Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восстание 1024 года в Суздальской земле



(ПО «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

 

В 1024 год....В этот же год поднялись волхвы в Суздале, избивали зажиточных людей по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли хлеба, и ожили. Услышав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль, захватив волхвов, одних от­правил в изгнание, а других казнил, говоря так: «Бог по­сылает за грехи на любую землю голод, или мор, или за­суху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том».

 

Нагаев А.С., Огнев В.Н.Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991., С.57

 

КИЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1068 г.

(ПО «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

 

В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую землю, много половцев. Изяслав же, Святослав и Всеволод вышли против них на Альту... Ради наших грехов напустил бог на нас язычников: побежали русские князья, победили половцы...

Когда же Изяслав со Всеволодом побежали к Киеву, а Святослав к Чернигову, люди киевские прибежали в Киев, собрали вече на торгу и сказали, обратившись к князю: «Половцы растеклись по земле; дай, князь, оружие и коней; будем еще биться с ними». Изяслав этого не послушал. Начали люди говорить против воеводы Коснячко, пошли с вечера на гору, пришли на Коснячков двор и, не найдя его... сказали: «Пойдем выпустим товарищей своих из тюрьмы». Разделились они на две части. Половина этих пошла к тюрьме, а другая половина пошла по мосту; эти пришли на княжеский двор. Изяслав сидел на сенях с дружиною своей, они начали препираться с князем. Они стояли внизу, а князь смотрел из окна, дружина стояла около князя... Люди закричали и пошли к темнице Всеслава (1). Изяслав, увидав это, вместе со Всеволодом побежали со двора, а люди вытащили Всеслава из тюрьмы... и поставили его среди княжеского двора. Двор княжеский они разграбили... Изяслав бежал к полякам... Всеслав сел в Киеве.

В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем польским] против Всеслава. Всеслав пошел против [них]. Пришел к Белгороду Всеслав и ночью, тайно от киевлян, бежал из Белгорода в Полоцк. На другой день увидали люди, что князь убежал, возвратились в Киев, созвали вече и послали к Святославу и Всеволоду сказать: «Мы плохо поступили, прогнав князя; вот он ведет против нас Польскую землю [поляков]; идите в город отца своего; если не хотите, то мы вынуждены сжечь свой город, уйти в греческую землю».

... Святослав и Всеволод послали сказать Изяславу: «Всеслав бежал; не води поляков к Киеву, врага твоего нет; если хочешь гневаться и погубить город, то знай, нам жаль отцовского стола». Услыхав это, Изяслав оставил поляков и пошел с Болеславом, взяв немного поляков. Впереди себя послал своего сына Мстислава в Киев. Мстислав, придя, изрубил киевлян, которые освободили Всеслава, в количестве 70 человек, а других ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о них.

Когда Изяслав шел к городу, вышли люди навстречу ему с поклоном и приняли князя своего киевляне...

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.68

Примечание

1. Имеется в виду Всеслав Брячиславич, князь полоцкий, двоюродный брат Ярославичей, плененный ими в междоусобной борьбе.

 

Восстание 1113 г. в Киеве

(ПО «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

 

В 1113 год. Это же бывшее в солнце затмение предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знамения приспел праздник пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, апреля 16 за Вышгородом, и привезли его в ладье в Киев, и убрали тело его, и возложили на сани. И оплакивали его бояре и дружина его вся, отпев над ним обычные песни его, и похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же щедро наделила монастыри, и попов, н убогих на удивление всем людям, ибо такой щедрой милостыни никто не может творить. На другой же день, 17 апреля, киевляне устроили совет, послали к Владимиру [Мономаху], говоря: «Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел в [Киев], горюя по [двоюродному]брату. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет — это не только Путятин двор и сотских или евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев.

Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встретили же его митрополит Никифор с епископами и со всеми киевлянами с честью великою. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди рады были, и мятеж улегся.

 

Нагаев А.С., Огнев В.Н.Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. С.65.

РУССКАЯ ПРАВДА

Русская правда - сборник норм древнерусского, исторический источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Дошла до нас в списках XIII-XVIII вв., составляющих 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая часть Русской Правды составлена, ок. 1016 г., в период княжения Ярослав Владимировича в Новгороде. Правда Ярославичей была принята на съезде Изяслава, Всеволода, Святослава Ярославичей и их ближайших советников ок. 1072 г. Пространная Правда окончательно создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Сокращенную Правду историки считают поздним памятником XV или даже XVII в.

Статья 1. Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, либо отцу, или сыну, либо племяннику, или сыну брата; если не будет кто за него отомстить, то положить за убитого 80 гривен, если будет княжий муж или тиун княжий; если же будет русин (1), или гридин, либо купец, либо тиун боярский, либо мечник, либо изгой, или словенин (2), то 40 гривен положить за него.

Статья 3. Об убийстве. Если кто убьет кньяжьего мужа в разбое, а убийцу не найдут, то виру - 80 гривен - платить той верви, в которой лежит убитый; если же людин, то - 40 гривен.

Статья 6. Но если он убил или в ссоре, или на пиру явно, то так ему платить по верви с теми, которые прикладываются к нему вирою.

Статья 7. Если стал на разбой без всякой ссоры, то за разбойника люди не платят, но выдадут его всего с женою, детьми на поток и разграбление (3).

Статья 9. А поконы вирные (4), что были при Ярославе: вирнику взять 7 ведер солоду на неделю, также барана либо полтуши мяса, либо 2 ногаты; а в середину куну, также сыр, а в пятницу также; а кур по две ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков (5), а соли 7 головажень (6); то вирнику с отроком (7); а коней 4, коням на рот сыпать овес; вирнику 8 гривен и 10 кун перекладного (8), а метельнику (9) 12 векшей (10) ссадную (11) гривну.

Статья 11. О княжьем муже. Если за (убийство) княжьего отрока или за конюха или за повара, то 40 гривен.

Статья 12. А за тиуна огнищнего (12) и за конюшего (13) - 80 гривен.

Статья 13. А за сельского тиуна княжьего (14) или пашенного (15) - 12 гривен.

Статья 14. А за (княжьего) рядовича - 5 гривен. Также и за боярского.

Статья 15. О ремесленнике и о ремесленнице. А за ремесленника и за ремесленницу - 12 гривен.

Статья 16. А за смердии холопа (16) - 5 гривен, а за рабу - 6 гривен.

Статья 17. А за кормильца - 12 (гривен), также и за кормильцу, хотя бы они были холоп и раба.

Статья 32. О челяди. Если челядин скроется, и закличут о нем на торгу, и в течение 3 дней не выведут его, а он (хозяин) опознает его в 3-й день, то ему своего челядина взять, а тому платить 3 гривны продажи (17).

Статья 34. Если кто потеряет коня или оружие, или одежду и заявит на торгу, а после опознает в своем городе, то свое ему взять по наличности, а за обиду платит ему 3 гривны.

Статья 38. Если кто опознает своего украденного челядина и возьмет его, то тому вести его «по кунам» до третьего свода (18), взять же (у третьего покупщика) челядина вместо (своего) челядина, а тому дать поличное, пусть идет до конечного свода, а то не скот, нельзя сказать: не знаю, у кого купил, но по языку (следует) идти до конца; а где будет конечный вор, то обратно возвратит челядина, а своего возьмет, и убыток тому же платить, а князю продажи 12 гривен за кражу челядина.

Статья 41. Если крадет кто скот в хлеве и клети, то если будет один, то платить ему (хозяину) 3 гривны и 30 кун; если их будет много, всем платить по 3 гривны и по 30 кун.

Статья 43. Если крадет кто гумно (19) или жито в яме, то, сколько их крало, всем по 3 гривны и по 30 кун.

Статья 45. Если наличного не будет, а был (украден) княжий конь, то платить за него 3 гривны, а за иных - по 2 гривны. А вот уроки за скот. За кобылу - 60 кун, за вола - гривна, за корову - 40 кун, за третьяка (20) - 30 кун, за годовалого - полгривны, за теленка - 5 кун, за свинью - 5 кун, за поросенка - ногата, за овцу - 5 кун, за барана - ногата, за жеребца, если на него не садились, - гривна кун, за жеребенка - 6 ногат, за коровье молоко - 6 ногат; то тебе уроки для смердов, если платят князю продажу.

Статья 48. Если какой купец купцу даст деньги для купли или гостьбы (21), то купцу перед послухами (22) денег не брать, послухи ему не надобны, но идти ему самому к присяге, если должник начнет запираться.

Статья 50. О росте. Если кто дает деньги в рост или мед в настав (23) или жито в присыпь (24), то послухов ему ставить, как рядился так ему и брать.

Статья 51. О месячном росте. А месячный рост если за мало дней, то брать ему; если деньги задержаться в течение того же года, то пусть отдадут ему деньги с третным ростом, а месячный рост отвергнуть.

Статья 54. Если какой-нибудь купец, где-либо путешествуя с чужими деньгами, потерпит кораблекрушение либо пострадает от войны или пожара, то не причинять ему насилия, не продавать его, но как он начнет погодно платить также и продолжать платить, так как пагуба от бога, а он сам не виноват; если же он пропьется или проиграется, а в безумии истратит чужой товар, то, как угодно тем, чей то товар, или ждут от него уплаты, или продадут его то им своя воля.

Статья 57. О закупе же. Если у господина есть пашенный закуп, а погубит своего коня, то не платить ему, но то, что дал ему господин, от которого он получил купу, - плуг и борону, то, погубивши, платить; если же господин его отошлет на свою работу, а погибнет без него, то того ему не платить.

Статья 61. Если господин продаст закупа, как полного холопа, то наймиту свобода от (платежа) всех денег, а господину за обиду платить 12 гривен продажи.

Статья 64. О закупе. Если закуп украдет что-либо, то господин (не платит) за него; но если где его найдут, то прежде заплатит господин его за коня или что иное, им взятое, и (после этого он принадлежит) ему (как) полный холоп; если же господин не захочет платить за него, то пусть продаст его и прежде отдаст за то, что он взял чужого, или за коня, или за вола, или за товар, а остаток ему самому взять себе.

Статья 70. Если будет разрыта земля или будет на земле знак ловли или сеть, то по верви искать вора или платить продажу.

Статья 71. Если кто раззнаменает борть (25), то платить - 12 гривен.

Статья 72. Если кто-либо пересечет бортную межу, или распашет полевую, или дворовую межу перегородит тыном (26), то платить 12 гривен продажи.

Статья 73. Если кто-либо подсечет дуб со знаком или межевой, то платить 12 гривен продажи.

Статья 90. Если умрет смерд без детей, то наследство (отдать) князю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если они будут замужем, то не давать им части.

Статья 91. Если (умрет кто) из бояр либо из дружинников, то наследство не идет князю; но если не будет сыновей, то дочери возьмут.

Статья 96. А вот (уроки) при закладке города. А вот уроки городнику (27): закладывая городню, взять куну, а окончивши - ногату; а за корм и питье, и за мясо, и за рыбу (взять) 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 лукон (28) овса на 4 коней; брать же ему пока город срубят; а солоду однажды дадут 10 лукон.

Статья 98. А вот о наследстве. Если будут у мужа дети от рабы, то наследства им не брать, но свобода им с матерью.

Статья 110. О холопстве. Холопство полное трех видов: если кто, хотя купить до полугривны, поставит послухов и даст ногату перед самим холопом. А второе холопство, (если кто) возьмет (замуж) рабу без договора; если возьмет с договором, то, как рядился, на том и стоит. А вот третье холопство, (если кто примет) тиунство без договора, или привяжет ключ к себе (к поясу) без договора; если с договором, то, как рядился, на том и стоит.

Примечания

1. Русин – житель Южной Руси.

2. Словенин – в данном случае житель Северной, Новгородской Руси.

3. Поток и разграбление – изгнание из общины с конфискацией имущества.

4. Поконы вирные – установление, инструкция по сбору вир.

5. Уборок – неопределенная мера сыпучих тел.

6. Голованя – неопределенная мера соли.

7. Отрок – младший дружинник.

8. Перекладная – пошлина при перекладке подвод, перепряжке лошадей в пользу вирника.

9. Метельник – помощник вирника, записывавший уплату.

10. Векша или веверица – денежная единица, ¼ куны.

11. Ссадная – пошлина в пользу вирника при ссаживании его с подводы.

12. Огнищный – управляющий княжеским домовым хозяйством.

13. Конюший – заведующий княжеской конюшней.

14. Сельский тиун княжий – сельский княжеский староста.

15. Тиун пашенный – староста, ведавший полевыми работами на земле князя.

16. Смердии холоп – пашенный холоп.

17. Продажа – штраф в пользу потерпевшего убыток.

18. Свод – судебный обычай древности, при котором вора украденного имущества ищут путем перехода от одного перекупщика к другому.

19. Гумно – место для хранения зерна и его молотьбы.

20. Третьяк – трехгодовалый бычок.

21. Гостьба – внешняя торговля.

22. Послух – свидетель.

23. Настав – надбавка при возвращении взятого в долг меда.

24. Присып – добавка при возвращении взятого в долг зерна.

25. Борть – дупло дерева или отрубленной его части (колода) для сбора меда диких пчел

26. Тын – небольшая ограда.

27. Городник – строитель городской стены, городни.

28. Лукно – небольшая мера сыпучих тел, сравните с лукошко.

 

Нагаев А.С., Огнев В.Н.Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. С.34-54.

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097 г.

(По «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

 

В 1097 г. пришли Святополк, Владимир, Давыд Святославович и брат его Олег и съехали в Любиче для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы наши земли разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою: Святополк – Киев... Владимир - Всеволожову [вотчину], Давыд, Олег и Ярослав - Святославлю... И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный»...

 

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.76.

КНЯЖЕСКИЕ СЕЛА

(По Ипатьевской летописи)

 

Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Свято­слава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а ко­ней 1 000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы...

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь мятого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов...

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и ам­бары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев (1) меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одеж­ды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего кня­жеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).

 

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.83.

Примечание

1. Берковец – мера массы или веса, равная 10 пудам (более 160 кг).

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

(По Лаврентьевской летописи)

«Поучение к детям» или " Завещание" князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 г. «Поучение» соединяет в одном ряду различные жанры - автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание - и представляет собой образец средневековой княжеской этики. Неполный текст " Поучения" сохранился только в Лаврентьевской летописи, составленной в конце XIVв. Монахом Лаврентием как очередной редакции «Повести Временных лет».

 

О поведении князя

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте и ночью, всюду нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в полях, ни в селах, чтобы не начали вас про­клинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, на­кормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подар­ком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять че­ловека либо добрым, либо злым по всей земле.

...Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот, как отец мой... овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность все­му (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

 

О княжеских походах

...Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с по­ловецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца. Да­вал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьей... а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал... и других славных воинов молодых - 15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; по­степенно было избито в то время около 200 знатных.

 

Княжеская охота

А вот мои труды во время охоты... А вот в Чернигове, что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Руси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и два лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник (1) укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не щадя головы своей... На войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь, ни на посадников, ни на биричей (2), сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о со­колах и о ястребах (сам заботился).

 

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.81.

Примечание

1. Потник – войлок под седлом лошади.

2. Бирич – глашатай.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь