Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Используй ум как дверь к медитации



Вторая техника: Где бы ни блуждал твой ум, во внутреннем или во внешнем, - это то самое место, это здесь.

Этот ум является дверью - этот самый ум. Где бы он ни блуждал, о чем бы он ни думал, ни размышлял, ни мечтал, этот самый ум в этот самый момент является дверью. Это очень революционный метод, потому что мы никогда не думаем, что обычный ум является дверью. Мы думаем, что войти может только некоторый сверх ум - Будда, Иисус, что они имеют некоторый сверхчеловеческий ум. Тот самый ум, который имеете вы - тот ум, который все время мечтает и порождает уместные и неуместные мысли, который наполнен безобразны­ми желаниями, страстями, гневом, алчностью, всем тем, что осуждается, который находится вне вашего контроля, толкая вас туда и сюда, выталкивая вас оттуда и отсюда, который является постоянно действующим домом для умалишенных -этот самый ум, говорит сутра, является дверью. Где бы ни блуждал твой ум - где угодно, запомните это; объект не имеет значения - где бы ни блуждал ваш ум, во внутреннем или во внешнем, - это то самое место, это здесь.

Нужно будет понять многое. Прежде всего, обычный ум является не таким уж обычным, как мы думаем. Обычный ум имеет отношение ко вселенскому уму: он часть его. Его корни идут глубоко в самый центр существования; в противном случае вы не могли бы существовать. Даже грешник обоснован в божественном; в противном случае он не мог бы существовать. Даже если существует дьявол, то он не может жить без поддержки божественного.

Сама ваша жизнь возможна только вследствие обоснованности в существовании. Ваш ум мечтает, воображает, блуждает находится в напряжении, в гневе, в страдании. Как бы он ни двигался и где бы он ни двигался, он остается обоснованным в тотальности. Противное невозможно. Вы не можете уйти от существования; это невозможно. В этот самый момент вы обоснованы в нем.

Так что же следует делать? Если в этот самый момент мы обоснованы в существовании, то эгоистическому уму будет казаться, что ничего нельзя сделать. Мы уже в божественном, так зачем же столько пустых волнений? Вы обоснованы в божественном, но вы не осознаете этот факт. Когда ум блуждает, имеются две сущности - ум и блуждание, объект в уме и сам ум, облака, блуждающие по небу, и само небо. Здесь имеются две вещи - облака и небо.

Иногда может случиться, и так случается, что имеется так много облаков, что небо исчезает, вы не можете его видеть. Но если вы даже и не можете его видеть, оно не исчезает; оно не может исчезнуть. Никакие силы не могут заставить небо исчезнуть. Оно здесь; закрытое или открытое, видимое или невидимое, но оно здесь.

Но облака тоже здесь. Если вы обращаете внимание на облака, небо исчезает. Если вы обращаете внимание на небо, то облака являются только случайными, они приходят и уходят Вы не должны о них много беспокоиться. Они приходят и уходят. Они не разрушили ни дюйма неба, они не сделали его грязным; они даже не прикасались к нему. Небо осталось девственным.

Когда ваш ум блуждает, имеются две вещи: одна из них это облака, мысли, объекты, образы, а другая – сознание, сам ум. Если вы обращаете слишком много внимания на облака, на объекты, на мысли, на образы, то вы забудете про небо. Вы забыли про хозяина, выслишком интересуетесь гостями. Эти мысли, образы, блуждания являются только гостями. Если вы фокусируете свое внимание на гостях, то вы забудете про свое собственное бытие. Перенесите фокус с гостей на хозяина, с облаков на небо. Сделайте это практически.

Возникает сексуальное желание: это облако. Или возникает алчность к тому, чтобы иметь большой дом, это облако. Вы можете стать настолько одержимым этим, что вы полностью забудете, в ком это возникло, в ком это случилось. Кто стоит позади этого? В каком небе движется это облако? Помните об этом небе, и внезапно облака исчезнут. Вы должны всего лишь сместить фокус с объекта на субъект, от внешнего к внутреннему, от облаков к небу, от гостя к хозяину - просто сместить фокус.

Один дзэнский мастер, Лин Чи, говорил. Кто-то сказал из толпы: «Ответьте мне только на один вопрос: Кто я? »

Лин Чи перестал говорить. Все были настороже. Какой ответ он даст? Но он не дал ответа. Он спустился со своего кресла, прошелся, подошел к тому человеку. Вся толпа внимательно ждала. Люди даже не дышали. Что он собирается делать? Он мог бы ответить и из кресла; в его действиях не было необходимости. Человек испугался, а Лин Чи подошел ближе, сверля его взглядом. Он взял человека за воротник, встряхнул его и сказал «Закрой глаза, и вспомни того, кто задал вопрос " Кто я? " » Человек закрыл глаза - будучи в испуге, конечно. Он отправил­ся внутрь на поиски того, кто задал вопрос, - и не вернулся.

Толпа ждала, ждала и ждала. Его лицо стало спокойным, умиротворенным, тихим. Тогда Лин Чи вынужден был встрях­нуть его снова. «Теперь выходи и скажи всем, кто ты есть»

Человек начал смеяться и сказал. «Какой чудесный способ отвечать на вопросы! Но если кто-нибудь теперь спросит меня об этом, я сделаю то же самое. Я не могу ответить».

Это было просто изменение фокуса. Вы задаете вопрос: «Кто я? » и ваш ум фокусируется на вопросе, а ответ спрятан позади вопроса, в спрашивающем. Измените фокус; возвратитесь к самому себе.

В этой сутре говорится: Где бы ни блуждал твои ум, во внутреннем или во внешнем, - это то самое место, это здесь. Двигайтесь от объектов к самому уму, и вы больше не будете обычным умом. Вы являетесь обычным умом из-за объектов. Внезапно вы сами станете буддой. Вы уже будда, вы просто обременены множеством облаков. И вы не только обременены; вы цепляетесь за свои облака, вы не позволяете им двигаться. Вы считаете эти облака своей собственностью. Вы думаете, что чем больше вы имеете, тем лучше: тем вы богаче. А все ваше небо, ваше внутреннее пространство просто скрыто облаками. Оно, в некотором смысле, исчезло среди облаков, и облака стали вашей жизнью. Жизнь облаков есть сансара - мир.

Это изменение фокуса может случиться даже в одно мгно­венье - и это всегда случается внезапно. Я не имею в виду, что вы не должны ничего делать, и это внезапно случится; вы должны будете многое сделать. Но это никогда не происходит постепенно. Вы должны будете что-то делать, делать и делать, и однажды, внезапно, наступит момент, когда вы достигли температуры, требуемой для испарения. Внезапно воды больше нет: она испарилась. Внезапно вы уже не в объекте. Ваши глаза не сфокусированы больше на облаках; внезапно они поверну­лись внутрь к внутреннему пространству.

Это никогда не происходит постепенно. Никогда не бывает так, что одна часть ваших глаз повернута внутрь, а другая часть смотрит на внешние облака. Не случается это и в процентах - сейчас вы на десять процентов внутренний и на девяносто процентов внешний, а сейчас на двадцать процентов внутренний и на восемьдесят процентов внешний - нет! Когда это случается это случается на сто процентов, потому что вы не можете разделить свое фокусирование. Вы видите или объекты, или самого себя - или мир, или Брахмана. Вы можете вернуться в мир, вы можете снова изменить свой фокус; теперь вы хозяин Вы, в действительности, только сейчас стали хозяином - когда научились изменять свой фокус по собственному желанию.

Я вспоминаю Марпу, одного тибетского мистика. Когда он реализовался - когда он стал буддой, когда он повернулся внутрь, когда он вплотную подошел к внутреннему пространству, к бесконечному, - кто-то спросил его: «Марпа, как ты поживаешь теперь? »

Ответ Марпы был необычным, неожиданным. Ни один будда так не отвечал. Марпа сказал: «В таких же страданиях, как и раньше».

Человек был озадачен. Он спросил: «В таких же страдани­ях, как и раньше? »

Но Марпа рассмеялся. Он сказал: «Да, но с одним отличи­ем, и это отличие заключается в том, что теперь страдания являются добровольными. Иногда, просто для того, чтобы ощутить вкус мира, я выхожу наружу, но теперь я хозяин. В любой момент я могу уйти внутрь. И это хорошо - двигаться между полярностями. Тогда человек остается живым. Я могу перемещаться! Теперь я могу перемещаться. Иногда я переме­щаюсь в страдания, но теперь страдания не являются тем, что случается со мной. Я случаюсь с ними, и я остаюсь неприкосно­венным». Конечно, если вы перемещаетесь добровольно, вы остаетесь в неприкосновенности.

Раз вы знаете, как сместить свой фокус внутрь, то вы можете вернуться и в мир. Каждый будда возвращался обратно в мир. Он снова фокусировался на внешнем, но теперь внутрен­ний человек имел другое качество. Он знал, что это его фокуси­ровка. Этим облакам позволено двигаться. Эти облака не хозя­ева; они не могут подавлять вас. Вы допускаете их, и это прекрасно. Иногда прекрасным кажется то, что небо заполнено облаками; движение облаков прекрасно. Если небо остается само по себе, то облакам можно позволить двигаться. Проблема возникает только тогда, когда небо само по себе забыто и наблюдаются только облака. Тогда все становится безобразным, потому что свобода утеряна.

Эта сутра прекрасна. Где бы ни блуждал твой ум, во внутреннем или во внешнем, - это то самое место, это здесь. Эта сутра широко использовалась в дзэнской традиции. В дзэне говорят, что ваш обычный ум явля-ется умом будды. Когда вы едите, вы будда; когда вы спите, вы будда: когда вы несете воду из колодца, вы будда Вы есть! Неся воду из колодца, вкушая свою пищу, лежа в постели, вы будда. Непостижимо! Это озадачивает, но это истина.

Если в тот момент, когда вы несете воду, вы просто несете воду, если вы не делаете никаких проблем из этого и просто несете воду, если ваш ум безоблачен и небо свободно, если вы просто несете воду, то вы будда. Во время еды вы просто едите, не делая ничего другого. Когда мы едим, мы делаем тысячи других дел. Наш ум может быть совсем и не здесь. Ваше тело может есть просто как робот; ваш ум может быть в каком-нибудь другом месте.

Несколько дней назад здесь был один студент университе­та. Приближалась экзаменационная сессия, поэтому он спросил меня. «Я очень смущен, и проблема вот в чем: я люблю одну девушку. Когда я с ней, я думаю о своих экзаменах, а когда я читаю, я думаю только о ней. Что мне делать? Когда я читаю, когда учу, я не здесь, в своем воображении я с ней. А пребывая с ней, я никогда не с ней; я думаю о своих проблемах, о приближающихся экзаменах. Поэтому во мне все смешалось». Такое же смешение в каждом, не только в этом парне. Будучи на работе, вы думаете о доме; пребывая дома, вы находитесь на работе. Но вы не волшебник. Когда вы дома, вы можете быть только дома, вы не можете быть на работе. А если вы на работе, то у вас не может быть нормальной психики, вы ненормальны. Тогда все превращается во что-то другое. Тогда ничего не ясно. И этот ум представляет собой проблему.

Вы вытаскиваете воду из колодца, вы несете воду из колодца; если вы просто выполняете эти простые действия, то вы будда. Много раз случалось так, что у дзэнских мастеров спрашивали: «Что вы делаете? Какова ваша садхана? В чем заключается ваша медитация? » Они отвечали: «Когда мы хотим спать, мы спим. Когда мы испытываем голод, мы едим. И это все, нет никакой другой садханы». Но это очень трудно. Это выгля­дит простым: если во время еды вы просто едите, если во время сидения вы просто сидите, не делая ничего другого; если вы можете оставаться с моментом и не удаляться от него, если вы можете слиться с настоящим моментом без какого-либо будуще­го и прошлого, если этот настоящий момент является единственным моментом вашего существования, - тогда вы будда, этот самый ум становится умом будды.

Когда ваш ум блуждает, не пытайтесь остановить его. Лучше осознайте небо. Когда ум блуждает, не пытайтесь оста­новить его, не пытайтесь привести его в какую-либо точку, к концентрации на чем-то - нет! Позвольте ему блуждать, но не обращайте на эти блуждания слишком много внимания, - потому что будучи за или против, вы остаетесь связанным с этими блужданиями.

Помните о небе, не мешайте блужданиям, просто говорите: «О'кей, это просто уличное движение. Многие люди движутся в различных направлениях. Такое же уличное движение имеет место и в моем уме. Я просто небо, а не облако». Почувствуйте это, помните об этом, оставайтесь в этом. Рано или поздно вы почувствуете, что облака уползают и между ними появляются все большие просветы. Они уже не такие темные, не такие плотные. Скорость их движения уменьшается, видны проме­жутки между ними, появляется возможность взглянуть на небо. Продолжайте ощущать себя небом, а не облаками. Рано или поздно, когда-то, в некоторый правильный момент, когда ваш фокус действительно переместится внутрь, облака исчезнут и вы будете небом, полностью чистым небом, девственно чистым небом.

Раз вы познали эту чистоту, вы можете вернуться к облакам, в мир облаков. Тогда этот мир имеет свою собственную красоту. Вы можете двигаться в нем, но теперь вы хозяин. Сам мир не является плохим; проблемой является мир как хозяин. Если вы хозяин, вы можете двигаться в нем. Тогда мир сам по себе красив. Он прекрасен, он привлекателен, но вы должны осознавать эту красоту и привлекательность как хозяин.

 

Осознай чувствующего

Третья техника: Когда ясно осознаешь что-либо некоторым конкретным органом чувств, удерживай это в сознании .

 

Вы видите глазами. Запомните, вы смотрите через свои глаза. Сами глаза видеть не могут; вы видите через них. Смотрящий скрыт позади, глаза являются просто отверстиями просто окнами. Но мы все время думаем, что мы видим глазами, мы все время думаем, что слышим ушами. Никто никогда не слышал ушами. Вы слышите через уши, но не ушами. Слыша­щий скрыт позади них. Уши являются всего лишь воспринимающим органом.

Я прикасаюсь к вам, я дарю вам любовное прикосновение, сжимаю вашу руку. Это не рука касается вас, это я касаюсь вас посредством руки. Рука является всего лишь инструментом, поэтому возможны два типа прикосновений - когда я действительно прикасаюсь к вам и когда я избегаю прикосновения. Я могу касаться вашей руки и при этом избегать прикосновения. Меня в моей руке может не быть, я могу быть изъят из этого действия. Попробуйте понаблюдать, и у вас будут различные ощущения. Положите на кого-нибудь руку и изымите самого себя. Это будет мертвая рука, это не вы. И если другой является чувствительным, он почувствует мертвую руку. Он будет обижен. Вы обманываете; вы только показываете, что прикасаетесь но, на самом деле, не прикасаетесь

Женщины очень чувствительны к этому; вы не сможете их обмануть. Они более чувствительны к прикосновениям, к прикосновениям тела, поэтому они знают. Муж может говорить прекрасные вещи. Он может приносить цветы и говорить: «Я люблю тебя», но его прикосновения будут показывать, что его нет в них. И женщины инстинктивно чувствуют, когда вы с ними и, в то же время, не с ними. Их трудно обмануть, если только вы не явля-етесь хозяином. Если вы не являетесь хозяи­ном самого себя, вы не сможете обмануть их. Но хозяин не захочет быть мужем, и в этом вся трудность. Все, что бы вы ни говорили, будет ложью; ваше прикосновение покажет это. Дети являются очень чувствительными, вы не сможете обмануть их. Вы можете ласкать их, но они чувству­ют, что это мертвые ласки. Если ваша рука не является текущей энергией, энергией любви, то они чувствуют это. Это так, как будто используются мертвые вещи. Когда вы присутствуете - своей руке во всей своей тотальности, когда вы движетесь, когда центр вашего существования приходит в руку, когда там ваша душа, тогда прикосновение имеет совершенно другое качество.

Эта сутра утверждает, что органы чувств являются всего лишь дверями, принимающими станциями, средствами, ин­струментами, рецепторами. Позади них скрыты вы. Когда ясно осознаешь что-либо некоторым конкретным органом чувств, удерживай это в сознании. Слушая музыку, не забывайте себя в ухе, не теряйте себя в ухе. Помните о сознании, скрытом позади. Будьте бдительны! Когда вы видите что-нибудь... Поп­робуйте это. Вы можете попробовать это прямо сейчас, глядя на меня. Что происходит? Вы можете смотреть на меня глазами, а когда я говорю «глазами», я имею в виду, что вы не осознаете, что за глазами скрыты вы. Вы можете смотреть на меня через глаза, и когда я говорю «через глаза», то это значит, что глаза расположены между вами и мной. Вы стоите позади глаз, глядя через них. Точно так же вы смотрели бы через окно или очки.

Видели ли вы какого-нибудь клерка в банке, смотрящего поверх своих очков? Очки опущены на нос, и он смотрит. Посмотрите таким образом на меня, по направлению ко мне, как если бы вы смотрели поверх своих глаз, как если бы ваши глаза сползли немного на нос, а вы стоите позади них и смотрите на меня. Внезапно вы почувствуете изменение в качестве. Ваш фокус сместился; глаза стали просто дверью. Это становится медитацией.

Слушая, просто слушайте через уши и оставайтесь осозна­ющими свой внутренний центр. Прикасаясь к чему-либо, просто прикасайтесь с помощью руки и помните о ком-то внутреннем, кто скрыт позади. Из любого органа чувств вы можете получить ощущение внутреннего центра, каждый орган чувств ведет к внутреннему центру. Это должно где-то фиксироваться. Вот почему, когда вы видите меня и слышите меня, когда вы видите меня через глаза и слышите через уши, то где-то глубоко внутри вы знаете, что вы видите того же самого человека, которого слышите. Если бы мое тело имело какой-нибудь запах, то ваш нос ощущал бы его.

Тогда три органа чувств несли бы свои ощущения одному центру. Вот почему вы можете все согласовывать. В противном случае это было бы трудно: если бы ваши глаза что-то видели и ваши уши что-то слышали, то было бы трудно понять, видите ли вы того же самого человека, которого слышите, или это два различных человека, потому что два эти органа чувств различны и никогда не встречаются. Ваши глаза никогда не знают о ваших ушах, а ваши уши никогда не слышали о ваших глазах. Они не знают друг друга, они никогда не встречались; они даже не были представлены друг другу.

Так каким же образом все это объединяется? Уши слышат, глаза видят, руки прикасаются, нос ощущает запах, и вдруг где-то внутри вы знаете, что это один и тот же человек, которого вы слышите и видите, к которому прикасаетесь, запах которого ощущаете. Этот знающий отличен от органов чувств. Каждый орган чувств рапортует этому знающему, и в этого знающего, в этот центр попадает вся информация, которая согласовывается друг с другом и становится единым целым. Это чудо.

Вне вас я един. Я един! Мое тело и его внешний вид, его запах, моя речь - все едино. Ваши органы чувств разделят меня. Ваши уши отрапортуют, если я скажу что-нибудь, ваш нос отрапортует, если будет какой-то запах, ваши глаза отрапорту­ют, если меня можно увидеть. Они разделят меня на части. Но снова, где-то внутри вас, я стану единым. То место, где я становлюсь единым внутри вас, и является центром вашего существа. Это ваше сознание, о котором вы полностью забыли. Эта забывчивость является невежеством, а сознание откроет двери к самопознанию. И вы не можете познать самого себя каким-либо другим способом.

Когда ясно осознаешь что-либо некоторым конкретным органом чувств, удерживай это в сознании. Оставайтесь с сознанием; удерживайте это в сознании; оставайтесь бдительным. Сначала это трудно. Мы все время засыпаем, нам кажется трудным смотреть через глаза. Легче смотреть глазами. В начале вы будете испытывать некоторое напряжение, - если вы будете пытаться смотреть через глаза. И не только вы будете испыты­вать напряжение; человек, на которого вы смотрите, также будет испытывать напряжение.

Если вы смотрите на кого-то через глаза, то он будет чувствовать себя так, как если бы вы нарушали его право собственности как если бы вы делали что-то неприличное. Если вы смотрите через глаза, то другой вдруг осознает, что вы не ведете себя правильно, потому что ваш взгляд будет становиться пронизывающим, ваш взгляд будет идти глубже. Если он идет из вашей глубины, то он проникает в глубину другого. Вот почему общество имеет встроенные средства безопасности если вы не любите друг друга, то не смотрите на другого очень глубоко. Если вы любите, вы можете смотреть вглубь другого, вы можете проникать в самые его глубины, потому что он не боится вас. Другой может быть обнаженным, полностью обна­женным, другой может быть ранимым, другой может быть открытым для вас Но обычно, если вы не находитесь с другим в состоянии любви, вам не позволяется смотреть прямо, смот­реть проникающе.

В Индии человека, который смотрит таким образом, кото­рый проникающе смотрит на кого-либо, называют лучча. Лучча означает «смотрящий». Слово «лучча» происходит от слова лочан; лочан означает паза, а лучча означает того, кто стал глазами по направлению к вам. Так что не пытайтесь проделы­вать это по отношению к тому, кого вы не знаете; он будет думать, что вы лучча.

Сначала попробуйте с объектами - с цветком, с деревом, со звездами ночью. Они не будут видеть в этом злоупотребления, и не будут возражать. Им, скорее, это понравится, они хорошо к этому отнесутся, Сначала попробуйте с ними, а потом с любимы­ми вами людьми - с вашей женой, с вашим ребенком. Когда-нибудь посадите своего ребенка на колени и посмотрите на него через глаза, и ребенок поймет. Он поймет больше, чем кто-либо другой, потому что он еще не искалечен обществом, еще не извращен, еще естественен. Если вы посмотрите через глаза, он почувствует глубокую любовь; он почувствует ваше присутст­вие.

Смотрите на своего любимого или на свою любимую, и только потом, постепенно, по мере того, как вы почувствуете это и станете более искусным в этом, вы сможете смотреть на кого угодно, - потому что тогда никто не сможет понять, что кто-то смотрит на него так глубоко. А когда вы овладеете этим искусством стоять всегда бдительным позади своих органов чувств, то ваши чувства никогда не обманут вас. В противном случае ваши чувства обманывают вас.

В мире, который является только кажущимся, они обманы­вают вас тем, что показывают его реальным. Если вы сможете смотреть через свои органы чувств и оставаться бдительным, то мир станет появляться перед вами как иллюзия, как сновиде­ние, и вы сможете проникнуть в сущность - в самую сущность его.

Эта сущность есть Брахма.

 

 

Глава 8 (40)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  6. III. Презрение как заколдованный круг .
  7. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  8. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  9. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  11. VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости
  12. А как же незаменимые аминокислоты?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь