Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные языки высокого уровня



В настоящее время существует большое количество алгоритмических языков, которым присущи как схожие, так и отличительные черты.

ФОРТРАН - (FORmyla TRANslator-транслятор формул) разработан в 1956 г. сотрудниками фирмы IBM под руководством Дж. Бэкуса. Популярность Фортрана объясняется тем, что в нем сочетается простота конструкций и довольно широкие возможности в решении научно-технических задач. Фортран все время развивается. Одна из последних версий Фортран-90, выводит его в ряд современных алгоритмических языков.

КОБОЛ (COmmon Businers Oriented Language) – язык обработки коммерческой информации. Создан в 1960 г. Распространен на больших и средних ЭВМ. На ПК почти не используется, т.к. вместо КОБОЛа в задачах экономического и управленческого характера с большим успехом используются базы данных и другие прикладные системы.

АЛГОЛ (ALGOritme Language) – алгоритмический язык, появился в тоже время, что и Фортран, но обладает большей гибкостью при проектировании программ и обеспечивает более высокую надежность программирования. Лег в основу таких языков, как ПЛ/1, ПАСКАЛЬ, АДА.

ПЛ/1 (Programming Language One)–язык программирования номер 1. Разработан в США для использования в больших ЭВМ. Это очень большой и сложный для изучения язык. Применяется в основном для научных расчетов, организации обработки больших массивов информации.

ПАСКАЛЬ. Создан в 1970г. в Швейцарии Н. Виртом и назван в честь математика и физика ХVII века Блеза Паскаля. Это очень простой и компактный язык, его понятия близки к фундаментальным понятиям математики. По своей структуре среди существующих языков он наиболее совершенен. Язык создавался как язык, который, с одной стороны, был бы хорошо приспособлен для обучения программированию, а с другой, – давал бы возможность эффективно решать самые разнообразные задачи на современных ЭВМ.

СИ. Создан в 1972г. Ориентирован на разработку системных программ. Он послужил главным инструментом для создания операционной системы MS-DOS.

АДА – алгоритмический язык, разработанный по заказу Министерства обороны США в 1979г. и названный в честь первой программистки Ады Лавлейс. В этом языке использовано много идей из ПАСКАЛЯ и АЛГОЛА, а также лучшие конструкции из других языков. Значительного распространения на ПК не нашел по причине чрезмерной сложности.

Бейсик (BASIC) – это сокращение английских слов Beginners All-Purpose Symbolic Instraction Code, что значит в переводе " многоцелевой язык символических инструкций для начинающих". Он был разработан профессорами Дортмундского колледжа (США) Т. Куртцем и Дж. Кемени в 1965 г. для обучения студентов, незнакомых с вычислительной техникой. Этот язык, напоминающий Фортран, но более простой, быстро стал очень популярным. Особенно его популярность возросла с появлением ПК, где Бейсик стал основным языком программирования.

МОДУЛА-2. Разработан Н. Виртом, автором Паскаля. Используя лучшие черты Паскаля, Модула-2 обладает мощными средствами для разработки больших программ. По мере появления хороших трансляторов для этого языка и приобретения опыта работы с ними Модула-2 может занять ведущее место среди языков программирования для ПК.

ЛОГО. Язык Лого создан с целью обучения детей младшего возраста основам алгоритмического мышления и программирования.

ЛИСП (List Processing-обработка списков) разработан в конце 50-х годов и является самым популярным языком для работ по искусственному интеллекту. Имеет возможности, которых нет в других языках программирования, например, построение адаптирующихся и самоизменяющихся программ.

ПРОЛОГ - cравнительно молодой язык. Применяется при разработке систем искусственного интеллекта. Позволяет разрабатывать на основе ПК экспертные системы, базы знаний и системы обработки естественного языка.

Общее описание языка QuickBASIC

Назначение и основные особенности языка

В середине 60-х голов 20 века два профессора Дартмутского колледжа (США), Дж. Кемени и Т. Куртс, создали язык программирования для людей, которые не являются профессиональными программистами, но имеют дело с компьютерами. Язык получил название BASIC (Beginners All-purpose Symbolic Instruction Code).

Появлялись новые типы персональных компьютеров – и язык BASIC менялся, приспосабливаясь к возможностям различных машин. Каждая новая версия языка имела свои особенности и они не были совместимыми, т.е. программы, написанные в одной версии языка, не могли работать на компьютерах с другой версией языка. Так продолжалось до тех пор, пока фирма Microsoft не предложила версию языка QuickBasic (QBASIC – быстрый Бейсик)– отдельный пакет программ для IBM PC, который позволял создавать универсальные программы.

Простота грамматики и синтаксиса, схожесть языка с Фортраном привели к широкому распространению QBASIC в практике математических и научно-технических расчетов. QBASIC - одна из последних версий постоянно развивающегося языка.

Программа на языке QBASIC - последовательность операторов, записанных по определенным правилам и обеспечивающих решение заданной задачи на ЭВМ. В QBASIC операторы записываются построчно. В одной строке может быть один или несколько операторов, разделенных специальным знаком. Строки могут иметь последовательную нумерацию.

QBASIC является интерпретатором, т.е. программы, написанные на этом языке, могут выполняться только внутри его интегрированной среды.

 

Алфавит языка

В QBASIC используются следующие символы:

заглавные латинские буквы A-Z двоеточие:

строчные латинские буквы a-z знаки плюс, минус + -

цифры 0-9 звезда *

пробел наклонная черта (Слэш) /

восклицательный знак! обратная наклонная четра \

диез # знак вставки ^

знак процента % знак равенства =

знак амперсанда & знаки больше, меньше < >

знак доллара $ левая и правая скобки ( )

двойные кавычки “ знак вопроса?

апостроф ‘ знак подчеркивания _

точка. тильда ~

запятая,

точка с запятой;

Используются также некоторые слова английского языка. Буквы русского алфавита используются только в текстовых константах.

 

Данные. Виды данных

Данные — это множество значений, которые могут быть обработаны ЭВМ. В QBASIC можно выделить следующие группы данных:

- числовые;

- символьные;

- логические данные;

- массив;

- файлы.

Числовые данные представляют собой числа.

Символьные данные – последовательность любых символов (латинских, русских букв, цифр, специальных символов).

Логические данные – данные, которые имеют значение либо “истина” – 1, либо “ложь” – 0.

Массивсовокупность однотипных данных, имеющих общее имя, но различные индексы.

Файл – последовательность связанных между собой однотипных компонентов-записей, расположенных на внешнем носителе.

Числовые данные

Вещественная константа. Число значащих цифр не более 7, например: 78.0, -65.25, 6225! 3.25 Е7 (т.е. 3.25*10±7). Признаки вещественной константы: знак! в конце числа; буква E в экспоненциальной форме записи; любая запись числа без указания типа.

В общем виде число N в экспоненциальном форме: ±m*10± p, где

m - мантисса, p - порядок числа; m содержит не более 7 цифр и 1< |m|< 10; p-целое число |p|£ 38. В константах двойной точности количество цифр не более 17. Признаки такой константы: знак # в конце числа; буква D в экспоненциальной форме записи. Примеры: 125.20#, -2.19D 09.

Целая константа должна лежать в диапазоне -32768% до 32768%. Длинная целая - в диапазоне -2147483647 до 2147483648. Целые константы в ЭВМ представляются точно. Основные типы числовых констант представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Типы числовых констант

Тип Представление Описание Интервал Примеры
Целый Десятичное Одна или более десятичных цифр (0...9) с возможным знаком в начале -32768... -2015 +15
Длинный Целый Десятичное Одна или более десятичных цифр (0...9) с возможным знаком в начале -2147483648
Вещественное одинарной точности С плавающей точкой Положительное или отрицательное число в экспоненциальной форме: целое или с фиксированной точкой с буквой Е и порядком. Хранится с точностью до 7 десятичных цифр. -3.37E+38... 3.37E+38 5.38E-2
Вещественное двойной точности С плавающей точкой Аналогично одинарной точности, но экспонента задана буквой D, хранится с точностью до 15 или 16 десятичных цифр. -1.67D+308..1.67D+308 8.31D-5

Символьные (текстовые) константы - это последовательность до 32767 алфавитно-числовых символов (за исключением кавычек (“) и символов перевода каретки и пропуска строки). Они обязательно должны заключаться в кавычки. Например: “МАШИНА”, “; 25, 000, 000”, “Y=24*X+3*Y+D”.

