Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура 20 века и творчество Ле Корбюзье
Функционализм и возникающий на его основе международный стиль имели в качестве противоположного полюса тенденций которые возвращали в архитектуру традиционные композиционные принципы и использование классических форм. Эти тенденции проявились в совершенно различных общественных и культурных условиях и имели различные причины возникновения и смысл. Тенденции традиционализма, отступившие в первой трети 20 столетия под напором авангардистских течений, в 40-х годах снова получают широкое распространение. В Англии современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции - Арт-Нуво («Новое искусство»), в Германии - югент стиль («Молодой стиль»), в Австрии - сецессион («Отделение, уход»). Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона. Модерн, конструктивизм, минимализм, стиль «техно», хай-тек, китч - это далеко не все стили, используемые в современной арихитектуре. В 1890-1900 годах в архитектуре появился, так называемый, стиль «модерн». Модерн перешёл в 20 век и продолжал существовать на протяжении двух его десятилетий. В архитектуре «модерна» применялись несимметричные планы и объёмные решения зданий, новые строительные материалы, среди которых использовался облицовочный кирпич, поливные глазурные плитки. Архитекторы стремились эстетически осмыслить новые технические возможности строительства, но впадали в декоративные излишества. С течением времени, модерн отказался от неумеренного обогащения фасадов и интерьеров архитектурно-орнаментальными деталями произвольного рисунка. Он стал более рациональным. В последствии, он сомкнулся с первоначальной стадией нового стиля - конструктивизма, широко распространившегося во всех странах. Возникновение конструктивизма в 20-30 годах 20 века было подготовленно появлением таких материалов, как бетон и железобетон. Появилась возможность делать выносные конструкции, типа, навесов, козырьков, покрывать большие фасады зданий стеклом. К середине 20 века развился стиль «минимализм». В первое послевоенное десятилетие, как в общественной жизни в целом, так и в архитектуре шли процессы демократизации - поиск новых путей развития. Сам термин «минимализм» связан с концептуальными тенденциями в искусстве 60-х годов, обусловленных демократизацией и реализацией девиза «ничего лишнего». Минимализм характеризуется отсутствием декора, как такового, и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Однако, минимализм 20-х, 60-х или 2000-х годов, различаются и по формам, и по материалам и по настроению. В 1977 году появилось новое стилевое направление «хай-тек». Оно подразумевало ультрасовременный способ формирования среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. Хай-тек - стиль высоких технологий, пропагандирующий эстетику материала. На ряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, форм, каркасов, стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов. Отличительным признаком решения несущих конструкций хай-тека стало применение стержневых элементов закрытого сечения вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями - подчеркнуть «техничность» композиции. Архитектурные стили также отложили отпечаток на историю развития мебели и интерьера. В чередовании стилей мебели и интерьера отразились социально-бытовые уклады общества. В начале XX века с появлением новых веяний в мышлении и изменений в социальной сфере оформление интерьеров совершенствовалось, упрощалось и оптимизировалось. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры 19 века, представители модернизма использовали новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модернизма отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Минимализм, пуризм, хай-тек - если различать эти модернистские направления, стоит сразу оговориться, что это три близнеца: пуризм - стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, - минималистичен и функционален; хай-тек - по существу является блестяще исполненной формой минималистски строгих и функционально целесообразных вещей; минимализм - идейная формула чистоты, совершенства и комфорта модернистского интерьера. Mинимализм вырос из конструктивизма 20-х годов XX века, как отказ от излишеств и украшательств. Это направление преодолевает «эклектизм» постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм.
Конструктивизм Музей археологии 1929-1933 Торонто, Канада Эйфелева башня Густав Эйфель 1889, Париж Франция Эмпайр Стэйт Билдинг фирма Шриви К., 1930-1931 США, Нью Йорк Центр Жоржа Помпиду Ренцо Пиано, Ричард Роджерс, 1972-1977 Франция, Париж
Органическая архитектура Музей Гуггенхейма Ф.Л.Райт, 1943-1959 США, Нью-Йорк Вилла Кауфмана (Дом над водопадом) Ф.Л.Райт, 1936 Бир-Ран, Коннелсвил, Пенсильвания Оперный театр Йорн Устцон, 1959-1973 Австралия, Сидней
Модерн Церковь Саграда Фамилья Антонио Гауди, с 1884 Испания, Барселона Музей искусств 1912-1920 Финляндия, Хельсинки Каза Баттло Антонио Гауди 1905-1907, Испания, Барселона Каза Мила Антонио Гауди 1905-1910, Испания, Барселона Центральный вокзал 1907-1910 Финляндия, Хельсинки Центральный вокзал 1909-1912 Чехия, Прага Жилой дом 1918-1919 Финляндия, Турку
Постмадернизм Вилла Савой Ле Корбюзье, 1931 Франция, Пуасси Жилые дома в стиле модернизма, Франция Жилые дома Мис ван дер Роэ, США, Чикаго Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария
Постмодернизм Музей прикладного искусства, Роберт Майер, 1980-1985 США, Атланта Пьяцца д'Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан Музей цивилизации Канада, Монреаль Здание центра связи и почты Канада, Торонто Музей изящных искусств, Роберт Майер США, Джорджия Отель " Марриот", Сан-Франциско Калифорния Комплекс корпоративных зданий Skyline, Сингапур Компания Пан Пасифик, Канада, Монреаль Комплекс зданий торгового центра, Ямасаки и Рот, США, Нью-Йорк Комплекс корпоративных зданий, Канада, Монреаль Здание в стиле космического дизайна Канада, Монреаль Комплекс концертных залов, Франция, Париж
Деконструктивизм Музей воздухоплавания, Франко Гери, США, Лос-Анджелес Колумбийский общественный центр Питер Эйзенман Институт солнца Бениш, 1989, Штутгарт, Германия Казино остров " Нотр-Дам", Канада, Монреаль Дом для семьи, Франко Гери, Швейцария, Базель
Ле Корбюзье (1887 —1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. Учился декоративно-прикладному искусству, работал у архитектора Хофмана, Перре в и Беренса. Занявшись живописью, разработал теорию пуризма. В 1922 основал архитектурную мастерскую совместно с Жаннере. Свою концепцию современной архитектуры впервые изложил в статье журнала «Эспри нуво», книгах: «К архитектуре», «Градостроительство» и др. Выступая против эклектизма, украшательства, маскирующего конструкцию здания, он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу для обновления архитектурного языка, а в выявлении функционально оправданной структуры сооружения — богатые эстетические возможности. Рассматривая гармонию создаваемой человеком искусственной среды как определяющий фактор бытия, он разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью архитектуры. Главные темы творчества Ле К. 20—30-х гг. — градостроительство, жилище и большие общественные здания. Новизна архитектурных предложений заключалась в полном пересмотре проблемы массового жилища на основании тщательного анализа современного быта: в реорганизации функций жилища, в технологически детально разработанном, создающем максимум удобств использовании площади квартиры при её компактной планировке. Работы 20-х гг.: жилой дом «Ситроен» (1922, типовой проект), комплекс особняков Роша и Жаннере в Париже, посёлок Пессак, (1925), вилла в Гарше, вилла Савой в Пуасси (1929—31). Обобщив этот опыт, Ле К. сформулировал «пять отправных точек современной архитектуры»: поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена. Для построек Ле К. этого периода характерны простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остеклённые поверхности. Железобетонная каркасная конструкция позволила заменить комнаты-ячейки перетекавшими одно в другое и вместе с тем функционально выделенными помещениями. В известном аскетизме внешнего облика и полихромии интерьеров находят отзвук живопись Ле К. и теория пуризма. Градостроительные проекты Ле К., одного из лидеров урбанизма, в 20—30-е гг. развивали идею «вертикального» города-сада с высокой плотностью населения и большими озеленёнными пространствами, дифференциацией путей движения пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и промышленности (проект города на 3 млн. жителей, 1922; «план Вуазен» — план реконструкции Парижа, 1925; планы городов Буэнос-Айреса, 1930, Алжира, 1930—39, Антверпена, 1932, Немура, 1934; ни один из проектов не осуществлен). Выдвинутые Ле принципы архитектуры реализовались: в больших сооружениях конца 20—30 — доме Центросоюза в Москве (1928—1935); в неосуществленных проектах — Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве (1931). В 40-е гг., исследуя проблему архитектурного пространства, Ле создаёт модулор — систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, которую он предлагает как шкалу исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Произведения Ле 50-х присущи мощная и вместе с тем тонко нюансированная пластика (солнцезащитные выступы, криволинейные поверхности), остро выявленная архитектоника форм, активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространственные эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, сочетание однообразных сборных элементов с выдающимися из их ряда скульптурно-пластическими конструкциями (жилой дом в Марселе, 1947—52, — прототип ряда «жилых единиц», построенных в 50-е гг. в др. городах; капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950—54; доминиканский монастырь Ла-Турет в Эвё, близ Лиона, 1956—1959). В большом цикле работ в Индии (1950—57) Ле К. осуществляет некоторые свои градостроительные идеи (генеральный план города и ансамбль правительственных зданий в Чандигархе; Дом текстильной ассоциации, музей и виллы в Ахмадабаде). В сооружениях конца 50—60-х он уделяет ещё большее внимание организации внутреннего пространства, закономерностям его зрительного и эмоционального восприятия, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 1957—59; павильон фирмы «Филипс»на Всемирной выставке в Брюсселе, Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964; больница в Венеции, 1965; сооруженный посмертно по проекту Ле К. «Центр Ле Корбюзье» в Цюрихе, 1967). В течение всей жизни Ле К. работал в различных областях изобразительного искусства: писал картины (особенно часто в 20-е и 40-е гг.), в 40—50-е гг. выполнял настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций. Система теоретических взглядов Ле К. и его произведений, оказавшие значительное влияние на формирование современной архитектуры, во многом выходят за рамки её главных течений (функционализм, рационализм), хотя сближаются с ними в выявлении специфического назначения здания и программном использовании новейших достижений науки и техники.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3098; Нарушение авторского права страницы