Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сколько длится мозговой штурм?



 

Обычно активное обсуждение, необходимое для продуктивного мозгового штурма, длится не более часа. Это значит, что у подобной работы должны быть четко заданные временны́ е рамки. Если участники хорошо знают друг друга и сразу же втягиваются в процесс, имеет смысл проводить краткие сессии – около 10–15 минут. Лучшие результаты достигаются во время более продолжительных мозговых штурмов – от 45 минут до часа. Важно сделать сессию достаточно долгой, чтобы участники успели пройти первую волну самых ожидаемых решений. Однако такие длительные обсуждения можно подсказками разбивать на более мелкие сегменты. Таким образом, тема дискуссии будет оставаться свежей, а все участники – активно вовлеченными.

Советую останавливать мозговой штурм в разгар дискуссии, чтобы участникам хотелось продолжения. Участие в плодотворном обсуждении рождает очень приятное чувство: людей переполняют энергия и гордость за то, что с их мнением считаются. К концу мозгового штурма все вокруг должно быть насыщено идеями, стены и столы – покрыты надписями и рисунками. Участникам важно осознавать, что они докопались до сути проблемы и дали вам богатый материал для размышления.

 

Что делать после окончания мозгового штурма?

 

Иногда завершить работу бывает сложнее, чем начать. Как я уже говорила, участники смотрят на проблему с разных точек зрения, но при этом не принимают окончательных решений. Тем не менее обычно они с радостью выбирают из списка идей те, которые кажутся им самыми лучшими. Чтобы узнат предпочтения участников, предложите им проголосовать за пять лучших идей в разных номинациях. Например, попросите нарисовать красную звезду рядом с самым эффективным решением, синюю – рядом с тем, которое можно реализовать быстрее всего, и зеленую – рядом с самым бюджетным вариантом. Таким образом вы дадите каждому участнику возможность высказать свое мнение, а также поможете тем, кто будет принимать решение по результатам мозгового штурма.

Последний этап – зафиксировать результаты работы. Сфотографируйте записи, пометьте для себя лучшие идеи, сохраните все самое ценное. Люди, ответственные за принятие решений по проекту, смогут просмотреть этот огромный массив идей и выбрать, какую из них воплотить. В будущем к материалам мозгового штурма можно не раз вернуться. То, что вначале казалось бесперспективным, через несколько лет может оказаться многообещающим.

Вот пример того, как это работает. Некоторое время назад мы открыли в Стэнфорде новый исследовательский центр – «Эпицентр» (Национальный центр по созданию путей для разработки инноваций)[31]. Его задача – изменить программу среднего технического образования по всей стране. Чтобы создать собственный учебный план, мы провели мозговой штурм. Мне понадобилось несколько часов, чтобы распланировать процесс, выбрать упражнение для разминки, правильно сформулировать тему обсуждения, собрать стимулирующие материалы, обставить комнату и подобрать состав участников.

Я выбрала несколько тем, призванных показать проблему с разных сторон. Мы начали с общего вопроса: «Как “Эпицентр” может наиболее эффективно повлиять на систему обучения в нашей стране? » Во время дискуссии я подбрасывала участникам подсказки: «А что если это будет программа для пятилетних детей, а не для молодежи? », «А что если бы у нас было 100 миллионов долларов, а не десять? », «А что если бы у нас вообще не было денег? » Каждые десять минут мы переключались с одной темы на другую: как вознаграждать людей за участие, как измерить успех, как правильно организовать офисное пространство, какие материалы разместить на сайте.

Каждое новое обсуждение подкрепляло результаты предыдущего, позволяло увидеть проблему с другого ракурса и стимулировало появление идей. Некоторые из них казались чересчур фантастическими – например, кто-то предложил купить самолет. А некоторые, наоборот, были весьма интересны: например, завесить стену в офисе компьютерными мониторами и вывести на них прямую трансляцию из разных университетов страны; разместить на сайте видеоролики, показывающие, как СМИ освещают технические инновации; открыть магазинчик, в котором посетители смогли бы покупать полезные сувениры; организовать круиз «Предпринимательского корабля», останавливающегося в разных портах, где пассажиры пытались бы решить какие-то местные проблемы. Когда мы закончили, окна в нашем офисе были покрыты сотнями разноцветных стикеров.

Если провести мозговой штурм правильно, он действительно подстегнет воображение, позволит выйти за рамки привычного и создать что-то по-настоящему интересное и уникальное. Это прекрасный способ поиска нестандартных решений любого уровня сложности. Мозговой штурм – идеальная методика для всех работающих в сфере инноваций. Чем чаще вы будете проводить такие обсуждения, тем легче они будут вам даваться и тем больше идей сможет генерировать ваша команда. Мозговой штурм – это ключ, открывающий дверь в ваше воображение.

 

Глава 4

Обратите внимание!

 

Ричард Уайзмен (Университет Хартфордшира, Великобритания) проводил в своей лаборатории такой эксперимент. Он раздавал подопытным газеты и просил посчитать в них фотографии. Для исследования Уайзмен набирал только людей, считавших себя либо очень удачливыми, либо законченными неудачниками: он хотел проверить, одинаково ли видят мир везунчики и те, кто родился под несчастливой звездой. И как вы думаете, что произошло?

У тех, кто называл себя неудачником, на подсчет ушло несколько минут, и при этом большинство результатов оказались неправильными. Везунчикам потребовалась всего пара секунд, и все подсчитали фотографии верно. Как такое возможно?

Уайзмен сам напечатал газеты для своего эксперимента. На первой странице в каждой газете было размещено небольшое сообщение: «Прекратите считать. В этом выпуске 43 фотографии». Обе группы провели свои подсчеты, но участники из «удачливой» группы еще и прочитали сообщение. Неудачники же сконцентрировали все свое внимание на фотографиях – ведь в этом состояло их задание. Поэтому они не заметили правильного ответа.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, Уайзмен дал группе неудачников еще один шанс. В середине газеты было размещено новое объявление, на сей раз большое и заметное: «Прекратите считать. Скажите сотруднику лаборатории, что вы увидели это сообщение, и получите 250 фунтов». За деньгами к Уайзмену не пришел ни один[32].

Этот эксперимент показывает, что люди воспринимают реальность по-разному. Кроме того, он прекрасно иллюстрирует, как легко пропустить важную подсказку или ключ к решению проблемы, если игнорировать внешнюю информацию. Мир вокруг нас наполнен подобными сообщениями, нужно просто уметь их читать.

Мои коллеги Майкл Барри и Энн Флетчер ведут в Стэнфордской школе дизайна курс по выявлению потребностей. Они учат студентов фокусированному наблюдению за окружающим миром, чтобы те могли находить возможности для инноваций. Целый курс посвящен обучению замечать самое важное. В самом начале курса Майкл и Энн рассказывают своим студентам прекрасную историю от современного американского писателя Дэвида Фостера Уоллеса[33].

 

Две молодые рыбы проплывают по реке мимо старой. Старая рыба говорит им: «Привет, мальчики. Ну, как сегодня вода? » Молодые плывут дальше, потом одна из них поворачивается к другой и спрашивает: «Кстати, а что такое вода? »

 

Смысл этой маленькой притчи в том, что мы часто не замечаем жизненно важных вещей. Мы можем плавать в воде и не знать о ней. Десять недель в учебном году Майкл и Энн учат студентов видеть «воду» жизни и открывать для себя удивительные и ценные возможности.

Недавно мы с Майклом Барри проводили для аспирантов недельный семинар по дизайнерскому мышлению. Задачей участников было переосмыслить то, как должно выглядеть свидание. Майкл предложил им подумать над множеством интересных проблем, которые даже не приходили им в голову изначально. Например, насколько сложно выбраться на свидание, если молодые устали друг от друга? Как проходит встреча между людьми, которые хотят разорвать отношения? Рассмотрев проблему с этих сторон, студенты разработали инновационные решения. Одна группа предложила создать бизнес, что-то вроде «Туристического агентства для свиданий», и организовывать интересные экскурсии для пар, утомившихся от рутинных отношений. Вторая группа придумала «Набор для перезагрузки», с помощью которого можно заканчивать надоевшие романы. Самое главное, студенты научились фокусировать внимание на окружающем мире, находить новые возможности и подбирать для них уникальные решения.

Внимательное наблюдение – ключ к познанию мира вокруг нас. А знания – это топливо для работы нашего воображения. Предприниматель Стив Бланк приводит отличный пример. Он участвовал в создании восьми разных компаний, и каждый раз коллеги хвалили его за творческий подход и смелость. На это Стив обычно отвечал: «Я не смелый, я просто очень наблюдательный». Он знает: чем внимательнее мы наблюдаем за миром, чем больше данных о нем собираем, чем больше закономерностей замечаем, тем смелее можем действовать. По мнению Стива, об этом очень важно помнить[34].

Например, в 1988 году Бланк был главой отдела маркетинга в компании SuperMac, выпускающей графические платы для компьютеров. На тот момент фирма едва начала подниматься с колен после банкротства. Ее доля на рынке составляла всего 10 процентов, куда меньше, чем у двух ее главных конкурентов. «Мы занимали 20-е место в конкурсе на три команды», – делится Стив. Через некоторое время после перехода на эту работу он заметил в углу одной из комнат огромную пыльную гору регистрационных карточек на продукцию. Эти карточки присылали в компанию покупатели, и год за годом они просто накапливались в офисе. Все были слишком заняты своей работой, чтобы возиться с бессмысленными бумажками. Стив начал разбирать эту кучу карточек сам и скоро понял, что напал на золотую жилу.

Случайным образом он выбрал сверху 300 карточек и начал обзванивать клиентов. Бланк расспрашивал, где они работают, как используют графические платы, какие характеристики плат кажутся им самыми важными, как их можно улучшить и сколько они готовы за это заплатить. Каждый звонок давал много полезной информации, и в итоге Стив смог принять несколько серьезных решений в позиционировании продукции и ценах на нее, зная, что это сработает. За короткое время Стив сумел разработать рекламную стратегию и поднять цены на свои платы. В результате рыночная доля компании увеличилась до 70 процентов. Если бы Стив не обратил внимания на, казалось бы, ненужные клочки бумаги, этого не произошло бы. А для тех, кто не понимал, что он делает, действия Стива действительно казались смелыми и дерзкими.

Еще один хороший пример приводит Дэвид Фридберг, основатель компании Climate Corporation[35]. Когда он работал в Google, каждый день по дороге в офис проезжал мимо маленького киоска по прокату велосипедов. Через некоторое время Дэвид заметил, что в дождливую погоду киоск закрывался. Это наблюдение подсказало, что множество предприятий – фермы, кинотеатры, лыжные курорты – зависят от погоды. Он решил уйти из Google и основать компанию, которая страховала бы такие предприятия от убытков, причиненных погодными условиями. Дэвид никогда бы не додумался до этого и не начал бы собственный успешный бизнес, если бы не смотрел по сторонам по дороге на работу.

В детстве все мы были очень любопытны и внимательно наблюдали за происходящим вокруг, пытаясь понять устройство мира. Но с возрастом многие из нас подавили в себе желание узнать о нем побольше. Мы думаем, что понимаем, по каким законам существует мир, и ищем во всем знакомые паттерны. Джефф Хокинз, основатель компаний Palm Computing, Handspring и Numenta, пишет в своей книге On Intelligence, что наш мозг – это универсальная машина для распознавания закономерностей, и если в наших наблюдениях возникает пробел, мы быстро заполняем его так, как нам кажется наиболее логичным[36]. Мы учимся предсказывать собственный опыт, а затем действительно переживаем предсказанное.

Требуется большое сознательное усилие, чтобы сфокусировать внимание на чем-то неожиданном, особенно если речь идет о знакомой сфере жизни. Когда мы совершаем повторяющиеся действия, например едем или идем по знакомому маршруту, наш мозг отключается. Или еще: люди обычно замечают предметы, находящиеся на уровне глаз, и не пытаются посмотреть на мир более широко. Есть и третья ловушка. Обычно мы обращаем внимание на объекты, которые ожидаем увидеть, а необычные вещи игнорируем.

Недавно я стояла в очереди в местном магазине и нечаянно взглянула на потолок. Я сотни раз ходила сюда за покупками и ни разу не замечала, как украшен магазин. На балке под потолком висели деревянные фигурки коров, кур и даже настоящие стога сена. Когда подошла моя очередь, я спросила кассира, когда в магазине успели установить такую интересную инсталляцию. Он улыбнулся и сказал, что все эти куры и коровы были здесь с самого открытия магазина, то есть уже много лет. Вот так я попалась во все три ловушки сразу!

К сожалению, в детстве я не прошла ту же школу, что и мой сын Джош. Когда он и его двоюродные братья Адам и Ной были еще маленькими, дедушка играл с ними в игру, обучающую обращать внимание на детали. Когда они оказывались в каком-нибудь новом месте, дедушка просил мальчишек закрыть глаза, а затем задавал вопросы. Сколько окон было в комнате, куда они только что вошли? А дверей? А лампочек на потолке? Эта игра им очень нравилась, и чтобы победить, они старательно запоминали все вокруг.

Каждый человек верит, что он обращает внимание на детали и видит каждый уголок своего окружения. Лучше всего об этом заблуждении знают маги и фокусники. Они понимают, что на самом деле нас может отвлечь все что угодно – интересная история, или шутка, или фраза «Глянь-ка вон туда! ». Стоит показать пальцем в другой угол комнаты, и мы сразу же перестанем видеть то, что происходит у нас под носом. Большинство фокусов основано на умении иллюзиониста отвлечь внимание публики, пока он демонстрирует ловкость рук. Например, фокусник выкладывает на стол шесть карт лицевой стороной кверху и просит вас загадать одну из них, но не показывать какую. Вы запоминаете свою карту, а фокусник обещает залу, что сейчас прочитает ваши мысли. Он собирает все шесть карт, внимательно рассматривает их, а потом выкладывает пять из них на стол и говорит, что шестая – ваша. Вашей карты действительно нет на столе. У него получилось! Вот только как?

Если вы внимательно наблюдали за фокусом, то могли заметить, что на столе лежат вовсе не те карты, что были вначале. Фокусник даже не задумывался над тем, какую карту вы загадали. Он знает, что, пока вы концентрировались на одной карте, наверняка не успели рассмотреть остальные пять, поэтому не заметите разницы между похожими картами – например, червовым и бубновым королем или пиковой и трефовой дамой. Только благодаря нашей невнимательности и способности легко отвлекаться фокусники заставляют предметы исчезать, достают кроликов из шляп и разрезают пополам живых людей.

Юмористы тоже пользуются этой особенностью. Они обращают наше внимание на вещи, которые мы обычно игнорируем. Когда мы задумываемся о, казалось бы, самых рутинных процессах – как паркуемся, или чистим зубы, или стоим в очереди, – замечаем странные мелочи и детали, кажущиеся смешными. Знаменитый комик Джерри Сайнфелд любит такие рассказы «ни о чем». Его шутки кажутся забавными, потому что Джерри обращает наше внимание на вещи, которые мы привыкли не замечать; мелочи, из которых состоит повседневная жизнь. Вот, например, отрывок из одного выступления Джерри.

 

Ненавижу приемные у врача. То есть, понимаете, они называют эту комнату «приемной», но приема-то как раз и нет. Их специально строят для того, чтобы ты в них ждал. Раз уж это приемная, так почему сразу не начать прием? И все сидят и читают такие маленькие журнальчики. Вернее, делают вид, что читают, а на самом деле рассматривают других людей: «Интересно, что за дрянь у этого парня? » Потом тебя вызывают, и ты думаешь, что сейчас увидишь своего врача. Не тут-то было. За дверью приемной – еще одна приемная, поменьше. Только в ней нет журналов, а ждать приходится без штанов[37].

 

Наблюдение – активный процесс, требующий существенных усилий. Однако свою наблюдательность можно натренировать. Прекрасный пример тому – «Рождественский подсчет птиц» – мероприятие, которое Национальное Одюбоновское общество проводит вот уже более ста лет. Идея в том, чтобы подсчитать и зарегистрировать как можно больше птиц в своем регионе наблюдения за 24 часа. Диаметр каждого региона – 15 миль, а вместе они полностью покрывают территорию обеих Америк, от Арктики до Антарктики. Проект был запущен в 1900 году как своеобразный ответ ежегодному рождественскому охотничьему конкурсу, в котором выигрывал тот, кто приносил жюри больше мертвых птиц. Группы защитников природы, включая недавно сформированное Национальное Одюбоновское общество, беспокоились, как охота отражается на популяциях различных видов, и предложили заменить убийство простым подсчетом.

За первый год 27 участников насчитали 90 видов в 25 регионах. Через 110 лет, в 2010 году, в подсчете приняли участие 61 тысяча человек, которым было выделено 2200 точек наблюдения. Результатом подсчета стали 2250 видов птиц, 640 из которых было обнаружено на территории США. Некоторые участники выезжали для наблюдения за птицами в далекие районы страны, боролись с суровыми погодными условиями и снегопадами, а другие просто наблюдали за кормушками, развешенными у дома. В любом случае идея мероприятия заключается в том, чтобы внимательно следить за своим окружением, а затем передать результаты наблюдений организаторам.

Линн Теннефосс, глава Национального Одюбоновского общества, рассказывает, что участники проекта развивают свою наблюдательность. Они учатся целенаправленному отслеживанию и поиску птиц в своем регионе, а после этого начинают внимательнее относиться ко всему происходящему.

Самым острым взглядом на мир обладают ученые и художники. Их специально учат обращать внимание на все, что происходит вокруг, а затем доносить эту информацию до остальных. Возьмем, к примеру, Чарльза Дарвина, автора понятия «естественный отбор». Он развил в себе умение замечать мелочи во время путешествия на корабле «Бигль» в 1831–1836 гг., а также в ходе изучения образцов и рисунков, с которыми он вернулся в Англию с Галапагосских островов. Крохотные различия в формах птичьих клювов и черепашьих панцирей подтвердили его теорию. Перед нами яркий пример того, какую огромную силу имеет наблюдательность.

Вдохновившись примером Дарвина, Боб Сигел решил обучить внимательности второкурсников Стэнфордского университета. Для этого он организовал курс «Стэнфордское сафари: полевые наблюдения на вашем заднем дворе». Боб занимает профессорскую должность в Департаменте микробиологии и иммунологии, а также преподает в Центре африканских исследований. Он участвовал во многих экзотических экспедициях, например в Папуа – Новую Гвинею, Танзанию. «Стэнфордское сафари» учит студентов видеть вещи, которые большинство людей в повседневной жизни отказываются замечать.

Каждый день слушатели курса записывали в журнал исследований свои наблюдения о жизни кампуса. Они встречались с разными людьми, включая четырех бывших президентов Стэнфорда, деканов медицинского, юридического и бизнес-факультета, главу приемной комиссии и начальника религиозной службы. Они разговаривали со всеми, у кого в должности прописано слово «университетский»: с университетскими омбудсменом, архивариусом, археологом, органистом местной церкви, советником, архитектором, садовником, библиотекарем и даже человеком, ответственным за уничтожение мышей и крыс. Каждый из них рассказывал студентам что-то об их альма-матер.

Студенты посещали и самые популярные места в кампусе, и самые незаметные закоулки. Все наблюдения размещали на своем веб-сайте, иллюстрируя фотографиями. Кроме того, каждый день они должны были обедать в другой столовой. Это правило кажется странным, но оно служило студентам своеобразным напоминанием о том, как легко погрязнуть в рутине, например начать обедать в одном и том же кафе, хотя на территории кампуса есть еще 30. Участники «сафари» узнали много нового о Стэнфорде, а главное, поняли, что если внимательно смотреть по сторонам, замечать мелочи и задавать вопросы, за каждым углом можно найти что-то интересное.

Наблюдение – активное действие, вовлекающее все органы чувств и предполагающее постоянное взаимодействие с окружающим миром. Кроме того, наблюдение включает в себя отображение новой информации в словах, рисунках, фотографиях или записях. Боб Сигел почти никогда не выходит из дому без фотоаппарата. Он постоянно снимает все вокруг, так как ему это помогает увидеть мир во всех деталях и глубже понять его прелесть. Фиксируя впечатления, он видит намного больше остальных, даже когда людям кажется, что они предельно внимательны[38].

Я тоже даю своим студентам возможность развивать наблюдательность и тренировать внимание. Мы вместе идем в какое-нибудь знакомое место, и я предлагаю посмотреть на него свежим взглядом. Например, встречаемся в местном торговом центре. Последние два часа они бродили по его магазинам и запоминали детали. Я вручаю им вот такую анкету с вопросами о каждом магазине.

 

Лаборатория наблюдений

 

У входа в магазин

 

• Что находится в витринах?

• Хочется ли вам зайти? Если да, то почему?

• Входная дверь открыта или закрыта?

• Большими или маленькими буквами написано название магазина?

 

Интерьер

 

• В каких цветах оформлен магазин?

• Какое в нем покрытие пола?

• Высокий ли потолок – на глаз и по ощущениям?

• Ярко ли освещен магазин? Как на вас воздействует освещение?

• Шумно ли?

• Играет ли в нем музыка? Какая?

• Много ли товаров разложено на полках?

• Товар разложен аккуратно или полки просто им забиты?

• Есть ли в магазине характерный запах?

• Где находится касса?

• Заметны ли охранники?

 

Персонал

 

• Через какое время продавец заговорил с вами?

• Действует ли продавец по готовому сценарию?

• Сколько покупателей приходится на одного продавца?

• Какого возраста и пола продавцы в магазине?

• Носят ли они форму?

 

Товары

 

• Есть ли в магазине центральный демонстрационный стол?

• Какие товары располагаются на уровне глаз?

• Какие товары в магазине сложнее всего найти?

• Можете ли вы назвать самый дешевый и самый дорогой товар?

• Хорошо ли видны ценники?

• Продают ли мелкие товары у кассы?

 

Покупатели

 

• Каков средний возраст покупателей?

• Сколько времени в среднем покупатели проводят в магазине?

• Пришли ли большинство из них в магазин с конкретной целью?

• Каков процент покупателей, ушедших из магазина с покупкой?

• Удобен ли магазин для инвалидов?

 

Но умение делать наблюдения – еще не самое главное. Нужно научиться фиксировать их, чтобы они оставались с вами как можно дольше. Творческие люди претворяют свои наблюдения в жизнь десятками различных способов – в картинах, фотографиях, танцевальных па или словах. Сам факт фиксирования наблюдений помогает их запомнить. Именно поэтому уроки искусства или музыки полезны каждому человеку. На занятиях искусством не просто учат рисовать картину, делать удачный кадр или лепить скульптуру. Вы узнаете, как обращать внимание на детали, впитывать эти наблюдения, а затем выражать их выбранным вами способом.

Творческие люди собирают и хранят наблюдения и идеи. Твайла Тарп, знаменитый хореограф и танцор, рассказывает об этом в своей книге The Creative Habit. Свои идеи она записывает на клочках бумаги и бросает в коробку, отведенную для каждого проекта. Затем, когда ей нужен прилив вдохновения, перечитывает все накопившиеся записи. Твайла рассказывает:

 

Каждый танец начинается с коробки. Я пишу на ней название проекта, а потом складываю внутрь все, что я использовала при подготовке танца, – блокноты, газетные вырезки, CD, видеозаписи репетиций, фотографии и художественные произведения, которые меня вдохновляют. Каждая коробка – это архив моих исследований по проекту, и если кто-то захочет понять, как я думаю и работаю, он может просто заглянуть внутрь. С моими коробками я чувствую, что работаю организованно, и даже если пока не знаю, чем закончится проект, понимаю, что у меня есть все ресурсы. Кроме того, они позволяют мне сконцентрироваться. Когда я пишу на коробке название проекта, я понимаю, что работа началась[39].

 

Направленное наблюдение и внимательное отношение к происходящему – залог успешных дизайнерских решений. Это знают и сотрудники компании IDEO, которая знаменита своими инновационными разработками, помогающими решить самые сложные проблемы. Деннис Бойл рассказывает, как Американский Красный Крест нанял IDEO для рекламы донорства крови. Компания должна была сделать так, чтобы люди начали сдавать кровь чаще. В первую очередь нужно было распределить поток доноров и разработать новый дизайн столов, стульев и оборудования для точек сбора крови. IDEO создали специальные комплекты оборудования, благодаря которым доноры чувствовали себя лучше и получали больше положительных эмоций.

Но на этом IDEO не остановились. Они продолжили наблюдать за процессом, подмечать детали и разговаривать с донорами. Так удалось узнать, что побуждает людей сдавать кровь. У каждого пришедшего в пункт сбора имелась своя трогательная история. Личные переживания, о которых никому до этого не было известно, были важной частью самой идеи донорства.

И дизайнеры решили запечатлеть эти эмоции. Они фотографировали каждого пришедшего и просили написать свою небольшую историю на тему «Как я стал донором». Фотографии и рассказы размещались в донорских пунктах и мотивировали других посетителей чаще сдавать кровь. Если зайти на сайт Красного Креста, на домашней странице можно увидеть фотографию донора с рассказом о себе, а также ссылки на сотни аналогичных историй. Такое решение нереально было бы разработать, если бы дизайнеры не обращали внимания на вещи, обычно находящиеся вне поля зрения.

В какой бы сфере ни возникали инновации, их создатели должны быть очень наблюдательными. Только так они смогут открывать для себя возможности и решать проблемы. Мир Имран, о котором я уже писала раньше, использует направленное наблюдение для определения областей медицины, в которых возможны прорывы инновации. Мир признается, что без пристального и внимательного наблюдения он никогда не смог бы придумать и разработать десятки своих медицинских изобретений. Его решения лечат огромный спектр заболеваний: от головных болей до инфаркта, от астмы до болезни Альцгеймера. При их разработке он применял знания, относящиеся к различным дисциплинам – химии, биологии, физиологии, электронике и производственному дизайну[40].

В поисках вдохновения Мир читает множество научных журналов, но признается, что ничему в них не верит. Он сомневается в прочитанном, ищет закономерности и несоответствия, рассматривает и общую картину, и конкретные детали, чтобы убедиться: все кусочки мозаики складываются в единое целое. Это очень важно. Осознанное наблюдение предполагает приближение, удаление и смену ракурсов. Только так можно выявить все существующие закономерности на разных уровнях.

С помощью такого подхода Мир Имран сумел разработать способ лечения мерцательной аритмии – состояния, при котором сердце бьется неравномерно. При мерцательной аритмии кровь часто застаивается в сердце, что приводит к формированию тромбов. Если такой тромб попадет в мозг, он может закупорить небольшой кровеносный сосуд и вызвать инсульт. Это очень опасное заболевание. Большинство пациентов с мерцательной аритмией получают лекарства, нормализующие ритм сердца. Однако в начале 1990-х гг. кардиологи стали применять для лечения мерцательной аритмии новый метод, называемый абляцией. Во время операции на сердце хирург делает несколько надрезов на сердечной мышце или прижигает поверхность больного предсердия. Таким образом блокируются электрические разряды, вызывающие мерцание. Эта операция прекрасно лечит мерцательную аритмию и считается стандартным терапевтическим методом. По словам Мира, каждый год в США выполняется более 100 000 таких операций, и многие компании занимаются разработкой инструментов для абляции.

Мир решил посмотреть на эту проблему под другим углом. Во-первых, ему казалось странным, что целенаправленное повреждение сердца может быть полезным для здоровья. Во-вторых, он заметил, что мерцательная аритмия возникает с определенной частотой, и задумался, нельзя ли решать проблемы по мере их возникновения, не прибегая к хирургическому вмешательству. Значит, нужно было разработать альтернативное решение для гашения мерцаний. Мир выяснил, что введение небольшой дозы антиаритмического препарата в область сердца сразу же прекращает приступ мерцательной аритмии.

Мир создал небольшой имплантируемый кардиостимулятор с дозатором лекарства. Если у пациента начинается аритмия, стимулятор выпускает крошечную дозу препарата рядом с больным предсердием. Устройство еще предстоит протестировать на людях, но его преимущества очевидны уже сейчас. Пациентам не нужно принимать лекарства, не требуется хирургического вмешательства с повреждением ткани сердца, а кроме того, лечение будет проводиться только во время приступов аритмии, что снижает вероятность инсультов и инфарктов. Выводом этого продукта на рынок занимается Corhythm, дочерняя компания InCube Labs. Если бы Мир не обратил внимания на мелкие детали, связанные с мерцательной аритмией, такой кардиостимулятор никогда не был бы создан.

Направленное наблюдение – прекрасный способ получить ценные знания о мире вокруг нас. Эти знания станут отправной точкой для вашего творческого процесса и дадут пищу воображению. Вы можете тренировать свою наблюдательность, пытаясь посмотреть на знакомые объекты свежим взглядом и увидеть «воду» в своей жизни. Кроме того, полезно фиксировать наблюдения. Наблюдательность – важнейшее качество для инноватора. Надеюсь, вы обратите на это внимание.

 

Глава 5

Настольное королевство

 

Лиз Гербер вела в Школе дизайна при Стэнфордском университете семинар для группы бизнесменов по креативному решению проблем. Однажды участник семинара пожаловался, что кабинет, в котором они занимались, слишком мал для плодотворной работы. Группа попросила перевести их в более просторную аудиторию. Лиз выдала бизнесменам электрическую отвертку и предложила самим снять со стен фанерную обшивку. У всех просто глаза вылезли на лоб – они даже не подумали о такой возможности! Обшивка была быстро снята, пространства для работы стало больше, и группа с интересом и новыми силами погрузилась в рабочий проект.

Наши дома и рабочие места – это сцены, на которых мы ежедневно играем свою роль. Они очень сильно влияют на поведение. Человек начинает реагировать на окружающее пространство с момента рождения. Доказано, что у детей, выросших в стимулирующей среде, лучше развит неокортекс – часть коры головного мозга. Впоследствии таким детям легче даются решения сложных когнитивных задач. Именно поэтому современные родители стараются помещать малышей в богатую и яркую среду, наполненную игрушками и картинками, которые активируют нервную систему и развивают воображение. Такую же обстановку создают и детские сады, где детям предлагают конструкторы и Lego, разноцветные книжки или веселые игры. Специальная мебель позволяет малышам работать по одному, в группе или целым классом.

К сожалению, чем старше дети, тем более скучной становится среда их обучения. Класс в старшей школе или колледже выглядит так: ровные ряды парт и стульев, привинченных к полу и развернутых к доске. Преподаватель читает лекцию, а его ученики лениво ведут конспекты. Из среды, стимулирующей воображение, дети попадают в обстановку, которая его убивает. Потом они оканчивают школу, находят работу, и многие из вчерашних выпускников оказываются в скучных офисах с рядами безликих рабочих мест. Остается только добавить, что такой офис может быть плохо освещен или наполнен сигаретным дымом.

Что подобное окружение может сообщить человеку? Любая комната, в которую вы заходите, начинает нарратив новой истории. Вы знаете свою роль в ней и понимаете, чего от вас ожидают. Вспомните, как вы чувствуете и ведете себя при входе в лекционную аудиторию, номер отеля, терминал аэропорта, кабинет врача, концертный зал или на игровую площадку. Среда заставляет вас реагировать на происходящее по-разному. В аудитории вы будете пассивным наблюдателем; в номере отеля не станете сами наводить порядок – за вас это сделает персонал; в аэропорту почувствуете, что утратили контроль над происходящим; вы знаете, что приема у врача придется подождать; надеетесь, что на концерте вас будут развлекать другие, а на игровой площадке развлечетесь сами. Когда вы обставляете офис, класс или комнату в собственном доме, важно помнить, что дизайн помещения имеет огромное значение. Организация пространства наряду с правилами, вознаграждениями и запретами, о которых мы поговорим в следующих главах, – одна из важнейших характеристик любой среды обитания.

Я пишу эту главу, сидя в Coupa Cafe в Пало-Альто. Стоит теплый летний вечер, люди вокруг меня пьют кофе и болтают с друзьями. Некоторые пришли сюда с компанией, а некоторые в одиночестве, но открытое пространство кафе позволяет наблюдать за окружающими и заводить с ними разговоры. Молодой человек за соседним столиком только что представился и протянул мне визитную карточку: «Райан Шварц, предприниматель». Он недавно приехал в город, хотел познакомиться с местными жителями и выбрал это кафе, потому что оно показалось ему удобным местом для завязывания новых отношений.

Дальше по улице – ресторан с совершенно другой атмосферой. Я уверена, вы легко можете его представить: приглушенный свет, маленькие столики, тихая музыка – идеальные условия, чтобы побеседовать один на один, не боясь, что помешают. Здесь с вами вряд ли заговорят незнакомцы. Я сознательно выбрала для работы кафе, потому что хотела услышать шум толпы и даже была не против, чтобы меня иногда отвлекали разговором.

Все это кажется довольно очевидным, однако большинство не принимают в расчет подобные факторы, обставляя свою квартиру или рабочее место. Осмотритесь и подумайте обо всех факторах, влияющих на ваши действия и ощущения. Это могут быть высота потолков, яркость освещения, громкость музыки, даже запахи. Каждый из этих факторов определяет ваши чувства, работу, учебу, свободное время. Об этом прекрасно известно риелторам, поэтому, показывая клиенту новую квартиру, они обязательно включают весь свет, а иногда перед его приходом еще и пекут в духовке печенье. Клиент чувствует в доме тепло и уют и подсознательно хочет его приобрести. Даже если покупателю известно о существовании такого трюка, он все равно срабатывает.

Архитекторы тоже знают, как пространство воздействует на человека, и учитывают все факторы при постройке новых домов. Джин Гэнг, известный архитектор из Чикаго, недавно получившая престижную премию Макартура, знаменита своими необычными строениями. Среди них небоскреб Аква-тауэр в Чикаго – создается ощущение, что по зданию бегут волны от постоянных местных ветров; Старлайт-театр в Рокфорде – он раскрывается, будто цветок. Компания Джин занимается нетрадиционными проектами, а значит, ее команде нужен офис, вдохновляющий на создание инновационных решений.


Поделиться:



Популярное:

  1. В связи с этим нам предстоит кратко рассмотреть несколько вопросов богословского порядка.
  2. Возможно несколько правильных ответов в одном вопросе.
  3. Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
  4. Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?
  5. Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?
  6. Вопросительное слово «сколько»
  7. Вот несколько предложений для отработки гнева.
  8. Вот несколько соображений, которые могут помочь.
  9. Выбирать изъяны нельзя, можно только указать сколько изъянов берет игрок, изъяны, выбираются случайным образом.
  10. Глава 5. Несколько дальнейших размышлений по поводу естественных добродетелей
  11. Глава 6. Несколько дальнейших размышлений относительно справедливости и несправедливости
  12. Далее текст выделен синим цветом так как, на мой взгляд, в конце пойдет очень похожая информация, но в более сжатом виде. Здесь есть несколько интересных моментов. Удалить рука не поднялась.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь