Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ
Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551—479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество. В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего. Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, радостное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое отношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу. Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и свободы были записаны и в Конституции СССР 1936 г. («сталинской»), есть они и в Российской конституции 1993 г. Вопрос в том, как провозглашенные нормы соотносятся с реалиями жизни. Свобода в современном мире — понятие условное. Это легко понять хотя бы из факта материальной зависимости людей. Не может быть свободен человек, если он не свободен экономически, если он зависим от работодателя или системы. Естественно, зависимость от «куска хлеба» негативно сказывается на полноценном развитии лучших задатков личности. И хотя в цивилизованных странах человек имеет достаточные основания для развития своих способностей и дарований, поскольку его труд вознаграждается материально и морально в соответствии с производительностью, он тем не менее ограничен в своих возможностях. К тому же обывательские оценки человека строятся на учете его материального благополучия. Отношение к человеку в соответствии с материальными ценностями, которыми он владеет, — бездуховный и бесстыдный цинизм, попирающий свободу личности. Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ведущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.). Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников. Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса. Авторы понимают, что «разумеется, перечень не исчерпан и система открыта». (Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. — М., 1976. — С. 49). Американская исследовательница П. Уайт из всего спектра ценностей делает упор на «гражданских добродетелях». В этой базовой ценности она выделяет достаточно краткий набор: надежда и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружба, доверие, честность, порядочность и воспитание гражданственности (White P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society. — N.Y.; L., 1996.). Традиционно большое внимание уделяют ценностям английские педагоги. В фундаментальных трудах, обильно издаваемых на Британских островах, проводятся регулярные ревизии на соответствие ценностей нынешнему этапу развития общества и будущим планам его улучшения. Как следует из аналитического обзора группы английских исследователей (Values in education and education in values. — L., 1996.), актуальными являются следующие группы: —фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности; —духовные ценности как интегративное качество, своего рода отношение к миру; —моральные ценности, объединяемые различением добра и зла; —экологические ценности, ценности политической демократии, прежде всего гражданственность; —ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим «интегральный подход к воспитанию этих ценностей, формирование целостной личности», «всестороннее развитие личности». Это полностью совпадает с требованиями отечественной педагогики, в основе которых — всестороннее развитие личности, комплексный подход к воспитанию. Шотландский консультативный совет по куррикулуму (curriculum — это содержание обучения вместе с его методами и формами) разработал документ по проблеме ценностей (Values in education: an SCCC paper for discussion and development. — Dundee, 1991.). Подчеркивается, что «ценности пропитывают всю образовательную деятельность», «ценности не всегда усваиваются сознательно», что «мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей». Ценности разбиты на группы: ценности учения, уважение к себе и забота о себе, уважение к другим и забота о них, чувство принадлежности, социальная ответственность. Вопрос ставится в конкретном, практическом плане: как в школе в рамках совместной деятельности воспитывать необходимые человеку и обществу ориентации. Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Несоответствие приводит к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном развитии.
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Сколько же ценностей, сколько выведенных из них целей нужно поддерживать и реализовать в школе? Ясно, что сосредоточиться необходимо на немногих наиболее важных, базовых ценностях. Но по-прежнему актуален вопрос — каких? Заимствовать какой-то набор ценностей из какого-то одного источника, по-видимому, никак не удастся по вполне прагматической причине: разброс мнений будет все же велик, и не только по деталям. Сейчас, когда пишут: «общечеловеческие ценности», многие фактически читают: «западные ценности». Но в 1993 г. американец С. Хантингтон, проведя анализ 100 сравнительных исследований о ценностях в различных странах, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире (Huntington S. Ph. The clash of civilizations? // Foreign affairs. — 1993. — Vol. 72. — № 3. — P. 22—49). Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей. Это может быть, например, «мозаика» ценностей, хотя базовый набор такой «мозаики» попрежнему спорен {Г ершу некий Б. С. Менталитет и образование. — М., 1996. — С. 32). Отдельно следует сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей. Уже К. Д. Ушинский выдвигал требование усилить внимание ко «всему русскому» в программах и учебных пособиях. Его идеи поддерживали и развивали П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, СИ. Гессен, другие видные педагоги. Подчеркивая своевременность поставленных К. Д. Ушинским вопросов, они особо отмечали правомерность выдвижения родного им языка в качестве стержня национального воспитания. Оно должно быть национальным. (Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. — Пб., 1914. — С. 145). В современных условиях национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма, как неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин. Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей. Акад. Н. Д. Никандров по этому поводу пишет: «Здесь сразу же возникает проблема соотношения наших, российских, ценностей и ценностей общечеловеческих. Разумеется, можно философствовать и теоретизировать в любом направлении. Но если взять реальную жизнь, я с трудом представляю себе, чтобы воспитание сразу же опиралось на общечеловеческие ценности. Жизнь, родина, добро для ребенка начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное расширение его горизонта. Между прочим, именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от его собственной» (статья 29). Поэтому, может быть, не стоит так часто и так бездумно повторять слова об отвлеченных общечеловеческих ценностях, а чаще думать о ценностях наших, российских? » (Никандров Н. Д. Общечеловеческие ценности и воспитание // Педагогика. — 1997. — № 6).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2879; Нарушение авторского права страницы