Именованные константы. Они также бывают символьные и числовые, тех же типов, что и неименованные. Чтобы использовать именованную константу, ее необходимо объявить при помощи ключевого слова CONST, например: CONST MId%=1000.

Переменные

Переменная - величина, изменяющая свое значение в процессе счета. Обозначается именем (идентификатором). Имя переменной - последовательность не более 40 латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы и заканчивающаяся суффиксом, определяющим ее тип. Тип переменной задается одним из двух способов:

1). К имени добавляется знак, задающий тип переменной:

% — целый; # — вещественный двойной точности;

& — длинный целый; $ — строковый;

! — вещественный одинарной точности.

По умолчанию подразумевается вещественный тип одинарной точности.

2). Операторы DEFINT (целый), DEFLNG (длинный целый), DEFSGN (одинарной точности), DEFDBL (двойной точности), DEFSTR (строковый) определяют, что имена, начинающиеся с букв, попадающих в интервалы букв, которые определены этими операторами, будут определенного типа.

Пример 1. Поставить в начало программы оператор объявления целого типа данных DEFINT (DEFINED INTEGER).

‘объявить переменные в программе (от А до Z) целого типа

DEFINT A-Z

‘переменная FFFF - целая, так как она начинается с

‘буквы F, которая входит в диапазон A-Z

FFFF = 1

Пример 2. Задать явно переменную с помощью суффикса - %.

‘переменная FFFF% - целого типа

FFFF% = 1

Пример 3. Использовать оператор описания переменной

‘описываем переменную как целую

DIM FFFF AS INTEGER

Таким же образом можно задать и другие типы переменных.

Символьные переменные обозначаются так же, как и числовые, но с добавлением в конце имени суффикса $, например, TEXT$, A$. Переменные символьного типа (строки) - могут включать в себя любые символы из таблицы ASCII, заключенные в кавычки (в том числе буквы русского алфавита). Символьные переменные бывают переменной и фиксированной длины.

Строка переменной длины (STRING) - это последовательность длиной до 32767 символов из таблицы ASCII. Присвоить символьной переменной тип строки переменной длины можно следующим образом:

1). Поставить в начало программы оператор объявления типа строки переменной длины DEFSTR (DEFINE STRING):

‘объявить переменные, начинающиеся с буквы L

‘как строки переменной длины

DEFSTR L

LNG = “QBASIC”

2). Явно задать переменную с помощью суффикса $:

‘Переменная LNG$ - строка переменной длины

LNG$=“QBASIC”

3). Использовать оператор описания переменной:

‘описываем переменную как строку переменной длины

DIM DT AS STRING

Строка фиксированной длины (STRING * num) - символьная строка длиною num байт. В памяти такая строка занимает num байт.

Пример.

‘описываем переменную как строку фиксированной длины

DIM LNG AS STRING*10

LNG=“QuickBASIC – язык для начинающих”

PRINT “> “; LNG; ”< “

Результат: > QuickBASIC<

Если данные, которые используются в программе, необходимо сгруппировать по какому-либо признаку, то для этого можно использовать пользовательский тип данных (записи). Он составляется из простых типов данных (числовых и символьных), описанных выше.

Пример. Ввести табельный номер работника, его фамилию и тарифную ставку.

‘Определим пользовательский тип данных Record

‘с помощью оператора TYPE

TYPE Record

TabNomer AS INTEGER

Family AS STRING * 15

Stavka AS DOUBLE

END TYPE

‘Присваиваем переменной Rabotnik пользовательский тип

‘данных Record

DIM Rabotnik AS Record

‘Последовательно вводим значение каждого элемента записи

INPUT “Введите табельный номер”; Rabotnik.TabNomer

INPUT “Введите фамилию работника”; Rabotnik.Family

INPUT “Введите тарифную ставку”; Rabotnik.Stavka

Пользовательский тип данных занимает в памяти столько байт, сколько занимают в сумме каждый из составляющих его элементов. Запись Rabotnik включает целое число (2 байта), строку фиксированной длины (15 байт) и число удвоенной точности (8 байт), таким образом она имеет размер 25 байт.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь