О РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ Ж. ПЕРРЕНА
«ТРАКТАТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРИНЦИПЫ» 190
Отметить J. Р е rr i п: „Traité de chimie physique.
Les principes" (300 стр. ). Париж, 1903. Рецензия Абеля
Рея в „Revue Philosophique", 1904, 1,
* — Стирлинг. «Секрет Гегеля». Ред.
* * — Бертрандо Спавента. «От Сонрата к Гегелю». Бари, 1905. (432 стр.
4, 50 лиры). Ред.
*** — Михелет и Гаринг. «Диалектический метод Гегеля» (1888).
Шмитт, «Тайна гегелевской диалектики» (1888), Ред,
под заглавием: «Философские принципы физической хи-
мии». (Перрен разбирает понятия силы etc., при-
чины etc., энергии etc. — против того, чтобы
«рассматривать энергию как таинственную сущ-
ность» (стр. 401)... Абель Рей называет Перрена про-
тивником «неоскептических систем». )
Написано в декабре 1914 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
ПЕТР ГЕНОВ. «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
И МЕТАФИЗИКА ФЕЙЕРБАХА» 191
ЦЮРИХ. 1911 (БЕРНСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) (89 стр.)
Landesbibliothek
Эта, чисто ученическая, работа состоит почти
исключительно из цитат из сочинений Фейер-
баха [по из д анию Иодля]. Полезна может быть
только как свод цитат, да и то не полный.
| тема
| автором
| далеко
| не
| разр
| аботана |
|
Главным образом цитирует автор том II особенно „Thesen" und „Grundsä tze", затем „Wider den Dualismus".
X, особенно „Ü ber Spiritualismus und Materia-
lismus" 192.
N В VIII, „Vorlesungen ü ber das Wesen der Religion" * (Фейербах сам в 18 4 8 г. писал, что это более зрелая его работа, чем „Сущность христианства", вышедшая в 18 4 1 г. ) [ VIII, SS. 26, 29; 102-109; 288; 329 и др].
VII. „Das Wesen der Religion" ** (18 4 5: Ф е й ербах считает ее важной).
— «Лекции о сущности религии» (см. настоящий том, стр. 41- 64). Ред.
** — «Сущность религии». Ред.
|
.
IV. „Leibniz" * с примечаниями 1847 года.
(NB) [ IV. SS. 261; 197; 190-191; 274].
VII. Добавления к „Wesen des Christentums" **.
Автор цитирует (в духе Фейербаха):
Ebbinghaus. „Experimentelle Psychologie", SS. 110
und 45.
F. Jodl. „Lehrbuch der Psychologie", S. 403.
A. Forel. „Gehirn und Seele", X. Auflage, S. 14 ***.
Lange (II. Buch, S. 104) против Фейербаха явно-де
неправ (S. 83 и 88), извращая (и отрицая) материа-
лизм Фейербаха 193.
Вначале автор дает очерк философского развития
Фейербаха, — „Todesgedanken" **** (1830) — еще ге-
гельянец; „Der Schriftsteller und der Mensch" *****
(1834) ****** — начало разрыва; „Kritik des Antihe-
gel" ******* (1835) — против врагов Гегеля, но не за
Гегеля (ср. де Grim, Bd. I, 390 и 398; II, 409 194). —
„Критика гегелевской философии" (1839). — „Сущность
христианства" (18 4 1) — разрыв — „Тезисы" и „Прин-
ципы философии будущего" (1842 и 1843). — „Сущ-
ность религии" (1845). — „Лекции о сущности рели-
гии" (18 4 7).
Написано 16—17 (29—30) декабря
1914 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
* — «Лейбниц» (см. настоящий том, стр. 65—76). Ред.
• • — «Добавления к Сущности христианства». Ред.
*** — Эббингауз. «Экспериментальная психология», стр. 110 и
45; Ф. Иодль. «Учебник психологии», стр. 403. А. Форель. «Мозг и пуша»,
X издание, стр. 14. Ред.
•*»• — «Мысли о смерти». Ред.
*»*»• — «Писатель и человек». Ред.
****** - Здесь автор был «не паптеист, а политеист» (стр. 15); «больше
лейбницианец, чем гегельянец» (стр. 15).
*•••*•• — «Критика анти-Гегеля». Ред.
ПАУЛЬ ФОЛЬКМАН.
«ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
(«НАУКА И ГИПОТЕЗА», IX) 2 ИЗДАНИЕ. ЛЕЙПЦИГ, 1910
(Nat. IV. 171 в Бернской библиотеке)
Автор — эклектик и пошляк в философии, особенно,
когда говорит против Геккеля, о Бокле etc. etc. Но
уклон все же материалистический, например, стр. 35 *
[40]** — «Вопрос, предписываем ли мы природе поня-
тия или природа нам» — соединение-де обеих точек
зрения. Мах-де прав (стр. 38 [43]), но я противопоста-
вляю ей (точке зрения Маха) „объективную":
«Таким образом я считаю, что логика в нас имеет
исходное свое начало в закономерном течении вещей
вне нас, что внешняя необходимость процессов природы
есть первая и самая настоящая наша учительница»
(стр. 39 [43]).
Восстает против феноменологии и современного мо-
низма, — но совершенно не понимает сути материали-
стической и идеалистической философии. Собственно,
сводит дело к „методам" естествознания в общепозити-
вистском духе. Вопроса об объективной реальности при-
роды вне сознания (и ощущений) человечества не умеет
даже поставить.
МАКС ФЕРВОРН. «БИОГЕННАЯ ГИПОТЕЗА»
ИЕНА, 1903
ср. стр. 9, определение „Enzyme" 195
|
(Med. 5218)
Автор развивает специальную тему
о „живой субстанции" и о химическом
обмене веществ в ней. Специальная
тема.
Есть указатель литературы по данному вопросу.
* P. Volhmann. «Erkenntnistheoretische Grundzü ge der Naturwissen-
schaften». Leipzig — Berlin, 1910. Peд.
** П. Фолькман. «Теория познания естественных наук», СПБ., 1911. Ред.
Стр. 112 — „рабочая гипотеза" в этом-де суть. На-
пример, материализм-де в XIX веке принес большую
пользу естественным наукам, — но теперь «ни один
философ-естествоиспытатель не будет уже считать ма-
териалистическое понимание подходящим» (112). Веч-
ных истин нет. Значение идей, их Fruchtbarkeit *,
роль их как „фермента", — «который творит и дей-
ствует» (ИЗ).
(Характерно здесь наивное выражение взгляда,
что „материализм" мешает! Никакого понятия о
диалектическом материализме и полное неуме-
ние отличить материализм как философию —
от отдельных, заскорузлых взглядов материали-
стами называющих себя обывателей данного вре-
мени. ]
Цель автора — «механический анализ явлений жизни»
(стр. 1, Предисловие) — ссылка на последнюю главу
„Allgemeine Physiologie" **.
Вместо «живой белок» (стр. 25) — неясное-де поня-
тие, вместо «живая белковая молекула» («так как мо-
лекула не может быть живой») автор предлагает гово-
рить о «биогенмолекуле» (25).
Превращение химического в жизненное — вот, видимо, в чем суть. Чтобы свободнее двигаться в этом новом, еще темном, гипотетическом, долой „материализм", долой „связывающие" старые идеи („молекула" ), назовем по-новому (биоген), чтобы вольнее искать новых знаний! N В. К вопросу об источниках и живых побудительных мотивах современного „идеализма" в физике и естествозна- нии вообще.
|
* — плодотворность. Ред.
*• — «Общей физиологии». Ред.
.
Ф. Д АННЕМАН. «КАК СОЗ Д АВАЛАСЬ
НАША КАРТИНА МИРА» 196
(КОСМОС). ШТУТГАРТ, 1912
(Nat. XII. 456)
Автор в этой брошюре дает вроде резюме своей
4-х томной работе: „N aturwissenschaften
in ihrеr Entwicklung ипd in ihrem
Z u s am m e n h a n g e"... *
(((Много п о-
п у л я р н и-
ч а н ъ я... )))
Автор
небрежно,
важничая,
фельетонно
намечает философские вопросы, пошло. Книжечка ни то ни се: для фило- софской книги небрежно, фразисто,
мелко, пошло; — для попу- лярной пре- тенциозно.
|
от древнего Египта до нашего времени. По Гомеру, земля — это Средиземное море и окружающие страны, только (стр. 8) **
В Египте ясные ночи облегчали заня- тия астрономией. Наблюдали за звез- дами и их движением, луной etc.
|
Около 5 000 лет развития культуры
Сначала считали месяц в 30 дней,
год в 360 (стр. 31 [19] ***). Древние
египтяне уже в 365 дней (стр. 32 [19]).
Эратосфен (276 до Р. X. ) определял
окружность земли в 250 000 „стадий" =
45 000 километров (вместо 40 000).
Аристарх догадывался, что земля
вращается вокруг солнца, стр. 37 [23]
(1800 лет до Коперника, 1473—1543).
(III в. до Р. X. ) он считал луну в 3 0
(вместо 48) раз меньше земли, а солнце
в 300 (вместо 1 300 000) раз больше
земли...
* — «Естественные науки в их развитии и
взаимной связи»... Ред.
** F. Dannemann. «Wie unser Weltbild entsfand». Stuttgart, 1912. Ред.
*** Ф. Даннеман. «Как создавалась ваша картина мира». Петроград,
1920.Ред.
Система Птолемея (II в.
по Р. X. ).
XV в.: оживление астро-
номии — связь с морепла-
ванием.
Коперник (1473-1543):
гелиоцентрическая систе-
ма. Круги (не эллипсы).
((Только в 1/2 XIX в.
улучшенные измеритель-
ные приборы доказали из-
менение вида неподвиж-
ных звезд. ))
Галилей - (1564-1642).
Кеплер — (1571—1630).
Ньютон — (16 4 3—
17 27).
телескоп сплюснутие
и т. д. земли у по-
((открыто люсов 1/229
более диаметра
20 миллио- [вместо 1/299]
нов звезд
etc. ))
Пифагор (VI в. до Р. X. )
мир управляется числом и
мерой...
4 элемента, вещества у
древних философов: земля,
огонь, вода, воздух...
Демокрит (V в. до Р. X. ):
атомы...
XVII век: химические
элементы.
Спектральный анализ
(1860).
Электричество etc.
Закон сохранения силы.
ЛЮДВИГ ДАРМШТЕ Д ТЕР. «РУКОВО Д СТВО
ПО ИСТОРИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ТЕХНИКИ»
БЕРЛИН, 1908, 2 ИЗДАНИЕ
(Lesesaal in der Landesbibliothek)
Определение быстроты света:
167 6: Olaf Rö mer (по за-
тмениям Юпитера): 40 000
геогр. миль (менее............ 300 000) км. в 1 сек.
(менее......... '..... 298 000 км. )
.................
1849: Fizeau (зубчатые ко-
леса и зеркала): 42 219
геогр. миль....................... = 313 000 км. в 1 сек.
1854: Foucault (2 вертящих-
ся зеркала etc. ): 40 160
геогр. миль....................... = 298 000 » — » —
1874: Alfred Cornu (a la 300 400 » — » —
Fizeau).............................. 300 330 » - »-
1902: Perrotin (id. )............... 299 900(± 80 м. ) » —
НАПОЛЕОН. «МЫСЛИ» 197
ПАРИЖ, 1913. МИНИАТЮРНАЯ БИБЛИОТЕКА № 14
(Landesbibliothek)
«Пушка убила феодализм. Чернила убьют нынеш-
ний общественный строй (стр. 43)...
--------- В каждом сражении бывает момент,
когда самые храбрые солдаты, после величай-
шего напряжения, чувствуют желание бежать,
эта паника порождается отсутствием доверия
к своему мужеству; ничтожного случая, какого-
нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им
это доверие: высокое искусство состоит в том,
чтобы создавать их» (стр. 79—80).
NB
АРТУР ЭРИХ ГААС. «ДУХ ЭЛЛИНИЗМА
В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ» 198
ЛЕЙПЦИГ, 1914 (32 стр. ) (ФЕЙТ И К»)
Рецензия в „Kantstudien", 1914, № 3 (т. XIX),
стр. 391—392, автор-де профессор истории физики (на
эту историю P. Volkmann обращает внимание сугубо)
подчеркивает-де особую связь Гераклита и Thomson'a
etc. etc.
ТЕОДОР ЛИППС. «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
И МИРОВОЗЗРЕНИЕ»
(РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ НА 78 СЪЕЗДЕ НЕМЕЦКИХ
Популярное: