Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы
Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами. Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые ее иудеи и плачут вместе с ней. Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит: — Юноша, тебе говорю, встань! И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом. Народ отпрянул в изумлении, у всех дрогнуло сердце, и воскликнули они: — Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих. Это было одно из величайших чудес Господа Иисуса. Но знаете вы, что не только сына вдовы Наинской воскресил Господь, знаете, что воскресил и умершую дочь Иаира, начальника синагоги; известно вам и еще более изумительное воскрешение Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе, уже смердевшего, как говорила его сестра Марфа. Вышел из гроба обвитый пеленами погребальными Лазарь, и народ дрогнул, народ изумился. Для чего же, для чего Господь творил эти изумительные чудеса воскрешения умерших? В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Он умилосердился над несчастной вдовой, а в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы. что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев. Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших. Но только ли это? Нет, не только: величайшие чудеса в мире нужны были и для того, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу. Но и этого мало: есть еще третья, самая важная причина для воскрешения мертвых Господом Иисусом Христом. В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже…» Общее воскресение… уверяя… Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму. Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть , мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13–14). Вера наша тщетна — вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово. Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как. зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, — чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога? Где?!! В воскресении — в воскресении мертвых! Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ? О, не может быть, никогда не может быть! Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение — страшное воскресение на суд. И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями. Предстанут, предстанут они, ибо воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в воскресение, ибо Христовым воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть. И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на кресте, так воскреснут и все, все люди. Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд — будет суд! Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа — получат воздаяние в радости райской. Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). 26 октября 1952 г.
В день Рождества Христова
Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, престол херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9). В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь глубоко таинственное и непостижимо великое событие, пред которым все другие события в истории мира совершенно ничтожны — Рождество Предвечного Сына Божьего в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии, ради спасения погибающего во грехах рода человеческого. Вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине небом, ибо в нем явился Бог. Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога. У пророка Исаии, у Псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на ложе и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Падем же ниц пред Вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса. Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9). И не по-нашему, а по-Своему отметил Господь и Бог наш Иисус Христос величие Своего Рождества в вертепе Вифлеемском. Чудесно, как доступно только Богу, возвестил Он о Своем земном рождении ближним и дальним, простым и неученым, мудрым и ученым. Простые были близки к Нему, из их среды позже Он избрал Своих Апостолов. Они принадлежали к избранному Им народу, они веровали в Истинного Бога, понимали язык Священного Писания. И к ним послал Он в глубокий ночной час Своего Ангела, который сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). И внезапно разверзлось небо пред глазами пастухов, и явился пред ними целый сонм ангелов, подтвердивших только что возвещенное им удивительным небесным пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! » (Лк. 2, 14). Совсем иным, но тоже чудесным образом открыл Господь Бог великую тайну сошествия на землю Своего Предвечного Сына другим, очень дальним людям — восточным волхвам, мудрецам ученым и знатным людям, еще не знавшим Истинного Бога. И чудесным явлением звезды побудил Он их пойти в дальний путь и поклониться Воплотившемуся Сыну Божию, Спасителю мира. Кто были эти восточные волхвы? Они были весьма выдающимися учеными древнего мира, глубокими и непрестанными наблюдателями звездного неба, движения и течения звезд. Средства, которыми обладала их наука, были очень примитивны. Они не имели телескопов и других мощных оптических приборов, которыми обладают нынешние астрономы, но они были глубоко знакомы с математикой, этой весьма важной наукой, ибо без нее было невозможно понимание движения звезд и планет. Их наука, астрология, считается теперь ложной наукой, ибо они верили, что по движению звезд и особенно по появлению новых можно узнавать и предузнавать исторические события, рождение и судьбу великих людей. Богу было угодно привлечь ума и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы — Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом — о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, — вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное. Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: «…Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с неба на землю свидетельствует о том, что небеса — эта сфера духовного бытия — гораздо выше бытия материального. Это же подтверждает нам и искушение Господа Иисуса Христа диаволом после 40-дневного поста Его в пустыне. Диавол возвел Господа Иисуса на высокую гору и, показав Ему во мгновение времени все царства земные и славу их, сказал: «Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4, 6–7). Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как диавол, низверженный с неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступные человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже — страшно сказать — Своею Плотию и Кровью. Идите вслед за Ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои. Аминь. 1957 г.
В день Рождества Христова
Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти человеческой, которую благоволил Он восприять. Они увидели Богочеловека, о чем никогда помыслить не могли. Если изумлены до крайности и Ангелы Божии, то что же скажем мы, люди земли? Конечно, сказать мы ничего не можем, а только смиренно послушаем, что говорит об этом Сам Виновник этого изумительного события. Слушайте же, что говорит Он Сам: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46). Послушаем также, что сказал об этом великий пророк Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2). Вникнем в слова возлюбленного Христу Богу Апостола Иоанна Богослова: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Непроглядна, как густая тьма безлунной ночи, была мгла, облегавшая умы и сердца древних людей, обожествлявших многих животных и даже бездушные предметы. Даже религии самых культурных народов более позднего времени — греков и римлян — ко времени Рождества Христова пришли в такой упадок, что сами жрецы смеялись над своими верованиями. Казалось бы, что надо сделать исключение для богоизбранного народа Израильского, но и этот народ был до крайности не тверд в своей богооткровенной вере и на протяжении тысячелетий то и дело совращался на путь идолопоклонства, перенимаемого у соседних народов. Только меньшинство этого народа с медным лбом и железным затылком хранило истинную веру во Единого Бога. И вот в нынешний благословенный, святейший и величайший день в этой погибельной тьме воссиял Божественный свет в пещере на окраине города Вифлеема. Явлено миру странное и преславное таинство: темный вертеп стал небом, ибо в нем воссиял свет Божества; ясли для корма скота вместили Невместимого всей вселенной Бога; престол херувимский, на котором восседает Бог, заменен Пречистой Девой, на груди Которой возлежит ныне непостижимо для нас вочеловечившийся Предвечный Христос Бог. Кому же возведены эти непостижимые события? Не царям и вельможам, не мудрецам и философам, гордым в своей земной славе, а простым, ничего не знающим, ничему не наученным пастухам явились Ангелы, небесным пением возвестившие им о том, что воссияло Солнце Правды и явлен миру свет высшего, истинного разума. Почему же именно простым пастухам возвестили Ангелы о столь великом мировом событии как Рождество в человеческой плоти Спасителя мира? Почему не сильным и мудрым мира? Потому, думаем мы, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Но, может быть, скажет кто-нибудь, что восточным волхвам-мудрецам возвестил Бог через чудесно явившуюся звезду о Рождестве в Вифлееме Богочеловека Сына Божия, восприявшего плоть человеческую от Пресвятой и Пречистой Девы Марии. Отвечу и на этот важный вопрос, насколько позволят мне слабые силы мои. Кто были эти издалека пришедшие волхвы? В Рождественском тропаре они названы служащими звездам. Все силы ума своего они направляли к познанию светил небесных, звезд и планет, к изучению законов их движения, к открытию новых звезд. Сердца и умы их были всегда обращены к свету небесному, а это разве не значит, что сердца их жаждали познания истинного света? О, конечно, так! Даже для нас свет небесных светил гораздо ближе к свету истинному, небесному, чем мертвый электриче- ский свет. И волхвы, звездам служившие, в своем религиозном познании были гораздо выше, чем грубые язычники, обожествлявшие животных и неодушевленные предметы. И были они несравненно более достойны вслед за пастухами вифлеемскими прийти и поклониться родившемуся Сыну Человеческому и Сыну Божию и принести Ему в дар золото, ладан и смирну. Золото — как дар, подобающий царю, ладан — как истинному Первосвященнику, и смирну — в гроб Его после спасения Им мира крестом Его. Удостоены были эти мудрецы дальних восточных стран лицезрения и поклонения Богомладенцу Христу, ибо видел Бог, как искренне стремились они к познанию Единого Истинного Небесного Света. И о нас знает Сердцеведец Христос Бог все, чего достойны мы, и все недостатки наши и назначает каждому из нас то, чего заслуживаем мы. И возлагает Он на нас те кресты, которые спасительны для нас. И должны мы безропотно и даже с благодарением нести их. Ибо и Сам Он в нынешний благословенный день восприял плоть человеческую не ради того, чтобы быть всемирным царем и повелителем, а ради уничижения, преследований и оскорблений от грешников, и Сам понес самый страшный из всех крестов, на котором и отдал жизнь Свою ради спасения верующих в Него от насилия диавола. Перенесемся же и мы, хотя бы только мысленно, вслед за волхвами в вертеп Вифлеемский и принесем в дар Ему, Спасителю нашему, всю силу веры в Него, всю глубину любви к Нему, покаяние в греках и беззакониях наших. И простит Он нам всю скверну нашу, и повелит Апостолу Петру открыть пред нами врата Царствия Небесного. Сия радость да будет со всеми вами, братья и сестры мои! Аминь. 1958 г.
«Странно Бога вочеловечшася видевше»
Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Поистине странным, неслыханным и поразительным было явление на земле Предвечного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы. Казалось бы, что пред воплотившимся Сыном Божиим, должно было бы пасть ниц все человечество…. Но этого не было. Весьма различным было отношение людей к этому величайшему в истории мира событию. Глубоко религиозные люди того времени были так поражены, так потрясены, что устранились от всех интересов суетного мира, стали равнодушны ко всему мирскому и все свои помыслы, весь свой ум и сердце возложили только на Божественное, обратили их к Вечной, Всесовершенной Правде. Очень многие из этих людей высшего достоинства резко и круто изменили свою жизнь, совсем уйдя от суетного мира в безлюдные африканские пустыни или в непроходимые лесные дебри дальнего севера. Они искали только теснейшего общения с Богом в пламенных молитвах, бдении и посте и еще при жизни своей становились ангелами во плоти. Но невозможно, конечно, всем христианам совсем уходить от мира, подобно этим людям великого и могучего духа, и пред нами стоит задача, оставаясь в обычных условиях жизни земной, все-таки всеми силами стараться ум свой на Божественное возложить и возносить сердца свои к неизмеримо высшему и лучшему, всегда помышляя о Вечной Правде, которая только у Бога, ибо «сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия! », то есть славящих всем сердцем Пресвятую Троицу Единосущную и Нераздельную, а не влачащихся по земной грязи сердцами своими, прилепляющихся к низменным интересам кратковременной земной жизни. Чтобы так изменить и на Божественная возложить сердца наши, сошел по безмерной Своей милости и благости с небес на землю и принял плоть человеческую Господь наш Иисус Христос. Он перенес множество страданий, обид и унижений от тех, которых пришел спасти, и претерпел за грешный род человеческий страшную казнь на кресте Голгофском. Помните же, братья и сестры мои, глубоко важные слова акафиста Иисусу Сладчайшему: Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа. Но помните также, что мир не прощает тех, кто устраняется от него и не идет в ногу с ним, и много скорбей причиняет им. Однако и в этих скорбях возложите упование только на Бога, помня слова 61-го псалма: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое…» (Пс. 61, 6–7). Если будете жить, устраняясь суетного мира, насколько возможно, то не оставит вас без Своей благодатной помощи Спаситель наш Христос, и жизнью своей будете славить Всесвятую Троицу, и получите от Нее несказанное блаженство жизни вечной. Аминь.
В день Богоявления
Когда празднуем мы один из величайших праздников наших — Крещение Господне или Богоявление, — то встает перед нами недоуменный вопрос: зачем пришел на Иордан, зачем крестился Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын Божий, воспринявший плоть человеческую ради спасения нас, окаянных грешников. Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия. Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Самую проповедь Свою он начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь » (Ин. 14, 6). Вся великая проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имела главной своей целью призыв к покаянию, которым уготовал он Господу путь Его. А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. Когда выходил Предвечный Сын Божий из воды Иордана, на главу Его спустился с небес в виде голубя Дух Святой. И услышал народ, стоявший на берегу Иордана, возгремевший с небес глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Это было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский. Сатана, осмелившийся искушать Господа Иисуса в пустыне после сорокадневного поста, которым готовился Христос к началу Своей проповеди, был посрамлен ответами Господа Иисуса Христа, но оставил Его только до времени, ибо нашел множество сообщников себе в ненависти к Господу Иисусу среди священников, книжников, фарисеев и старейшин народа и даже среди простых людей, не раз хватавших камни, чтобы до смерти побить своего Спасителя. Уйдем же подальше от врагов Христовых и падем ниц в порыве глубокой любви к Сыну Божию, Сошедшему с небес для спасения нас, погибавших в грехах и беззакониях наших. Возвратимся мысленно еще раз на берег Иордана и послушаем, что говорил Предтеча и Креститель Господень Иоанн на другой день после Крещения Господня. Он говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29–34). Слышите, слышите, братия и сестры мои, что не только Отец наш Небесный и Дух Святой свидетельствовали о Господе Иисусе Христе как о Предвечном Сыне Божием, но и величайших из рожденных женами со всей доступной человеку силой свидетельствует о том же. Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру, как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайший свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления? О как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа. Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас. Да будете сынами Царства Христова, глубоко утвержденными в истинном учении Его. Аминь. 1958 г.
В неделю по Богоявлении
На вечерне великих праздников читаются так называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета. В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число паремий, обычно не превышающее трех, очень увеличивается и в день Воскресения Христова достигает пятнадцати, а в день Богоявления — тринадцати. При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых. Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то «земля же была безвидна и пуста… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб. Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны. Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему. И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии. А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств. Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды. В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева. В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей. В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?! Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских. В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: «Остави нынe: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15). Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа. Своим погружением в воды Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого таинства крещения. При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым. Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения. В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого. С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских. И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности. Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3, 17). Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы — Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса. А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути. Аминь. 1957 г.
На пассии двадцать шестое
От дворца Пилата, у которого происходил неправедный суд над Господом нашим Иисусом Христом, от претории, в которой воины Пилата истязали Его, шел длинный путь за город, на страшную Голгофу, где производились смертные казни. Этот страшный скорбный путь, Via Dolorosa, как назвали его римские христиане, должен был пройти Спаситель наш, Сын Божий, неся на своих плечах свой страшный, тяжелый крест. Но Он не мог идти… Пройдя несколько шагов, Он падал на землю, и Его надо было поднимать, снимая с Него тяжелый крест. Почему падал Он, почему не мог нести креста? Потому что пред началом Своего страшного пути Он подвергся ужасному бичеванию страшным римским бичом, который состоял из короткой рукоятки и пучка ремней, переплетенных железной проволокой, в которую были вставлены угловатые куски костей. Обнаженного Господа нашего воины Пилата били наотмашь этим страшным бичом, отрывая куски кожи и да-же мышц. Это бичевание было так ужасно, что иногда преступники умирали под ним. По закону римскому смертная казнь должна была исполняться только через десять дней после приговора о ней, но с распятием Господа Иисуса Христа не могли ждать, потому что совсем уже приблизился великий праздник Пасхи. И потому непосредственно после бичевания Господа нашего на Него возложили крест и повели по страшной Via Dolorosa. Но, избитый до полусмерти, Он не мог идти, и то и дело падал. Исполнители казни, вынуждены были помочь Ему: они остановили шедшего с поля им навстречу некоего Симона Киринейского и велели ему нести крест Христов. Освобожденный от страшной ноши, Господь с трудом шел впереди Симона, и внимание Его уже на было всецело сосредоточено на тяжких муках Его. Он поднял голову и смотрел на огромную толпу народа, сопровождавшего Его на Голгофу. В ней было много женщин, горько плакавших и рыдавших, глядя в последний раз на Божественного Страдальца, Великого Чудотворца и Учителя высшей Божьей правды. Сердцеведец Господь видел их добрые и мягкие сердца, их горькие слезы и, обратившись к ним, сказал страшные слова: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? » (Лк. 23, 28–31). Ведомый на казнь, Спаситель мира говорил женщинам о той ужасающей каре, которая через 37 лет постигла Иерусалим, не признавший своего Мессию и подвергший его распятию — этой страшнейшей из всех казней. Он говорил о неописуемых ужасах и страданиях, которые испытают неверный народ израильский и все дщери Иерусалимские. Он говорил об осаде Иерусалима, начатой римским императором Веспасианом и законченной Титом. Тогда блаженными называли не рождавших и не питавших сосцами женщин, которые не варили детей своих и не ели их, как это делали рождавшие и питавшие сосцами матери при ужасном голоде в осажденном Иерусалиме. Еще страшнее другие пророческие слова Господа Иисуса Христа о днях, в которые люди, о6ъятые смертельным ужасом, будут вопить к горам: «…падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ». Не имел ли полного права назвать Себя зеленеющим деревом, полным соков вечной жизни, Тот, Кто и преж- де говорил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6)? Это пророчество Христово относится ко времени Страшного Суда Его над всем миром. О нем читаем глубоко волнующие слова в Апокалипсисе Иоанна Богослова, в 6-й главе: «…я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца…» (Откр. 6, 12–16). Вот что значили последние страшные слова Христовы: «…если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? » (Лк. 23, 31). Градом покатились горячие слезы из очей дщерей Иерусалимских…. Пойдут ли дальше они за Ведомым на распятие и опять низко Опустившим Свою святую голову? О, нет, конечно, нет! Разве могут они видеть страшнейшее из всех преступлений мира? Вместе с ними остановимся и мы, ибо только люди с каменными и окаянными сердцами, продолжающие путь по Via Dolorosa, могут со злобной радостью смотреть на распятие Святейшего Святых — Спасителя мира; могут даже злобно издеваться над ним. Уйдем подальше от страшной Голгофы, падем ниц пред стоящим пред нами изображением креста Христова и от потрясенных болью сердец воспоем все: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». 2 марта 1958 г.
На пассии двадцать седьмое
Только что прошла пред вашими глазами страшная сцена ареста Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Видели вы несчастного Иуду предателя во главе толпы слуг первосвященника, вооруженных мечами и кольями; слышали диавольские слова предателя, поцелуем предавшего своего Божественного Учителя; видели вспышку гнева пламенного Апостола Петра, ударившего мечом раба первосвященника Малха и отсекшего ему правое ухо; слышали кроткое слово Спасителя, исцелившего ухо Малха и повелевшего Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » (Мф. 26, 52–53). Эти последние слова Господа Иисуса пронзили сердца и умы наши. Как, как, Господи Иисусе Христе Боже наш, значит, по Своей воле идешь Ты на страшные истязания и распятие на кресте?!! Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы