Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия



Вторник 1-й седмицы

На утрени вся служба совершается, как в понедельник. Особенности следующие: окончание первого тропаря Троичного - " Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас". Концы на " Слава" и " И ныне" те же, что в понедельник. Кафизмы 10, 11, 12-я.

Порядок исполнения канона: Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих " Господь, царствуяй на веки и еще". Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Певцы - " Наведе на ня Господь". Чтец - 2-й тропарь. Певцы -" Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы: - " И ныне". Чтец - Богородичен. Затем чтец вычитывает " лоскору" 2-ю песнь" Вонми, небо, и возглаголю". После чтения певцы поют ирмос 2-й песни Триоди, глас 2 - " Видите, видите; яко Аз есмь в мори спасый" и затем " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец читает по Триоди тропарь. Певцы поют пред следующими двумя тропарями - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Пред Богородичным певцы поют - " Пресвятая Богородице, спаси нас". После Богородична певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" и тропарь 2-го трипеснца. Так же и пред следующим тропарем. Затем певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - тропарь. Певцы - ирмос 2-го канона.

Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются, как в понедельник. Светилен во вторник имеет окончание" Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя". На " Слава, и ныне" - окончания те же, что и в понедельник. Все остальное последование утрени, а также часов по обычному великопостному чину.

На вечерне, на " Господи, воззвах" стихиры на 6: 3 из Триоди, 3 из Минеи, " Слава" - святому, если есть, " И ныне" - Крестобогородичен из Минеи. По " Свете тихий" две паримии Триоди. На стиховне стихиры Триоди, глас 8 -" Слава" святому, если есть, " И ныне" - Крестобогородичен также из Минеи и обычное окончание вечерни по великопостному чину.

Великое повечерие с каноном св. Андрея Критского по чину понедельника 1-й седмицы.

Среда 1-й седмицы

Утреня совершается, как в понедельник. Особенности: окончание первого Троична - " Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи".

Порядок исполнения канона в среду: 1-я песнь поется так же, как во вторник, т. е. ирмос Минеи и тропари со стихами на 4. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь поется так: стихословится библейская песнь и после стиха" Лук сильных изнеможе" певцы поют ирмос канона Минеи. Певцы - " Яко неплоды". Чтец - 1-й тропарь. Певцы -" Господь мертвит". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Господь убожит". Чтец - 3-й тропарь. Певцы " Посадите его". Чтец - Богородичен. Певцы - " Даяй молитву". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - " Яко не укрепляется". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Да не хвалится". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - " Но о сем да хвалится". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господь взыде на небеса". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - " И дасткрепость". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - последний тропарь трипеснца. Певцы - катавасию, ирмос 3-й песни второго трипеснца." Утверди нас в Тебе, Господи".

Остальные песни с 4-й по 9-ю стихословятся, как.в понедельник.

Конец первого светильна - " Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя".

На стиховне стихиры Триоди. Окончание утрени и часы - по обычному великопостному чину.

Часы 1-й, 3-й, 6-й совершаются, как в понедельник. Изобразительны в среду, пятницу и в те дни, в которые совершается литургия Преждеосвященных Даров, имеют особенности, а именно: после 16 поклонов Трисвятое по" Отче наш". Возглас - " Яко Твое есть Царство". Аминь. " Господи, помилуй" (12 раз). Молитва " Всесвятая Троице...". " Премудрость". " Достойно есть". Иерей - " Пресвятая Богородице". Лик - " Честнейшую". Иерей - " Слава Тебе, Христе Боже". Хор - " Слава, и ныне". " Господи, помилуй" (трижды). " Благослови". Отпуст и после него лик -" Господи, помилуй" (трижды).

Далее следуют вечерня и литургия Преждеосвященных Даров. Порядок совершения см. в разделе " Литургия Преждеосвященных Даров".

Великое повечерие с каноном св. Андрея Критского по чину понедельника.

Четверг 1-й седмицы

На утрени конец первого Троична - " Молитвами святых апостол и святителя Николая помилуй нас".

Канон Минеи на 4. Трипеснец на 4-й, 8-й и 9-й песнях. 1-я песнь канона стихословится так, как во вторник, 2-я песнь не стихословится, 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, поется подобно 1-й песни в понедельник. Стихословится библейская песнь, и после стиха " Вложил еси" певцы поют ирмос 4-й песни канона святому из Минеи и стих " Разсекл еси". Чтец - 1-й тропарь канона святому из Минеи. Певцы - " И возвел еси". Чтец - 2-й тропарь из Минеи. Певцы - " И вниде трепет". Чтец - 3-й тропарь из Минеи. Певцы - " Почию в день". Чтец - Богородичен. Певцы - " Зане смоквь". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - " Солжет дело". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Оскудеша овцы". Чтец - 3-й тропарь трипеснца. Певцы - " Аз же о Господе". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господь Бог мой". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - " И на высокая возводит". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - последний тропаре. Певцы - ирмос 4-й песни трипеснца на катавасию. Остальные песни (5 - 9-я) стихословятся так же, как в понедельник.

Конец первого светильна - " Молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя".

Утреня, часы и вечерня совершаются по обычному великопостному чину.

На вечерне, на " Господи, воззвах", в четверг вечера, стихиры на 6: Триоди - 3 и Минеи - 3, " Слава, и ныне" - Крестобогородичен.

На стиховне стихиры Триоди, " Слава, и ныне" - Крестобогородичен Триоди.

Великое повечерие с Каноном св. Андрея Критского.

Пятница 1-й седмицы

На утрени - конец первого Троична - " Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи".

По 1-й кафизме седальны Октоиха. По 2-й и 3-й кафизмах седальны Триоди.

Канон Минеи и трипеснцы Триоди: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник.

5-я песнь поется подобно 1-й в понедельник. Стихословится библейская песнь, и после стиха " Зависть приимет люди ненаказанный" певцы поют ирмос 5-й песни из Минеи и стих - " Господи, Боже наш". Чтец - тропарь канона святому. Певцы - " Господи, Боже наш, стяжи ны". Чтец - тропарь из Минеи. Певцы - " Мертвии же живота не имут". Чтец - тропарь из Минеи. Певцы - " Сего ради навел еси". Чтец - тропарь. Певцы - " Приложи им зла, Господи". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господи, в скорби". Чтец - 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы - " И яко болящая". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Страха ради Твоего". Чтец - 3-й тропарь трипеснца. Певцы - " Не падем". Чтец - Богородичен. Певцы - " Воскреснут мертвии". Чтец - 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы - " Роса бо, яже от Тебе". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы -" Слава Тебе, Боже наш". Чтец - последний тропарь. Певцы - ирмос 5-й песни трипеснца - на катавасию.

Остальные песни (6 - 9-я) стихословятся так же, как в понедельник.

Конец первого светильна - " Силою, Господи, Креста Твоего И спаси мя".

На стиховне - стихиры Триоди, глас 8. Чтец - " Благо есть". И прочее последование утрени.

1-й и 9-й часы по пяткам во всю Четыредесятницу без кафизмы.

На вечерне, на " Господи, воззвах" стихиры на 10: Триоди стихира 1-я (дважды), мученичных Октоиха гласа - 4 и св. Феодору, глас 2 (писаны в Триоди на ряду) 4, " Слава" - св. Феодору, " И ныне" - догматик рядового гласа. Вход с кадилом. " Свете тихий". Паримии и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве сразу читается псалом 142-й " Господи, услыши молитву мою", а иерей с диаконом идут к уготованному посреди храма столу, на котором стоит блюдо с коливом. По прочтении псалма " Бог Господь", тропарь св. Феодору Тирону, глас 2: " Велия веры исправления, во истбчнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Фебдор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша". " Слава" - тот же тропарь, " И ныне" - Богородичен " Вся паче смысла". Чтец - псалом 50-й. Иерей во время псалма кадит коливо и лики по чину.; После 50-го псалма - канон на 4 без ирмосов. Певцы поют запевы: " Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас", " Слава, и ныне". Канон рекомендуется читать самому иерею. Катавасии нет. По 6-й песни кондак св. Феодору, глас 8: " Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый". По 9-й песни вместо " Достойно" ирмос 9-й песни, Трисвятое по " Отче наш", тропарь святому, " Слава" - кондак, " И ныне" - Богородичен " Якоже предстательство". Диакон - " Господу помолимся". Певцы - " Господи, помилуй". Иерей читает молитву над коливом: " Вся совершивый Словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды, в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отрока и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светлшия показавый! Сам Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко в славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения и печных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святаго великомученика Феодора Тирона, его же и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляли и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем - Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Певцы - " Аминь", " Буди имя Господне" (трижды), 3 поклона. Чтец - псалом 33-й " Благословлю Господа на всйкое время". И отпуст.

На великом повечерии по 1-м Трисвятом - тропарь св. Феодору, " Слава, и ныне" - Богородичен 2-го гласа " Вся паче смысла". По 2-м Трисвятом тропари обычные - " Помилуй нас, Господи". По " Слава в вышних" - заупокойный канон рядового гласа из утрени субботы. По 3-м Трисвятом - кондак св. Феодору. После возгласа - " Боже, ущедри ны" поклоны не полагаются и конечное Трисвятое не читается, но сразу - " Аминь". " Нескверная, Неблазная", " И даждь нам, Владыко", " Преславная Приснодеве", " Упование мое - Отец", " Слава Тебе, Христе Боже". Отпуст малый - " Христос, истинный Бог наш". Обычное прощение. Ектения " Помолимся".

Суббота 1-й седмицы

Служба по Триоди.

См. Службы святым по Минее в субботы и Недели Великого поста вычитываются на повечериях или когда изволит настоятель.

На утрени, на " Бог Господь" - тропарь мученику Феодору дважды, " Слава, и ныне" - Богородичен воскресный 2-го гласа - " Вся паче смысла". По первой кафизме и ектений седальны мученичны Октоиха гласа с Богородичным. По 2-й кафизме и ектений седальны святому с Богородичным. Псалом 50-й. Тотчас после псалма поется канон. Молитва " Спаси, Боже, люди Твоя" опускается. Канон храму с ирмосом на 6 и святому Феодору два канона на 8. Если на каноне не стихословятся библейские песни, то к 1-м тропарям 1-го канона Триоди припев " Пресвятая Богородице, спаси нас". К прочим - " Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас". Катавасия " Отверзу уста моя". По 3-й песни седальны, по 6-й песни кондак и икос, по 9-й ексапостиларий - все из Триоди. " Хвалите Господа с небес" и хвалитные стихиры святому из Триоди. По исполнении стихир " Тебе слава подобает" не глаголем, но тотчас - " Слава Тебе, показавшему нам свет" и читается вседневное славословие. По ектений" Исполним" стихиры на стиховне святому со стихами их. " Благо есть..." (единожды). Трисвятое, тропарь святому, " Слава, и ныне" - Богородичен " Вся паче смысла". Ектения.

Час 1-й и отпуст.

На литургии Блаженны святому - песни 3-я и 6-я. По входе - тропари храму и мч. Феодору, кондак храму святого, " Слава" - кондак мученику, " И ныне" - кондак храму Христову или Богородицы, а в храме святого -" Предстательство христиан". Прокимен, глас 7 - " Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него". Стих -" Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе". Апостол субботы: Евр., зач. 303, и святому - Тим., зач. 292. Евангелие субботы: Мк., зач. 10, и святому - Ин., зач. 52. Причастен " В память вечную..."

Молитва

" Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею, Тебе вседаровитому Господу нашему мы, недостойнии, благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий ради наших, но паче предваряеши ны щедротами Твоими. Ты ко избавлению нашему послал еси Единороднаго Твоего Сына и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снизхождение: яко хотением хощеши, и ожидаеши, еже обратитися нам к Тебе и спасеным быти: Ты, снизходя к немощи нашего естества, укрепляеши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешаеши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ, и руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдаеши яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие. Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою, и виждь, яко Твое спасительное благовестие аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом, противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благость и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневаяйся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину: умягчи их ожесточение и отверзи слухи, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь несогласную христианскому благочестию: сотвори, да вси свято и непорочно поживем: и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего: подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и попечение их о спасении и обращении заблуждающих духом Евангельским раствори: да тако вси руководими достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь: и тамо с лики чистейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков, аминь".

И по молитве - " Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков".

Лик - Аминь и поет песнь святаго Амвросия - " Тебе, Богу, хвалим". И отпуст.

О служении с бдением святому храма или великому святому в Неделю 1-ю Великого поста см. том I, с. 99, 100. г-

Во все Недели Великого поста, кроме Недели ваий, совершается литургия св. Василия Великого.

В седмичные дни, как второй, так и последующих Недель Великого поста, службы в общем совершаются по такому же чину, как и на 1-й седмице.

В 1-ю Неделю вечера на вечерне великий прокимен " Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи".

С понедельника 2-й седмицы на повечериях вычитываются каноны тем святым, которые прилучатся в период от Лазаревой субботы до Фоминой Недели. Прежде поются каноны Богородице, а потом - святому Минеи. По 3-й песни - кондак и седален Минеи, по 6-й - седален Богородице.

Суббота 3-й седмицы

Совершается все последование, как указано в субботу 2-й седмицы.

На литургии Блаженны Октоиха рядового гласа. Прокимен дню и за упокой. Апостол: Евр., зач. 325, и за упокой - Сол., зач. 270, Аллилуиа дню и за упокой. Евангелие: Мк., зач. 8, и за упокой - Ин., зач. 16. Причастен" Радуйтеся" и " Блажени, яже избрал".

Понедельник 4-й седмицы

На 1-м часе поклонение Кресту, как в воскресенье. Во время Богородична " Что Тя наречем" на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадят святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на средину и полагает на уготовленный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо " Стопы моя" иерей с диаконом поют " Кресту Твоему покланяемся, Владыко", и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место.

На всех часах и изобразительных по " Отче наш" - кондак Кресту " Не ктому пламенное оружие".

Среда и суббота 4-й седмицы

Оставляется служба Минеи и поется вся служба только по Триоди.

На 1-м часе совершается поклонение Кресту, как в понедельник.

На всех часах - кондак Кресту.

Обычное последование литургии Преждеосвященных Даров.

Начиная от среды Крестопоклонной седмицы и кончая Великой средой на литургии Преждеосвященных Даров, после ектений об оглашенных добавляется ектения " О готовящихся ко просвещению".

Эта ектения, как напечатано в Служебнике, предначинается возглашением " Елицы ко просвещению изыдите, помолитеся, иже ко просвещению".

Последование службы субботы 4-й седмицы, как указано во 2-ю и 3-ю субботы.

Среда 5-й седмицы

На вечерне кафизма рядовая, 7-я. На " Господи, воззвах" - стихиры, глас 8. Припевы к стихирам начинаются не от стиха " Изведи из темницы", а от стиха " Впадут во мрежу свою". Самогласен дня дважды, мученичен и подобны - 3. Далее 24 стихиры Великого канона. Эти умилительные стихиры следует петь или же все выразительно прочитать, а окончание каждой " Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя" - петь.

Вход с кадилом и прочее последование Преждеосвященных.

Повечерие малое без поклонов.

Пятница 6-й седмицы

Все богослужение обычно, как в предыдущие пятки. От сего дня прекращается употребление Минеи и Октоиха до понедельника Фоминой седмицы.

На вечерне - обычная кафизма. На " Господи, воззвах" - стихиры на 10 (Самогласен дня, глас 8 - " Душеполезную совершивше Четыредесятницу", дважды, и мученичен. И св. Лазарю 5 стихир, первые две по дважды), " Слава", глас 8 - " Представ гробу Лазареву", " И ныне" - " Душеполезную совершивше Четыредесятницу". Вход с кадилом и прочее доследование литургии Преждеосвященных.

Отпуст " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол (здесь поминаются святой храма и дня), святаго и праведнаго Лазаря, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых".

В пятницу вечером - повечерие великое.

По 1-м Трисвятом - тропарь празднику, глас 1 - " Общее воскресение". По 2-м Трисвятом тропари обычные" Помилуй нас, Господи, помилуй нас". По " Слава в вышних Богу" поем канон прп. Андрея Критского. Сей канон, как и все каноны на повечериях Страстной седмицы, рекомендуется читать самому настоятелю на средине храма по тому же чину, как читается на повечериях 1-й седмицы Великий канон. По 3-м Трисвятом - кондак празднику, глас 2 - " Всех радость Христос". Отпуст малый и обычные прошения " Помолимся".

Суббота Лазарева

На полунощнице по 1-м Трисвятом вместо " Се Жених грядет" тропарь " Общее воскресение". По 2-м Трисвятом кондак " Всех радость Христос". Молитву же за упокой " Помяни, Господи" не глаголем.

На утрени, на " Бог Господь" - тропарь, глас 1: " Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне" (трижды).

По 1-й кафизме - седален Триоди. По 2-й кафизме ектений нет, но непосредственно воскресные тропари, глас 5 -" Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". " Ангельский собор". Каждение всего храма. Малая ектения. Возглас " Яко благословися Имя Твое". Седален, дважды. Посем " Воскресение Христово видевше". Псалом 50-й и канон 1-й с ирмосом на 8. Второй канон на 6. Катавасия - ирмос последнего канона.

По уставу в субботу Ваий канон должно петь со стихами библейских песен по праздничному чину " Поим Господеви", но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в праздники канон с библейскими песнями, то сегодня, как и в Неделю Ваий, припев к тропарям канона тот же, что указан и на повечерии, т. е. " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Этот припев поется и на всех канонах Страстной седмицы. По 3-й песни - седальны праздника. От 6-й песни поем четверопеснец. По 6-й песни - кондак, глас 2: " Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот, и мира Воскресение сущим на земли явися. Своею благостию, и бысть образ Воскресения, всем подая Божественное оставление". И икос. На 9-й песни " Честнейшую" не поем, но к тропарям канона тот же припев " Слава, Тебе, Боже наш". С этого дня " Честнейшую" не поется до понедельника Фоминой недели. По 9-й песни " Свят Господь Бог наш" со стихами. Светилен Триоди, дважды. " Слава, и ныне" - иной светилен. На " Хвалите" - стихиры на 8, " Слава", глас 2 - " Велие и преславное", " И ныне" -" Преблагословенна еси". По великом славословии тропарь " Общее воскресение". Ектения. Отпуст дневной с упоминанием праведного Лазаря.

Литургия св. Иоанна Златоустого. Блаженны, песни 3-я и 6-я, на 8. На входе - " Приидите, поклонимся... во святых дивен Сый". Тропарь празднику, " Слава, и ныне" - кондак. Вместо Трисвятого " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа". Прокимен, глас 3 - " Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся". Стих " Господь Защйтитель живота моего, от кого устрашуся". Апостол: Евр., зач. 333 от полу, Евангелие: Ин., зач. 39. Хотя ни в Триоди, ни в Типиконе нет указаний на то, чтобы в субботу Лазареву петь задостойник, но в синодальном издании " Триодь нотного пения" (СПб., 1898) дано нотное переложение ирмоса 9-й песни канона" Чистую славно почтим" в качестве задостойника для субботы Лазаревой. Причастен " Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу".

Вторник 1-й седмицы

На утрени вся служба совершается, как в понедельник. Особенности следующие: окончание первого тропаря Троичного - " Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас". Концы на " Слава" и " И ныне" те же, что в понедельник. Кафизмы 10, 11, 12-я.

Порядок исполнения канона: Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих " Господь, царствуяй на веки и еще". Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Певцы - " Наведе на ня Господь". Чтец - 2-й тропарь. Певцы -" Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы: - " И ныне". Чтец - Богородичен. Затем чтец вычитывает " лоскору" 2-ю песнь" Вонми, небо, и возглаголю". После чтения певцы поют ирмос 2-й песни Триоди, глас 2 - " Видите, видите; яко Аз есмь в мори спасый" и затем " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец читает по Триоди тропарь. Певцы поют пред следующими двумя тропарями - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Пред Богородичным певцы поют - " Пресвятая Богородице, спаси нас". После Богородична певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" и тропарь 2-го трипеснца. Так же и пред следующим тропарем. Затем певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - тропарь. Певцы - ирмос 2-го канона.

Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются, как в понедельник. Светилен во вторник имеет окончание" Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя". На " Слава, и ныне" - окончания те же, что и в понедельник. Все остальное последование утрени, а также часов по обычному великопостному чину.

На вечерне, на " Господи, воззвах" стихиры на 6: 3 из Триоди, 3 из Минеи, " Слава" - святому, если есть, " И ныне" - Крестобогородичен из Минеи. По " Свете тихий" две паримии Триоди. На стиховне стихиры Триоди, глас 8 -" Слава" святому, если есть, " И ныне" - Крестобогородичен также из Минеи и обычное окончание вечерни по великопостному чину.

Великое повечерие с каноном св. Андрея Критского по чину понедельника 1-й седмицы.

Среда 1-й седмицы

Утреня совершается, как в понедельник. Особенности: окончание первого Троична - " Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи".

Порядок исполнения канона в среду: 1-я песнь поется так же, как во вторник, т. е. ирмос Минеи и тропари со стихами на 4. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь поется так: стихословится библейская песнь и после стиха" Лук сильных изнеможе" певцы поют ирмос канона Минеи. Певцы - " Яко неплоды". Чтец - 1-й тропарь. Певцы -" Господь мертвит". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Господь убожит". Чтец - 3-й тропарь. Певцы " Посадите его". Чтец - Богородичен. Певцы - " Даяй молитву". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - " Яко не укрепляется". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Да не хвалится". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - " Но о сем да хвалится". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господь взыде на небеса". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - " И дасткрепость". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - последний тропарь трипеснца. Певцы - катавасию, ирмос 3-й песни второго трипеснца." Утверди нас в Тебе, Господи".

Остальные песни с 4-й по 9-ю стихословятся, как.в понедельник.

Конец первого светильна - " Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя".

На стиховне стихиры Триоди. Окончание утрени и часы - по обычному великопостному чину.

Часы 1-й, 3-й, 6-й совершаются, как в понедельник. Изобразительны в среду, пятницу и в те дни, в которые совершается литургия Преждеосвященных Даров, имеют особенности, а именно: после 16 поклонов Трисвятое по" Отче наш". Возглас - " Яко Твое есть Царство". Аминь. " Господи, помилуй" (12 раз). Молитва " Всесвятая Троице...". " Премудрость". " Достойно есть". Иерей - " Пресвятая Богородице". Лик - " Честнейшую". Иерей - " Слава Тебе, Христе Боже". Хор - " Слава, и ныне". " Господи, помилуй" (трижды). " Благослови". Отпуст и после него лик -" Господи, помилуй" (трижды).

Далее следуют вечерня и литургия Преждеосвященных Даров. Порядок совершения см. в разделе " Литургия Преждеосвященных Даров".

Великое повечерие с каноном св. Андрея Критского по чину понедельника.

Четверг 1-й седмицы

На утрени конец первого Троична - " Молитвами святых апостол и святителя Николая помилуй нас".

Канон Минеи на 4. Трипеснец на 4-й, 8-й и 9-й песнях. 1-я песнь канона стихословится так, как во вторник, 2-я песнь не стихословится, 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, поется подобно 1-й песни в понедельник. Стихословится библейская песнь, и после стиха " Вложил еси" певцы поют ирмос 4-й песни канона святому из Минеи и стих " Разсекл еси". Чтец - 1-й тропарь канона святому из Минеи. Певцы - " И возвел еси". Чтец - 2-й тропарь из Минеи. Певцы - " И вниде трепет". Чтец - 3-й тропарь из Минеи. Певцы - " Почию в день". Чтец - Богородичен. Певцы - " Зане смоквь". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - " Солжет дело". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Оскудеша овцы". Чтец - 3-й тропарь трипеснца. Певцы - " Аз же о Господе". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господь Бог мой". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - " И на высокая возводит". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - последний тропаре. Певцы - ирмос 4-й песни трипеснца на катавасию. Остальные песни (5 - 9-я) стихословятся так же, как в понедельник.

Конец первого светильна - " Молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя".

Утреня, часы и вечерня совершаются по обычному великопостному чину.

На вечерне, на " Господи, воззвах", в четверг вечера, стихиры на 6: Триоди - 3 и Минеи - 3, " Слава, и ныне" - Крестобогородичен.

На стиховне стихиры Триоди, " Слава, и ныне" - Крестобогородичен Триоди.

Великое повечерие с Каноном св. Андрея Критского.

Пятница 1-й седмицы

На утрени - конец первого Троична - " Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи".

По 1-й кафизме седальны Октоиха. По 2-й и 3-й кафизмах седальны Триоди.

Канон Минеи и трипеснцы Триоди: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник.

5-я песнь поется подобно 1-й в понедельник. Стихословится библейская песнь, и после стиха " Зависть приимет люди ненаказанный" певцы поют ирмос 5-й песни из Минеи и стих - " Господи, Боже наш". Чтец - тропарь канона святому. Певцы - " Господи, Боже наш, стяжи ны". Чтец - тропарь из Минеи. Певцы - " Мертвии же живота не имут". Чтец - тропарь из Минеи. Певцы - " Сего ради навел еси". Чтец - тропарь. Певцы - " Приложи им зла, Господи". Чтец - Богородичен. Певцы - " Господи, в скорби". Чтец - 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы - " И яко болящая". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Страха ради Твоего". Чтец - 3-й тропарь трипеснца. Певцы - " Не падем". Чтец - Богородичен. Певцы - " Воскреснут мертвии". Чтец - 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы - " Роса бо, яже от Тебе". Чтец - 2-й тропарь трипеснца. Певцы - " Слава". Чтец - Троичен. Певцы - " И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы -" Слава Тебе, Боже наш". Чтец - последний тропарь. Певцы - ирмос 5-й песни трипеснца - на катавасию.

Остальные песни (6 - 9-я) стихословятся так же, как в понедельник.

Конец первого светильна - " Силою, Господи, Креста Твоего И спаси мя".

На стиховне - стихиры Триоди, глас 8. Чтец - " Благо есть". И прочее последование утрени.

1-й и 9-й часы по пяткам во всю Четыредесятницу без кафизмы.

На вечерне, на " Господи, воззвах" стихиры на 10: Триоди стихира 1-я (дважды), мученичных Октоиха гласа - 4 и св. Феодору, глас 2 (писаны в Триоди на ряду) 4, " Слава" - св. Феодору, " И ныне" - догматик рядового гласа. Вход с кадилом. " Свете тихий". Паримии и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве сразу читается псалом 142-й " Господи, услыши молитву мою", а иерей с диаконом идут к уготованному посреди храма столу, на котором стоит блюдо с коливом. По прочтении псалма " Бог Господь", тропарь св. Феодору Тирону, глас 2: " Велия веры исправления, во истбчнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Фебдор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша". " Слава" - тот же тропарь, " И ныне" - Богородичен " Вся паче смысла". Чтец - псалом 50-й. Иерей во время псалма кадит коливо и лики по чину.; После 50-го псалма - канон на 4 без ирмосов. Певцы поют запевы: " Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас", " Слава, и ныне". Канон рекомендуется читать самому иерею. Катавасии нет. По 6-й песни кондак св. Феодору, глас 8: " Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый". По 9-й песни вместо " Достойно" ирмос 9-й песни, Трисвятое по " Отче наш", тропарь святому, " Слава" - кондак, " И ныне" - Богородичен " Якоже предстательство". Диакон - " Господу помолимся". Певцы - " Господи, помилуй". Иерей читает молитву над коливом: " Вся совершивый Словом Твоим, Господи, и повелевый земли многоразличныя прозябати плоды, в наслаждение и пищу нашу, Иже семенми три отрока и Даниила, сущия в Вавилоне, сластнопитанных светлшия показавый! Сам Всеблагий Царю, и семена сия с различными плоды благослови и от них вкушающия освяти, яко в славу Твою и в честь святаго великомученика Феодора Тирона сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся. Подаждь же, Блаже, благоукрасившим сия и память совершающим вся, яже ко спасению прошения и печных Твоих благ наслаждение, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святаго великомученика Феодора Тирона, его же и память совершаем, и всех святых Твоих. Яко Ты еси благословляли и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем - Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Певцы - " Аминь", " Буди имя Господне" (трижды), 3 поклона. Чтец - псалом 33-й " Благословлю Господа на всйкое время". И отпуст.

На великом повечерии по 1-м Трисвятом - тропарь св. Феодору, " Слава, и ныне" - Богородичен 2-го гласа " Вся паче смысла". По 2-м Трисвятом тропари обычные - " Помилуй нас, Господи". По " Слава в вышних" - заупокойный канон рядового гласа из утрени субботы. По 3-м Трисвятом - кондак св. Феодору. После возгласа - " Боже, ущедри ны" поклоны не полагаются и конечное Трисвятое не читается, но сразу - " Аминь". " Нескверная, Неблазная", " И даждь нам, Владыко", " Преславная Приснодеве", " Упование мое - Отец", " Слава Тебе, Христе Боже". Отпуст малый - " Христос, истинный Бог наш". Обычное прощение. Ектения " Помолимся".

Суббота 1-й седмицы

Служба по Триоди.

См. Службы святым по Минее в субботы и Недели Великого поста вычитываются на повечериях или когда изволит настоятель.

На утрени, на " Бог Господь" - тропарь мученику Феодору дважды, " Слава, и ныне" - Богородичен воскресный 2-го гласа - " Вся паче смысла". По первой кафизме и ектений седальны мученичны Октоиха гласа с Богородичным. По 2-й кафизме и ектений седальны святому с Богородичным. Псалом 50-й. Тотчас после псалма поется канон. Молитва " Спаси, Боже, люди Твоя" опускается. Канон храму с ирмосом на 6 и святому Феодору два канона на 8. Если на каноне не стихословятся библейские песни, то к 1-м тропарям 1-го канона Триоди припев " Пресвятая Богородице, спаси нас". К прочим - " Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас". Катавасия " Отверзу уста моя". По 3-й песни седальны, по 6-й песни кондак и икос, по 9-й ексапостиларий - все из Триоди. " Хвалите Господа с небес" и хвалитные стихиры святому из Триоди. По исполнении стихир " Тебе слава подобает" не глаголем, но тотчас - " Слава Тебе, показавшему нам свет" и читается вседневное славословие. По ектений" Исполним" стихиры на стиховне святому со стихами их. " Благо есть..." (единожды). Трисвятое, тропарь святому, " Слава, и ныне" - Богородичен " Вся паче смысла". Ектения.

Час 1-й и отпуст.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь