Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неделя 2-я по Пятидесятнице - ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИХ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после Недели всех святых. Служба совершается по особой книге: " Служба всем святым, в земли Российской просиявшим", изданной при Патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 году. ПЕТРОВ ПОСТ С понедельника после Недели (воскресенья) всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июня. Об этом посте упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность поста бывает различной и зависит от праздника Пасхи. Самый продолжительный период этого поста - шесть недель, а наиболее короткий - неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня[230].
Экзаменационная программа по Литургике для учащихся 3-го класса Московской духовной семинарии (СЗО). Билет Понятие о двунадесятых праздниках и дни их празднования. Общие отличия Господских праздников от Богородичных. Великие (недвунадесятые) праздники, а также чтимые св. Церковью. Дни их празднования (по церковному стилю). Неделя всех святых и всех святых в земле Русской просиявших. Билет Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Порядок чтения паремий и краткое их содержание. Порядок пения тропарей на благословение хлебов и на «Бог Господь», если праздник совпадет с воскресным днем. Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви. Билет Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Особенности Вечерни, Утрени и Литургии, если праздник совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника в воскресные дни. Билет Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника в воскресные и седмичные дни. Билет Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. История праздника. Особенности Всенощного бдения. В какие дни Всенощное бдение начинается: с Великого повечерия, с Великой вечерни и Утрени? Билет Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Особенности Литургии и порядок ее соединения с Вечерней. Что означает слово «Кириопасха»? Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с Пасхой. Билет Праздник Сретения Господня. История праздника. Особенности Всенощного бдения в зависимости от подготовительных недель Великого поста. Богослужебные особенности Попразднества. Билет Праздник Сретения Господня. Богослужебные особенности Вечерни, Утрени и Литургии, если праздник совпадет с воскресным днем. Богослужебные особенности Отдания праздника. Богослужебные особенности, если праздник Благовещения совпадет с Неделей Ваий. Билет Праздник Успения Божией Матери. История и установление праздника. Особенности Всенощного бдения. Попразднество и Отдание праздника. Богослужебные особенности праздника, если он совпадет с воскресным днем. Билет Праздник Успения Божией Матери. Чин погребения Богоматери. Его происхождение и развитие. Чин погребения в современной богослужебной практике. Особенности богослужения, если праздник Благовещения совпадет с Великой Пятницей. Билет Праздник Рождества Христова. История праздника и его древность. Богослужебные особенности подготовительного периода праздника. Навечерие праздника и его богослужебные особенности. Великие часы и схема их построения. Билет Праздник Рождества Христова. Порядок совершения Вечерни в Сочельник (с Литургией св. Василия Великого и с Литургией св. Иоанна Златоуста). Чин «славления» Христа. Билет Праздник Рождества Христова. Особенности Всенощного бдения и Литургии. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. Билет Праздник Крещения Господня. История праздника, богослужебные особенности в дни Предпразднества. Навечерие праздника и его богослужебные особенности. Великие часы и схема их построения. Билет Праздник Крещения Господня. Порядок совершения Вечерни в Сочельник с Литургией св. Василия Великого и с Литургией св. Иоанна Златоуста. Чтение паремий и пение стихом между ними. Чин «славления» Христа. Билет Чин и последование Великого освящения воды в Сочельник и в день праздника. Зничение и применение «великой агиасмы». Особенности богослужения, если Великая Суббота совпадет с Благовещением. Билет Праздник Крещения Господня. Особенности Всенощного бдения и литургии. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Суббота и Неделя по Просвещении. Билет Праздник Преображения Господня. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Чин освящения плодов, его история и символическое значение. Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Порядок отправления канона на утрени в четверг на 1-й седмице Великого поста. Билет Праздник Воздвижения Креста Господня. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Порядок переноса Креста с жертвенника на престол. Вынос и воздвижение Креста. Билет Богослужебные особенности Попразднества и Отдания праздника. Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Богослужебного устава. Порядок чтения кафизм в каждый из этих периодов. Понятие об отступке и приступке. Билет Великий пост. Его древность и значение. Свв. Отцы и Церковные правила, свидетельствующие о Великом посте. Понятие о Триоди Постной и великопостном богослужении. Богослужебные особенности подготовительного периода Великого поста. Билет Богослужебные особенности мясопустной и сырной седмицы. Уставные особенности Вечерни сыропустной недели. Чин прощения. Порядок Великопостных церковных служб и их особенности. Билет Последование Великого повечерия и его изменяемые части в связи с субботними и праздничными днями. Особенности великопостной Утрени и чтения канона. Богослужебные особенности великопостных служб в неделю вечера. Билет Уставные особенности субботней Утрени Великого поста (чтение канона). Особенности великопостных Часов, Изобразительных и Вечерни и их последовательность. Билет Литургия Преждеосвященных Даров. История ее происхождения. Приготовление к освящению Агнца и его хранение. Порядок совершения Вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров. Порядок отправления канона на Утрени во вторник 1-й седмицы Великого поста. Билет Первая и вторая седмицы и недели Великого поста и их богослужебные особенности. Канон Андрея Критского. Порядок отправления канона в среду на Утрени Великого поста. Билет Великий пост. Третья, четвертая и пятая седмицы и их богослужебные особенности. Порядок чтения Великого канона Андрея Критского и акафиста Божией Матери на 5-й седмице. Билет Лазарева суббота. Уставные особенности Утрени и Литургии. Праздник Входа Господня в Иерусалим. История праздника. Богослужебные особенности Всенощного бдения и Литургии. Уставные особенности Вечерни в день праздника. Билет Страстная седмица. Воспоминаемые события первых четырех дней и уставные особенности богослужений. Билет Великая Пятница. Воспоминаемые события этого дня и уставные особенности утрени. Уставные особенности Вечерни и выноса Плащаницы. Время выноса Плащаницы, если Великая Пятница совпадет с Благовещением. Билет Великая Суббота. Воспоминаемые события этого дня и уставные особенности Утрени и Литургии. Последовательность чина погребения Спасителя. Билет Триодь Цветная, ее происхождение и содержание. Праздник Воскресения Христова. Богослужебные особенности пасхальной Утрени и Литургии. Чинопоследование пасхальных Часов на Светлой седмице. История и чин освящения артоса. Билет Великая пасхальная Вечерня в 1-й день Пасхи и ее богослужебные особенности. Уставные особенности богослужения пасхальной седмицы. Порядок крестного хода. Какими молитвословиями заменяются обычные входные молитвы на пасхальной седмице? Билет Неделя Фомина (Антипасха) и ее богослужебные особенности. Уставные особенности служб от недели Фоминой до Отдания Пасхи. Билет Праздник Вознесения Господня. История праздника. Богослужебные особенности Утрени и Литургии, а также Попразднства и Отдания. Троицкая родительская суббота. Билет Праздник святой Пятидесятницы. История праздника. Богослужебные особенности Утрени, Литургии и Великой вечерни, а также Попразднства и Отдания. Примечание: Согласно учебной программы учащиеся должны знать наизусть тропари, кондаки и величания двунадесятых Господских и Богородичных праздников, а также указать, какие прокимны и Евангелия читаются в эти дни на Утрени и Литургии. Доцент архимандрит Иоанн (Маслов)
[1] О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, гл. 47. [2] Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднества не будет, но если случится в Вербное воскресение, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднества, ни попразднества, а только один день праздника. [3] В Типиконе (последование 2 февраля «аще в неделю») указывается, что если Сретение случится в неделю, то воскресная служба не отменяется, а поётся вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или ни кий храм Ея в неделю, и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентембрия и 8-й день». Вообще же в Типиконе (гл. 57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам. [4] Службы всех неподвижных двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Постной и Цветной. [5] Предпразднства не имеет по той причине, что в субботу совершается поминовение всех усопших. [6] Слово в день Рождества Богородицы. [7] Великая вечерня, стиховная стихира на «Слава, и ныне». Срав. 1 к. п. 1, 3. [8] I) Следует заметить, - говорит проф. архим. Киприан (Евхаристия (из чтений в православном Богословском институте в Парике). Париж, 1947, с. 153-154, - что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на Проскомидию, что после ее окончание никакого поминовение и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесением отпуста священнослужитель показывает, что эта часть богослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова после завершительных действий значит считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослужение и возвращаться к ней в другой части богослужения невозможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена. словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязательно, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не противятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно священнослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до " Верую" и " Тебе поем". Русская практика выработала даже особый способ покровения проскомидии, а именно дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и подымается и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не допускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский, говоря, " Впрочем архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить дары на престол - во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: " Боже, Боже наш...", а именно - во время великой ектений". См. Устав Богосл. Православной Церкви. К. Никольский. СПб., 1900, с. 375). Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных. На Востоке также при соборном служении литургии не вынимают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомисающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии находим такое примечание: " Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии один иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочий же служителе ничтоже проскомидии особо не глаголют". Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы.
[9] К. Никольский. Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 396. [10] Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как то бывает в Господские праздники, то " Свят Господь..." не поется (С.В. Булгаков. Настольная книга. Харьков, 1900, с. 786. [11] В конце 1-го часа, т.е, после молитвы " Христе свете истинный...", положено петь " Взбранной Воеводе...", но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как ис-ключение, поется кондак " Дева днесь..." (Там же, с. 789). [12] В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на " Слава, и ныне" поется стихира праздника, а в пятницу вечером на " Слава" поется стихира праздника, а на " И ныне" - догматик гласа (отдание его) (Типикон 7, 9 сентября). [13] Но по уставу В. Розанова, песнь рядовая будет вести свой счет от праздника. Например: Если праздник Рождества Богородицы совпадет в среду, то в четверг будет служить Рядовой песней 1-я и т.д. (стр. 287). [14] Никифор Каллист. Церковная история, кн. 2, гл. 3. [15] " Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх". (Тип., 25 ноября), [16] Но в Типиконе говорится тропарь: " Богородице Дево..." - трижды. Это - опечатка. [17] Восемь песен канона составил св. Феофан, митроп. Никейский, а десятую св. Иоанн Дамаскин. [18] Примечание. Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указания можно найти в " Богослужебных указаниях" за 1950-й год, вып. II, изд. Моск. Патр., стр. 6-46. [19] Следованная Псалтирь, с. 445. [20] Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, с. 600; Богослужебные указания, 1954, с. 136. [21] Примечание. В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип. 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. Никольский. Цит. соч., с. 566). [22] Типикон, послед. 26 марта; К. Никольский, цит. соч., с.566. [23] Примечание. В 20 и 43 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресения, Страстной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь " Честнейшую" (см. также Церковный календарь 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем " Честнейшую". Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо " Честнейшую" (Типикон, 26 марта, и Марковы главы; В. Розанов, цит. соч., с. 626). [24] Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви, ч. 2, М., 1895, с. 57. [25] К. Никольский, с. 558. [26] См. Тип. Если случится Сретение в подгот. недели; Никольский, стр. 558. [27] См. Тип. 2 февраля Марковы главы, л. 226. [28] Если праздник Успения придется в среду или пятницу - разрешаетсл на трепезе только рыба, во все другие дни - мирянам разрешение " на вся", монахам - на рыбу. [29] Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: " Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере". [30] " Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии" - под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 году, совершался в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, - переведен с греческого проф. Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. [31] Изд. Московской Патриархии, 1950 г. [32] После статьи можно пропеть " Хвалите имя Господне", без величания. [33] Кроме праздника Рождества Христова, такие подготовительное недели имеют еще два двунадесятых праздника - Крещение и Воздвижение, но они имеют только по одной такой неделе. [34] См. Богослужебные указания, изд. Московской Патриархии 1953 г., с. 248, и 1954, с. 313. [35] Трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни -полный отпуст, и священник произносит возглас: " Благословен Бог наш", чтец - обычное начало, т.е. " Царю Небесный" и т.д. Псалмы 50, 69, 142. Затем: " Слава в вышних Богу...", " Верую", после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются по дважды - в начале песни и на катавасию. После канона священник уходит в алтарь, чтец: " Достойно есть". Трисвятое и тропарь предпразднства. " Господи, помилуй" (40 раз) и т.д. В конце чтения: " Упование мое Отец...", священник выходит на амвон и произносит: " Слава Тебе, Христе Боже". Хор: " Слава, и ныне... Господи, помилуй" (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: " Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Братия же освещают: ''Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных". Священник отвечает: " Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас". Далее - ектения: " Помолимся о великом Господине..." (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник пред престолом с кадилом произносит возглас утрени: " Слава Святей..." (см.: С.В.Булгаков. " Повечерие", стр.772-773; Служебник. Посл. повечерия и полунощ., изд. Киев, 1893, стр.37-38; см.Типикон, Посл. святой Четыредесятницы, изд. М., 1906, стр. 415 - 447). [36] В неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если неделя, св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. [37] Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IХ-Х вв.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами. Название " царские" великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Та-кое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов " великими", так как их служба посвящена Царю царей - Христу Спасителю. [38] Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час - 5 89 и 100 псалмы 3-й час - 16, 24 и 50 псалмы 6-й час - 53, 54 и 90 псалмы 9-и час - 83, 84 и 85 псалмы. [39] Типикон, 1904, 24 декабря, л. 148. [40] Порядок службы находится в Типиконе под 25 декабря. [41] Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей - царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии (" Царю Небесный... Слава в вышних Богу..." и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает " Благослови, владыко! "; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: " Благословенно Царство...", после чего оба делают поклон престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец; " Приидите, поклонимся..." и 103-й псалом. [42] Интересно отметить разницу в подборе ветхозаветных чтений для праздника Рождества Христова в богослужебной практике Православной и Католической Церкви: ни одно из этих чтений не совпадает. В качестве ветхозаветных чтений для службы Рождества католиками взяты 9, 40 и 52 гл. книги Исайи (" Сие прежде испий, скоро твори земля Завулоня". " Утешайте, утешайте люди моя", " Восстани, восстани, Сионе" ). [43] В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется " Блажен муж" (в субботу - вся кафизма; в воскресенье - первый антифон); в остальные дни сразу после великой ектений поется " Господи, воззвах" (См. Типикон, гл.2). Диакон в это время совершает каждение и выход с Евангелием. [44] Примечание. Это чтение Апостола и Евангелия считается ошибочным. Следует читать на вечерни, особо совершаемой от литургии: Апостол к Евр., зач, 303, а Евангелие от Лк., зач.5. В субботу, когда совершается литургия св.Иоанна Златоуста, читается Апостол и Евангелие, указанное на вечерни, т.е. Гал., зач. 207 и Евангелие, Мф., зач. 53. Если неделя св.Отец приходится в Рождественский сочельник, то Апостол и Евангелие на литургии читаются недели св. Отец, т.е. Евр., зач. 328, Мф., зач. 1-е. [45] Тропарь по-русски: " Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом знания (богопознания), ибо во время его (т.е. рождения) служащие звездам (звездочеты) были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе". [46] Но если служит архиерей, то после входного стиха поется: " Приидите, поклонимся..." с концовкой: " Рождейся от Девы, поющия Ти, Аллилуиа". [47] Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется воскресный прокимен: " Господь воцарися...", а великий прокимен праздника переносится на пятницу, т.е. на Навечерие праздника. [48] См. Типикон. М., 1906, л. 181. [49] Воскресный прокимен (рядовой) опускается, а Апостол и Евангелие (воскресные) и их прочтение будет зависеть от отступки или приступки. [50] Минея, 3 января, стиховная стихира на утрени. [51] См. Типикон под 6 января, л.166. [52] Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на этой вечерни, см.: Дебольский Г. Дни богослужения, т.1, СПб., 1866, стр.61. [53] См. Типикон, 6 января. [54] Мансветов. Церковный устав, с.159. [55] Никольский. Цит.соч., с.61. [56] Никольский. Цит. Соч., с.829. [57] В самый праздник освящение воды совершается также по прочтении заамвонной молитвы. Порядок освящения и конец бывает точно так, как и на сочельник, в который совершается литургия св. Василия Великого. См.: Булгаков. Настольная книга. Изд. 2. Харьков, 1900, с.18. [58] В Типиконе не указано, какой отпуст положен после освящения воды, но в практике бывает праздничный, а после литругии – обычный. Никольский, цит. соч., с.830. [59] Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоры и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может привести к ослаблению веры к этой святыне. [60] См. Ирмологий: «Припевы на 9-й песни на Господские праздники»; Месячная Минея, 7 января. [61] По Требнику Петра Могилы, в начале чина освящения плодов читается псалом 66-й; после прочтения молитвы " начатки овощей" (плодов) благословляются и освящаются окроплением св. водой. При этом священник говорит: " Благословляются и освящаются овощи сие кроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь". [62] Типикон, л. 88. [63] Но если от недели Всех святых и до недели Мытаря и фарисея окажется больше 32-х недель, то рядовые Апостол и Евангелие перенесем на те недели. [64] Указание об этом см. в служебном Евангелии и Апостоле, а также в Типиконе (под 8, 13, 15 и 21 сентября). В неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут читаться в том случае, если не будет отступки. [65] О чтении кафизм в период подготовительных недель к св. Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано в своем месте - при рассмотрении служб Четыредесятницы. [66] Св. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху и Беседа 2-я " О низвержении статуй". [67] Вторник 2-й седмицы Вел. поста, 3-я стихира на " Господи, воззвах". [68] Дебольский Г. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1866, ч. 2, стр. 60. [69] Типикон. Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице, л. 333. [70] См.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав.: архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. - Русский инок. 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов. Богослужебный устав 1902 г., с. 420-429. [71] По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовые субботы, потом - святого (Типикон, Последование службы Недели о мытаре и фарисее). [72] Неделя о блудном сыне, на вечерне стихира на " Господи, воззвах". [73] Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: " На реках Вавилонских...", а затем воскресные тропари (см.: Розанов В. Цит. соч., с.402; Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44). [74] Синаксарий мясопустной субботы. [75] Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира. [76] К тропарям заупокойного канона припевы: 1-й: " Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Ко 2-му тропарю: " Упокой, Господи, души усопших раб Твоих" (см.: Октоих, гл. 1-й, в субботу утра). [77] 1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба. 2. Но если в субботу мясопустную случится храмовой праздник или Сретение Господне (2 Февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг. [78] Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1. [79] Понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3. [80] Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1, 2. [81] Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершает таинства Брака. [82] Разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. I, Киев, 1903, стр. 139. [83] Эти тропари помещены в Типиконе. Во вторник вечера сырной седмицы, в Часослове, о малом повечерии см.: Никольский. Цит. соч., с.585; Булгаков. Цит. соч., с. 772. [84] Начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совершается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), но читаются. [85] См. Типикон, среда сырной седмицы. [86] Первый час, по Типикону, совершается вместе с утреней. [87] I. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие. 2. Если в среду и пятницу случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком случае состоит из великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пением " Буди имя Господне" произносится молитва св. Ефрема Сирина, а также в конце утрени после ектении " Исполним утреннюю молитву", т.е. перед " Премудрость" с тремя земными поклонами. Кроме того эти поклоны бывают на всех часах, а на 6-ом часе - паремия. Литургия служится Иоанна Злато- уста в свое время. [88] Синаксарий сыропустной Недели. [89] В некоторых местах существует обычай на вечерни в Прощение воскресенье вместо обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: " Владыко Многомилостиве..." (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания. После окончания молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (Еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 год). [90] В церковной практике перед этим чином после отпуста вечерни прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: " Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы". [91] Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893, л. 37 об. [92] На утрени четверга 5-й недели Великого поста читается канон св. Андрея Критского, поэтому по Уставу положено читать малое повечерие по домам (см. Типикон, л. 366). В этот день начало службы с двухпсалмия. [93] Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литургия Преждеосвяшенных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы. [94] В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: " Боже, в помощь мою вонми..." и после него - канон св. Андрея Критского. Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: " Внегда призвати..." (без слов " Приидите, поклонимся...) и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается вначале 3-й части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами. [95] Но во все субботы Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом. [96] 1. На повечерии в пятницу вечерам 1-й седмицы по Три-святом поется тропарь св. великомученика Феодора Тирона: " Велия веры исправления...", " Слава, и ныне: Вся паче смысла...". 2. На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц - тропари: " Апостоли, мученицы и пророцы...", " Слава: Помяни, Господи...", " И ныне: Мати святая..." (см. Типикон - в пяток 2-й седмицы вечера). 3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия. 4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: " Общее воскресение...". 5. На великом повечерии накануне Благовещения - тропарь праздника. 6. Накануне Обретения главы Предтечи - 24 февраля, 40 мучеников - 9 марта, храмового святого - на повечерии читается тропарь праздника, " Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по главу тропаря. Но если память этим святым случится в первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы -Феодора Тирона (см. Типикон, 24 февраля). [97] На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей - кондак праздника. [98] Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятницы вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой недали (16 дней) (см. об этом: Розанов. Богослужебный устав. Ч.II., гл. 31, и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста). После 3-й песни канона - кондак и седален Минеи, по 6-й песни - седален и Богородичен Октоиха. В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу. [99] На великом повечерии в пятницу вечерам вместо " Господи сил, с нами буди" будет читаться: 1. на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону; 2. на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак " Со святыми упокой..."; 3. на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря. 4. Накануне праздников: 24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Предтечи; 9 марта - 40 мучеников и т.д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу - до субботы св. Лазаря), на повечерии также вместо " Господи сил, с нами буди..." поется кондак праздника (см.: Типикон, 24 февраля, с. 250; Розанов. Цит. соч., с. 543) и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает). 5. В понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем " Господи сил, с нами буди..." (См.: Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Вторника). [100] Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как-то: 24 февр., 9 марта и т.д.- вместо молитвы " Владыко Многомилостиве..." бывает малый отпуст: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". Но чин прощения не отменяется во все дни (см.: Типикон, л. 250; Розанов. Богосл. устав, с. 543) [101] Типикон, послед. св. Четыредесятницы, М. 1906, л. 414, на обор. [102] См.: Типикон, 24. П., если случится Обретен. главы Иоанна Предтечи в седмичные дни, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы