Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развивающие игры на воображение и творчество



Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является младший школьный возраст. Примеры игр на развитие воображения:

1. Поиск сравнений.

Описывается некоторый предмет или ситуация, например «зеркало сверкало в лунную ночь, как...». Нужно подобрать как можно больше сравнений (другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными («как поверхность озера») и довольно неожиданными («как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание»). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения.

2. Добавление к предмету новых функций.

Называется какой-либо предмет, например «диван». Следует подумать, какие принципиально новые, не свойственные ему функции он мог бы выполнить, если несколько изменить при этом его конструкцию. Другими словами, заданный предмет нужно соединить с другими предметами, выполняющими достаточно не похожие на него функции. Например, дивану можно добавить функции велосипеда (двигая ногами, лежащий мог бы кататься), пианино (двигая телом, лежащий мог бы исполнить симфонию), будильника (в нужный момент диван тормошил бы спящего или сбрасывал его на пол) и т. д. Побеждает тот, кто выпишет наибольшее количество подобных ответов.

В этой игре формируется и совершенствуется один из универсальных приемов воображения – комбинирование признаков различных предметов, совмещение того, что несовместимо в обычных условиях. Использование этого приема лежит в основе создания образов принципиально новых предметов, что особенно важно в техническом и художественном творчестве.

3. Смешивание признаков разных предметов.

Задается какой-либо предмет (существо, явление), например «кузнечик». Нужно объединить, смешать его признаки с признаками других, совершенно не похожих на него произвольно подбираемых предметов и кратко описать полученные результаты. Так, кузнечик может быть объединен с «трамваем»: большой, двигается на лапках-колесах по рельсам, внутри туловища салон с сидениями для пассажиров; с «рекой»: большой, длинный, голубой, медленно ползет по руслу, на поверхности его спины плавают лодки и купаются дети; с «фонарным столбом»: длинный, застыл в вертикальном положении, двигая глазами, освещает сверху дорогу и т. д. При обсуждении особое внимание обращается на образное представление всех деталей полученных синтезов, вплоть до мельчайших их характеристик, и предпринимаются совместные попытки сделать каждую комбинацию еще более яркой, необычной, впечатляющей.

В этой игре развиваются такие качества воображения, как яркость, живость, конкретность и прорисованность всех деталей созданного образа, а также способность совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов.

Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей младшего школьного возраста.

Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина
[27, с. 66].

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать. Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина [27, с. 101].

Цель: используется для развития чувств на базе воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши.

Время проведения: 20-30 минут.

Ход проведения упражнения:

Вначале ребенку дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».

Инструкция: «У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника,

После выполнения, второе задание.

Инструкция: «Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина
[27, с. 146].

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст «Проделки белки».

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется «Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно! » - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 4 « Пантомима» Л.Ю.Субботина [27, с. 104].

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие. Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра №5 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова [2, с. 129].

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок…»

Игра № 6 « Нарисуй настроение» М.И. Битянова [2, с. 134].

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется». (прил.1)

Игра № 7 «На что это похоже? » М.И. Битянова [2, с. 156].

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст используется для детей от 4 до 10 лет.

Стимульный материал: карточки с кляксами, «морозными рисунками».

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи».

Далее демонстрируются карточки с изображениями.

2.3Творческие задания на воображение и творчество

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания определяются как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое»[24, c. 99].

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

► открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

► соответствие условия выбранным методам творчества;

► возможность разных способов решения;

► учет актуального уровня развития;

► учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. прил. 2).

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

· изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

· рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

· моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

· получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

· ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

· переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

· моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

· моделировать изменения внутреннего строения систем;

· учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

· рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

· находить фантастическое применение реально существующим системам;

· осуществлять перенос функций в различные области применения;

· получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 2 тематическими сериями.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

► сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

► сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

► формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие " система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

III уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

I уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия.

Каждый из методов творчества имеет определенные функции (см. прил. 3).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы. Изучением развития воображения и творчества в детском возрасте занимались такие учетные как Р.С. Немов [14], Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [23], А.В. Петровский [17]. Они отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности. Однако комбинирование образов присутствует и в образном мышлении. На наш взгляд, специфика формы организации воображения состоит не просто в перекомбинировании образов, элементов действительности; а в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединять предметные содержания различных объектов.

В качестве основного средства развития воображения и творчества у детей, по данным О.М. Дьяченко и Е.М. Гаспаровой выступают игры. Игра – это непродуктивный вид деятельности. Игра – это естественное состояние ребёнка и поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.

Условием развития детского творчества (а именно в нем дети упражняются в творческом воображении и его воплощении) является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремлении выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности ориентировано на развитие творческих способностей.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс, 2002. – 374 с.

2. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм
с детьми и подростками. М.: Генезис, 2001. – 352 с.

3. Боровик, О.В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112 с.

4. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ, Астрель, 2005. – 672 с.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1999. – 305 с.

7. Григорович, Л.А., Марциновская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание, 2007. – 192 с.

9. Дьяченко, М.О. Развитие воображения дошкольников. М.: 2006.

10. Запорожец, А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: 2004.

11. Катаева, Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. – 234 с.

12. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. Психологический журнал № 5, 2001. – 57 с.

13. Маклаков, А.Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. – 592 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. – 258 с.

15. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос,
2008. – 260 с.

16. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М.: Владос,
2008. – 107 с.

17. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология 3 изд. М.: Академия, 2002. – 251 с.

18. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание,
2003. – 50 с.

19. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. М.: Наука,
2001. – 304 с.

20. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой. М.: ГНОМ, 2002. – 241 с.

21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1 М.: Владос, 2004. – 383 с.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга 2 М.: Владос, 2004. – 528 с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. – 712 с.

24. Скоробогатов, В.А., Коновалова, Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. – 356 с.

25. Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. – 384 с.

26. Слободчиков, В.И. Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса,
2000. – 416 с.

27. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 192 с.

28. Субботина, Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей
5-10 лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 144 с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. СПб.: Питер,
2000. – 608 с.

30. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. – 423 с.

31. Шерагина, Л.И. Логика воображения. М.: Союз, 2001. – 285 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Дорисуй»

Цель: выявление у детей способностей:

· создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;

· узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов;

· продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.

Оборудование: 5 карточек с изображением графического контура, цветные карандаши на каждого ребенка.

Тест проводится коллективно или индивидуально. Время задания не фиксируется.

       
   
 
   
 
 

 


Рис. 1

Инструкция: «Дети. Перед вами 5 листиков. На каждом листке нарисована фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигурки в любые картинки. Для этого нужно дорисовать к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая сказочная картинка. Рассмотрите фигурку, можете поворачивать листочек, как вам удобно. Нарисуйте картину, которую еще никто никогда не видел».

Данный тест рекомендуется для проведения с детьми 5-7 летнего возраста, т.к. для выполнения требуется сформированность следующих умений:

· анализировать контур предмета;

· воспроизводить в памяти зрительный образ предмета;

· мысленно конструировать образ предмета из частей (элементов).

При групповом проведении теста рекомендуется рассаживать детей индивидуально и изолировать детей, выполнивших задание от детей еще рисующих, чтобы уменьшить взаимодействие детей.

Частотная таблица рисунков:

Стимульный материал Неоригинальные рисунки – 0 баллов Малооригинальные рисунки – 1 балл
  Абстрактный узор, треугольник, дом, буква «А», ракета. Конверт, палатка, кочерга, самолет, крыша здания, стрела, корабль, дорожный указатель, цветок.
Абстрактный узор, горы, буква «М». Верблюд, кошка, волк, лиса, лицо человека, собака, человек, животные с ушами.
Абстрактный узор, лицо человека, лодка, месяц, мячик. Водоем, губы, корзина, чашка, яблоко, яйцо, овраг, яма, таз.
Абстрактный узор, лицо человека. Месяц, девочка, женщина, дерево, книга, кораблик или лодка, ракета.
Абстрактный узор, волны моря, буквы «а» и «о», лицо человека. Кошка, кресло, червяк, стул, ложка, насекомое, очки, птица, сверхъестественное существо.

 

Для оценивания результатов использовали частотную таблицу рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные или очень редкие. Оригинальные рисунки оценивались в 2 балла. Малооригинальные
рисунки – 1 балл. Неоригинальные рисунки – 0 баллов. Все неуказанные в таблице изображения оценивались как оригинальные.


 

Тест «Художник».

Ребенку предлагается придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Далее оценивалось качество рисунка по приведенным критериям, и на основе такой оценки делался вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает очень большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов (высокий уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов (средний уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла (низкий уровень развития) – ребенок нарисовал нечто очень простое, не оригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла (очень низкий уровень развития) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.


 

Тест «На что похоже? »

Цель: выявление уровня развития процессов воображения.

Оборудование: 6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения.

 

Рис. 2

Методика проводится индивидуально.

Инструкция. «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь