение дает почву для обсуждения, как изготовление шпаргалок создает почву для креативной переработки учебного материала и чем оно может реально помочь не в списывании, а в усвоении и систематизации знаний. В конце концов, в материале нужно неплохо разобраться, чтобы уместить конспект целой лекции на клочке размером со спичечный коробок.

Обсуждение. Какие переживания возникали у участников в ролях «экзаменаторов» и «учеников»? Какие основные разновидности шпаргалок можно выделить, что более эффективно, почему? Что побуждает учеников делать шпаргалки? Какую реальную пользу может принести изготовление шпаргалок в процессе подготовки к экзамену? А на самом экзамене, если ими не воспользоваться? А если воспользоваться?

Кстати, опытные преподаватели на экзаменах обычно не испытывают нужды внимательно следить, не пользуется ли кто шпаргалкой, потому что по ответам и так чувствуется, знает ли человек то, что говорит, или просто списал это. А для того чтобы вывести списывающего на чистую воду, достаточно задать ему пару дополнительных вопросов.

Упражнение «Способы действия»

Описание упражнения. Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую‑ либо нетривиальную ситуацию, например из числа этих:

♦ выпить из бутылки, не открывая ее;

♦ красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч;

♦ перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специальными приспособлениями для этого;

♦ открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории);

♦ налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие;

♦ достать со стремянки до лампочки, до которой не дотянуться 20 см;

♦ заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (размер дырки 2x2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет).

Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в подгруппах по 3–4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы, – упражнение получается интереснее, если сначала ведущий озвучивает 5–6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2–3, с которыми хотели бы работать.

Психологический смысл упражнения. Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.

Обсуждение. Сначала представители каждой из подгрупп кратко рассказывают о том, какие способы действий они предлагают, а потом обсуждают следующие 2 вопроса:

1) что, с их точки зрения, облегчало появление этих идей, а что затрудняло;

2) каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение.

Упражнение «Восточный базар»

Описание упражнения. Каждого из участников просят найти какой‑ нибудь «никчемный предмет», имеющий минимальную ценность или не имеющий ее вовсе. Если позволяет окружающая обстановка, то целесообразно предложить участникам покинуть аудиторию на 10–15 минут, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (наиболее интересно делать это, если тренинг проводится за городом). Если же искать подобные предметы поблизости негде или обстановка не позволяет покидать аудиторию, можно предложить участникам провести ревизию содержания своих сумок и карманов – можно быть уверенным, что какие‑ нибудь «никчемные предметы» отыщутся там почти у каждого.

Когда предметы найдены, каждому предлагается придумать как можно больше аргументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет (5 минут). Потом инсценируется «восточный базар» – участники выкладывают свои предметы и озвучивают причины, почему же их необходимо приобрести. В принципе на этом упражнение можно завершить и перейти к обсуждению. Однако иногда аргументы звучат так убедительно, что у кого‑ то действительно возникает желание купить некий предмет. Когда происходит подобное, игру стоит продолжить, дав участникам возможность поторговаться, и, если будет достигнуто соглашение о цене, совершить сделки.

Психологический смысл упражнения. Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет тренироваться в аргументации своей позиции.

Обсуждение. В какие смысловые группы можно объединить приводимые аргументы, и какие из них, с точки зрения участников, оказались более действенными? Что было важнее – содержание аргументов или форма их представления; с чем это связано? Возникал ли у кого‑ то дискомфорт в ходе работы, и если да, то чем он вызван? Каким еще жизненным ситуациям, помимо реальной торговли, можно уподобить этот «восточный базар»?

Упражнение «Значимые события»

Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в настоящем, либо же планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6–8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего.

Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. С определенной долей условности можно утверждать, что психологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями. Как поется в песне Вячеслава Малежика:

Жить на свете много лет – это дело третье,

Головешкой тлеть всю жизнь – дикая тоска.

Но бывает день один больше, чем столетье.

Хорошо бы этот день в жизни отыскать!

 

Если исходить из того, что наиболее значимые события распределены на нашем жизненном пути приблизительно равномерно, а прожить нам предстоит, в среднем, 70 лет (по статистике эта цифра в современной России меньше, но будем оптимистами), то «цена» каждого из 10 самых значимых событий – примерно 7 лет. Подсчитайте, сколько из отмеченных вами событий уже в прошлом, умножьте эту цифру на 7 и получите свой «психологический возраст».

Психологический смысл упражнения. Оно способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы. Кроме того, упражнение позволяет выйти на разговор о психологическом времени и его взаимосвязи с организацией нашей жизни.

Обсуждение. У кого психологический возраст получился меньше календарного, у кого примерно равен, а у кого больше? (Как правило, примерно у 80 % участников он оказывается больше). О чем, с вашей точки зрения, свидетельствуют такие результаты? Психологи утверждают, что с возрастом нам кажется, будто время течет все быстрее и быстрее: для ребенка день тянется, а для старика года бегут. Наблюдали ли вы нечто подобное на себе? С чем еще это связано, помимо того, что в молодости обычно выше «концентрация» значимых событий? Можно и нужно ли организовывать свою жизнь таким образом, чтобы свести к минимуму этот эффект; если да, то как? Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения?

Упражнение «Ресторан " Грибоедов" »

Описание упражнения. В качестве «затравки» для этого упражнения участникам читается фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где описывается, как Коровьев и Бегемот пытаются попасть в принадлежащий московской литературной ассоциации ресторан, называемый «Грибоедов». Удостоверений членов литературной ассоциации у героев, естественно, нет. Их останавливает вахтерша, и…

– Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

– Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

– Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

– Безусловно, – с достоинством ответил Коровьев.

– Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

– Прелесть моя… – начал нежно Коровьев.

– Я не прелесть, – перебила его гражданка.

– О, как это жалко, – разочарованно сказал Коровьев и продолжал: – Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения‑ то никакого не было! Как ты думаешь? – обратился Коровьев к Бегемоту.

– Пари держу, что не было, – ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.

– Вы – не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.

– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как‑ то не очень уверенно.

– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

– Ваши удостоверения, граждане, – сказала гражданка.

– Помилуйте, это, в конце концов, смешно, – не сдавался Коровьев, – вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове? – и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.

 

Участникам предлагается ролевая игра по мотивам данного отрывка. Три‑ пять человек принимают роли «вахтерш», а остальные изображают желающих попасть в предназначенный только для писателей ресторан «Грибоедов». Их задача – убедить «вахтерш», что они писатели, и поэтому их следует туда пропустить. Никаких формальных подтверждений своего статуса (удостоверений, копий собственных публикаций и т. п.) у них нет. Каждый из них получает минуту для публичного выступления, в ходе которого должен попытаться убедить «вахтерш», что именно он достоин пройти в этот ресторан, поскольку относится к «творческой элите». Когда выступления завершены, «вахтерши» после краткого совещания говорят, кого они приняли решение пропустить в ресторан, а кого нет, и поясняют, чем они при этом руководствовались.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация и обсуждение стереотипов о творческом труде и занимающихся им людях, тренировка навыков публичного выступления, а также уверенного поведения.

Обсуждение. Какими способами участники демонстрировали, что они являются писателями или поэтами, что оказалось более убедительным? Какие стереотипы при этом проявились? Имело ли место психологическое манипулирование; если да, то в чем именно оно состояло?

 

Упражнение «Управляемый сон»

Описание упражнения. «Многие люди в детстве мечтали, а иногда продолжают мечтать, когда становятся взрослыми, чтобы можно было контролировать собственные сны. Не просто дать сновидению развиваться по каким‑ то неведомым нам законам, а самим определять его сюжет, а потом активно действовать, направляя его течение в то или иное русло. Давайте попрактикуемся в этом! Вспомните какой‑ либо сон, который оставил у вас не очень приятный осадок… Какая сцена этого сна была для вас самой значимой?..» После этого суть работы сводится к тому, что участников сначала просят нарисовать соответствующую сцену, какое‑ то время мысленно «пожить» в ней, а потом изменить рисунок таким образом, чтобы оставленный этой сценой неприятный эмоциональный отклик исчез или был сведен к минимуму. Заключительный штрих – дорисовывание в эту композицию рисунка самого себя, но теперь уже не испытывающего негативных эмоций.

На тренингах, имеющих личностную направленность, каждый этап сопровождается подробным обсуждением – участники, объединившись в подгруппы, рассказывают сны и демонстрируют их рисунки, потом представляют измененные композиции и вновь рассказывают, что поменялось в их восприятии ситуации. Однако если тренинг носит преимущественно учебный характер, подробные рассказы могут оказаться не вполне уместными, поскольку они в большинстве случаев связаны с упоминанием материалов, носящих весьма личный характер. В таком случае более целесообразно работать индивидуально, а в группе ограничиться краткими комментариями о том, какие выводы сделаны из этого упражнения.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация одной из арт‑ терапевтических техник работы с материалами, «всплывшими» в сновидениях и сопровождающихся негативными эмоциями. Понятно, что в рамках психологического тренинга вряд ли удастся осуществить глубокое психотерапевтическое вмешательство, да это, скорее всего, будет и не вполне уместно. В данном контексте важнее то, что будет показана возможность направленной на развитие креативности работы со сновидениями, их использования в качестве ресурса не только для активизации творческого потенциала, но и для поиска решений реальных жизненных проблем.

Обсуждение. «Итак, мы попробовали на себе один из способов творчески осмыслить и переработать материал, который “подкинул” нам сон. Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения? Как еще можно использовать сновидения, чтобы творчески решать встающие перед нами проблемы? Приведите примеры из своего жизненного опыта, когда сновидения помогали решить какую‑ либо проблему, показывали ее в новых ракурсах, подсказывали неочевидные способы действий».

Упражнение «Хочу‑ могу‑ надо»

Описание упражнения. Участники строят коллажи [30], на которых представлены собственные желания, возможности и потребности. Это отражает структуру личности по Э. Берну: «Ребенок (желания) – Взрослый (возможности) – Родитель (долженствование)». Обычно ведущий сначала рисует эту схему личности и кратко комментирует ее, а потом предлагает участникам выполнить коллажи, придерживаясь либо традиционной схемы (три круга один под другим: в нижнем – желания, в среднем – возможности, в верхнем – обязательства»), либо в свободной форме. Более простой вариант, уместный при работе с младшими подростками, – остановиться на работе с одной из этих составляющих, например выполнить коллаж на тему «Моя мечта». Задание выполняется на листах формата АЗ, время – 30–40 минут. Потом проводится презентация работ в виде экскурсии, на которой авторы поочередно выступают в роли экскурсоводов, представляя свои коллажи.

Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.

Обсуждение. Какие выводы каждый сделал лично для себя при выполнении этого упражнения? Что нового узнал о себе, своих желаниях и возможностях?

Как говорит известный российский психолог и психотерапевт М. Е. Литвак, «счастье человека состоит в том, чтобы для него “хочу”, “могу” и “надо” имели одно и то же содержание». Насколько вы согласны с такой позицией? Приведите аргументы за и против нее.

 

Креативное решение проблем

 

К. Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…

Хуторской А. В.

 

 

Занятие направлено на то, чтобы обучить пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей. Упражнения демонстрируют, что креативность – это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных ситуациях.

 

Упражнение «Случайный предмет»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить о какой‑ либо проблеме, которая для них на данный момент актуальна и способы решения которой они ищут, и кратко записать ее суть (3 минуты). После этого каждому участнику предлагается найти любой случайный предмет, который чем‑ либо привлечет его внимание (5‑ 10 минут). Возможны различные способы его поиска:

♦ Отправиться за пределы аудитории, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (способ наиболее интересен, но прибегнуть к нему не всегда позволяют окружающие условия).

♦ Найти такой предмет в куче «безделушек», предварительно подготовленных ведущим.

♦ Провести «ревизию» содержания собственных сумок и карманов: скорее всего, там отыщется не один подобный предмет.

Когда предметы найдены, участников просят вновь посмотреть на записи, сделанные ими по поводу своей проблемы, и выдвинуть как можно больше идей‑ ассоциаций, как эти предметы могут быть связаны со способами решения обозначенных участниками проблем (6–8 минут).

Психологический смысл упражнения. Упражнение показывает один из способов использования способностей нашей психики к ассоциациям при поиске творческого решения проблем.

Обсуждение. Каждый участник кратко обозначает суть своей проблемы, демонстрирует предмет и делится идеями по поводу того, как он может быть связан со способами решения данной проблемы. Потом обсуждаются несколько вопросов:

1. Удалось ли с помощью этой техники увидеть проблемы и способы их решения в каких‑ то новых ракурсах; если да, что именно этому способствовало?

2. Был ли выбор предметов изначально связан с содержанием тех проблем, над которыми размышляли перед этим участники? Так ли «случаен» наш выбор – не только в этом упражнении, но и в других жизненных ситуациях?

3. В каких жизненных и профессиональных ситуациях целесообразно применять подобные техники поиска решений проблем?

Упражнение «Электронный перевод»

Описание упражнения. Участникам предлагается выполнить краткое (1–2 абзаца) описание сути беспокоящей их проблемы, которое набирается на компьютере и 2–3 раза переводится на какой‑ либо иностранный язык и обратно на русский с помощью программы‑ переводчика (например, программа Prompt или дистанционная система перевода «Сократ»). В результате получается существенно искаженный текст, из которого даже не всегда возможно понять суть проблемы, не зная ее заранее. Участников просят, внимательно вчитавшись в такой текст, выдвинуть идеи по поводу того, в каких новых, неожиданных ракурсах он позволяет взглянуть на эту проблему и возможные способы ее решения.

Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в парах. В первом случае участники работают только со своими текстами. Во втором – каждый сначала знакомится с искаженным текстом своего напарника и выдвигает идеи насчет того, о какой проблеме там может идти речь, а уже потом получает оригинальный текст и предлагает, в каких новых ракурсах может показать проблему его искаженный вариант. Парная работа интереснее, однако она требует высокого уровня взаимного доверия участников.

Для того чтобы не зависеть от наличия в аудитории компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения, описание проблемы и выполнение электронного перевода можно дать участникам в качестве домашнего задания, обсуждение же выполнить на следующем занятии.

Психологический смысл упражнения. Во‑ первых, восприятие искаженного таким способом текста обычно приводит к возникновению неожиданных ассоциаций, позволяющих взглянуть в новых ракурсах и на саму проблему. Во‑ вторых, сама по себе подготовка оригинального текста, в котором кратко описывается суть проблемы, позволяет более четко определить, в чем эта суть состоит, систематизировать и конкретизировать относящуюся к делу информацию.

Обсуждение. Каждый из участников делится выводами, которые он сделал для себя из этого упражнения, а также соображениями по поводу того, в каких жизненных и профессиональных ситуациях имеет смысл пользоваться подобными техниками. Желающие могут также поделиться сутью своей проблемы и тем, какие новые идеи по ее поводу возникли, а также озвучить фрагменты искаженного и оригинального текстов, подтолкнувшие к таким идеям.

Упражнение «Карта препятствий»

Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения предлагается подумать о какой‑ то сфере собственной жизни, которой он не вполне удовлетворен, в которой существует проблема, требующая решения (1–2 минуты). Потом каждый участник получает лист бумаги, поворачивает его горизонтально и делит на три равные части. В правой записывается желаемый результат – то, чего хотелось бы достигнуть в той сфере, о которой размышляет участник. Потом в левой описывается текущее положение дел. Его нужно выполнить в таком же стиле, как и описание желаемого результата. После этого в середине листа описываются препятствия – то, что, с точки зрения участника, мешает превращению текущего положения дел в желаемый результат. Задание здесь следующее: переформулировать описание препятствий в вопросы таким образом, чтобы каждый из них начинался со слова «Как? » Желательно сформулировать не менее трех вопросов по поводу каждого из отмеченных препятствий.

Техника подразумевает довольно высокий уровень развития рефлексивных способностей участников, поэтому в работе со студентами более уместна, чем со школьниками.

Психологический смысл упражнения. Эта техника направлена на развитие умения решать проблемы с опорой на креативность. Она обучает переформулировать проблемы в цели: переходить от размышлений о том, что вызывает затруднения, не устраивает, создает препятствия, к постановке целей и поиску путей преодоления препятствий.

Обсуждение. Поскольку материал, становящийся предметом рассмотрения, может быть весьма личным, не нужно настаивать, чтобы каждый из участников озвучил содержательную сторону своей работы. Более целесообразно попросить кратко поделиться своими чувствами в процессе выполнения упражнения и после его окончания, а также соображениями о том, где и как можно в жизни использовать подобную технику работы с затруднениями. 2–3 добровольца могут при желании более подробно рассказать и о содержании своей работы (если таких желающих окажется много, то лучше организовать обсуждение в подгруппах, иначе оно необоснованно затянется).

Упражнение «Шаг к цели»

Описание упражнения. Упражнение выступает логичным продолжением предыдущего и направлено на конкретизацию действий, которые можно и нужно совершить для достижения поставленной цели. Участников просят нарисовать горизонтальный отрезок, отметить на нем 11 точек на равном расстоянии друг от друга и обозначить их цифрами от 0 до 10. Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точка (0) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута совершенно, крайняя правая (10) – ситуацию, когда цель достигнута полностью и наилучшим образом. Участников просят написать рядом с каждой из этих двух точек по нескольку слов, которые бы описывали, соответственно, наихудшее и наилучшее положение дел.

После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел – то, насколько они близки к цели. Участники отмечают соответствующую цифру и записывают рядом с ней несколько слов, описывающих текущее положение дел. А потом их просят нарисовать стрелочку от той точки, которая характеризует их теперешнее положение, к следующей. «Вот ближайший шаг на пути к вашей цели. Даже если цель пока достижима не полностью, хотя бы этот‑ то шаг совершить можно и нужно. Подумайте и запишите, что конкретно вы можете сделать, чтобы он совершился. И когда именно вы это сделаете».

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет развивать умение конкретизировать цель в задачах, с пониманием шагов на пути к ее достижению, и переходить от размышлений к действиям. Часто человек не достигает желаемого не потому, что не обладает необходимыми предпосылками для этого, а потому, что цель кажется ему слишком глобальной, не «раскладывается» в его сознании на конкретные действия, которые можно и нужно совершить уже сейчас. Упражнения, подобные описанному, позволяют хотя бы частично преодолеть подобное ограничение.

Обсуждение. Каждый из участников озвучивает, что конкретно и когда он в результате выполнения этого упражнения решил сделать (стоит напомнить, что, как свидетельствуют психологические исследования, если о намерении заявлено публично, то резко возрастают шансы его реализации). После этого обсуждается, для чего и как подобные техники могут применяться при решении жизненных и профессиональных проблем.

Упражнение «Злой гений»

Описание упражнения. Участникам предлагается вспомнить какую‑ либо свою проблему (возможно, ту же самую, с которой уже велась работа в предыдущих упражнениях). «Представьте себе, что эта проблема – результат происков злого гения. Он всемогущ, и он преследует единственную цель – всячески вредить вам, создавать проблемы и не давать их решить. Вообразите себе эту ситуацию во всех деталях…» Инструкция повторяется дважды, участникам дается минута на размышления, после чего предлагается нарисовать этого «злого гения», а потом ответить для себя на несколько вопросов:

1. Как вы думаете, кто этот «злой гений»?

2. Каковы мотивы его действий?

3. Что побудило его выбрать в качестве жертвы именно вас и «подарить» вам именно такую проблему?

4. Как его можно победить, обойти, «задобрить», отвлечь, обмануть?

Психологический смысл упражнения. Это техника позволяет «объективизировать проблему» – рассмотреть ее как будто на внешнем экране, как не имеющую непосредственного отношения к собственной жизни. И, как следствие, создает предпосылки для поиска ее оптимального решения с опорой на объективный анализ, а не переживания.

Обсуждение. Всех участников просят озвучить, какие выводы они сделали для себя в результате выполнения этого упражнения. Рассказывать ли о сущности проблемы и о том, кем оказался «злой гений», каждый решает для себя самостоятельно.

Упражнение «Смятый лист»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить о какой‑ либо проблеме, решение которой они хотят найти, подумать о ней 2–3 минуты, после чего кратко, в 1–2 предложениях, описать ее суть. Когда эта часть работы завершена, каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. После этого участников просят внимательно рассмотреть этот лист, сконцентрировавшись на узоре, образованном линиями, по которым он был смят, и разглядеть в этом узоре какой‑ либо рисунок (2–3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5–7 минут).

Когда изображение готово, просят внимательно присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше идей, ассоциаций о том, как сделанный рисунок может быть связан с поставленной проблемой и возможными способами ее решения. Необязательно это должны быть логически обоснованные идеи, тесно связанные по смыслу с изображением, – фиксируется все, что приходит в голову (4–6 минут).

Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально. Далее участники объединяются в подгруппы по 4–5 человек, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том, как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие‑ то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы – 4–6 минут на человека.

Психологический смысл упражнения. Техника имеет проективный характер: как правило, после размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в хаотичном наборе линий, возникших при сминании листа, нечто связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, нетривиальном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.

Обсуждение. Каждого из участников просят высказаться, что дала эта техника лично ему и в каких реальных жизненных ситуациях ее целесообразно применять. По желанию, несколько участников могут более подробно рассказать, в чем суть поставленной ими проблемы, продемонстрировать группе свой рисунок и поделиться идеями, возникшими благодаря ему.

 

Творчество как стиль жизни

 

Занятие направлено не столько на отработку конкретных умений, связанных с креативностью, сколько на личностный рост участников. Упражнения дают возможность по‑ новому взглянуть на свой жизненный путь, личные цели и ценности, и поразмышлять, какая роль отводится творчеству в собственной жизни. Главная задача этого занятия – развитие рефлексивных способностей участников (возможности для самоосознания, осмысливания действий в контексте личного жизненного пути).

 

Упражнение «Необычные действия»

Описание упражнения. Каждому из участников предлагают вспомнить какое‑ нибудь свое необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного‑ двух месяцев (на размышления дается 1–2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

♦ В чем именно они видят необычность этого действия?

♦ Что, с их точки зрения, к нему побудило?

♦ Как они оценивают это действие «задним числом» – к чему оно привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников – упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем числе участников группу лучше разделить на 2–3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Психологический смысл упражнения. Оно способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости новому жизненному опыту.

Обсуждение. Как необычные действия влияют на нашу жизнь – делают ли ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее, или меняют как‑ то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда совершить нечто необычное хотелось, но что‑ то остановило? Если да, то что именно остановило их, и как это оценивается «задним числом» – правильно ли, что действие не совершено, или все‑ таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Упражнение «Волшебный бинокль»

Описание упражнения. Ведущий просит участников расслабиться, принять удобную позу, закрыть глаза и начинает не спеша, размеренно зачитывать инструкцию, делая паузы в местах, обозначенных многоточиями. «Представьте себе, что к вам в руки попал волшебный бинокль. Глядя в него, вы видите то, что происходит в вашем будущем, через несколько лет. Сначала вы смотрите на один год вперед… Где вы находитесь, что делаете, кто вас окружает?.. Рассмотрите эту картинку во всех деталях. А теперь вы смотрите на пять лет вперед… Что вы видите? Какие изменения произошли в вашей жизни?.. И вот вы смотрите на десять лет вперед. Какой стала ваша жизнь?.. Где вы находитесь, с кем, что делаете? Какие изменения произошли за это время с вами и вокруг вас? …» После этого участников просят открыть глаза, взять три листа бумаги, крупно нарисовать на них два частично перекрывающихся круга (как поле зрения бинокля) и изобразить в них то, что они представили себе через год, пять и десять лет (10–15 минут). Упражнение выполняется индивидуально.

Психологический смысл упражнения. Это техника медитативного плана, позволяющая более осмысленно взглянуть на свои жизненные перспективы, мечты и цели, а также перейти к разговору о том, какие шаги следует предпринять для их воплощения.

Обсуждение. Каждый участник демонстрирует свои рис<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь