Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Педагогика как наука и учебный предмет




Педагогика в системе наук о человеке

Общее представление о педагогике как науке

 

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводство или дитя вождение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII век) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование.

 

1.2. Объект, предмет, функции педагогики

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органическом единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

 

 

1.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них – предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук – показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Это означает, что результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности и многих других областей образования.



Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики. Она является важнейшей и длябиологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу – разработать специальную систему обучения и воспитания для таких детей.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности.

В целом, развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей в педагогическом знании – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят: общая педагогика; история педагогики и образования; возрастная педагогика – дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых; коррекционная педагогика; отраслевая педагогика(военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

 

Методология педагогики

Образование как целостный педагогический процесс

В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: "Образование = Обучение + Воспитание". Она совершенно не отражает настоящего содержания этого педагогического феномена. Образование - сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека "обученного", закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости. Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован. Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. "Развитие" - традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике. Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обобщенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы. Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста. Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие "воспитание" принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие "воспитание" обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия "воспитание", то легко установить основу "питать" (синоним "кормить", отсюда "окормлять"). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo. В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия "воспитание": - широкий социальный смысл - своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим; - широкий педагогический смысл - управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников; - узкий педагогический смысл - процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения. Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют "внешнюю" сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий "внутренний" план преобразований на личностном уровне. В таком смысле "воспитание" - это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только "выход в социум" (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и "обретение себя" (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы. Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, "выходят" на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение. Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение - процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? На этот вопрос еще в XVII веке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: "Человек должен учиться, потому что он человек!" Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая. Не может не обращать на себя внимание многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно "разводимые" взаимосвязи. Чем это определяется? Во-первых, педагогика - наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека. Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, "выросла" из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков - тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, достижения всех наук, изучающих человека, природу и общество. В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предмета, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже существующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики - о сущности ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксировании, и в теоретическом обосновании. Любопытен пример того, как предмет педагогики воспринимается учеными из других областей науки. В одной из своих работ Ж. Пиаже рассказал о незабываемом случае, который произошел с ним: о встрече с А. Эйнштейном. Великий физик очень заинтересовался сообщением Ж. Пиаже о психолого-педагогических экспериментах с детьми, расспрашивал о деталях того, что делали его коллеги, педагоги-экспериментаторы. Прощаясь, А. Эйнштейн убежденно заявил, что исследования в педагогике неизмеримо сложнее того, чем занимается физика.

 

Виды воспитания

Методы воспитания.

Дополнительная

Основная

Литература

Вопросы лекции

1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.

2. Научное мировоззрение, пути и средства его формирования.

3. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе.

 

Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16 (§ 1).

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 12.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 26.

 

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 5 (§ 14).

Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007–2010 годы // Веснік адукацыі. 2008. № 2.

 

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же.

Сухотский Н.Н. Общеобразовательная школа и Православная церковь: пути и методы взаимодействия // Праблемы выхавання. 2008. № 5.

Кураев А. Диспут с атеистом // http://kuraev.ru

 

Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний (обучение, самообразование), но, как видно из определения, не сводится к накоплению их объема. Знания – только инструмент познания окружающего мира. Процесс приобретения знаний становится фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, которые проявляются в идейной целеустремленности его жизни, в его труде, общественной активности, интересах.

Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми проникнуто пытливой мыслью, поисками. Научить ребенка активно видеть мир – не только добывать истины личным трудом, но и ее осмысливать, переживать как радость открытия и преодоления трудностей. Чувство гордости от того, что благодаря приобретенным знаниям он делает что-то нужное людям, красивое.

Например, В.А. Сухомлинский так строил изучение русской и украинской литературы: сперва – ознакомление с первоисточниками. Только после того, как в сознании учащихся сложилось представление о художественных образах, сформировалось личное эмоционально-нравственное отношение к героям, событиям, допускается чтение учебника. Преподавая языки, он добивался, чтобы ученик твердо запоминал правило (определение, вывод) без специального заучивания.

Важнейшими элементами умственного воспитания являются: производительный труд, дискуссия, исследование, эксперимент, самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты. В.А. Сухомлинский пишет: «Главной потребностью нашего питомца должна быть мысль, думание, открытие истины, – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа» 1.

 

Мыслительная деятельность вне уроков, независимо от уроков, должна быть несравненно значительнее, богаче, шире по объему, чем все то, что делает ребенок на уроке.

Радость познания.

Любознательность порождают активные наблюдения.

Отношение к школе как к важнейшему очагу духовной жизни народа.

Формирование правильного отношения к умственному труду.

Вызвать удивление и изумление ребенка.

Источники умственного воспитания: природа, книга.

Интенсивная, яркая, насыщенная духовная жизнь.

Интеллектуальная активность зависит взглядов ребенка на самого себя, от того, что он думает о самом себе. Важно утвердить в сознании ребенка взрослость мысли, зрелость духа, сформировать уверенность в том, что он сильный, что он есть множество существ, которые нуждаются в его защите и опеке. В.А. Сухомлинский отмечал, что дети, в силу обстоятельств нянчившие в 5–6-летнем возрасте малышей, в школе отличаются большей

________________

1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. С. 79.

сообразительностью и взрослостью мышления. Важную роль играет и взрослость детского труда в классе, на школьном участке.

В.А. Сухомлинский: «Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли – среди природы.

<…> Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления – это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой» 1.

Особенно важное значение имеет приобщение к чтению детей слабомыслящих, малоспособных к учению, для которых овладение знаниями связано с неимоверными трудностями. Для их духовной жизни особенную важность имеет чтение из интереса, из желания что-либо узнать.

В начальных классах надо читать с детьми самые лучшие книги, которые вошли в золотой фонд человечества и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Это произведения Джека Лондона, Генрика Сенкевича, Гюго и Бичер-Стоу, Марка Твена и Свифта, Жюля Верна и Гоголя, Тургенева и Короленко, Толстого и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Горького, Шолохова и Леонова, Якуба Коласа и Янки Купалы, Шевченко и Ивана Франко. Многие часы учитель должен проводить в духовном общении со своими воспитанниками за книгой.

 

Центральное звено умственного воспитания – формирование мировоззрения. Мировоззрение служит основой духовного развития человека, оно определяет характер направленности деятельности человека. Сформировать мировоззрение – значит научить человека мыслить, жить и трудиться в соответствии с определенными принципами.

В общем смысле мировоззрение, как это вытекает из этимологии данного термина – взгляд на мир, который представляется единым, неделимым.

Целостное научное мировоззрение – систе­ма взглядов и убеждений, связанных с познанием и преобразо­ванием природы и общества.

Личность со стойкими взгля­дами и убеждениями, как правило, всегда активна и поступает в соответствии с этими взглядами и убеждениями: мировоззрение определяет идейную и нравственную направленность личности.

_____________

1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. С. 80.

Более того, процесс воспитания в целом, в своих конечных характеристиках, есть процесс формирования определенного мировоззрения.

Мировоззрение– это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку.

Мировоззрение выполняет следующие функции:

· ориентационную;

· информационно-отражательную;

· оценочную.

Коренные вопросы мировоззрения: Как устроен окружающий мир? По каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?

Свои взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:

1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.

2. Религиозное мировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.

3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:

1. Социально-экономическая среда, политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.

2. Уровень развития науки и техники.

3. Уровень образования и воспитания, школа.

Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

а) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

б) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;

в) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, расизм, шовинизм, религиозное сектантство).

Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.

Элементы научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.

Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:

1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики).Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.

Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).

2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей.Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.

3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика.Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.

4. Формирование общей положительной направленности личности, общего положительного отношения к окружающей действительности –природе, обществу, государству, труду, учебе, собственности, коллективу, другим людям и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.

5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.

Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.

Средства формирования научного мировоззрения:

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся.Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Так, В.А. Сухомлинский применял:

· задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);

· самостоятельное составление задач с последующим их решением;

· сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;

· насыщение содержания уроков яркими фактами;

· экскурсии, цель которых – выявить проблемы;

· уроки практического применения знаний;

· уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал.

2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся.В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки — с приставкой «научно-».

3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».

4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».

5. Внеклассные мероприятия познавательного характера:беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.

6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда.В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».

В старших классах: «Учись учиться», «Умеешь ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй свою память», «Азбука умственного труда», «Как научиться самостоятельно и творчески мыслить?», «Как заниматься самообразованием».

Педагогика как наука и учебный предмет

 

Педагогическая отрасль знания является едва ли не самой древней и неотделимой от развития человеческой цивилизации. Развитие человека как разумного общественного существа проходило на протяжении 2 млн. лет в процессе овладения производственным, социальным и духовным опытом предков. Чем сложнее становились формы общественных отношений, тем больше накапливалось знаний, которые необходимо было передавать последующим поколениям, следовательно, тем острее становилась необходимость в специально организованном процессе передачи опыта человеческой цивилизации новым поколениям. Образование и воспитание превращается в объективную потребность общества и становится важнейшей предпосылкой его развития. В поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, осуществление которой передается специально подготовленным для этого людям.Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился как название науки о воспитании. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово «пайдогогос» (пайда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука о воспитании – педагогика, которая была вычленена как особая отрасль из системы философских знаний в начале ХVII века.Определить предмет научного знания – значит ответить на вопрос, что она изучает, какая область природы или культуры привлекает внимание специалистов, решению каких задач посвящена их деятельность. Определить предмет невозможно без объекта. Объект – весь круг вопросов, на которые направлено внимание, предмет – это то, что находится в границах объекта.Объектом педагогики является человек, который развивается в результате воспитательных отношений, предметом педагогики становятся сами воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека как целостности, как личности, а не как носителя отдельных, пусть даже очень важных, функций – знающего, выполняющего социальные нормы, производящего материальные ценности, «правильно» мыслящего индивида.Педагогика призвана не только описывать педагогические явления, но и объяснять их, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.Объект педагогики (по Краевскому В.В.) – система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.Образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, психология, экономика и др. науки. Предмет педагогики (по Краевскому В.В.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), В этом случае педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучающихся, а также стратегий и способов взаимодействия субъектов образования.Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:

- теоретическая функция реализуется на трех уровнях (





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. E) Методический совет, предметные методические объединения, проблемный семинар, единый методический день.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  9. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  10. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  11. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  12. V1: Понятие, объект, предмет и система криминологии




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.) Главная | Обратная связь