Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственность. Мораль. Нравственный закон



Нравственность. Мораль. Нравственный закон

О морали и нравственности

Существует несколько определений понятий мораль и нравственность, причем сами ученые считают, что дать определения этим понятиям достаточно сложно. Имеет смысл выделить два принципиально разных подхода к определению содержания этих понятий, а также в объяснении природы возникновения нравственности и морали.

Первый подход – светский, принятый в современной науке и отражающий материалистическое мировоззрение. Второй – теологический.

Светский подход

« Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий».

 

« Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

 

Что же является источником происхождения морали (нравственности) с точки зрения науки, изучающей мораль - этики?

Научные подходы, которые объясняют происхождение морали делятся на три группы их отражают: гетерономная этика; автономная этика, а также подход, вмещающий оба. Гетерономная этика считает, что мораль, ее возникновение и развитие определяется неморальными факторами: экономическими, биологическими, политическими, религиозными. Автономная этика, напротив, утверждает, что мораль независима и несводима к иным неморальным факторам. Третий подход рассматривает и те и другие источники.

Одной из наиболее полных концепций современных ученых, объясняющих природу нравственности является подход, предлагаемый Матвеевым П.Е, совмещающий автономную и гетерономную этики. Он выделяет природные, социальные и духовные основы нравственности.

К природным он справедливо относит врожденные нравственные чувства человека: совесть, сострадание, любовь, долг, благоговение. Также к числу природных основ морали он относит и те моральные ценности, которые человек обнаруживает в природе.

К социальным основам нравственности он относит реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Он считает, что на развитие морали оказывают огромное влияние, во-первых, такие социальные институты, как: семья, право, государство, церковь; а во-вторых - объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы.

В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.

Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Таким образом, нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества.

Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели.

К духовным основам нравственности Матвеев относит духовную деятельность самого человека (сила духа по преодолению злого начала в себе). Он также отмечает, что религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали благодать Бога, через которую, переданы человеку определённые нравственные положения, законы.

 

Нравственный закон в жизни человечества

1. Нравственный закон устанавливается Богом, он определяет нормы поведения человека.

2. Конечная цель этого закона – поставить человека выше природы, но ниже Бога, то есть обучить его покорять природу и быть покорным Богу, чтобы не позволить человеку ни подпасть под власть природы, ни возвыситься (в мечтах) над Богом.(с.19 Н. Сербский)

Первый нравственный закон был дан человеку еще в Раю.

Он состоял из двух заповедей.

Одна касается власти человека над природой, а другая – власти Бога над человеком.

Первая гласит: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, … и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»(Быт 1.28).

Вторая заповедь гласит: « от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 16-17).

Первая заповедь призывала человека взращивать, приумножать данные человеку духовные таланты, возделывать «ниву души», чтобы они приумножались, и человек совершенствовался, был богом на земле, имел истинное знание, постиг истинный смысл всех вещей, смысл жизни и как следствие - властвовал над животным миром и был сотворцом Богу.

Второй заповедью Бог хотел уберечь человека от познания зла, смешивания добра со злом, от служения двум господам сразу (двоедушия)

В данном случае дерево познания – символ смешения добра со злом, а змей – символ зла.

Эта заповедь имела оборонительную цель – Бог хотел защитить человека от влияния зла, объясняя последствия этого нарушения – смерть.

Но человек нарушил вторую заповедь – он своевольно ускользнул из под власти Бога, в результате чего нарушилась первозданная цельность человека, в мир вошли смерть и болезнь, а природа перестала покоряться человеку.

Возделывание и защита, которые в раю относились к духовным талантам, в вне рая повернулись преимущественно к плоти. Человек стал трудиться ради тела, воевать ради тела (и так и происходит по сей день, если человек не осознает своего духовного призвания, духовных ценностей).

Отведав запретный плод человек, разделился, раздвоился сам в себе. А когда в душе его появился дуализм, тогда дуализм появился и в мире. Весь мир для человека превратился в огромное древо познания добра и зла. Причем, где бы не смешивалось добро со злом – зло всегда преобладало. Так закончился первый райский период в жизни человечества и наступил земной.

Итак, в райский период жизни, истории человечества нравственный закон вкладывается Творцом в природу человека при его сотворении, это внутренний закон – совесть, а также дается человеку в виде заповедей «возделывания и хранения».

Совесть

Естественный нравственный закон, присущий нашей душе внутренний закон, который показывает человеку, что добро и что зло, чего он должен удаляться. О существовании в нас этого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание.

Совесть, как и всякая человеческая способность и сила нуждается в образовании и воспитании. Её развитие находится в зависимости от развития ума и сердца.

Главная причина несовершенства совести заключается в грехопадении прародителей, расстроившем все силы человеческого духа, с которым связана и деятельность совести.

Земной (после грехопадения) период жизни, истории человечества, в свою

Как звучат Десять заповедей?

1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Нравственный закон – основной закон, определяющий ход истории и общественное, в т.ч. социально-экономическое развитие

Исторические, логические, библейские доказательства

Всемирный потоп

Причина- нарушение нравственного закона

Следствие – непрекращающийся дождь

Исчезновение потомков Ханаана (хетонцы, амореи, евеи и др- племена ханаанские)

Причина – Ной проклял Хама и через это навел проклятие на внука своего Ханаана и всех его потомков

Тайна человеческих языков и Вавилонское смешение и рассеяние

Гибель Содома и Гомморы

Гибель цивилизаций

Нравственность. Мораль. Нравственный закон

О морали и нравственности

Существует несколько определений понятий мораль и нравственность, причем сами ученые считают, что дать определения этим понятиям достаточно сложно. Имеет смысл выделить два принципиально разных подхода к определению содержания этих понятий, а также в объяснении природы возникновения нравственности и морали.

Первый подход – светский, принятый в современной науке и отражающий материалистическое мировоззрение. Второй – теологический.

Светский подход

« Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий».

 

« Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

 

Что же является источником происхождения морали (нравственности) с точки зрения науки, изучающей мораль - этики?

Научные подходы, которые объясняют происхождение морали делятся на три группы их отражают: гетерономная этика; автономная этика, а также подход, вмещающий оба. Гетерономная этика считает, что мораль, ее возникновение и развитие определяется неморальными факторами: экономическими, биологическими, политическими, религиозными. Автономная этика, напротив, утверждает, что мораль независима и несводима к иным неморальным факторам. Третий подход рассматривает и те и другие источники.

Одной из наиболее полных концепций современных ученых, объясняющих природу нравственности является подход, предлагаемый Матвеевым П.Е, совмещающий автономную и гетерономную этики. Он выделяет природные, социальные и духовные основы нравственности.

К природным он справедливо относит врожденные нравственные чувства человека: совесть, сострадание, любовь, долг, благоговение. Также к числу природных основ морали он относит и те моральные ценности, которые человек обнаруживает в природе.

К социальным основам нравственности он относит реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Он считает, что на развитие морали оказывают огромное влияние, во-первых, такие социальные институты, как: семья, право, государство, церковь; а во-вторых - объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы.

В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.

Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Таким образом, нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества.

Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели.

К духовным основам нравственности Матвеев относит духовную деятельность самого человека (сила духа по преодолению злого начала в себе). Он также отмечает, что религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали благодать Бога, через которую, переданы человеку определённые нравственные положения, законы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь