Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления культуры Европы XIX в.



 

Политическая обстановка в Европе. Технический прогресс. Открытия в науке. Экономические и социальные теории. Философия. Теософия. Романтизм в литературе и искусстве.

В политическом отношении в Европе XIX в. стал эпохой национальных государств. Единство национального государства было главной идеей этого периода. Нации обретали самостоятельность и самоопределение, идя на жертвы и самоотречение. Идея национального самоопределения в конечном счете изменила политический облик Старого и Нового Света. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства и братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г.

Особенностью XIX в. стало то, что впервые в истории не привилегированные социальные слои, а народ, нация в целом, выступили в качестве верховного носителя национальной воли.

В развитии национальных государств XIX в. обнаружились две опасные тенденции. С одной стороны, акцент на значение национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. С другой стороны, борьба за право наций на самоопределение превращало идею в свою противоположность, когда народы, добиваясь собственной свободы, угнетали другие народы и национальные меньшинства, стремясь их ассимилировать.

В Старом Свете освободительный процесс современных наций стал оформляться в самом начале XIX в. как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона I. Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовными и политическими течениями эпохи — либерализмом, демократией и социализмом. Эти идейные течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 года (период Реставрации).

Либерализм — это течение, краеугольным камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества. Оно выдвигало требование единого правового и национального государства, в котором власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа).

Социализм — течение, представители которого причиной социального неравенства и несправедливости считают существование частной собственности; с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требуют ее уничтожения путем революции.

Консерватизм выступал за сохранение существующих политических, общественных и духовных отношений, защищал существующий общественный порядок как установленный Богом. Провал наполеоновского вторжения в Россию в 1812 г. активизировал борьбу европейских народов против французского господства.

Венский конгресс 1814-1815 гг. подтвердил поражение Наполеона, оформил новую политическую систему в Европе, основанную, однако, на старых принципах и сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. Он обеспечил Европе, управляемой пятью державами -- Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией, длительный период мира. На Венском конгрессе были провозглашены три политических принципа: реставрация — восстановление границ 1792 г., легитимность — обоснованность притязаний абсолютного монарха на власть, солидарность — общий интерес консервативных сил в противодействии возникновению революционных идей в отдельных государствах. Революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. Конституционное устройство, свобода печати, созыв общегерманского национального парламента, стали требованиями к германским правительствам, но революция была жестоко подавлена. Причиной ее провала стала разобщенность либерально-демократического движения, а также политика консервативных сил Пруссии и Австрии.

Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864 — с Данией, в 1866 — с Австрией и в 1870-1871 — с Францией) прусский государственный деятель Отто фон Бисмарк. Он объединил «кровью и железом» всю Германию в единую империю «сверху». В Италии победа сардинских королевских войск (в союзе с французскими) в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход «Тысячи» под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 г. захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции.

В Париже немецкими политэмигрантами была создана тайная политическая организация — «Союз справедливых». Цель «Союза» — создание общества без частной собственности и разных классов. Организация возникла в Париже из основанного в 1834г. «Союза отверженных», который опирался на революционные объединения. Организационные ячейки «Союза отверженных» действовали преимущественно в Западной Германии.

Революционные явления коснулись не только политической жизни в Европе, но и развития промышленности, техники. XIX в. в истории отмечен как век небывалого прогресса в этой области деятельности.


 


 


Первый гусеничный паровой трактор Гиткота. Англия. 1832.

 

Развитие паровых машин шло в направлении создания не только машин для фабрично-заводских предприятий, но и паровозных паровых машин для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства и местной промышленности.

Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 г. первый способ фотографии — дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. Изобретателем фотографии считается Жозеф Нисефор Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер.

Началась новая телеграфная эра в технике, когда преуспевающий художник Сэмюэл Морзе создал телеграфный код, названный в его честь «азбукой Морзе».

В Лондоне на всемирной выставке (1851) впервые представители разных стран и народов получили возможность показать всему свету свои достижения. Демонстрация достижений технического прогресса помогала людям осознать реальности новой индустриальной цивилизации. Особый интерес у посетителей вызвал павильон Хрустальный дворец, построенный по проекту Джозефа Пекстона из стекла и железа.

Изобретение новых способов производства стали британским инженером Генри Бессемером пошло на пользу железнодорожному транспорту, судостроению, а также военной промышленности.

 

Чарльз Дарвин, английский естествоиспытатель, основатель дарвинизма.

 


 

 

Опиумная война в Китае. Английские солдаты. Китайская карикатура. 1948.

 


 

 

Жорж Кювье, французский зоологи палеонтолог.

 

Строительство крупнотоннажных судов позволило за один рейс перевозить через океан примерно 4000 пассажиров из Европы в Америку.

В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона.

Открытие Суэцкого канала (1869) было большим мировым событием в развитии инженерии. Новый канал соединил Красное и Средиземное моря, что значительно сократило протяженность морского пути из Европы в Азию и Австралию.

Первая европейская железная дорога была открыта в середине века. Развитие науки в XIX в. не уступало технике. Жорж де Кювье стал известен как реформатор сравнительной анатомии и палеонтологии. Брайль создал систему письменности для слепых. Английский натуралист Чарльз Дарвин опроверг господствовавшие в науке представления о неизменности видов живых организмов, прежде всего человека. Теорию Дарвина откровенно высмеивали в многочисленных карикатурах и публикациях, но она постепенно находила признание и оказывала все большее влияние не только на биологию, но и на науки об обществе. Социал-дарвинизм нашел в XIX в. немало сторонников, особенно большое влияние он оказал на идеологию немецкого национал-социализма и фашизма. Социал-дарвинисты считают неравенство среди людей неизбежным.

Жорж Луи Леклерк Бюффон, французский естествоиспытатель, автор «Естественной истории» 36 томах.

Жан-Батист Ламарк, французский естествоиспытатель, создатель учения об эволюции живой природы.

 

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий.

Химик Юстус Либих, один из создателей агрохимии и теории радикалов, открыл явление изомерии, пропагандировал методы удобрения почвы минеральными удобрениями, изложил теории гниения и брожения, минерального питания растений, открыл хлороформ и объяснил многие закономерности обмена веществ в организме человека.

В самом конце XIX в. П. Н. Лебедев обнаружил на опыте и измерил давление света, предсказанное теорией Максвелла, А. С. Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи. В 1897 г. Ж. Д. Томсон выяснил, что атомы не элементарны, а представляют собой сложную систему, в состав которой входят электроны. Это и другие открытия подготовили наступление новой эпохи физики.

В экономической культуре большим событием стала экономическая система Давида Рикардо. В своем трактате «Начала политической экономии и налогового обложения», основываясь на трудовой теории стоимости, Рикардо опроверг утверждение А. Смита, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящемся в первобытном состоянии. Он доказал, что труд на последующих этапах общественного развития — единственный источник стоимости товара. Рикардо проводил четкое различие между трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым как товар. Прибыль собственника, покупающего рабочую силу, и заработная плата наемного рабочего — две составляющие одной и той же стоимости.

Французский мыслитель граф Сен-Симон основал утопическое направление сенсимонизм. Идеи Сен-Симона легли в основу программы общественных перемен, которая предполагала обобществление собственности и плановое хозяйство. В зависимости от этого должны были измениться и человеческие отношения. Это направление утратило свое значение к середине XIX в.


Одним из виднейших представителей немецкого классического гуманизма является Карл Вильгельм фон Гумбольдт, друг И. В. Гете и Ф. Шиллера. В философии и истории Гумбольдт обращался к опыту Великой французской революции и выдвигал идеи о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие отдельного человека и народа. Видный мыслитель и социалист Шарль Фурье выступил против неравенства, эксплуатации и угнетения по нравственным или религиозным мотивам. Он предлагал разделить страну на автономные аграрно-производственные объединения, в которых каждые 300 семей составляли бы сообщество.

Карл Эрнст Бэр, основатель эмбриологии.

 

 

В XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано учение, которое стало теорией пролетариата — марксизмом и повлияло на политическую атмосферу в странах Европы и России, а в XX в. и всего мира. В основе этого учения лежит идея об истории как смене общественно-экономических формаций, о коммунизме как гуманистическом общественном строе без частной собственности. Идеи марксизма во второй половине XIX в. были очень популярны во многих европейских странах. Они отвечали настроениям преобразования общества.

Сам Маркс сначала изучал юриспруденцию и историю философии. Его учителем был Г. В. Ф. Гегель, а одной из первых его работ была «К критике гегелевской „Философии права". В самом начале XIX в. в лице Гегеля философия достигла апогея развития как наука. Основываясь на идеях предшественников: Канта, Фихте и Шеллинга, этот выдающийся немецкий мыслитель создал всеобъемлющую систему, включающую все области человеческого знания. Полагая в качестве субстанции абсолютную идею, он при помощи диалектического метода показал, каким образом она является источником развития «всего» в мире.

В свою систему знаний он заключил развивающееся единство мира, доказав, что оно в конечном счете представляет единство природного и духовного универсумов. Никогда ни до Гегеля, ни после него знание не имело такой целостности и логичности. Логика Гегеля включала в себя идею развития посредством закона единства противоположностей, а вся история человеческой культуры предстала как творение единого мирового духа. Мир культуры был представлен как развивающийся в формах культуры разум, а поэтому был разумен.

Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в скептицизме А. Шопенгауэра, поставившего под сомнение прогрессивную направленность всякой разумной деятельности человека. С точки зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов инструментами. К XX в. развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, — не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от основной функции. Это отклонение, по мнению философа, привело к отрицанию «воли к жизни».

Созданный человеком огромный мир культуры, в котором представлены государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее, грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры, по Шопенгауэру, живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли человека.

В представлении его последователя Ф. Ницше отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы. Ницшеанская философия строится на полном отрицании христианских ценностей и ценностей культуры. Искусство предстает как дополнение и завершение бытия. При этом философ выступает против «утомленной культуры» своего времени, против разобщенности индивидуумов и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности и к воспитанию сверхчеловека.

Ф. Ницше считает, что серая масса производителей культуры будет постоянно стремиться подавлять творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных личностях, гениях человеческого рода, которые способны создавать новые формы жизни через разрушение прежних. Нигилистическое по духу, ницшеанство оправдывает жестокость и антигуманизм сверхчеловека, наделенного и «волей к жизни», и «волей к власти», великой задачей придать смысл общественной истории и способностью создать высшую культуру.

Значительную роль в развитии дальнейшей философии сыграл в XIX в. Серен Кьеркегор. Следует отметить, что именно Кьеркегор поставил основные проблемы и разработал понятия, которые экзистенциальная философия впоследствии лишь развивала в различных формах. Серен Кьеркегор поставил важную для экзистенциализма проблему «решимости» и раскрыл понятие «выбора». Хотя предшественник «философии жизни» прожил недолго, его литературное наследие насчитывает 12 томов. Жизнь одинокого мыслителя была наполнена интенсивной литературной работой, а основной ее темой становится внутренний мир человеческой личности и ее судьбы.

Устами одного из своих героев Кьеркегор ставит мучительные вопросы: «Где я? Что значит сказать — мир? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться? Вина — что она значит? Если это неизвестно, как получается, что человек бывает виноват? »

Кьеркегор на первый план выдвигает проблему внутренних переживаний человека. Жизнь человека становится для него сложнейшей проблемой и загадкой. Он пытается раскрыть тайну человека исключительно внутренними средствами, обращаясь внутрь себя, стараясь в своей собственной душе найти разгадку бытия.

В отличие от прежних философов, он берет человека как бы изолированно от мира и общества и ставит задачу — понять его в этой его первичной изоляции как данное, конкретное, уникальное существование, понять его путем погружения внутрь самого себя, Кьеркегор исключает возможность рационального метода познания человека. Проникновение в его внутренний мир возможно только через саморефлексию и чувства. Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого течения идеалистической философия, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки, как нечто абсолютно недоступное ей.

При жизни Кьеркегора его идеи не получили признания. Они казались слишком личными, слишком субъективными, связанными с самим Кьеркегором, с его личной судьбой. Они стали привлекать внимание значительно позже, уже в XX в. и послужили истоками экзистенциализма.

В XIX в. получают начало исследования на стыке наук. Вырабатывается новое сциентистское философское направление — позитивизм. Он пересматривает предмет философии как таковой и считает, что в традиционном метафизическом виде философия не может существовать далее. Она далека от реальности и науки, ее метафизические проблемы не только не помогают человеку, но и мешают. В позитивизме, а затем в неопозитивизме философии уготовили роль методологии наук.

В сфере религии большой резонанс в общественной жизни имел догмат о непорочном зачатии Девы Марии, провозглашенный Папой Пием IX. Из него следовало, что, кроме Адама и Евы, единственным человеком, не обремененным первородным грехом, была Дева Мария. Это вызвало в либерально-буржуазных кругах бурный протест. Веру в непорочное зачатие осуждали и просвещенные богословы. Защищая устаревшие догмы, Пий IX хотел поддержать авторитет католической церкви, которому век Просвещения нанес сильный удар. Догмат был направлен против интенсивно развивающегося научного мировоззрения, а также против протестантизма. Ответом на это, возможно, было теософское учение Е. П. Блаватской, в котором она доказывала необходимость связи религии с наукой и философией.

Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской во второй половине XIX в. и ее последователей, возникшее под влиянием индийской религиозно-философской концепции брахманизма, буддизма, индуизма, оккультизма и науки, стремилось объединить различные вероисповедания через раскрытие сокровенного смысла всех религиозных символов и создать эзотерические традиции «посвященных» или «мастеров», воссоздающих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 г. в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки, затем центр его был перенесен в Индию.

Безусловно то, что теософия унаследовала эзотерическую традицию, основанную на тезисе, что не только материя никуда не исчезает, но и духовное не может исчезнуть в никуда.

Человеческая душа существует вечно, и она имеет свои земные существования. Эти законы и изучает теософия, считающая божественной душу, направленную к Добру.

Добро и радость в жизни — это высшая ценность теософии, которая в телесной жизни постоянно связана с борьбой добрых и светлых сил со злыми и темными. Поскольку идеальный мир Добра и Света по ту сторону этой жизни, то по эту сторону осуществляется свобода человеческой воли — отдать себя в услужение злому или нет. Воля человека, делая выбор, обретает свободу, когда умеет противостоять силам зла. Зло всегда существует вовне, а доброе — внутри духа, поскольку духовное по своей природе — добро, а поэтому — благо. От твердости и воспитанности воли зависит, пускать или не пускать злое в себя.

Главная ценность теософии в том, что она стремится довести до всеобщей действительности устремление человеческих душ к добру, поднимает этику на всеобщий уровень, убеждает, что можно существовать в добре и свете и в этом — радость человеческой жизни. Теософия показывает, как достичь такого уровня и, популярно переводя методику на свой язык этических символов, религиозных традиций, заставляет думать и действовать в направлении добра.

На искусство XIX в. решающее влияние оказал романтизм — общеевропейское идейное и художественное направление. Он возник на рубеже XVIII и XIX вв. в духовной и художественной культуре Германии и других европейских стран. Романтизм стал своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума и рационализма, отразив разочарование в итогах Великой французской революции, которая не привела к созданию царства разума, а, напротив, погрузила Европу в длительный период кровавых войн и социальных смут. Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез, идеализацию прошлого.

 


 

Парижская опера. Архитектор Ш. Гарнье. 1861-1874.

Бодри. Терпсихора. Декоративная живопись в Парижской опере.

 

 

 


Пессимистический взгляд на будущее, настроение «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия». Горькая насмешка над несоответствием мечты и действительности была отражена в литературе и искусстве в принципе «романтической иронии»

К. Рудаков. Иллюстрация к книге сказок братьев Гримм. 1948.

 

В творчестве английского романтика поэта Джона Китса эстетизм основан на глубокой меланхолии, печали по поводу того, что красота и жизнь взаимно исключают друг друга. Лорд Байрон изобразил тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели.

Немецкий романтик Э. Т. А. Гофман раскрыл в своем творчестве глубокую пропасть между образом жизни, мышлением художника и обычного человека. Лирика немецкого поэта и публициста Генриха Гейне свидетельствует о том, что его ирония была формой разочарования в романтических надеждах молодости и способом развенчания иллюзий. В стихах и прозе Гейне высмеивал политическую реакцию в Германии периода Реставрации, защищал право всех и каждого выражать свои мнения.

В творчестве Людвига Тика мы также отмечаем стилевой метод романтической иронии, который оттеняет обманчивый характер и иллюзорность искусства.

Музей ремесел и промышленности в Вене. Архитектор Г. Ферстель.

 

 

Антонио Канава. Боец.

Жюль Верн, французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики.

 

Произведения французских романтиков Альфонса де Ламартина и Альфреда де Мюссе выражали нигилистические настроения, так называемую «мировую скорбь» и страдание как результат мучительных любовных отношений. Жорж Санд (Аврора Дюпен) выступала за эмансипацию женщин, за их право на счастье и свободную любовь. Поэт Шарль Бодлер — основоположник символизма, предвосхитил характерные черты декадентского искусства. Тема его главного произведения «Цветы зла» (1857)— большой город. В «Цветах зла» ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по идеальной гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города.


 

 

А. Гончаров. Иллюстрация к драмме Иоганна Вольфганга Гете «Фауст». 1952.

 

 



Жан Франсуа Милле. Стадо.

 

 

Развитие науки повлияло на художественную литературу. Публикация французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) ознаменовала рождение нового жанра художественной литературы — научной фантастики. Кроме того, литературе XIX в. присуще глубокое философское осмысление жизни. Иоганн Вольфганг Гете по праву считается основоположником немецкой литературы нового времени.


Артюр Рембо. Рисунок Поля Верлена. 1872.


Стейнлен. Портрет Клода Дебюсси.

Гете-философ достиг осмысления глубинных взаимосвязей человека и общества в романах. В трагедии «Фауст» (1808-1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно для всех произведений Гете.

Наряду с романтизмом в XIX в. утвердилось еще одно направление в искусстве — модернизм. Термин «модернизм» происходит от французского слова moderne — новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».

Ученые, исследующие модернизм, всегда отличали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства. Модернистскому миропониманию свойствен субъективизм. Решительные шаги в этом направлении сделали художники-импрессионисты (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.).


Первые модернисты — люди XIX в., были взращены всеобщим кризисом европейской культуры. Духовная революция как новое качество сознания, новое жизнепонимание требовали для себя новых идей. Они были сформулированы на базе интуитивизма А. Бергсона и Н. Лосского, ницшеанства, экзистенциализма С. Кьеркегора. Модернизм нашел активное проявление в музыке конца XIX в. В это время раскрылось творчество композиторов-импрессионистов К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса.

У. Р. Сиккерт. Портрет Обри Винсента Бердсли. 1890-е.

Модернизм боролся за раскрепощение и обновление форм в искусстве. В модернистском искусстве мы постоянно сталкиваемся с дальнейшим углублением качеств, не порожденных модернизмом, но унаследованных от романтизма эпохи Великой французской революции и радикального сентиментализма И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские акценты на поиске места личности, индивидуального сознания в составе целого, в жизни космоса. Однако романтический индивидуализм XVIII в. и индивидуализм модернистский — явления принципиально разные. Для романтизма личность либо была обладательницей всех духовных богатств Вселенной, либо сожалела о недоступности абсолютных ценностей, вовсе не отрицая возможности их существования.

Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных « абсолютов ». Вместе с тем они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы художественными средствами.

 

Данте Габриель Россетти. Титульный лист книги «Ранние итальянские поэты» 1861.

 

 

О. Бердсли. Иллюстрация к драме О. Уайлда «Саломея». 1895.





Феликс Валлотон. Ложь. 1898.

 

Попытка удержать настоящее, «момент бытия », не в действии или поступке, а в слове, отразить через него эфемерное, неуловимое, стремление соединить мозаичные, одиночные кусочки таким образом, чтобы не просто сложилась правдоподобная картина жизни, но возникла Жизнь, — становится установкой авторов литературы «потока сознания». Термин этого модернистского направления принадлежит американскому философу и психологу, одному из основателей прагматизма У. Джеймсу. В 80-х гг. XIX столетия он писал: «Сознание никогдане рисуется самому себе раздробленным на куски. Выражения вроде цепи или ряда не рисуют сознания так, как оно представляет
ся самому себе. В нем нет ничего, что моглобы связываться, — оно течет. Поэтому ме
тафоры: река либо поток рисуют сознание» *

* Джеймс У. Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 120.

 

Таким образом, XIX в. придал небывалый импульс развитию науки, техники; никогда не возникало так много направлений и школ в философии, литературе, в искусстве в целом. Здесь имеют свои истоки многие направления и течения культуры XX в. XIX в. оказался введением в проблемное поле культуры следующего столетия, обозначил своими философскими идеями его культурно-исторический прогноз.


 

Винсент Ван Гог. Мусме. 1888.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь